Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Наталья и Галина ЦИРУЛИК

Трудовое обучение

Программа Н.А. Цирулик

В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик «Технология. Программа для четырехлетней начальной школы», необходимо изучать успешность обучения по трем линиям:

1. Развитие ручной умелости.
2. Развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу.
3. Развитие умения планировать.

Предложите детям два вида заданий. Первое – на точное повторение образца. В этом случае выясняем степень продвижения детей в умении ориентироваться в задании, планировать работу, контролировать свою деятельность в процессе и после завершения работы, в развитии ручной умелости – точности движений. Второе задание – на создание собственного образа по заданным условиям. В этом случае изучаем умение ориентироваться в задании и ручную умелость.
Умение планировать учитель оценивает в процессе наблюдений за детьми на том этапе, когда они самостоятельно провели анализ и приступили к практической работе.
Умение ориентироваться в задании учитель оценивает по готовой работе.
Развитие ручной умелости оцениваем по качеству работы. Основной критерий качества – точность (разметки, вырезывания, обрывания, складывания из бумаги, приклеивания и т.д.).
Работы выполняются полностью самостоятельно, без коллективного анализа и планирования.

1-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике мозаики, точно повторив расположение деталей.

Цели задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, точно его восприняв и контролируя свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Чтобы дети могли рассмотреть детали, между ними необходимо оставлять промежутки. Образец во время урока находится постоянно перед глазами детей. Он прикреплен к доске, чтобы дети могли провести анализ и постоянно контролировали свою работу.
На уроках они склеивали мозаику из квадратов и треугольников. В данном случае фигурка состоит из одних прямоугольных равнобедренных треугольников. Детям необходимо самим обнаружить эту особенность. Со стороны учителя не должно быть никакой помощи.
У детей на парте – бумажная основа для приклеивания, бумага одного цвета для деталей, шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш, ножницы, клей. Если дети уже могут начертить квадрат, дайте размер стороны квадрата 3 см.
Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой бумаги одного цвета.
В зависимости от того, как дети выполнили подобное задание в первом полугодии, его можно усложнить. Предложите детям повторить фигурку, повернув ее в другую сторону.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – ученик разметил с помощью шаблона или начертил на цветной бумаге пять квадратов. Это значит, он увидел, что треугольники можно получить, разделив квадрат по диагонали. Затем вырезал, разрезал по диагонали, расположил на основе и приклеил (планирование полное и рациональное).

  • 3-й уровень – ученик все 10 треугольников нарисовал от руки, вырезал, расположил на основе, приклеил (планирование полное, но нерациональное).

  • 2-й уровень – ученик разметил один квадрат, вырезал, разрезал по диагонали, наклеил. Затем другой квадрат и т.д. (планирование неполное).

  • 1-й уровень – ученик нарисовал от руки 1 треугольник, вырезал, приклеил и т.д. (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец (ориентировка и контроль)

Оцениваем готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями.

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно.

  • 2-й уровень – два элемента расположены неверно.

  • 1-й уровень – готовая работа полностью не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем по готовой работе ее качество, в данном случае – умение обвести шаблон, точно вырезать по прямой линии, аккуратно приклеить.

  • 4-й уровень – детали вырезаны точно по линии контура и аккуратно приклеены.

  • 3-й уровень – детали имеют небольшие отклонения от заданного размера, приклеены аккуратно.

  • 2-й уровень – детали имеют большие отклонения от заданного размера.

  • 1-й уровень – качество работы свидетельствует о низком уровне.

Задание 2

Использовать пластилин и круглую пластиковую крышку (например, от сметаны) для изготовления какой-либо поделки.

Цели задания

1. Оценить уровень развития творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

На уроках дети знакомились с разными приемами использования пластилина: размазывание его на основе и печатание, аппликация из пластилина, раскатывание жгутиков, лепка из отдельных частей. Предложите им придумать и выполнить любую поделку с использованием пластилина и круглой крышки. Это может быть плоское изделие или объемное. Главное, чтобы ребята не повторяли образы из учебника.
Для работы приготовить пластилин и крышки (желательно одного размера).

Оценка уровня творческого воображения

  • 4-й уровень – ученик выполнил оригинальную работу, непохожую на те, что есть в учебнике, и единственную в классе.

  • 3-й уровень – работа не повторяет образцы учебника, но у других детей работы похожи по сюжету.

  • 2-й уровень – в поделке использованы сюжеты из учебника, но образ создан новый.

  • 1-й уровень – ученик полностью повторил поделку из учебника, то есть он не смог придумать другой образ.

Оценка уровня ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое.

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности.

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего.

  • 1-й уровень – работа выполнена крайне небрежно.

2-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике аппликации из деталей круга.

Цель задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, то есть ориентироваться и контролировать и свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна, поэтому обведите их яркими линиями. Образец в течение урока постоянно прикреплен к доске, чтобы дети могли проанализировать его и постоянно контролировать свою работу.
У детей на парте – бумажная основа для приклеивания деталей, цветная бумага одного цвета, шаблоны кругов радиусами 8 см и 4 см, линейка, карандаш, ножницы, клей.
Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой одноцветной бумаги.
Задание можно усложнить, предложив развернуть фигурку на 180°.

Оценка умения планировать

Учитель оценивает умения детей, наблюдая за процессом работы.

  • 4-й уровень – ученик разметил и вырезал сразу все детали, разложил на основе, склеил детали головы, туловища и приклеил на основу (планирование полное).

  • 3-й уровень – ученик вырезал все детали, не раскладывая на основе, приклеил их.

  • 2-й уровень – ученик вырезал часть деталей, наклеил их, затем вырезал другие детали и наклеил (планирование неполное).

  • 1-й уровень – ученик вырезал по одной детали и приклеивал каждую отдельно (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец

Учитель оценивает готовую работу: все ли детали соответствуют по размеру и расположению предложенному образцу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями.

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно или не соответствует размеру.

  • 2-й уровень – две детали расположены неверно или не соответствуют образцу.

  • 1-й уровень – готовая работа не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем уже готовую работу.

  • 4-й уровень – детали вырезаны и приклеены точно.

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими отклонениями от контура, приклеены аккуратно.

  • 2-й уровень – детали вырезаны с большими отклонениями от контура, приклеены небрежно.

  • 1-й уровень – вырезанные детали не соответствуют заданным размерам, приклеены небрежно.

Задание 2

Придумать животное из скрученной бумаги (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Федоров», любой год издания. С. 24).

Цели задания

1. Оценить уровень развития творческого воображения.
2. Оценить уровень развития ручной умелости.

Организация работы

Если на уроках ребята уже выполняли поделки из скрученной бумаги и знакомы с приемами такой работы, то предложите им придумать собственный образ животного. Если не знакомы, то сначала пусть освоят технологию работы.
Для выполнения работы приготовить бумажные салфетки (одноцветные или пестрые) или крепированную бумагу, цветной картон для основы, ножницы, клей.
Будет лучше, если дети сначала выполнят эскиз придуманного ими образа животного.

Оценка творческого воображения

  • 4-й уровень – работа оригинальная, единственная в классе, непохожая на другие детские работы.

  • 3-й уровень – работа не повторяет образы учебника, но у других детей есть похожие.

  • 2-й уровень – образ заимствован из учебника, но в него внесены некоторые изменения.

  • 1-й уровень – ребенок полностью повторил один из образов, встречающихся в учебнике.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество выполнения работы высокое.

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности.

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего.

  • 1-й уровень – работа выполнена на низком уровне.

3-й класс

Задание 1

Склеить мозаику из деталей «Колумбова яйца» (Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй. – Самара: Корпорация «Федоров», 2003–2006. С. 56).

Цель задания

1. Оценить ручную умелость.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение повторить образец и контролировать свою работу.

Организация работы

Приготовьте крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна.
Предложите детям склеить такую же фигуру, как на доске.
У каждого ученика на парте – цветная бумажная основа, бумага цветная с двух сторон или чисто белая, копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – разметил детали «яйца», вырезал все детали, разложил их на основе и только после этого приклеил.

  • 3-й уровень – разметил все детали, вырезал их и сразу стал наклеивать.

  • 2-й уровень – «яйцо» разметил, вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал вырезать другие.

  • 1-й уровень – сделал разметку, вырезал и наклеивал по одной детали.

Оценка умения повторить образец

Оцениваем уже готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с предложенным образцом.

  • 3-й уровень – одна деталь расположена неверно, остальные – правильно.

  • 2-й уровень – 2–3 детали расположены неверно.

  • 1-й уровень – работа не соответствует предложенному образу.

Оценка ручной умелости (умения вырезать по кривой линии)

  • 4-й уровень – все детали вырезаны идеально.

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями.

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего.

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Выполнить работу в технике коллажа на тему «Сказочный город».

Цели задания

1. Оценить творческое воображение детей.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

С техникой выполнения коллажа дети знакомы. В течение учебного года они выполняли коллажные работы «Тряпичный домик», «Пейзаж. Вид из окна домика», «Домик для всякой всячины», «Космос или морские глубины?» (Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй. – Самара: Учебная литература, 2002–2006. С 20–23).
На эту работу отведите два урока. На одном дети продумывают образ сказочного города и рисуют эскиз. На этом же уроке они решают, какие материалы будут использованы для создания коллажа. На первый урок можно принести цветной картон, пластилин, карандаш. Дети выбирают картон соответствующего цвета для основы, из пластилина лепят необходимые детали.
Дома они подбирают остальные материалы и на следующем уроке заканчивают работу. Готовый коллаж дети оформляют рамкой и используют как панно.

Оценка творческого воображения

При оценке учитываем, получился ли действительно коллаж, и оригинальность работы.

  • 3-й уровень – работа оригинальная, в ней использованы разные материалы, образ получился интересный.

  • 2-й уровень – работа интересная, в технике коллажа, но образ получился не единственный в классе.

  • 1-й уровень – работа выполнена не в технике коллажа, а в виде аппликации или мозаики.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое.

  • 3-й уровень – работа имеет небольшие погрешности.

  • 2-й уровень – качественная сторона работы на среднем уровне.

  • 1-й уровень – работа низкого качества.

4-й класс

Задание 1

Сложить мозаику из деталей квадрата, разделенного по-новому.

Цели задания

1. Оценить умение ученика планировать свою деятельность.
2. Оценить умение повторить образец.
3. Оценить ручную умелость.

Организация работы

На доске дать рисунок квадрата, разделенного на детали. Дети во 2-м классе складывали фигурки из деталей квадрата («Пифагор»), но этот квадрат разделен по-другому. Детям надо выбрать размер квадрата, разделить его на детали, как показано на доске, и сложить фигурку. Образец, склеенный из деталей, постоянно висит на доске.
Задание можно усложнить, попросив детей повернуть фигурку в другую сторону. Если и такое задание для некоторых будет легким, можно изначально дать ее без деления на детали.
У детей на партах – основа для приклеивания, бумага цветная с двух сторон, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

Учитель оценивает работу детей, наблюдая за ними.

  • 4-й уровень – разрезал квадрат на детали, расположил детали на основе и приклеил (планирование полное).

  • 3-й уровень – ученик приготовил все детали и стал наклеивать, не расположив на основе (планирование неполное).

  • 2-й уровень – ученик вырезал часть деталей и стал их наклеивать (планирование частичное).

  • 1-й уровень – ученик вырезал и наклеивал каждую деталь в отдельности (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец

  • 4-й уровень – разметил квадрат самостоятельно и выложил фигурку без ошибок.

  • 3-й уровень – разметил квадрат самостоятельно, но фигурку выложил с одной ошибкой.

  • 2-й уровень – квадрат разметил с некоторой помощью учителя, фигурку выложил с несколькими ошибками.

  • 1-й уровень – квадрат разметил с помощью учителя, фигурку сложить не смог.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – детали размечены, вырезаны и приклеены очень аккуратно.

  • 3-й уровень – детали размечены, вырезаны и приклеены с небольшими погрешностями.

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего уровня.

  • 1-й уровень – качественная сторона работы свидетельствует о низком уровне.

Задание 2

Выполнить в технике коллажа иллюстрацию к стихотворению Джеймса Ривза «Профессор»:

Носит профессор с собой в голове
Мысли о людях, зверях и траве...
Тысячи мыслей в его голове.
Вот бы он дал мне одну или две!

Цели задания

1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

С техникой коллажа дети знакомы с 3-го класса. И в учебнике 4-го класса есть коллаж «Аквариум» (Цирулик Н А., Хлебникова С.И., Нагель О И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество. – Самара: Учебная литература, любой год издания. С. 34).
Учитель пишет стихотворение на доске, кто-то из детей вслух читает. Затем учитель предлагает выполнить коллажную работу. Текст в течение урока остается на доске. Возможны два варианта организации работы.

Вариант I (2 урока)

Дети приносят цветной картон и пластилин. На уроке готовят эскиз и какие-то детали выполняют из пластилина. Дома подбирают другие материалы и на следующем уроке заканчивают работу.

Вариант II (1 урок)

Учитель предупреждает о том, что работа предстоит в технике коллажа, поэтому необходимо принести цветной картон для основы и разнообразные материалы (цветную бумагу, пластилин, кусочки ткани, бусинки, бисер, кусочки пряжи и т.д.).

Первый вариант предпочтительней, поскольку дает возможность хорошо продумать свой замысел.

Оценка творческого воображения

При оценке обращаем внимание на технику выполнения (действительно ли получился коллаж) и то, в какой степени полно раскрыто содержание стихотворения.

  • 3-й уровень – коллаж получился, смысл стихотворения отражен в работе достаточно полно, работа интересная и оригинальная.

  • 2-й уровень – работа коллажная, но смысл стихотворения раскрыт недостаточно.

  • 1-й уровень – получился не коллаж, а аппликация или мозаика; работа по замыслу неинтересная.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качественная сторона работы на высоком уровне.

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности.

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего.

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.