Ирина ТОВПИНЕЦ,
Наталья СЕЛЮНИНА
Окружающий мир
Программа И.П. Товпинец
Оценка выполнения работы
При обработке результатов проверочных и
контрольных работ учитель может использовать
уровневую и балльную оценку. Ответ высокого
уровня соответствует отметке «5», среднего
уровня – «4», низкого уровня (без грубых
ошибок) – «3». Практика показывает, что учащихся,
полностью не выполнивших предлагаемые
самостоятельные работы, практически не бывает,
если иметь в виду нормальное состояние здоровья
и самочувствие ребенка.
Предлагаемые варианты контрольных
работ не рекомендуется проводить на одном уроке
по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления
детей, что приведет к снижению качества ответов.
Количество проверочных заданий на уроке
учитель определяет по собственному усмотрению,
создает спокойную доброжелательную обстановку и
предоставляет ученикам необходимое время для
выполнения заданий. В случае необходимости
дается дополнительное время, эти случаи
фиксируются.
Формулировки заданий учитель
записывает на доске и зачитывает, дает некоторые
пояснения по организации выполнения
самостоятельных работ (расположение материала
ответов, форма записи и пр.).
1-й класс
Задание 1
Дополни предложения и запиши их.
Страна, в которой я живу, – ... .
Столица нашей страны – ... .
Я живу в городе (селе) – ... .
Задание 2
Сделай рисунок растения и укажи его
части.
Задание 3
Охарактеризуй погоду, которую ты
наблюдал прошедшей зимой. Запиши признаки погоды
знаками.
Задание 4
Заполни таблицу. Запиши названия 3–4
объектов каждой группы.
Живая природа |
Неживая природа |
Сделано человеком |
|
|
|
Задание 5
а) Сделай рисунок уличного
светофора. Запиши, что означают его световые
сигналы.
б) Запиши, что обозначают
дорожные знаки.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – задание
выполнено верно;
Средний уровень – даны 2
правильных ответа;
Низкий уровень – задание не
выполнено либо даны 3 неверных ответа.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
правильно изображают и называют основные части
растения на рисунке.
Средний уровень – ответы
неполные.
Низкий уровень – задание не
выполнено.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся
адекватно используют известные им знаки для
характеристики погоды (с учетом особенностей
прошедшей зимы).
Средний уровень – ответы
неполные.
Низкий уровень выявляет неумение
учащихся в самостоятельной работе использовать
принятые знаки характеристики погоды.
Задание 4
Высокий уровень – задание
выполнено верно. Даны 3–4 примера объектов каждой
группы.
Средний уровень – допущены 1–2
ошибки в группировке, 1–2 примера в каждой группе.
Низкий уровень – допущено более 3
ошибок.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся
правильно называют световые сигналы светофора и
значение дорожных знаков.
Средний уровень – ответы
неполные.
Низкий уровень – ответы неверные.
2-й класс
Звезды и планеты
Задание 1
В каждой группе объектов зачеркни
«лишнее» слово. Напиши название группы.
а) Луна, Венера, Марс, Земля,
Сатурн – ... .
б) Сатурн, Юпитер, Солнце, Земля,
Уран – ... .
Задание 2
Дополни предложения. Запиши правильное
утверждение.
а) Год – это время, ...
б) Сутки – это время,…
Сезонные изменения в природе
Задание 3
Назови, какие изменения происходят в
жизни растений и животных осенью.
У растений ... .
У животных ... .
Многообразие растений
Задание 4
Назови условия, необходимые для роста и
развития растений.
Задание 5
Составь таблицу разнообразия групп
растений. Назови представителей (2–3 примера)
разных групп.
Группы |
Представители
группы |
|
|
Охрана природы
Задание 6
Назови правила поведения человека в
лесу.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – задание
выполнено верно.
Средний уровень – правильно
выбрано лишнее слово в одной группе.
Низкий уровень – допущены ошибки
в обеих группах.
Задание 2
Высокий уровень – 2 правильных
утверждения.
Средний уровень – 1 правильное
утверждение.
Низкий уровень – ответы неверные.
Задание 3
Высокий уровень – на 3–4 примерах
обоснованы особенности жизнедеятельности
растений и животных в связи с изменением
погодных условий.
Средний уровень – приведены 2–3
примера особенностей жизнедеятельности
растений и животных осенью.
Низкий уровень – допущены ошибки.
Не раскрыта связь живой и неживой природы.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся
выделяют 3–4 условия, необходимых для роста и
развития растений; приводят примеры
благоприятного и неблагоприятного воздействия
некоторых условий (деятельности людей), влияющих
на развитие растений.
Средний уровень – учащиеся
неполно характеризуют условия, необходимые для
жизнедеятельности растений.
Низкий уровень – учащиеся неполно
характеризуют условия, необходимые для
жизнедеятельности растений; ответы не
конкретизируются.
Задание 5
Высокий уровень – учащиеся
справляются с оформлением таблицы, обозначают 5
групп систематизации растений, приводят примеры.
Средний уровень – учащиеся
нуждаются в помощи при оформлении ответа в виде
табличной записи; задание выполняют в полном
объеме.
Низкий уровень – учащиеся
нуждаются в помощи при оформлении таблицы;
ответы неполные.
Задание 6
Высокий уровень – в ответах
содержательно (4–5 суждений) раскрываются
правила поведения человека в лесу. Ответы
иллюстрируются конкретными примерами. Выражена
позитивная эмоционально-ценностная ориентация
ученика.
Средний уровень – в ответах
содержится 3–4 суждения о мерах охраны леса.
Низкий уровень – ответы неполные.
3-й класс
Тела и вещества
Задание 1
Назови тела природного происхождения
(4–5 примеров).
Назови тела неприродного происхождения (4–5
примеров).
Заполни пропуски:
Все тела состоят из одного или
нескольких... .
Вещества находятся в ... , ... и ...
состоянии.
Вода и воздух в природе
Задание 2
В каком состоянии находится вода в
природе? Приведи примеры.
Задание 3
Кратко (схематично) запиши, как
происходит круговорот воды в природе.
Задание 4
Укажи линией свойства, которые
относятся к воде или к воздуху.
вода |
бесцветный(ая)
текучий(ая)
прозрачный(ая)
упругий(ая)
безвкусный(ая)
без запаха
сжимаемый(ая)
кипит при температуре +100°С |
воздух |
Полезные ископаемые
Задание 5
На какие группы можно распределить
полезные ископаемые? Дай название каждой группе.
нефть, торф, гранит, медный колчедан,
природный газ, вода, железная руда, песок,
бокситы, каменный уголь, известняк
Правила безопасности
Задание 6
Сформулируй и запиши 3–4 правила
безопасного поведения, которые важно соблюдать.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – учащиеся дают
правильные определения, дополняя неполные
формулировки понятий, приводят примеры тел
природного и неприродного происхождения.
Средний уровень – ответы
недостаточно полные.
Низкий уровень – в ответах
имеются ошибки.
Задание 2
Высокий уровень – учащиеся
называют 3 состояния воды в природе, приводят в
среднем по 3 примера форм воды в жидком и твердом
состоянии.
Средний уровень – учащиеся
называют три состояния воды, в ответах в среднем
содержится по 2 примера форм воды в жидком и
твердом состоянии.
Низкий уровень – ответы неполные.
Задание 3
Высокий уровень – учащиеся
обозначают явления круговорота воды в природе с
любого этапа превращений (4–5 позиций).
Средний уровень – недостаточно
полно охарактеризовано явление круговорота воды
в природе.
Низкий уровень – в ответах не
раскрыта или нарушена последовательность
освещения этапов круговорота воды в природе;
ответы неполные.
Задание 4
Высокий уровень – правильно
указано 6 свойств воды (бесцветная, текучая,
прозрачная, безвкусная, без запаха, кипит при
температуре +100°С) и 6 свойств воздуха (бесцветный,
прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха,
сжимаемый).
Средний уровень – правильно
указано более половины свойств воды и воздуха.
Низкий уровень – правильно
указано менее половины свойств воды и воздуха.
Задание 5
Высокий уровень – найдены 2
способа группировки. Объекты распределены
правильно, группы названы.
Средний уровень – найден 1 способ
группировки. Объекты распределены правильно,
группы названы.
Низкий уровень – допущены ошибки
при распределении объектов в группы.
Задание 6
Высокий уровень – обосновано 3–4
правила безопасного поведения.
Средний уровень – обосновано 1–2
правила безопасного поведения.
Низкий уровень – ответы неполные,
правила поведения названы без обоснования.
4-й класс
Наша страна – Россия. Россия на карте
Задание 1
При выполнении задания используй карту.
Заполни пропуски.
Наша страна Россия расположена на
материке ... .
Уральские горы делят территорию
России на ... и ... части.
Задание 2
Определи по карте, по каким морям и
океанам проходит морская граница России.
Природные зоны
Задание 3
Определи по карте, в каких природных
зонах расположена Россия.
Задание 4
Назови природные богатства Сибири.
Уроки истории
Задание 5
Соедини правильно историческое событие
и дату. Рядом с годом напиши век.
Событие |
Год |
Век |
Бородинское
сражение
Первый полет человека в космос
Великая Отечественная война
Куликовская битва
Основание Санкт-Петербурга
Крещение Руси
Ледовое побоище
Первое письменное упоминание о Москве |
1380
988
1147
1703
1242
1812
1961
1941–1945 |
|
Задание 6
Назови имена героических защитников
Отечества, выдающихся полководцев,
прославившихся в истории России.
Уровни выполнения заданий
Задание 1
Высокий уровень – учащиеся дают
правильные ответы по первой и второй части.
Средний уровень – ответы
неполные.
Низкий уровень – учащиеся
испытывают затруднения при самостоятельном
получении информации при работе с картой;
нуждаются в помощи.
Задание 2
Высокий уровень – правильно
указаны названия 3 океанов, 4–5 морей.
Средний уровень – правильно
указаны названия 2 океанов, 2–3 морей.
Низкий уровень – учащиеся
испытывают затруднения при самостоятельном
получении информации при работе с картой;
нуждаются в помощи.
Задание 3
Высокий уровень – верно
перечислены основные природные зоны.
Средний уровень – ответ неполный.
Низкий уровень – допущены ошибки.
Задание 4
Высокий уровень – учащиеся дают
разностороннюю характеристику природных
богатств Сибири (лесные, водные ресурсы, запасы
полезных ископаемых, уникальность растительного
и животного мира, города как
промышленно-торговые центры).
Средний уровень – ответы
неполные.
Низкий уровень – ответы неполные,
в основном характеризуются полезные ископаемые
региона.
Задание 5
Высокий уровень – задание
выполнено верно.
Средний уровень – допущены 1–3
ошибки.
Низкий уровень – более 3 ошибок.
Задание 6
Высокий уровень – учащиеся
называют известные из изученных важнейших
исторических событий, имена выдающихся
полководцев, героических защитников Отечества.
Средний уровень – ответы
неполные. Названы 1–2 имени.
Низкий уровень – допущены ошибки.
|