Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Наталья СЕЛЮНИНА

Окружающий мир

Программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

1-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

В группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

Марс, комета, Солнце, Юпитер, Земля, космический корабль .

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово и название группы;

  • 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово, не дано название группы;

  • 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.

карп
камень
Луна
олень
береза
собака
снег


живая природа


неживая природа

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущено 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 3

Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия:

укроп, ромашка, жаба, сом, малина, дуб, медведь, тополь, ласточка, стрекоза

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Выделение частей целого

Задание 4

Нарисуй растение, подпиши его части.

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – изображены и правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущено 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 5

Напиши название страны, в которой ты живешь.

Напиши название столицы своей страны.

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

а) Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия;

б) допиши недостающие объекты в каждую группу.

Северная Америка, Северный Ледовитый, Евразия, Тихий, Индийский, Антарктида, Африка

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – объекты распределены в группы, дописаны названия (включение названия Южный океан считать правильным, но его отсутствие не считать ошибкой);

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень –2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Задание 2

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

а) Луна, Венера, Марс, Земля, Сатурн.

б) Сатурн, Юпитер, Солнце, Земля, Уран.

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – правильно определены «лишние» слова и название группы;

  • 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе;

  • 2-й уровень – «лишние» слова определены неверно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

Напиши правильно название каждой группы растений и животных:

1) бабочка, кузнечик, муха – это ... ;

2) кукушкин лен, сфагнум – это ... ;

3) сова, пингвин, ворона – это ... ;

4) слон, кошка, обезьяна – это ... .

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все четыре группы названы правильно;

  • 3-й уровень – правильно названы три группы;

  • 2-й уровень – правильно названы две группы;

  • 1-й уровень – правильно названа только одна группа.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 4

Подчеркни главные свойства воды:

бесцветная, холодная, текучая, кипяченая, прозрачная, безвкусная, родниковая, хороший растворитель, без запаха, кипит при температуре +100 градусов

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно указаны существенные свойства воды (бесцветная, текучая, прозрачная, безвкусная, без запаха, хороший растворитель, кипит при температуре +100°);

  • 3-й уровень – правильно указано более половины существенных свойств воды;

  • 2-й уровень – правильно указано менее половины существенных свойств воды;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Ориентирование во времени

Задание 5

Запиши правильное утверждение.

а) Год – это время, ...

б) Составь схему.

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – правильно выполнены пункты а) и б);

  • 3-й уровень – правильно выполнен пункт а), в составлении схемы допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – в пункте а) допущено неверное утверждение, в составлении схемы б) допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Органы чувств человека

Задание 6

Соедини попарно слова первого столбика с соответствующим органом чувств во втором:

вкус
обоняние
слух
осязание
зрение

глаза
уши
язык
кожа
нос

Уровни выполнения задания 6:

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 – ошибки;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 1

Запиши с помощью знаков:

десять градусов мороза, семь градусов тепла, два градуса ниже нуля, восемнадцать градусов выше нуля

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 2

Распредели представителей живой природы на группы (сообщества). Назови их.

ягель, ковыль, полынь, суслик, лемминг, песец, хомяк, кузнечик, карликовая ива, сайгак, дрофа, морошка, розовая чайка

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (допущены 1–2 ошибки). Название сообществ дано верно;

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен с 3–4 ошибками. Верно названо одно сообщество;

  • 1-й уровень – отбор объектов проведен неверно. Сообщества не названы.

Установление связей внутри природного сообщества

Задание 3

а) Напиши названия природных сообществ.

б) В каждом сообществе составь цепь питания.

1) клевер, крот, тимофеевка, кузнечик, еж – ... ;
2) зеленчук, папоротник, еж, береза, дятел – ... ;
3) пшеница, долгоносик, василек, жаворонок, кузнечик – ... .

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – верно названы 3 природных сообщества; правильно составлены цепи питания;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 4

Напишите, какие объекты живой природы характерны для лесной зоны России:

1) растения: ...;
2) животные: ...;
3) ?

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно названы 4–5 объектов каждой группы;

  • 3-й уровень – ответ неполный, правильно названы по 2 объекта в каждой группе;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 5

Определи по карте и напиши, в каких природных зонах находится Россия.

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – верно перечислены основные природные зоны;

  • 3-й уровень – ответ неполный;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

История России

Задание 6

Расположи события в хронологическом порядке, заполни таблицу. Рядом с годом напиши век.

Начало книгопечатания на Руси.
Ледовое побоище.
Куликовская битва.
Крещение Руси.
Первое упоминание о Москве.

Год

Век

Событие

988

     

1147

     

1242

     

1380

     

1563

     

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

4-й класс

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 1

Определи по карте и напиши, по каким морям и океанам проходит морская граница России?

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно указаны названия 3 океанов, 4–5 морей;

  • 3-й уровень – правильно указаны названия 2 океанов, 2–3 морей;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под общее

Задание 2

Распредели полезные ископаемые на группы. Дай название каждой группе.

нефть, торф, гранит, медный колчедан, природный газ, вода, железная руда, песок, бокситы, каменный уголь, известняк

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – найдены два способа группировки, объекты распределены правильно; группы названы (а) по состоянию: твердые, жидкие, газообразные; б) по использованию;

  • 3-й уровень – найден один способ группировки, объекты распределены правильно, группы названы;

  • 2-й уровень – допущены ошибки при распределении объектов в группы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 3

Распредели объекты живой природы в группы в зависимости от того, на каком материке они встречаются. Назови материк.

кенгуру, койот, скунс, собака динго, коала, утконос, пума, колибри, бизон, дикобраз, броненосец

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно (Австралия, Америка);

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (1–2 ошибки), название материков дано верно;

  • 2-й уровень – верно назван один материк, отбор объектов проведен с 3–4 ошибками;

  • 1-й уровень – отбор объектов сделан неверно. Места обитания не названы.

Организм человека

Задание 4

а) Перечисли системы органов человека.

б) Какая из систем координирует работу всего организма?

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – выполнены верно задания а) и б);

  • 3-й уровень – выполнено верно задание а);

  • 2-й уровень – при выполнении задания допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 5

Подчеркни компоненты неживой природы, необходимые для существования живых организмов:

солнце, облака, вода, снег, воздух, камни, лед, ветер

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 3-й уровень – ответ неполный;

  • 2-й уровень – допущены ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

История России

Задание 6

Соедини правильно историческое событие и дату. Рядом с годом напиши век.

Событие

Год

Век

Бородинское сражение

1380 г.

  

Первый полет человека в космос

1703г.

  

Великая Отечественная война

1812 г.

  

Куликовская битва

1941–1945 гг.

  

Основание Санкт-Петербурга

1961 г.

  

Уровни выполнения задания 6:

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – более 3 ошибок.

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Дочки-Сыночки". На сайте магазина Вы найдете свыше 55 000 наименований товаров для новорожденных и детей школьного возраста: от подгузников и детского питания до азбук и рюкзаков!Хотели бы приобрести компактное и легкое кресло для своего малыша? Ищите шезлонги Bertoni на http://www.dochkisinochki.ru/shezlongi/bertoni/. Более того, в ассортименте "Дочек-Сыночек" есть и эксклюзивные товары от компаний Leader Kids, Capella, Bony Kids и многое другое.