Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Елена ВОРОНИЦЫНА

Математика

Если в задании два пункта, то пункт а отражает уровень базовых требований к знаниям, умениям и навыкам учеников и оценивается отдельно от пункта б, который является заданием повышенной трудности и оценивается только в случае его успешного выполнения.
Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.
Задания со звездочками (*) не являются обязательными для учеников и предлагаются в качестве дополнительных тем ученикам, которые верно выполнили предыдущие задания.

Назначение работ

Выявить степень соответствия уровня подготовки классаобщим базовым требованиям к подготовке учеников начальных классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова.

Организация работы

1. Для выполнения каждой работы (или ее части) на уроке в 1-м классе отводится не более 20 минут, во 2-м – не более 30 и в 3-м и 4-м классах – не более 40 минут.

2. Работы выполняются на отдельных листах или в специальных тетрадях для контрольных и проверочных работ. На лицевой стороне указываются выходные данные ученика: фамилия, имя, класс, школа (желательно указание населенного пункта). Время оформления листов не входит во время выполнения работы (в 1-м классе допустимо оформление лицевой стороны работы учителем).

3. Текст заданий записывается на доске, прочитывается учителем и разъясняется в случае необходимости до полного понимания детьми. В ходе выполнения работы учитель может давать детям требующиеся им дополнительные пояснения, не носящие характера подсказки.

Примечание. Если есть возможность, то для учеников 1-го класса лучше заготовить индивидуальные листы, на которых тексты заданий должны быть набраны крупным шрифтом.

Требования к проведению работ

1. Исключение травмирующих учеников факторов при организации работы:

а) работу в присутствии ассистента проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;

б) учитель во время проведения работы имеет право свободно общаться с учениками; ассистент фиксирует все факты обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя, и при подведении итогов работы может учитывать эти наблюдения.

2. Отсутствие регламентации времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников не успела завершить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

3. При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником –как завершивших ее в пределах отведенного на уроке времени, так и продолживших ее выполнение вне урока.

4. Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

5. При проверке работы учителем не исправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания указывается их количество. Работы возвращаются ученикам для самостоятельного поиска и исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырехуровневой шкале:

  • 4-й уровень – в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

  • 3-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок остались неисправленными;

  • 2-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;

  • 1-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.

Обработка результатов

Выполнение работы оценивается по пятибалльной (или другой используемой в данной школе) шкале в соответствии с общими для всех классов нормативными требованиями. Результаты выполнения заносятся в приведенные ниже таблицы.

Схема анализа работы учеников ... класса школы № ...

№ п/п

Фамилия, имя
ученика

Темп
деятельности

Уровень
сформированности
самоконтроля

Количество
и характер
допущенных ошибок

Высталенный
балл

Сводная схема анализа работ школы № ...

№ п/п

Класс

Средний темп
деятельности*

Разброс темпа
деятельности

Уровень
сформиро-
ванности
самоконтроля**

Оценка
в баллах**

           

* Определяется как среднее арифметическое времени (в минутах), затраченного каждым учеником класса, за исключением самого высокого и самого низкого показателей.

** Указывается количество учеников класса, показавших данный уровень выполнения работы.

1-й класс

Вариант 1

Задание 1

а) Найди значения выражений.

2 + 5
8 – 4

8 – 2
6 + 3

7 + 2
7 – 2

9 – 5
7 – 5

7 – 3
3 + 5

Подчеркни равенства, связанные между собой.

б) В одном выражении измени одно число так, чтобы значение уменьшилось на 2.

Задание 2

а) Запиши числа в порядке увеличения и подчеркни «лишнее» число.

21, 15, 10, 17, 14, 9.

б) Найди больше одного решения.

Задание 3

а) Поставь вместо точек знаки сравнения.

16 ... 18
30 ... 25

50 ... 5
26 ... 62

42 ... 58

б) Раздели на две похожие группы.

Задание 4

Начерти отрезок СВ длиной 6 см, а отрезок АД – на 3 см длиннее.

Задание 5

Начерти прямую и отметь на ней точки О, К, С. Запиши имена всех получившихся отрезков.

Вариант 2

Задание 1

а) Найди значения выражений.

Выпиши выражения, значения которых 4 или 9.

4 + 0
8 – 5
2 + 5
8 – 1

1 – 1
7 – 6
9 – 4
8 + 0

5 + 1
4 + 3
6 – 4
6 + 3

6 – 6
8 – 3
4 – 1
7 – 3

2 + 6
7 – 2
2 + 7
3 + 5

б) Запиши другие выражения с такими значениями.

Задание 2

а) Запиши отрезок натурального ряда из семи чисел, все числа которого больше числа 8 и меньше 18.

б) Постарайся найти все возможные варианты решения.

Задание 3

а) Выпиши неверные неравенства.

5 < 8
36 > 24

7 > 3
12 > 21

8 = 8
6 < 3

б) В каждом выписанном неравенстве измени один знак так, чтобы оно стало верным. Постарайся найти не одно решение.

Задание 4

Начерти отрезок АВ длиной 8 см, а отрезок СК – на 2 см длиннее, а отрезок МР – на 3 см короче отрезка АВ.

Задание 5

Начерти замкнутую ломаную из четырёх звеньев и незамкнутую кривую.

2-й класс

Вариант 1

Задание 1

а) Реши задачу. В корзине лежит 39 яблок, а груш на 17 больше, чем яблок. Сколько груш в корзине?

б) Измени вопрос задачи так, чтобы она стала составной. Реши новую задачу.

Задание 2

а) Выполни действия.

46 – 18
28 : 4

54 : 9
4 х 8

7 х 6
35 + 29

74 – 56
6 х 6

87 + 6
56 : 8

б) Раздели получившиеся равенства на две группы. (Подчеркни равенства каждой группы своим цветом.)

Задание 3

а) Запиши все возможные трёхзначные числа, используя только цифры 2, 5.

б) Измени одну цифру так, чтобы можно было записать меньше чисел. Запиши такие числа.

Задание 4

Поставь знаки сравнения.

5 дм ... 4 м 3 дм
90 см ...9 дм

4 дм ... 43 см
27 мм ... 2 см

Задание 5

а) Начерти замкнутую ломаную из четырёх звеньев, длина которых 5 см и 7 см. Найди длину этой ломаной.

б) Постарайся найти все возможные решения.

Вариант 2

Задание 1

а) Реши задачу. На одной полке стояло 27 книг, а на второй полке в 3 раза меньше. Сколько книг стояло на второй полке?

б) Измени вопрос задачи так, чтобы она стала составной. Реши новую задачу.

Задание 2

а) Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

38 + 49 : 7
7 х (63 : 9 – 7)

(92 – 87) х 9
8 х 9 – 8 х 2

б) В последнем выражении измени порядок действий так, чтобы значение уменьшилось.

Задание 3

а) Какие цифры можно поставить вместо звёздочек, чтобы неравенства были верными?

75 > 7*                  *8 < *6

б) Запиши все возможные неравенства.

Задание 4

Запиши суммы, с помощью которых можно узнать:

  • сколько минут в трёх часах;

  • сколько часов в пяти сутках;

  • сколько суток в декабре и январе.

Задание 5

а) Периметр равностороннего треугольника равен 24 см. Найди длину каждой стороны.

б) Какой длины должны быть стороны ромба, чтобы его периметр был равен периметру этого треугольника?

Задание 6

Начерти замкнутую ломаную из четырёх звеньев и незамкнутую кривую.

3-й класс

Вариант 1

Задание 1

а) Реши задачу.

На одном станке за смену изготовили 120 деталей, а на другом на 8 деталей больше. Все детали запаковали в коробки по 8 деталей в каждую. Сколько потребовалось коробок?

б) Постарайся найти другой способ решения.

Задание 2

а) Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

396 + (712 + 912 : 6) : 9             95 х 8 – 36 х 7

б) Не изменяя чисел и знаков действий, измени второе выражение так, чтобы его значение изменилось. Найди значение нового выражения.

Задание 3

а) Найди корень уравнения.

х х 9 = 369 – 288

б) Составь и запиши уравнение, для которого нужно выполнить одно действие первой ступени. Постарайся найти разные варианты решения таких уравнений. Найди корень любого из составленных уравнений.

Задание 4

а) Стороны прямоугольника 1 дм 2 см и 6 см. Найди периметр и площадь этого прямоугольника.

Задание 5

а) Заполни пропуски в схемах так, чтобы получились верные неравенства.

**4 : * = ** ** х * = *5*

б) Постарайся найти не одно решение.

Вариант 2

Задание 1

а) Реши задачу.

С одной пасеки привезли 36 кг мёда, а с другой в 2 раза больше. Весь мёд разлили в банки по 4 кг в каждую. Сколько банок потребовалось?

б) Постарайся найти другой способ решения.

Задание 2

а) Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

78 х 8 – 59 х 4                 198 + (357 + 468 : 6 ) : 3

б) Не изменяя чисел и знаков действий, измени первое выражение так, чтобы его значение изменилось. Найди значение нового выражения.

Задание 3

а) Найди корень уравнения.

е : (501 – 496) = 187

б) Составь и запиши уравнение, для которого нужно выполнить одно действие первой ступени. Постарайся найти разные варианты таких уравнений. Найди корень любого из составленных уравнений.

Задание 4

Стороны прямоугольника равны 5 см и 190 мм. Найди периметр и площадь этого прямоугольника.

Задание 5

а) Заполни пропуски в схемах так, чтобы получились верные неравенства.

*6* : * = *** * х ** = 4*

б) Постарайся найти не одно решение.

4-й класс

Вариант 1

Задание 1

а) Реши задачу.

Самолёт проделал путь в 6590 км. 4 ч он летел со скоростью 920 км/ч, а остальной путь со скоростью 970 км/ч. Сколько часов самолёт был в пути?

б) Измени условие задачи так, чтобы её решение стало короче. Реши эту задачу.

Задание 2

а) Запиши цифрами числа, которые содержат:

  • 375 единиц второго класса и 79 единиц первого класса;

  • 81 единицу первого класса и в 3 раза меньше единиц второго класса.

б) Каждое записанное число увеличь на 89 единиц второго класса и 43 единицы первого класса; уменьши на 18 единиц второго класса и 36 единиц первого класса.

Задание 3

а) Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

256 х 407 – 640832 : 304 + 119628

27 м 95 см + 69 см х 3 м 5 дм 8 см

Задание 4

а) Реши уравнения и выполни проверку.

(k + 2958) х 86 = 134              875 : с + 194 = 219

Задание 5

а) Длина прямоугольника 12 см, а ширина на 4 см меньше. Найди периметр и площадь прямоугольника.

б) Найди площадь квадрата, имеющего такой же периметр.

Вариант 2

Задание 1

а) Реши задачу. Турист проехал 2416 км. Из них 16 ч он проехал на автобусе со скоростью 46 км/ч, а остальную часть пути на поезде со скоростью 56 км/ч. Сколько часов он был в пути?

б) Измени условие задачи так, чтобы её решение стало короче. Реши эту задачу.

Задание 2

а) Запиши цифрами числа, которые содержат:

  • 204 единицы первого класса и в 3 раза больше единиц второго класса;

  • 83 единицы второго класса и 209 единиц первого класса.

б) Каждое записанное число увеличь на 149 единиц второго класса и 28 единиц первого класса; уменьши на 28 единиц второго класса и 46 единиц первого класса.

Задание 3

а) Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

180848 : 356 + 763 х 134 – 33078

9 ч 40 мин – 48 мин х 3 с

Задание 4

а) Реши уравнения и выполни проверку.

(720 + е) х 501 = 365730

а х 8 + 267 = 1755

Задание 5

а) Ширина прямоугольника 7 см, а длина на 4 см больше. Найди периметр и площадь прямоугольника.

б) Найди площадь квадрата, имеющего такой же периметр.