Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА
Русский язык
Программа Н.В. Нечаевой
При проведении контрольных работ на написание
диктанта отводится один урок. Проверочные работы
выполняются в течение нескольких уроков. Эти
работы не обязательно проводить за одну неделю.
Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут урока в
зависимости от уровня сложности заданий и уровня
подготовки вашего класса.
1-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики,
связности устной речи см. в разделе «Обучение
грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, словарный запас,
переключение от одного слова к другому
(дополнительные сведения об орфографической
зоркости)
Задание 1
а) Задумай звук. Назови три слова, в
которых этот звук был бы в начале. Запиши их.
Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
б) Задумай звук. Назови три слова, в
которых этот звук был бы в конце. Запиши их.
Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
Оцениваются:
1) количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.
Орфографические ошибки в записи слов
при выполнении данного задания не учитываются.
Однако самостоятельное записывание слов может
дать дополнительные сведения о сформированности
графических умений, об орфографической зоркости:
пишет опасные места наугад, делает пропуск или
спрашивает о написании учителя.
Соотнесение печатного и письменного
шрифтов, комбинаторные способности, знание
алфавита, различение мягких и твердых согласных
звуков и их букв
Задание 2
а) Запиши буквы письменным шрифтом в
алфавитном порядке.
т м а р к и ь о н
б) Составь из выписанных букв как можно
больше слов. Буквы можно повторять; можно
использовать не все буквы.
в) В составленных словах отметь
зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и
синим – буквы твердых согласных звуков.
Оцениваются:
1) количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.
Проверка орфографической зоркости
Задание 3*
Возможные формулировки задания:
1) подчеркни все орфограммы;
2) подчеркни все опасные места.
Задание может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах, а также на любых
текстах похожей сложности.
Примеры текста:
Были галчата в гостях
у волчат.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу…»
(М. Бородицкая)
Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
(Из русского фольклора)
Оценивается полнота
выполнения задания.
Списывание текста
Задание 4
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является определение
средних результатов домашней и классной работ за
последние неделю или две в зависимости от
конкретных обстоятельств.
Фиксируются недочеты: количество
пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков,
количество искажений и замен букв, большая буква
в начале предложения, количество исправлений.
При списывании теряет смысл выделение изученных
и неизученных орфограмм. Все ошибки такого рода
фиксируются как искажение замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием правильно
его списать, например: “Спиши текст”.
Примеры текстов:
Беленький гладенький зайчик сказал
ежу:
– Какое у тебя некрасивое колючее платье!
– Правда, – отвечал еж, – но мои колючки спасают
меня от зубов хищников. Служит ли тебе так же твоя
хорошенькая шкурка?
Зайчик только вздохнул.
(33 слова)
(По К. Ушинскому)
После списывания возможны и другие
задания, например: а) сверь свой текст с текстом
на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в
первых строчках подчеркни буквы мягких
согласных звуков (вариант: в словах первых двух
строчек поставь ударение или подчеркни все
орфограммы).
Или:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
(13 слов)
(Из русского фольклора)
а) подчеркни слова, которые нельзя
перенести;
б) подчеркни слова, родственные слову чай.
Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, например
грамматического, или при восстановлении
деформированного текста.
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки
или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3–4
ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа показывает
значительные затруднения ученика при
списывании.
Выявление готовности к усвоению
орфографической темы следующего года обучения:
буквы проверяемых безударных гласных в корне
Задание 5
Выпиши только родственные
(однокоренные) слова.
весело, весна, весло, весенний,
весит, веснушки;
гора, город, бугор, горный, горячий,
горка, городской
В выписанных словах поставь знак
ударения.
Подчеркни буквы безударных гласных.
Оцениваются полнота и
правильность выполнения.
Орфографический диктант
Задание 6
Проверяются правописание гласных
после шипящих, написание имен с большой буквы,
оформление предложения.
ВАСЬКА
У Егора и Любы живет пушистый котенок
Васька. Летом Ваську взяли на дачу. Котенок
поймал мышку и принес домой. Ну и охотник!
(23 слова)
Грамматические задания
1. В словах первого предложения поставь
ударение.
2. Во втором предложении подчеркни буквы,
обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши имена детей и кличку, разделяя их для
переноса.
Составление предложений из данных
слов
Задание 7
Из данных слов составь как можно
больше предложений.
Мама печь Ира пирог
Назначение задания. Выявить
уровень усвоения учениками понятий
«предложение», «слово», способность к поиску
разных вариантов словесного выражения мысли
(комбинаторные возможности). Количество
вариантов связано с изменением порядка слов, с
изменением и без изменения их форм (например: Мама
печет пирог Ире. Мама и Ира пекут пирог. Мама Иры
печет пирог. Ира с мамой пекут пирог. Ира для мамы
печет пирог.), с выходом на повествовательные и
вопросительные предложения, с изменением формы
глагола и с подбором родственного слова (пекут,
пекли, испечет, …).
Оценка составления предложений
Оценивается только количество
правильно составленных предложений.
Орфографические ошибки не учитываются.
4-й уровень – составлено не меньше
4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3
предложения;
2-й уровень – составлено 1
предложение;
1-й уровень – задание не выполнено.
Восстановление деформированного
текста
Задание 8
Вместе они смогли поднять зерно и
понесли его домой.
Оно было тяжелое.
Тогда муравей позвал товарищей.
Муравей нашел зерно.
(19 слов)
Даже говорить умеют.
Был у него говорящий ворон.
Известный дрессировщик Дуров любил обучать
ворон.
Вороны – смышленые птицы.
Ворон важно произносил свое имя: «Вор-ро-нок!
Вор-ро-нушка!»
(24 слова)
(По А. Дуровой)
Оценка составления текста
4-й уровень – все
логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей
установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей
установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
Кроме этих заданий, повторите задания,
которые вы проводили в начале учебного года,
выявляя уровень готовности к обучению русскому
языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения
ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой
«Обучение грамоте»). Результаты сравнения
покажут абсолютный прирост в развитии
предпосылок продуктивного усвоения русского
языка.
2-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики,
связности устной речи см. выше в разделе
«Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество
освоения орфоэпии и графики
Задание 1
а)* Напиши по законам русского языка.
се[в]одня, коне[ш]но, [ш]то, че[в]о,
здра[ств]уй
б) Запиши слова, в которых количество
букв совпадает с количеством звуков.
герой, язык, ветер, солнце,
троллейбус
Проверка орфографической зоркости
Задание 2*
Прочитай, произнеси, как мы обычно
говорим. Далее возможны разные формулировки: 1)
подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все
опасные места. Задание может быть
самостоятельным, а может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах.
Примеры текстов:
Ребята летом на пруду
Кружились весело на льду,
Надев коньки стальные.
(Из зарубежного фольклора)
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут.
(С. Маршак)
Оценивается полнота
выполнения задания.
Формулировка задания может быть
другой: дать слова, в которых пропущены буквы
звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной
позициях. Ученик должен распределить эти слова в
две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с
пропущенной буквой, которая не является
орфограммой.
завтра…, авт…бус, морк…вь, п…льто,
сол…це, к…мар, хок…ей, свис…нул, д…вочка
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является определение
средних результатов этого вида домашней и
классной работ за последнюю неделю или две – в
зависимости от конкретных обстоятельств.
Фиксируются недочеты (см. с. 7, задание 4).
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием –
правильно его списать, после чего возможны и
другие задания.
Пример текста:
КТО ПРИМЕР ДЛЯ ЧЕРЕПАХ
А Первые Черепахи сразу решили брать
пример не с кого-нибудь – с Солнца!
Выглядывало на рассвете Солнце – и Черепахи
выглядывали из панциря, полезло Солнце по небу –
и Черепахи полезли, пряталось Солнце за тучу – и
Черепахи прятались…
Они и в море нырять научились – только чтоб от
Солнца не отстать!
(51 слово)
(В. Хмельницкий)
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на доске,
исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста одно
существительное мужского рода, одно
существительное женского рода и одно – среднего
рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное.
Обозначь их.
Списывание может быть
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания, например
грамматического (см. задание 4), или при
восстановлении деформированного текста (см.
задание 7).
Оценка списывания
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки
или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3–4
ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности ученика при списывании.
Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием
Задание 4 (диктант)
Проверяется правописание
разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и
щ с другими согласными, правописание гласных
после шипящих, проверяемых безударных гласных,
парных согласных, непроизносимых согласных,
оформление предложения.
Порядок работы:
1) написание диктанта, который учитель
диктует по орфоэпическим нормам;
2) самостоятельная проверка диктанта учениками,
исправление ошибок, если они есть;
3) орфографическое проговаривание диктанта
учителем по отдельным предложениям с
одновременной проверкой работ учениками.
Исправления вносятся карандашом другого цвета.
Диктант оценивается двумя
отметками: первая фиксирует реальную
грамотность, вторая – умение ученика сверять
совпадающий звуковой и буквенный облик слова при
его орфографическом проговаривании.
УЖЕ ЛЕТО
Уже все деревья, даже поздние, дуб и
ясень, одеты листвой. Подует ветерок, и
побежит по лесу веселый шум. Качаются
вершины, сверкают на солнце сочные листья. Весь
день звенит лес птичьим свистом. А под
ногой такая красота, что ступить боязно,
такое множество цветов.
(44 слова)
(По В. Баркову)
Грамматические задания
1. Подчеркни грамматическую основу
предложения в 4-м предложении.
2. В этом же предложении укажи части речи.
Понимание лексической сочетаемости
слов
Задание 5
Впиши в данные предложения подходящие
по смыслу слова.
Выбирай: высокий, высотный, длинный,
длительный.
(Какой?) человек пошел в (какой?)
поход. Он взял (какой?) шест.
Задание 6
Из данных слов составь как можно
больше предложений. Можно изменять форму слов и
использовать служебные слова.
Женя собирать марки кот
Количество вариантов связано с
изменением порядка слов, с изменением и без
изменения их форм (например: Женя собирает марки.
Женя собирает котов. Кот собирает марки. Женя
собирает марки с котами. Женя собирает марки или
котов?), с выходом на повествовательные и
вопросительные предложения, с изменением формы
глагола и с подбором родственного слова.
Оценка составления предложений
4-й уровень – составлено не меньше
4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3
предложения;
2-й уровень – составлено 1
предложение;
1-й уровень – задание не выполнено.
Восстановление деформированного
текста
Задание 7
Он дает звонок.
Обезьянка Чичи восседает на стуле.
Грач Кара – наш классный староста.
Мои ученики приготовились к уроку.
Сегодня Дадон дежурный.
Он отвечает, сколько в классе учеников: «Гав, гав,
гав, гав!»
Собака Дадон и лисичка Дымка располагаются на
полу, а грач Кара – на столе, рядом со мной.
– Прекрасно! Дежурство ты начал хорошо.
(52 слова)
(По Н. Дуровой)
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые
связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей
установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей
установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
3-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки:
1) внешней характеристики;
2) связности устной речи (см. выше в разделе
«Обучение грамоте»).
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество
освоения орфоэпии и графики
Задание 1
а)* Первичное усвоение вариантов
произношения согласного перед буквой е. Выпиши
те слова, в которых выделенный звук обозначает
мягкий согласный звук.
кенгуру, свитер, тема,
бутерброд, крем, детектив,
музей, кафе
б) Запиши те слова, в которых
количество букв совпадает с количеством звуков.
актер, ладонь, печенье, жёлтый,
яичница, театр
Проверка орфографической зоркости*
Задание 2
«Прочитай так, как мы обычно говорим».
Далее возможны разные формулировки задания:
1) «Подчеркни все орфограммы»;
2) «Подчеркни все опасные места». Задание может
быть самостоятельным, а может быть проведено на
любом предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах.
Примеры текстов:
Убежало молоко,
Убежало далеко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось…
(М. Бородицкая)
Прошу вас, не надо съезжать
по перилам:
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за
пятки
И тащат на дно африканского
Нила.
(И. Токмакова)
Первый Краб выбежал на
берег позагорать и решил кем-нибудь
на всякий случай притвориться.
(В. Хмельницкий)
Оценивается полнота
выполнения задания.
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст является сведение в
таблицу средних результатов этого вида домашней
и классной работы за последнюю неделю или две
недели – в зависимости от конкретных
обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием –
правильно его списать, после чего возможны и
другие задания. Пример текста для списывания:
РЕКА И ГОРИЗОНТ
Однажды на рассвете, когда все еще
спали и поговорить было не с кем, Река вдруг
обратила внимание на голубую полоску Горизонта.
«Она такая узкая и бледная, – подумала Река и с
гордостью посмотрела на себя: – То ли дело я! И
широкая, и полноводная. Во мне даже сомы водятся!»
Река снова посмотрела на голубую полоску с
жалостью и подумала: «А в ней, наверно,
и окунька нет…»
Но тут из голубой полоски выглянуло Солнце!
(74 слова)
(В. Хмельницкий)
Задания после списывания:
а) сверь твой текст с текстом на доске,
исправь ошибки, если они есть;
б) выпиши одно имя существительное,
один глагол, одно имя прилагательное; любое из
этих слов разбери как часть речи.
Списывание может быть и
непреднамеренным, как необходимый этап
выполнения другого задания – грамматического
или при восстановлении деформированного текста.
Оценка списывания:
4-й уровень – текст переписан
правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены отдельные
(1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;
2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4
исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности ребенка при списывании.
Выявление уровня усвоения морфемного
состава слов
Задание 4
Соотнеси данные слова с
соответствующими им схемами.
урок заколка пригород морской
синеглазый лесополоса
Оценка выполнения задания
4-й уровень – правильно установлен
морфемный состав 5 слов;
3-й уровень – правильно установлен
морфемный состав 4 слов;
2-й уровень – правильно установлен
морфемный состав 3 слов;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности в усвоении морфемного
состава слова.
Диктант
Задание 5
Диктант с его последующим
орфографическим проговариванием с целью
проверки (проверяются правописание гласных
после шипящих, правописание ь, усвоение
проверяемых и непроверяемых безударных гласных,
парных согласных, непроизносимых согласных,
раздельное написание предлогов, союзов,
написание имен собственных, оформление
предложения).
Порядок работы. Написание
диктанта, который учитель диктует по
орфоэпическим нормам (слова с выделенными
орфограммами проговариваются орфографически);
его самостоятельная проверка учениками,
исправление ошибок, если они есть (правильные
исправления, самостоятельно сделанные учеником,
за ошибку не считаются); орфографическое
проговаривание всего текста диктанта учителем
по отдельным предложениям с одновременной
проверкой работ учениками (исправления вносятся
карандашом другого цвета).
Диктант оценивается двумя
уровнями: 1-й фиксирует реальную грамотность,
2-й – умение ребенка сверять совпадающий
звуковой и буквенный облик слова при его
орфографическом проговаривании.
ЧУДЕСНЫЙ МАЙ
В этом месяце чудесная погода.
После весеннего дождя ярче светит солнце.
Первые листочки на сирени, березе, тополе
сверкают, переливаются на солнышке.
Войдите в майский лес. Он весь в зелени!
С раннего утра до позднего вечера
распевает пернатое царство. Подходишь к
ручью и замечаешь, как он торопливо
прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен
запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди
других запахов.
(64 слова)
Грамматические задания
а) Подчеркни грамматическую основу в
предложениях с однородными членами.
б) Укажи, какими частями речи выражены однородные
члены.
в) В этих предложениях у глаголов определи время,
число, если возможно – род; у имен
существительных определи род, число, склонение,
падеж.
Понимание лексической сочетаемости
слов
Задание 6
К каждой паре слов подбери подходящие
имена существительные. Запиши словосочетания.
Зап_вать – зап_вать (песню, таблетку)
Об_жает – об_жает (поведением, маму)
Пол_скать – пол_скать (белье, щенка)
Пос_дел – пос_дел (на скамейке, дедушка)
Оценка выполнения задания
Правильно составлено:
4-й уровень – 7–8 словосочетаний;
3-й уровень – 5–6 словосочетаний;
2-й уровень – 3–4 словосочетания;
1-й уровень – работа выявляет
значительные трудности в дифференциации
лексического значения слов.
Выявление способности решать
нестандартные задачи, уровня воображения,
способности переключаться с одной точки зрения
на другую (выполнять задания с многозначными
ответами), способности связно излагать мысли в
письменной речи
Задание 7
Ситуация: брат написал младшей
двоюродной сестренке письмо – поздравление с
окончанием учебного года. Что чувствует мальчик,
который написал письмо? Что чувствует сестренка,
которая получает письмо? Что чувствует
почтальон, который доставляет это письмо? Что
чувствует письмо? Напиши ответы с обоснованием.
Оценка выполнения задания
4-й уровень – в ответах на все
вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2)
развернутость высказывания; 3) связность
высказывания; 4) оригинальность версии;
3-й уровень – есть четыре
показателя в трех или двух ответах на вопросы;
2-й уровень – есть некоторые
показатели;
1-й уровень – ответы носят
односложный характер.
Грамматическая и пунктуационная
грамотность не оцениваются.
* Здесь и далее звездочкой
отмечены диагностирующие задания. Оценивая
контрольную работу в целом, результат их
выполнения не фиксируется отметкой.
|