Наталия НЕЧАЕВА, Елена
ИЛЬИНЫХ
Обучение грамоте
Назначение работ
1) Cделать выводы о продвижении детей по
отношению к стартовому уровню (результаты
выполнения данных работ сравнить с результатами
выполнения диагностических заданий в начале и
середине учебного года – см. методическое
пособие Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»);
2) зафиксировать результаты освоения основных
для пройденного этапа умений.
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Форма изучения и показатели развития устной
речи едины с 1-го по 4-й класс. Они устанавливаются
на основании наблюдений учителя за устной речью
учащихся на уроках и вне уроков в результате
постепенного накапливания сведений о внешней
характеристике речи, ее развернутости и
связности.
Оценка внешней характеристики устной
речи
Показатели
1) Говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками
соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильна;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.
4-й уровень – в норме 5
показателей;
3-й уровень – в норме 4
показателя;
2-й уровень – в норме 2–3
показателя;
1-й уровень – в норме 1
показатель.
Оценка связности устной речи
Показатели
1) Типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта.
4-й уровень – говорит связными
предложениями; может дать развернутую
характеристику объекта или явления;
3-й уровень – речь состоит из
предложений или отдельных слов, заменяющих
предложение; характеристика объекта или явления
дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень – предложения почти
не используются в речи, произносятся в основном
отдельные слова; ученик испытывает большие
трудности при характеристике объекта или
явления;
1-й уровень – речь в основном
состоит из междометий и частиц; содержание
высказывания улавливается с трудом.
Владение устной речью
Фамилия, имя
ученика |
Внешняя характеристика речи |
Уровень
связанности
речи |
Показатели |
Уровень
оценки |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Порядок изучения
устной речи и критерии оценки ее развития в целом
сохраняются до конца 4-го класса.
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка техники чтения вслух, понимания
прочитанного
Задание 1
ВЕСНА
Наступило чудесное весеннее утро. Ярко
светит солнце. подул свежий ветерок. Журчат по
овражкам веселые ручейки. На березе кричат
грачата. Под елкой шуршит ежик. Жучки и паучки
выбрались на солнышко. Здравствуй, весна!
(32 слова, из них трехсложных – 8,
четырехсложных – 4)
(По Г. Скребицкому)*
Оцениваются:
1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.
Предлагаем и другой, более объективный
показатель успехов в навыке чтения, достигнутых
первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с
таблицей «Анализ чтения» и постепенно заполняет
ее на тех уроках, на которых дети читают. Таким
образом набираются самые главные показатели:
понимание прочитанного, способ чтения, характер
ошибок, если они есть. Время от времени незаметно
для учеников учитель фиксирует и скорость
чтения. Для этого надо разметить несколько
текстов и в разные дни недели прочитать их в
классе. Однако известно, что любой опытный
учитель и завуч на слух определяют, читает ли их
воспитанник ниже предусмотренной программой
нормы, по норме или выше нормы.
Анализ чтения
Название
текста______________________________________________
Автор_________________________ Кол-во слов __________________ |
№
п/п |
Фамилия, имя
ученика |
Показатели
техники чтения |
Уровень
техники
чтения |
Уровень
понимания
прочитанного |
Способ чтения |
Количество
и характер ошибок |
Время чтения |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка понимания лексического
значения слов, умения группировать
Задание 2
Прочитай слова. Представь, что они называют.
Запиши номер «лишнего» слова.
1. Вечер. 2. Утро. 3. Луна. 4. День. ___
1. Липа. 2. Тополь. 3. Ель. 4. Осина. ___
1. Света. 2. Аня. 3. Маша. 4. Кирилл. ___
Оценка умений оформлять предложение и
различать на слух границы слов
Задание 3
Запиши предложения под диктовку схемами.
КОРАБЛИК
Наступил теплый апрель. На клене набухли
почки. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты
в руках кораблик. Он спустил его на воду.
Быстро мчит кораблик. Вперед, капитан!
(27 слов)
Примечание. Правила диктанта
обычные: читается весь текст, читается
предложение, которое затем диктуется по два-три
слова. Обязательно выдерживается пауза перед
диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.
Оценка дифференциации звуков речи
Задание 4
Запиши слова под диктовку кружками.
ух, очи, эра, поле, белка, тряпка, зеленый
Оценка навыка списывания и усвоения
фонетических знаний
Задание 5
Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги
вертикальной чертой.
зерно, ямка, груз, зайка, коньки, плед, твой
Проставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Оценка усвоения фонетических знаний
Задание 6
Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой,
обозначающей мягкий согласный звук.
са, бе, ци, но, ча, ре
Выполнение заданий 2–6 оценивается в
зависимости от количества правильно выполненных
заданий или правильно записанных предложений,
слов.
* Учитель может использовать
любой другой текст похожей сложности.
|