Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА, Елена ИЛЬИНЫХ

Обучение грамоте

Назначение работ

1) Cделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале и середине учебного года – см. методическое пособие Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»);

2) зафиксировать результаты освоения основных для пройденного этапа умений.

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1-го по 4-й класс. Они устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, ее развернутости и связности.

Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели

1) Говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильна;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.

  • 4-й уровень – в норме 5 показателей;

  • 3-й уровень – в норме 4 показателя;

  • 2-й уровень – в норме 2–3 показателя;

  • 1-й уровень – в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели

1) Типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта.

  • 4-й уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение устной речью

Фамилия, имя
ученика

Внешняя характеристика речи

Уровень
связанности
речи

Показатели

Уровень
оценки

 

1

2

3

4

5

3

 

+

+

+

+

 

             

Примечание. Порядок изучения устной речи и критерии оценки ее развития в целом сохраняются до конца 4-го класса.

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Задание 1

ВЕСНА

Наступило чудесное весеннее утро. Ярко светит солнце. подул свежий ветерок. Журчат по овражкам веселые ручейки. На березе кричат грачата. Под елкой шуршит ежик. Жучки и паучки выбрались на солнышко. Здравствуй, весна!

(32 слова, из них трехсложных – 8,
четырехсложных – 4)
(По Г. Скребицкому)*

Оцениваются:

1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.

Предлагаем и другой, более объективный показатель успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей «Анализ чтения» и постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых дети читают. Таким образом набираются самые главные показатели: понимание прочитанного, способ чтения, характер ошибок, если они есть. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует и скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы.

Анализ чтения

Название текста______________________________________________
Автор_________________________ Кол-во слов __________________


п/п

Фамилия, имя
ученика

Показатели техники чтения

Уровень
техники
чтения

Уровень
понимания
прочитанного

Способ чтения

Количество
и характер ошибок

Время чтения

Темп чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

Задание 2

Прочитай слова. Представь, что они называют. Запиши номер «лишнего» слова.

1. Вечер. 2. Утро. 3. Луна. 4. День. ___
1. Липа. 2. Тополь. 3. Ель. 4. Осина. ___
1. Света. 2. Аня. 3. Маша. 4. Кирилл. ___

Оценка умений оформлять предложение и различать на слух границы слов

Задание 3

Запиши предложения под диктовку схемами.

КОРАБЛИК

Наступил теплый апрель. На клене набухли почки. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик. Вперед, капитан!

(27 слов)

Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст, читается предложение, которое затем диктуется по два-три слова. Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.

Оценка дифференциации звуков речи

Задание 4

Запиши слова под диктовку кружками.

ух, очи, эра, поле, белка, тряпка, зеленый

Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Задание 5

Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.

зерно, ямка, груз, зайка, коньки, плед, твой

Проставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Оценка усвоения фонетических знаний

Задание 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

са, бе, ци, но, ча, ре

Выполнение заданий 2–6 оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.


* Учитель может использовать любой другой текст похожей сложности.