Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.

Русский язык

Итоговые контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс

ДИКТАНТЫ

Проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изучаемые орфограммы.

Чудесная башня

Дождик стучал по трубе. Он бил по стеклам. Алеша и Яша скучали. Они стали строить из кубиков башню. Хороша башня! Там будут жить волшебные игрушки.

Слово для справки: волшебные.

В роще

Роща залита ярким светом. Тихо журчал ручей. Он добрался до душистых ландышей. Как они были хороши! Ручей поиграл с ними и скрылся.

Слово для справки: поиграл.

Капельки

Снег долго лежал в лесу. Раз утром заплакали ели и сосны. На снегу были дырочки. С лапок елок падали капельки в снег. В лес пришла весна. Скоро будет тепло.

Слова для справок: будет, тепло.

Ворона

Большая серая ворона важно гуляла по двору. Воробьи боялись ее. Они шумно сели на ветки клена. Веточки закачались. Полетели на землю сухие листочки. Ворона грозно смотрела на птиц.

Слова для справок: боялись, полетели, смотрела.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Дедушка и внучка

Дед Иван весь день сушил сено на лугу. Внучка Ольга ушла в лесок за грибами. Наступил вечер. Ольга дома жарила вкусные грибы. Сочная трава досталась кроликам.

Теплые дни

По влажной траве полз усатый жук. Вот он скрылся в траве. Раздался шум кустов. Это на тропу вышел лось. С неба упали большие капли дождя. Лось скрылся.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Запиши текст. Каждую часть начинай с красной строки.

Раз я с сыном бродил по лугу. Вдруг в траве мы заметили нашего кота. Что он тут делает? Кот играл с о-ду-ван-чи-ка-ми. Ну и шалунишка наш кот!

2. Подготовь ответы на вопросы.

  • Кто осенью строит жилье? (Медведь, еж, барсук.)

  • Что он носит под старый пень? (Сухие листья, мох, сучья.)

  • Когда он просыпается после зимнего сна?

3. Запиши текст, используя слова, данные в скобках.

Я люблю зимой бывать в лесу.
Вот под пушистой елкой снежный дом.

(Я, палочкой, маленькой, его коснулась; это муравейник, оказался; его жители под снегом крепко спали.)

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Проверить умения писать большую букву в географических названиях, правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные в конце слова, безударные гласные в двусложных словах, писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

Моя деревня

Я живу в деревне Боровки. И летом, и осенними днями бегаю на речку Веселку. Я наблюдаю за жизнью птиц, трав. У реки стучат дятлы. В реке плюхаются пузатые налимы. Темной ночью с дедом Ильей мы ловим раков. Я люблю свою милую деревушку.

На дворе

Проснулось солнышко. Льет оно теплые лучи на луг, лес, речку. За окном кричат птицы. У крыльца стоят гуси и куры. Они ждут Аллу. Она выносит им корм. Вот девочка бежит на пруд. За ней спешит гусь Гошка. Он опускает в ведро шею. Бежит струйками вода. Гусь хлопает крыльями.

Слова для справок: спешит, кричат, проснулось.

Елочка

Быстро прошло лето. Всю неделю шли дожди. Они хорошо промочили землю. У тропки была маленькая елочка. Деревья бросали свой яркий наряд на нее. Ива укрыла ее тонкими рыбками. Ребята нашей школы огородили елочку кольцами. Расти, деревцо, и радуй нас!

Слова для справок: промочила, огородили.

Воробьи

Каждое утро меня будит стайка воробьев. Я открываю окно. Они с веселым шумом подлетают к окну. Я бросаю им семена, крошки хлеба. Я люблю смотреть на птиц. У воробья маленькие крылья и серые перья. Зимой они всегда прилетают к жилью человека.

Слова для справок: подлетают, смотреть.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Слово

Слово... что значит оно для нашей жизни? Слово утешает, помогает, зовет на подвиг, лечит.
Сколько мы знаем слов? Можно с полной уверенностью сказать, что нет людей, которые бы знали все русские слова. Ведь для этого нужно не только владеть литературным языком, но и знать местные говоры.

Блины

Наступило раннее утро. Мать поставила блины. Тесто быстро подходило. Оно было мягкое, пушистое. Дед сходил в сарай. Жарко запылала русская печь. А вот и первые блины. Румяное солнышко было на тарелке. Дед Степан макал блины в сметану и с аппетитом ел. Хороши русские блины!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Запиши текст, как запомнил.

Александр Сергеевич Пушкин

Нет сегодня в России человека, который не знал бы чудесные сказки Пушкина. В них легко и красиво звучит русская речь. Когда читаешь строки, перед глазами, как живые, встают сказочные герои – царь Салтан, царевна Лебедь. Волшебное и чудесное соседствуют с картинами русской жизни.

2. По каким пунктам плана надо дописать текст?

– Узкая тропка вывела к малиннику. Гудели пчелы. На кустах созрела крупная душистая ягода.

План

1. В лес за малиной.
2. Неожиданная встреча.
3. Бегом домой!

Подумай, с кем могла произойти такая не-о-жи-дан-на-я встреча. Почему дети побежали домой?

Запиши весь текст. Озаглавь его.

3. Изложение.

На лугу

Стоял теплый ласковый день. Я с собакой Жулькой вышел к лугу и лег на траву. Цветы склонили свои головки.
Над головой вьется мошка. Мимо летит жук. Он сел на клевер. Там вкусный сок. Кто-то спугнул жука. Он грозно загудел.
Я притих и закрыл глаза. Жук скрылся. Я быстро встал и пошел домой.

Составь план. Подумай, о чем ты будешь писать сначала, о чем – потом и чем закончишь.
Запиши изложение.

Слова для справок: вышел, склонили головки, кто-то, поднялся, пошел.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы: безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова; разделительный мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих в корне слова на конце имен существительных; не с глаголами.

Понаблюдай

Над рекой клубится туман. Тишь. Речные отмели покрыты птичьими следами. Их здесь и не сосчитать!
На пригретых солнцем опушках расхаживали птицы. Мы подъехали на телеге. Тучи птиц взмыли в небо.
Оживленно сейчас в орешнике. Поползни, дятлы, кедровки ищут корм. Не отстают от птиц и звери. Спелые орехи белки прячут в укромные кладовки. Здесь можно встретить и барсука, и кабана. Орешник всем оказывает помощь.

Слово для справки: пригретых.

Красавица

Медленно идем мы с братом по лесным тропам. Тихо в лесу. Среди кружевных листьев горят оранжевые кисти. Долго они будут украшать лес. Кисти крепко держатся на ветках. Это наша рябина. Полюбилась она народу красотой и целебными свойствами. Подъехали машины. Они помогают перебраться деревцам на улицы и скверы.
Собирают рябину после первых заморозков. Горечь с нее уходит. Теперь ягоды съедобные и вкусные. Ешьте на здоровье!

Слова для справок: целебными, держатся, перебраться, собирают, ешьте.

Летний день

Был ясный теплый день. Пекло. На длинных хрупких стебельках болтались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле поклонились рябенькие кукушкины слезки. Кругом кружили и жужжали пчелы. Молодой осинник притих от жары. Над рекою Енисеем чуть мерцало. Темные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была холодная. У берегов тихо шуршал камыш.

Иван Андреевич Крылов

Илья Петрович достал с полки книгу. Это были рассказы об Иване Андреевиче Крылове и его баснях.
Крылов любил бродить по городским улицам, слушать разговоры простого народа. Он подмечал меткие и точные народные словечки, песни. Крылов первый из русских писателей стал использовать родную речь в своих баснях. Он написал свыше двухсот басен. Их с удовольствием читают и взрослые, и дети. А какие басни читал ты?

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Птица-Зима

На вершине высокой горы живет Птица-Зима. Она поднимается со своего гнезда и летит над полями, лесами в дальние края. Мерно взмахивает птица белыми крыльями. Поднимаются бураны, метели, вьюги.
Спешит Зима. Только раз в год ей разрешается хозяйничать. На долгие месяцы прилетает она в наши края.
Торопится белая птица. Пух из ее широких крыльев все летит и летит по земле. Он засыпает холмы за речкой, дома и деревья. Серебрит пух зимы кусты.

Полоскун

Свое жилье енот выбирает ближе к ручью под кучей хвороста. Днем он спит. Ночью вылезает из норы и бродит по лесу в поисках добычи. Енот любит ягоды, орехи, желуди. Попадается ему птичье гнездо – яйца съест. Чаще всего его можно встретить на мелководье ручья или речки. Там он ловит раков и рыбу. Перед тем как съесть рыбу, енот долго полощет ее в воде. Вот и прозвали его полоскуном.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Подумай, с чего начинается текст. Запиши.

Машенька подошла к снеговику и увидела слезы. Она побежала домой, взяла самое красивое ведерко и самую большую морковку. Платочком утерла слезы снеговику, сделала ему красивый нос и шляпку.
Снеговик стал самым счастливым на свете.

Каким предложением ты закончишь текст?

2. Изложение.

Среди высоких холмов раскинулось красивое озеро Росинка. Вода в нем похожа на серебро. В камышах живут птицы. Часто в субботние дни я выходил на это озеро.
Утро. Солнце медленно поднималось по верхушкам деревьев. В зеркале воды отражались деревья, синее небо. Озеро показывало мне окружающую красоту.
У моих ног прыгала лягушка с толстым брюшком желтого цвета. Я бросил червячка в воду. Лягушка плыла за ним, быстро отталкиваясь лапками.

Составь план изложения.

Запиши изложение по плану.

3. Прочитай заголовок сочинений.

  • Могучий дуб.

  • Орешник.

  • Стройная березка.

Выбери тему и напиши свой текст по данному заголовку. Выбери «опасные» места.

4-й класс

Повторить материал по курсу 4-го класса. Особо обратить внимание на окончания существительных, прилагательных, глаголов.

ДИКТАНТЫ

Цветы, которые не пахнут

Тепло в тундру приходит с большим запозданием. Около Москвы уже цветут сады, а на Крайнем Севере все еще крепкие морозы. Весна врывается стремительно и бурно. Она не приходит, а прибегает. Быстро все оживает. На глазах растут проталины. Прямо из-под снега выглядывают головки цветов. Особенно много цветов по берегам рек. Смотришь и видишь перед глазами живой пестрый ковер. Вот незабудки, ромашки, маки. Очень красивы жарки. Жарки сияют на кочках, словно фонарики. Я был удивлен тому, что цветы в тундре не пахнут. А жаль!

Вот так чудо!

Мы везли груз в дальний поселок. В одиночку по белым дорогам Якутии не ездят. Только колонны бегут одна за другой. В дороге мне рассказали о кочующих гнездах.
Кочующие гнезда... Где о таких услышишь? Где такое увидишь? Только на Севере такое бывает.
Озера – любимые дома розовых чаек, гусей, уток. Птицы здесь свои гнезда вьют прямо на поверхности воды. Наберут они сухих стеблей, веток и сделают плавающее гнездо. Ветер гонит гнезда от берега к берегу, от кочки к кочке. А птицы словно того и ждут.

Весеннее утро

Как хорошо весенним утром! Я люблю эту пору. Из-за синей полоски дальнего леса выплывает солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над золотистым дымком летит туман. Вот туман попадает в прозрачный воздух и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубое небо и облака. На яркой зелени блестит серебристая роса. Ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой макушке насвистывает песенку. Он свистит, а я слушаю. А в ответ ему тишина.

На реке

Мы лежали на горячем песке, просыхали после купания. Было тихо. В теплом воздухе носились запахи лугового сена, спелой земляники, ивовых листьев, речной воды. Четкий топот насторожил нас. Из-за ольхового острова к нам приближался пастух на коне. Конь был крупный, головка игриво поднята. Гладкая шерсть блестела на солнце. Пастух попросил напоить коня. Конь пил долго, шумно, жадно. Легкая дрожь пробегала по могучему телу. Ребята решили искупать коня. Во все стороны полетели ослепительные брызги воды.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Весенние каникулы, а из дома не выйдешь. Дождь льет как из ведра. Пришел отец. С его плаща капало, как из тучи. Он вытер ладонью мокрое лицо, выпил кружку кваса. Отец волновался. Подтапливало Сухой Луг, вода может залить ферму. Вода поднималась и вытягивалась в сторону фермы тонким змеиным язычком. На помощь спешили люди из соседних деревень. Раздался радостный треск мотора. Это подъехал дядя Кузьма на тракторе. Люди спешили, пот застилал глаза.
Но вот запруда готова. Вода накатила на запруду, заколыхалась и замерла. Ферма с животными была спасена.

(По В. Бахревскому)

Задание: озаглавить текст.

* * *

Речка Барашек за ночь выросла в Барана. Вода, как убегающее молоко, перебиралась через берега. Над водой остались семь островков да семь дубков.
Свистнул зяблик. Он сидел на голой черемуховой ветке.
Пепельно-голубая головка, словно капля весеннего неба, над хвостом зеленые перышки, грудь коричневая. Зяблик оповещал всех, что место на черемухе занято. Он долгим взглядом окинул всю окрестность.
За рекой дед Петр отдирал с окон бумагу и вату. Дочь быстро смывала со стекол пыль. Вскоре появились кружевная занавеска и цветок. Весна пришла!

Задание: подчеркни предложение, где дается описание зяблика. Озаглавь текст.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Текст изложения.

Луговка

Вот и весна наступила. Летят по весне птицы. Я наладил плуг. Моя полоска лежит около озера. Видят меня белые чайки, слетаются. И грачи, и галки на мою борозду летят, червей ищут.
Вдруг лошадь моя покосилась в сторону и остановилась. Плуг вышел из борозды. Я подошел и заметил на земле луговку. Она отлетела, и на земле остались четыре яйца. У луговки яйца прямо на земле лежат. Птица волновалась.
Жалко мне стало губить гнездо. Взял я и отвел лошадь в другую сторону. Яйца не тронул. Вскоре прилетела и мать. Дома я все рассказал детишкам. Вот так встреча!

(По М. Пришвину)

Задание: составить план, записать изложение.

2. Составить текст, используя следующие словосочетания: радостная встреча, хороший друг, веселое настроение, добрые слова

3. Составь текст по плану.

План

1. О каком животном ты хотел бы написать?
2. Откуда появилось это животное?
3. Как оно выглядит?
4. Какую кличку ты дал бы своему животному?
5. Где бы он стал жить?
6. Чем бы ты кормил своего питомца?