Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.
Чтение
Итоговые контрольные работы
Чтение как вид речевой деятельности требует
особого подхода к оценке качества знаний, умений
и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются
примерными и выбираются учителем исходя из
уровня сформированности навыка чтения не только
класса в целом, но и каждого ученика в
отдельности, а также с учетом требований
вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение
вслух) дает учителю достаточно полное
представление об уровне сформированности
данного навыка у младших школьников на конец
года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух
незнакомый текст, доступный по содержанию.
Учитель путем фиксации допущенных ошибок при
чтении, определения числа необоснованных пауз,
времени, затраченного на чтение, ответов на
поставленные вопросы оценивает уровень освоения
навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать
только читающим детям. Не рекомендуется
проводить строгий контроль оценки навыка чтения
первоклассников – это может привести детей к
стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать
детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий
режим проверки позволит учителю определить
уровень, на котором находится первоклассник, что
особенно важно и для учителя, и для ребенка. На
всем протяжении контроля ребенок должен
осознавать, что ему доверили прочесть текст
потому, что он уже "хорошо читает".
"Ситуация успеха" должна сопутствовать
ребенку не только в обычной работе, но и при
проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения
производится уже как "чтение вслух" и
"чтение про себя". Тексты большого объема
могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по
цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить
в форме беседы, диалога.
1-й класс
Родник и дети
Весна идёт!
Из-под земли забил родничок. Он родился рано
утром и сразу же припустился бежать с крутой
горки. Его маленькие холодные ножки ловко
пе-ре-пры-ги-ва-ли с камешка на камешек.
И рос ручеёк тоже быстро. Со всех сторон к нему
бежали его братья – роднички. Внизу роднички
превратились в большой ручей.
Тут-то ручеёк и повстречали дети. В руках у них
были кораблики. Ловко запустили они свою
фло-ти-ли-ю. До самой реки бежали дети рядом со
своими парусниками. Солнышко заглядывало им в
глаза, ветерок ласкал их щёки.
Весна идёт! Вот радость-то!
(85 слов)
Вопросы и задания
1. Расскажи короткий рассказ с заголовком
«Родничок родился».
2. «Получился отличный ручей!» Прочитай
отрывок из рассказа к данному заголовку.
3. «Флотилия направляется к реке». К данной
части рассказа нарисуй иллюстрацию. Опиши её.
Ю. Коваль
Берёзовый пирожок
Братья с сестрой Нюрой пошли в лес по ягоды. К
обеду бидоны у ребят были полны. Присели
отдохнуть. Никто из них не взял в лес ни сухаря, ни
лепёшки.
– Погодите, я сейчас пирожков напеку! –
сказала Нюра.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в
него пяток зем-ля-ни-чин и протянула мне, как
старшему.
– Что это? – спросил я.
– Берёзовый пирожок. Ешь!
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок.
Земляничкой от него пахло и солнцем, тёплым
летом, глухим лесом.
(74 слова)
Вопросы и задания
1. Что ты узнал из первой части рассказа?
2. Какую картину ты нарисовал бы к этой части?
Опиши её словами.
3. Придумай подпись под своей иллюстрацией.
4. Как сестричка накормила всех братьев?
5. Почему от пирожка пахло солнцем, летом и
лесом?
6. Как ты понимаешь выражение «глухой лес»?
Каким словом можно заменить слово «глухой»?
И. Суриков
Ярко солнце светит...
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Всё кругом светло. |
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные кусты. |
Дремлет лес: ни звука –
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит. |
(34 слова)
Вопросы и задания
1. Прочти первое четверостишие.
2. Куда тебе хочется смотреть, чем любоваться,
когда ты слышишь эти строки?
3. О чём ты думаешь, когда видишь плывущие по
небу причудливые облака?
4. Прочти второе четверостишие. Где теперь ты
оказался? Что видишь вокруг себя?
5. Рассмотри иллюстрацию и опиши жаворонка.
6. Как ты понимаешь выражение «дремлет лес»?
Когда так говорят?
Э. Шим
Жук на ниточке
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. В
общем, вредят, как могут...
Вот мы их и собираем в ведро. Один мальчишка взял
жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел. Жук
попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
– Это же вредитель, – говорит мальчишка.
– Знаю, что вредитель!
– Чего же вам жалко?
– Мне, – ответил дедушка, – тебя жалко!
– Чего же меня жалеть?
– А разве будет хороший человек кого-нибудь
мучить ради забавы?
(76 слов)
Вопросы и задания
1. Какую забаву придумал мальчишка?
2. Почему старый человек вмешался в происходящее?
3. В каких словах дедушки выражена главная мысль
текста?
4. О чём заставил нас задуматься этот рассказ?
2 класс
К. Ушинский
Гадюка
Я в детстве много слышал про гадюк и боялся их
страшно, как будто чувствовал, что мне придётся
встретиться с опасной гадюкой.
...Раз барахтался я в душистом сене. Что-то
холодное и скользкое мазнуло меня по руке. Мысль
о гадюке мелькнула в голове моей – и что же?
Огромная гадюка вылезла из сена и, подымаясь на
хвост, готова была на меня кинуться... ещё бы
минута – и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с
копны, кинулся на змею, и завязалась между ними
смертельная борьба. Собака рвала змею зубами,
топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в
грудь, и в живот. Через минуту только клочки
гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и
исчез.
(111 слов)
Вопросы и задания
1. Расскажи о встрече мальчика с опасной
гадюкой.
2. Кто спас мальчика?
3. Прочитай отрывок, в котором говорится, как
собака спасала своего хозяина.
4. Как ты думаешь, куда бросился бежать Бровко?
Почему он исчез?
5. Как ты понимаешь выражение «завязалась
смертельная борьба»?
6. Продолжи рассказ. Составь два-три
предложения со счастливым концом.
2-й класс
В. Катаев
Пень
В
лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с
сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли
две маленькие девочки с кузовками, поклонились
пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком,
кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись
пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди – и те мне кланяются!
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей
гордой и грустной осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
И тут прилетела маленькая синичка и защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи!
Люди вовсе не тебе кланяются. А ищут возле тебя
опёнки. Да и тех не находят.
(114 слов)
Вопросы и задания
1. Почему к старому пню весь день подходили
люди и кланялись?
2. Какие чувства переполнили старый пень? Как
ты понимаешь выражение: «возгордился старый
пень»?
3. Как деревья отнеслись к выкрикам старого
гнилого пня?
4. Кто разрешил все сомнения жителей леса?
5. Как ты понимаешь выражение: «деревья молча
стояли в своей гордой и грустной осенней
красоте»?
В. Осеева
Гостья
В детский сад пришла чужая кошка,
В сильный дождь откуда-то пришла,
Постучалась
лапкою в окошко,
На карниз уселась и ждала.
По стеклу сбегали быстро капли
На худое кошкино лицо,
Лапки серые в воде обмякли...
Мы открыли двери на крыльцо.
Всей гурьбой мы бросились к окошку –
Сыпал дождь на головы с берёз!
Первый я схватил чужую кошку,
Поднял вверх и в комнату принёс.
Мы налили в блюдечко какао,
Накрошили сладкий пирожок...
Гостья выпила, сказала: «Мяу!»
По-кошачьи значит: «Хорошо!»
(77 слов)
Вопросы и задания
1. Как Валентина Осеева описала появление
кошки в детском саду?
2. Как выглядела кошка под дождём на карнизе?
Опиши её.
3. Прочитай четверостишие, в котором говорится,
как дети спасали бедную кошку.
4. Из каких слов видно, что автор писала
стихотворение для самых маленьких детей? Прочти
эти слова и выражения.
С. Золотцев
Веснушки
Это было весной. Зима вроде бы кончилась. Но уже
несколько дней подряд за окном выла метелица, и
стёкла окон были покрыты морозными узорами.
Казалось, что весна ещё далеко-далеко. А между тем
у Кати на носу появились веснушки. Как-то совсем
незаметно: вчера ещё не было, а сегодня –
пожалуйста, сразу три... нет, кажется, даже четыре!
Через день веснушки украсили не только нос: они
появились и на щёчках, и на лбу. Катя огорчилась...
– Ну что ты, дочка! – утешала её мама. – Не
понимаешь ты своей удачи: ведь одно только
означают твои веснушки – тебя солнышко больше
всех любит, самой первой тебе весну посылает.
Радоваться надо, а не огорчаться!
– Правда?! – обрадовалась Катя и отправилась к
зеркалу пересчитывать «вестниц весны».
(115 слов)
Вопросы и задания
1. Как весна украсила маленькую Катюшу?
2. Как автор описал переживания девочки? Прочти
отрывок.
3. Как мама сумела развеять огорчения дочки?
Понравилась ли тебе эта история? Каким голосом
надо читать этот отрывок? Прочитай этот отрывок.
4. Как ты понимаешь словосочетания:
«огорчилась Катя», «утешала её мама»? Подбери
подходящие по смыслу слова и получи новые
словосочетания.
5. Как ты думаешь, почему автор рассказал
маленьким детям эту историю?
ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ
В. Бурлак
Переполох
На поляне, возле норы, играли два лисёнка.
Родители ушли на охоту, и малыши резвились без
присмотра. Они гонялись друг за другом,
кувыркались в траве и так увлеклись игрой, что не
заметили меня. Я затаился всего в десяти шагах от
поляны.
С молоденькой сосны, над лисьей норой, упала
шишка. Может, белка обронила, может, бурундук.
Упала шишка прямо на лисёнка. И, видно, так больно
стукнула, что малыш пискнул и кинулся прочь с
поляны.
Второй лисёнок испугался не меньше и припустился
в другую сторону. От страха не заметил откос и
кубарем покатился в реку.
Вдруг слышу рядом шум. Поднял голову: на сосновой
ветке – белочка. Уставилась насмешливо, будто
спрашивает: «Ну как, испугался?»
Вот, оказывается, кто переполох устроил. Вот кто
подшутил.
(116 слов)
Вопросы и задания
1. Какую картину смог подсмотреть автор в
лесу? Как это ему удалось сделать? Прочитай.
2. Что нарушило игру маленьких лисят?
3. Кто устроил переполох в лесу? Прочитай
отрывок из текста.
4. Опиши автора, который стоит и подсматривает
всю эту историю.
5. Что в этом рассказе показалось тебе смешным,
весёлым?
3 класс
Ю. Коваль
Земляника
Братья с сестрёнкой Нюрой пошли в лес по ягоды,
а я так пошёл, сам по себе.
– Вот, – сказала Нюра и протянула мне
травинку, на которую была нанизана земляника.
Я пригляделся и увидел, что ягоды на стебле были
особенно крупные, особенно спелые, чёрные от
густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в
рот и понял, что вкус у неё особенный. У простой
земляники солнечный вкус, а тут – лесной,
болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и
сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашёл травинку, выдернул из неё стебель и
вместе с ребятами стал собирать ягоды. Скоро
травинка моя стала тяжёлой. Приятно было нести
её, помахивать ею, разглядывать...
(108 слов)
Вопросы и задания
1. Какое угощение приготовила девочка для
гостя?
2. Что особенно удивило автора в ягодах на
травинке?
3. Кто рассказал нам эту историю? Перескажи
текст от третьего лица.
В. Бурлак
Самый страшный зверь
В тайге без костра даже в тёплые дни и ночи
трудно обойтись. Об этом напомнили комары. Не
успел я дожевать свой скудный обед, как появилась
комариная туча. Комаров было так много, что их
тонкое зудение напоминало гул самолёта. Я
принялся отмахиваться и шлёпать себя по лицу и
шее. Но это ещё больше раздразнило комаров.
Гудение стало громче, укусы злее.
Выскочил я на берег – туча не отстала. Нырнул в
ельник – она за мной. Без костра не обойтись.
Только дым спасёт от проклятых насекомых.
Собрал хворост и разжёг костёр.
Недавно у меня спросили, какой зверь в тайге
самый страшный.
– Медведь, – не задумываясь, ответил я.
– Не угадал.
– Ну, тогда рысь или волк...
– Самый страшный зверь в лесу – комар!
Костёр спас меня. Комары отстали.
(125 слов)
Вопросы и задания
1. Какая неожиданность поджидала человека в
таёжном лесу?
2. Как комары начали досаждать человеку и чем
это закончилось? Прочитай характерные слова и
словосочетания.
3. Что предпринимал человек, чтобы спастись от
этих «проклятых насекомых»?
4. Какое событие предшествовало приключению
человека в тайге? Прочти этот отрывок.
5. Поверил ли человек информации людей, уже
побывавших в тайге?
6. Какое чувство ты испытывал, когда читал этот
рассказ?
Е. Осетров
Царь-пушка
Возле здания Арсенала – так называют в Кремле
склад оружия – дремлют на возвышении пушки.
Мирно отдыхают орудия, наводившие в былые
времена страх на врагов.
Любили деды пушки и давали им горделивые
названия: «Лев», «Орёл», «Волк»... И теперь возле
Арсенала стоят пушки с изображением льва, орла,
волка.
Почти четыреста лет подряд все, кто приходит в
Кремль, с теплотой и любовью называют одно имя –
Андрей Чохов. Жил в старину такой пушечный мастер
в Москве. Он и его друзья отлили пушку, о какой
никогда и никто не слыхал. Вес её две тысячи
четыреста пудов (пуд – 16 килограммов), и стреляла
она каменными ядрами. Поставили пушку на
возвышенном месте для защиты Спасских ворот
Кремля и моста через Москву-реку. Однако не
пришлось горожанам увидеть, как бьёт оружие,
которое за величину прозвали Царь-пушкой.
(127 слов)
Вопросы и задания
1. Что за здание Арсенал? Где оно находится?
2. Имя какого мастера знают и вспоминают с
любовью люди России?
3. Чем прославился этот мастер?
4. Почему пушку назвали Царь-пушкой?
5. Какие ещё памятники старины ты знаешь? Где
они находятся?
Саша Чёрный
Про пчёл
...Есть в саду пчелиный домик –
Ульем все его зовут.
– Кто живёт в нём? Сладкий гномик?
– Пчёлы, милый,
в нём живут.
Там узорчатые соты,
В клетках – мёд, пчелиный труд...
Тесно, жарко... Тьма работы:
Липнут лапки, крылья жмут...
Перед ульем на дощечке
Вечно стража на часах,
Чтобы шмель через крылечко
Не забрался впопыхах.
А вокруг ковром пушистым
Колыхаются цветы:
Лютик, клевер, тмин сквозистый,
Дождь куриной слепоты...
Пчёлы все их облетают:
Те годятся, эти – нет.
Быстро в чашечки ныряют
И с добычей – вновь на свет...
Будет день – придёт старушка,
Тихо улей обойдёт,
Подымит на пчёл гнилушкой
И прозрачный мёд сберёт...
(97 слов)
Вопросы и задания
1. Что интересного поведал нам поэт Саша
Чёрный о пчёлах?
2. Какие иллюстрации ты нарисовал бы к этому
стихотворению? Опиши их.
3. Представь себе, что ты учишь детей читать это
стихотворение выразительно. Расскажи о каждом
четверостишии, как бы следовало его читать, с
каким чувством, интонацией?
П. Бажов
Серебряное копытце
Жил на заводе один старик – Кокованя. Семьи у
Коковани не было, он и придумал взять в дети
сиротку. Люди подсказали ему, что недавно
осиротела семья Григория Потопаева. Одну
девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё
у неё.
– И то правда, – отвечает Кокованя. – Уговорю
как-нибудь.
В праздничный день пришёл он к тем людям:
– Это у вас Григорьева подарёнка?
– Она самая.
– Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? –
спрашивает девчушка.
– Да так, – отвечает Кокованя, – само вышло.
– Ты кто? – спрашивает Дарёнка.
– Я, – говорит, – вроде охотника. Летом пески
промываю, золото добываю, а зимой по лесам за
козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне
посмотреть охота, в котором месте он правой
передней ножкой топнет.
Видит девчоночка – старик весёлый да ласковый.
Она и говорит:
– Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми:
гляди, какая она хорошая!
– Такую звонкую кошку не взять – дураком
остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у
ног-то да мурлычет: «Правильно придумал.
Правильно».
Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам
большой да бородатый, а она махонькая, носишко
пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за
ними попрыгивает.
Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело
было...
(198 слов)
Вопросы и задания
1. Перескажи начало сказки «Серебряное
копытце». Как в доме старого охотника появились
девчушка Дарёнка и кошка Мурёнка?
2. Можешь ли ты нарисовать словесный портрет
девочки? Какой ты её себе представляешь?
3. Составь план этого отрывка из сказки.
ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ
Е. Чарушин
Мышка
Случилось мне жить одному в чужом городе. Ни
знакомых, ни друзей у меня там не было.
И я очень скучал.
Приду я вечером к себе в комнату, а комната
пустая, громадная. Зажгу лампу-коптилку, достану
скрипку из футляра, настрою её и долго долго
играю. Один себе.
Играю я плохо, но раз никто не слышит, так всё
равно. Я играю, и грустно становится мне и весело
– и не так скучно.
Вот однажды
я, как всегда, пришёл домой, сел на кровать и стал
потихоньку наигрывать какую-то песенку.
И вдруг я увидел: из угла, из дырки в стене,
осторожно, потихоньку вышла маленькая мышка.
Выбежала она на середину комнаты, села, умыла
себе мордочку передними лапками, потом сложила
лапки на животик и так стала меня слушать.
Долго я играл в этот вечер. Я сыграл мышке все
песенки, все танцы и марши, какие только знал. И
маленькая мышка внимательно меня слушала. Сидела
посреди пола, глядела на меня своими
глазками-бусинками и не шевелилась. Под конец я
уже не знал, что ей играть, а просто водил смычком
по струнам. Мышке и это нравилось. Но только я
перестал играть, она и убежала.
(185 слов)
Вопросы и задания
1. Как чувствовал себя человек в чужом городе?
Как он скрашивал своё одиночество?
2. Какой случай произошёл с ним однажды
вечером?
3. Прочитай отрывок, в котором автор с такой
любовью описывает маленькую слушательницу
музыки.
4 класс
В. Алфёров
В половодье
Я подошёл к высокому, с множеством отростков,
вербовому кусту и увидел гнездо кряквы. Оно было
на самой земле, тонко устланное сухими листьями.
В гнезде лежало семь зеленоватых яиц.
К гнезду уже подступала вода. Что делать?
Оставить его на месте – через день-два оно
очутится под водой, а взять яйца – это значит
разорить гнездо, совершить недостойный поступок.
Но что же, в конце концов, оставалось делать с
гнездом?
После некоторого раздумья я решил приподнять
гнездо на метр выше. Нарезал ивовых прутьев и
сплёл в развилке вербового куста нечто вроде
корзины. Затем набрал охапку сухих листьев,
устелил ими «корзину», бережно перенёс с земли
гнездо кряквы. Я был озабочен, торопился.
Но вот и знакомая ива. Затаив дыхание, тихо
крадусь к гнезду.
– Отлично! – радостно воскликнул я. – Нашла
всё-таки, умница.
Заглядываю в гнездо, считаю яйца: их стало восемь.
Значит, всё в порядке.
(154 слова)
Вопросы и задания
1. Почему рассказ назвали «Половодье»? Что
это за явление?
2. Какая беда постигла уточку-крякву?
3. Как произошло спасение будущего семейства
утки?
4. В какой момент ты особенно волновался и
переживал за маленькую уточку?
И. Соколов-Микитов
Над болотом
Каждый
год возвращаются журавли из далёких тёплых стран
на родное болото.
Над морями и широкой степью, над светлыми реками
и синими лесами летят на свою родину весной
журавли.
Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой
заросло большое непроходимое болото. В самых
недоступных местах устраивают гнёзда журавли.
Спокойно им жить на неприступном болоте. Не
пройдёт по болоту волк, не пробьётся лисица, не
подкрадётся осторожная рысь.
Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся
в кружок на болоте, машут крыльями, танцуют.
«Курлы, курлы, курлы!» – по всему лесу разносятся
их шумные голоса.
Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие
журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек
и змей, приносить в гнездо корм.
Будут расти, учиться летать журавлята ...
Шелестит на ветру сухая осока, качается высокий
тростник.
Ниже и ниже спускается вечернее солнце.
Один за другим слетаются на ночёвку, кружат над
болотом журавли...
(134 слова)
Вопросы и задания
1. Какое место выбирают журавли для своего
гнезда?
2. Что интересного, необычного ты узнал о
журавлях? Зачитай предложения из текста.
3. Раздели текст на части. Составь план для
пересказа.
4. Какие авторские предложения, словосочетания
особенно понравились тебе? Зачитай их.
И. Бунин
Весеннее
...Сладко спит
весна-царевна...
Спит, а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит.
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними –
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придёт апрель-царевич
Из заморских стран далёких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы, |
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зелёной хвоей,
Пахнет теплою землёю
И апрельскими цветами.
И склонится он с улыбкой
Над царевною безмолвной,
И прильнёт к устам царевны
Крепко жаркими устами,
И она в испуге вздрогнет,
Разомкнёт свои ресницы,
Глянет, вспыхнет – и улыбкой
Озарит весь мир...
|
(97 слов)
Вопросы и задания
1. Какой сказочный сюжет напомнило тебе это
стихотворение? Кому автор в своём
стихотворении отвёл роли царевича и царевны?
2. Какие картины весеннего пробуждения природы
так искусно описал нам Иван Бунин? Прочитай
эти отрывки.
3. Прочти слова, в которых автор показал приход
апреля-царевича. Постарайся прочитать с
чувством, выразительно.
4. Какие чувства испытывает человек, читая
произведение И. Бунина «Весеннее»?
5. Какие слова и словосочетания ты взял бы для
своего сочинения о весне?
Е. Осетров
Всем колоколам царь
Послали
в чужие страны искать мастеров, которые могли бы
отлить такой колокол, какого мир не видел и не
слышал. Не нашлось нигде смельчаков-умельцев,
которые взялись бы за столь трудное дело.
Опечалилась Москва. Но пришли в Кремль опытные
мастера – Иван Фёдорович и Михаил Иванович
Моторины. Их уже знали по всей Руси.
Гремели-звенели моторинские колокола и в богатой
Твери, и на берегах Днепра, и в Старой Руссе. И
сказали Иван и Михаил: «Отольём такой колокол,
какого от начала мира не было...»
И отлили в 1748 году Моторины колокол, какого ещё не
было. Весил Царь-колокол свыше двухсот тонн!
Когда ты будешь любоваться творением старых
мастеров, когда ты остановишься возле
Царь-колокола, вспомни о том, как любила Древняя
Русь колокольный звон.
(118 слов)
Вопросы и задания
1. Какую думу задумала Москва, чтобы удивить
мир?
2. Что за мастера нашлись на Руси и выполнили
ответственный заказ?
3. После прочтения каких слов текста ты
понимаешь, что Моторины были настоящие мастера,
мастера самого высокого класса?
4. Приходилось ли тебе видеть Царь-колокол?
Расскажи, каков он – Царь-колокол?
5. Кратко перескажи текст.
ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ
Л. Милёва
Синяя сказка
Подул южный ветер.
Два цветочных семечка поняли, что весна близка, и
пустили два тонких ростка.
Первый цветок увидел синего неба кусок, и
цветочки его сразу синими стали.
Второй цветок с шейкою гибкой увидел солнышка
золотую улыбку и надел золотую корону. И,
умывшись туманом, он заявил, встав посередине
поляны:
– Всё, что красиво, – запомните это! –
золотистого цвета! Пшеничное зёрнышко – золотое.
Ясное солнышко – золотое. И хотя называюсь
Одуванчиком я, золотом отливает корона моя. Я
золотой – не то что этот синий цветок! А тебя как
зовут, скажи нам, дружок?
– Не знаю... Мне никто не сказал...
Вечером к ним
пришёл Муравей:
– Ох, как я устал... Как мне ползти нелегко... А
муравейник мой так далеко! Ползти в темноте по
корням не хочу я. Можно, я у вас заночую?
Золотой Одуванчик сделал вид, что не слышит.
А синий цветок прошептал:
– Ночь на небе уже зажигает огни. Оставайся со
мной, отдохни!
И уснул Муравей под синим цветком. Это было
чудесно! Звёзды горели синим огнём. И всю ночь ему
снились синие сны.
Снилось ему, что он в синем потоке купается и
поток ему улыбается – синий поток.
Снилось ему, что плывёт он на синем листке по
голубой реке – по синей реке. Снилось ему, будто в
синей ракете летит он к далёкой планете – синей
планете.
Утром сказал Муравей, что не сможет забыть эту
ночь и что будет он рад как можно скорее
вернуться назад.
Улыбнулся цветок:
– Загляни к нам хотя б на минутку. Прощай,
Муравей!
– Прощай, Незабудка!
Так синий цветок узнал своё имя.
Но Одуванчику не понравилось это.
Он начал расти и стал совсем золотистого цвета.
И однажды снова пришёл Муравей и Незабудку
спросил удивлённо:
– А где же твой друг с золотою короной?
– Нет его больше. Он всегда говорил так
неохотно со мной и раздувался от спеси, что весь
золотой. Что случилось потом? На это мне трудно
ответить. Он вдруг побелел, стал лёгким – и сдул
его южный порывистый ветер! Он ничего даже
крикнуть не мог. Вот остался на месте его лишь
сухой стебелёк.
И сказал Муравей:
– Плохо тебе, Незабудка, одной. Если хочешь, я
останусь с тобой. Днём я буду трудиться – мне
иначе нельзя. А утром, как только открою глаза, я
буду тебе рассказывать свои синие сны – они, как
сказки, тайны полны.
– Чудесно! – И Незабудка, от счастья сама не
своя, листочком погладила верного друга – умного
Муравья.
(382 слова)
Вопросы и задания
1. Как цветы получили свои названия?
2. За что Незабудка получила своё имя и
хорошего друга?
3. Почему так бесславно исчез Одуванчик?
4. Какие глубокие мысли хотел донести до нас
автор?
5. Приятно ли тебе было читать эту сказку?
Почему?
|