Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2007

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВДОВА

Алексей ВОРОНЦОВ,
г. Москва

Проектная задача

как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения

В последнее время в образовательном сообществе обсуждаются результаты международного исследования PIZA. В этом исследовании принимают участие школьники 15–16 лет. Возникает закономерный вопрос: а при чем здесь младшие школьники (7–11 лет)?
В 2000 году Россия в этом исследовании заняла 15-е место, участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994–1995 годах. В 2003 году Россия занимает уже 32-е место, участники этого тестирования закончили начальную школу в 1997–1998 годах. Сопоставление полученных данных наводит нас на определенные выводы и размышления.
В настоящее время в начальной школе существует 15 параллельных учебно-методических комплектов, представляющих три системы начального образования (традиционная, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). То есть, чем больше вариативности и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты международных исследований. Или начальная школа все делает хорошо и как надо, а основная расходует потенциал, заложенный в первые четыре года обучения?
Одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности с младшими школьниками. С нашей точки зрения, для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи. В данной статье мы предлагаем познакомиться с опытом составления и решения проектных задач в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в базовой школе № 1133 (Экспериментальный учебный комплекс «Школа развития»), г. Москва.

В образовательной практике развивающего обучения до сих пор использовались в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Мы предлагаем еще один тип задач – проектная задача, который имеет свои специфические цели, способы, место применения. Кратко дадим характеристику этим типам задач.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Учебная задача относится только к таким ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач. Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «сходу» она не может быть решена учащимися. Это – поисковая задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу1. Результатом решения подобного типа задач является общий способ решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Наш опыт разработки и составления задач позволил нам составить типологию подобных задач, а также понять их роль в образовании младших школьников на разных этапах обучения.

Рассмотрим конкретные примеры некоторых проектных задач на разных этапах обучения.

В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.

Пример 1.

Групповая проектная задача 1
«Конструирование игровой площадки для детского сада»
(1 класс, сентябрь)

Цели. Продемонстрировать один из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи; посмотреть, как дети разобрались с первой темой «Признаки предметов» по математике при решении практической задачи в малой группе.

Задача. Из детского сада к нам обратились за помощью создать игровую детскую площадку для улицы, такую же, какую они увидели в одном из журналов (рис. 1). Главное условие – сохранить четыре основные игровые зоны: песочницу (красная зона); карусель (желтая зона); качели (голубая зона); горку (зеленая зона).

Необходимо сконструировать все четыре игровые зоны предполагаемой детской площадки.

Цветную картинку (схему) площадки необходимо повесить на доску, обязательно указав все четыре зоны площадки.

Дети на уроке сидят по четыре человека (по количеству игровых зон). В каждой группе предлагается также цветная схема детской площадки (лучше формата А3).

Порядок проведения

Обсудите, как можно построить работу в каждой группе.

Дети должны прийти к выводу о том, что целесообразно вначале каждому члену группы сконструировать свою игровую зону, предварительно договорившись, кто какой зоной будет заниматься.

Дети в группе договариваются, кто какую зону будет конструировать, определяют и запоминают цвет зоны.

Учитель. Для того чтобы вы не мешали друг другу, я на группу раздам заготовки каждой игровой зоны (рис. 2). Выберите себе каждый заготовку, такую же по форме и размеру, как на нашем цветном образце (рис. 1).

Детям дается время, чтобы они в группе выбрали нужную для них заготовку.

Учитель проверяет, чтобы дети правильно выбрали для себя заготовку согласно первичной договоренности о том, кто какую игровую зону будет конструировать. Образец (рис. 1) на этом этапе может выполнять контрольную функцию (дети прикладывают выбранную заготовку к образцу, чтобы удостовериться в том, что выбрана правильная фигура).

Учитель. Для конструирования своих игровых зон каждая группа получает набор фигур (рис. 3).

Фигуры даются в группу одной кучкой, они перемешаны: разные по цвету (соответствуют четырем зонам), форме и размеру.

– Ваша задача – отобрать «свои» фигурки.

Дети отбирают фигурки по цвету своей зоны.

Учитель. Теперь у каждого из вас есть «заготовка» (белая) вашей игровой зоны и набор фигурок одного цвета, которые вы должны уложить на заготовке таким образом, чтобы полностью покрыть белое пространство. Должны быть выполнены два условия:

1) фигуры не должны вылезать за край вашей «заготовки»;

2) фигуры нельзя накладывать друг на друга – их необходимо укладывать «встык» (учитель демонстрирует способ уложения фигур).

Учитель объясняет детям, что до тех пор, пока он не посмотрит, как они уложили фигуры на заготовке, приклеивать их не рекомендуется.

Далее дети начинают работать индивидуально по конструированию своей игровой зоны. Дети методом перебора пытаются уложить фигуры, отбрасывая те из них, которые явно не подходят. Если детям будет трудно, можно показать, как из треугольников складывается квадрат или прямоугольник.

После того как дети уложили свои фигуры, они показывают работу учителю и, если все правильно уложено, приступают к наклеиванию.

Далее сконструированная игровая зона наклеивается на основный образец именно в то место, где указан цвет этой зоны. После того как все зоны наклеены на образец, работа группы вывешивается на доску.

Особое место среди проектных задач занимают итоговые, межвозрастные и междисциплинарные проектные задачи. С помощью подобных задач можно осуществлять в коллективной работе перенос способов действий из одной области знаний в другую, удерживать несколько условий задач, возвращаться к одним и тем же заданиям несколько раз и т.п.

Пример 2

Задача «Доктор Айболит»

Дорогие ребята!

Вам предстоит продемонстрировать прежде всего умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете ее решать.

Желаем вам успеха!

Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга – писателя Корнейчуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.

Задание 1

ТЕЛЕГРАММА

Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт кабетигемо, ьтяп ряттиг, авд кажифёнра и ерытеч кастрасёну. У хни наскартила, наанги, ямариля и хитброн.
Ым вёмжи в няпусты Рикахала, у рыго Дофернан-по, у каисто Полимпо.

Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корнейчуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:

Кармагасда – Мадагаскар;
анписаьт – написать;
анписиал – написали;
шемпи – пишем;
ьмесов – восемь.

  • Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.

Задание 2

Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме.

  • А теперь вы, ребята, найдите и отметьте это место на карте.

  • Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.

Для того чтобы отправиться на помощь животным, друзья разработали план подготовки к экспедиции:

1) определить количество лекарства, которое нужно взять с собой;
2) узнать природные особенности района экспедиции, чтобы выбрать подходящее снаряжение;
3) выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.

  • Помогите доктору Айболиту и писателю быстро собраться в экспедицию; для этого выполните задания 3–5.

Задание 3

Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.
В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем:

Лечение гоголем-моголем

Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.

  • Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять для лечения животных.

Масса тела животных (кг)

Задание 4

В это время писатель Корнейчуковский нашел в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут больные животные. Познакомьтесь с этими материалами:

«За серыми каменистыми равнинами земля слегка уходит под уклон к одному из шедевров природы – вечно струящемуся древнему морю песков цвета абрикоса. Калахари – огромная равнина на Африканском плато. Это самое большое пространство в мире, сплошь покрытое песками, без каменистых участков. Местные жители называют Калахари «Кгалагади», что означает «дикая местность», – район настолько обширный, непроходимый и древний, что он таит в себе тайны исчезнувших цивилизаций, существовавших более 500 000 лет назад. Калахари – один из величайших памятников природы, созданных силами огня, ветра, воды и песка. Приблизительно 65 млн лет назад обширные потоки лавы покрывали центральную часть Южной Африки. Эти волнистые моря лавы местами толщиной до 8 км образовали высокие гряды и глубокие речные долины. Постепенно под действием ветра и дождя зазубренный ландшафт стал ровным, воды сточили горы, долины заполнились глиной. Наконец, огромное количество песка, принесенного сюда ветром с побережья, образовало плоскую разноцветную равнину. Во время засушливого сезона в августе и сентябре на поверхности Калахари практически нет воды. Бушмены – древний народ, населяющий Центральную и Южную Калахари, – выживают за счет того, что роют ямы на дне русел высохших рек и в низинах. Собранную таким образом воду хранят в скорлупе страусиных яиц. Когда и подземные источники воды иссякают, бушмены добывают воду из содержимого желудков антилоп, на которых они охотятся. Дыни цамма становятся еще одним источником воды – бушмены съедают их до 3 кг в день».

«В провинцию Лимпопо приезжают полюбоваться нетронутой африканской природой. Здесь, в северной части южноафриканской страны, практически нет промышленности. Многие области провинции до сих пор сохранились в том виде, который они имели до появления в этих местах человека. Природа Лимпопо разнообразна: путешественников ждут выжженные солнцем саванны, древние леса и таинственные горы. Отличительная особенность провинции – обилие рек (самые крупные из них – Лимпопо, Олифантс и Лувуву). Дикие животные водятся здесь во множестве – здесь можно увидеть всю «большую пятерку» (к ней относят слона, буйвола, носорога, леопарда и льва). Особенно много в Лимпопо кошачьих хищников».

  • На основе материалов из энциклопедии помогите писателю правильно выбрать необходимую одежду и снаряжение для поездки. Обоснуйте ваш выбор.

  • Спрогнозируйте, какие трудности могут встретить доктор Айболит и Корнейчуковский по пути к тому месту, где живут больные животные.

Задание 5

  • Помогите друзьям выбрать вид транспорта для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.

  • Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:

Вид транспорта

Скорость (км/ч)

Грузоподъемность
(кг)

Акула
Волк
Гепард
Дельфин
Кит
Лошадь
Орел
Слон

50
20
18
120
1300
210
16
1400

50
48
64
80
56
54
190
30

Задание 6

Когда доктор Айболит и писатель прибыли к животным, они обнаружили, что в этом районе нет чистой воды. Вода в реке оказалась непригодной для питья, поэтому животные и заболели.
Доктор Айболит предложил соорудить специальное устройство, с помощью которого можно добыть чистую воду, выкопав в песке яму диаметром около 1 м и примерно такой же глубины. Это устройство он изобразил в виде рисунка.

  • Рассмотрите рисунок. Опишите, как может действовать это устройство.

  • Предложите свой способ получения чистой воды для животных.

Задание 7

Самому больному тигренку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один прием. Как отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть 3 пустых бочонка, в одном из которых помещается 57 кг гоголя-моголя, в другом – 50 кг, а в третьем – 42 кг?

Задание 8

Доктор Айболит и писатель забыли взять с собой часы. А лекарства для животных надо принимать по часам. Тогда писатель Корнейчуковский предложил соорудить солнечные часы.
Солнечные часы измеряют время по тени, отбрасываемой шестом. Длина и положение тени изменяются в течение дня.
На рисунке показаны четыре тени, отбрасываемые шестом в разное время. Тень 1 соответствует 6 часам утра, тень 4 соответствует 12 часам дня (полудню).

  • В какое время дня тень от шеста будет занимать положение 2 и положение 3? Помогите друзьям соорудить эти часы. Подпишите время на рисунке на месте теней 2 и 3.

  • Почему вид тени различен в течение дня?

Задание 9

По возвращении из поездки доктор Айболит и писатель Корнейчуковский решили подготовить иллюстрированный рассказ о своем путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, а доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя Корнейчуковского и выполните их работу. Придумайте название рассказа и запишите его. Рисунки можно сделать на отдельных листах.

Задание 10

По особенностям его выполнения можно судить об уровне решения всей проектной задачи. Часть детей описывают в своем рассказе, иллюстрируют с помощью рисунков, все приключения, которые произошли с доктором Айболитом при выполнении всех предыдущих заданий. Другие описывают то, что этой группе пришло в голову по поводу данного задания. Эти дети каждое задание выполняют как отдельное, не связывая его с другими.
Итак, эта проектная задача проводится в мае, носит разновозрастной характер. В группу (3 человека) по решению задачи входят учащиеся 2-го, 3-го и 4-го классов. Каждый учащийся выполняет те задания, которые может решить. Эту задачу младшие школьники выполняют три года подряд. Каждый год в тройку учащихся приходит на место выбывшего четвероклассника новый «игрок» из 2-го класса. Подобные задачи позволяют школьникам видеть собственные изменения, которые происходят с ними от одного учебного года к другому. Ясно, что решение подобных задач не укладывается в общепринятую систему оценивания. Такие задачи могут оцениваться только в условиях отсутствия отметок.
Система решения подобных проектных задач, в которых заложены все этапы будущего проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте.


1 Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. М.: АПКиППРО, 2005.