Тамара ЧЕЛНОКОВА,
учитель школы № 17,
г. Чита
Первые листочки
Русский язык. 1-й класс
Тема. «Первый листок».
Цель. Обогащать словарный запас
учеников; обучать построению предложений.
Оборудование.
Магнитофон, запись спокойной музыки; бумага,
цветные карандаши; тексты сказки; карточки с
определениями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сядьте удобно.
Расслабьтесь. Представьте себе, что лучик солнца
коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло,
словно теплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите
себе: «Мне легко и спокойно».
II. Вводная часть
У.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
И весны, весны приметы
Во всем, во всем уже видны:
И в том, как крыши потеплели,
И как у солнца на виду
Капли, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
…Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Вы догадались, о чем мы сегодня будем
говорить?
Дети. О весне.
У. Давайте посмотрим, какие вы
фантазеры. Включите перед собой мысленный экран
и нарисуйте картинку:
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет...
Дети представляют картинку.
У. Снова включаем мысленный
экран:
На тонкой ножке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на веточке листок
Родился раньше всех.
Лишь только зазвенели
Капели-бубенцы,
Как с крыши налетели
Сосульки-леденцы.
– Белая зима, красное лето, золотая
осень... А какого цвета весна? Давайте закроем
глаза и попробуем увидеть цвет весны.
Звучит музыка.
– Возьмите нужный вам карандаш и
нанесите на лист весенний фон. Так какого цвета
весна?
Дети отвечают.
III. Физкультминутка
IV. Сообщение темы урока
У. Представьте себе дерево. Вы
протягиваете ладонь к его ветке и прикасаетесь к
почке на ней. От теплоты вашей ладони почка
лопается, и появляется листочек. Именно о них,
первых зеленых листочках, мы будем сегодня
говорить. Обведите на листе бумаги ладонь и
нарисуйте на ней листок.
Звучит музыка, дети рисуют.
– Покажите рисунок соседу. Покажите
его всем. Что вы почувствовали, когда появился на
свет ваш листок?
Дети отвечают.
V. Работа по теме урока
Подготовленный ученик читает
стихотворение Елены Благининой «Чудо»:
У нас в саду случилось чудо.
Нет, правда чудо, я не вру!
Вдруг ни оттуда, ни отсюда
Оно явилось поутру.
Вчера крыжовник весь светился,
Он был корявый и смешной,
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.
Какие соки в нем бродили,
Чтоб чуду этому помочь?
Или ветра его будили
Весь день вчерашний и всю ночь?
Иль так на солнышке пригрелся,
Так буйно жизнь в нем расцвела,
Что он, как званый гость, оделся
На праздник света и тепла?
На доске – карточки с определениями:
нежный, клейкий, молодой,
увядший, изумрудный, яркий, темный, вкусный |
У. Какие определения, по
вашему мнению, нельзя отнести к листку?
Лишние карточки убираются.
– Запишите два слова, которые вам
особенно понравились.
Учитель раздает листы с текстом
сказки В.А. Сухомлинского, дети по цепочке
читают ее.
Ясным солнечным утром маленькая
девочка вышла поиграть на полянке. Вдруг слышит:
кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла:
плач доносился из-под камня, который лежал на
краю поляны. Камень небольшой, как голова
кролика, но очень твердый. Подошла девочка к
камню и спрашивает:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Стебелек, – послышался тихий, слабый
голос. – Освободи меня, девочка, давит меня
камень.
Откинула камень девочка и увидела нежный бледный
стебелек.
– Спасибо тебе, девочка, – сказал стебелек. –
Ты освободила меня от Каменного гнета.
– Как же ты попал под камень?
– Обманул меня Каменный гнет, – ответил
стебелек. – Осенью искал я теплый уголок. Дал мне
приют Каменный гнет. Обещал оберегать от холода.
А когда мне захотелось увидеть солнышко, он чуть
не задавил меня. Я хочу дружить с тобой, девочка.
Каждое утро девочка прибегала к стебельку и не
узнавала его. Он улыбался солнышку, зеленел, и
молодые нежные листочки один за другим
появлялись на свет. Дрожали от свежего ветра и
сверкали на солнышке.
– Какие мысли вызвала у вас сказка? Чем бы вы
хотели поделиться с нами?
Дети отвечают.
– Прочитайте слова Священного Писания.
На доске:
«Весенняя пора для зеленых
деревьев наступает один раз в год, для древа
человеческой души – во все дни Бога...»
(Священное Писание) |
Учитель объясняет смысл
некоторых слов:
– Как вы понимаете смысл выражений: весеннее
настроение, весна в душе.
Выслушиваются ответы детей. При
необходимости учитель помогает им
сформулировать ответ.
Подготовленные ученики читают стихи о весне:
ВЕСЕННЕЕ УТРО
Я хотел поспать немножко,
Но увидел свет в окне.
Лучик – теплую ладошку
Протянуло солнце мне
И на ухо прошептало:
– Сбрось скорее одеяло!
Сон тебе не надоел?
Поднимайся –
Столько дел!
Зацветают вишенки –
Сладкий аромат.
Как в рубашке вышитой
Наш весенний сад.
(В. Нестеренко)
ЛАСКОВОЕ СОЛНЫШКО
Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик! –
И берет его
Из почки
За зеленый
Чубчик.
(В.Орлов)
ЛИСТ ЗЕЛЕНЕЕТ МОЛОДОЙ
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым.
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
(Ф.Тютчев)
VI. Итог урока
У. Что вам больше всего
понравилось на уроке?
В какой момент урока вы почувствовали в душе
весну?
Как выглядят первые листочки?
Что бы вы нарисовали после этого урока, если бы
взяли краски или карандаши?
Дети отвечают.
|