Надежда КАЛИНИНА,
учитель школы № 1,
г. Камызяк, Астраханская обл.
Изучаем глаголы неопределенной формы
Русский язык. 4-й класс
Тема. «Упражнения в распознавании
и правильном употреблении глаголов
неопределенной формы».
Цели. Повторить изученное о
глаголе; совершенствовать представления
обучающихся о неопределенной форме глагола,
учиться образовывать и находить ее в
предложении; расширять словарный запас;
развивать орфографическую зоркость; воспитывать
любовь к Родине.
Оборудование. Иллюстрации с видами
природы Астрахани; картины с изображениями
самолета, Дня Победы, пограничников, Красной
площади; таблички со словарными словами; портрет
участника Великой Отечественной войны и
информация о его боевых подвигах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
На фоне спокойной мелодии ученик
читает четверостишие о родном крае:
Ученик 1.
Мне Астрахань не слухами мила –
Стоит в низовье Волги
Белый город,
С которым жизнь навек меня свела.
Учитель. Ребята, не правда ли, эти
строки поднимают настроение? Всем вам хочется
поделиться своими впечатлениями о любимом
уголке на земле. Так пусть же это настроение
сохранится у вас на протяжении всего урока!
Итак, начинаем урок русского языка.
III. Чистописание
У. Прочитайте строки из
стихотворения.
На доске:
Край родной!
Поля, пригорки, склоны –
Лучше вас на свете не найти! |
– Спишите текст. Пишите
слова красиво, не забывайте про соединения букв.
Дети выполняют задание.
– Почему лучше этого края на свете
нет ничего?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Повторение изученного материала
У. Какую общую тему мы сейчас
изучаем?
Дети. Глагол.
У. Запишите под диктовку слова: выкопал,
выдержал, угрожает, зашагает, стемнеет, сбегут.
Что общего в этих словах?
Д. Все эти слова – глаголы.
– Все эти слова имеют безударную гласную в
корне.
– В каждом из этих слов есть приставка.
У. Какие вы можете назвать
различия?
Д. Глаголы угрожают, сбегут –
множественного числа. А остальные –
единственного.
– Глаголы выдержал и выкопал –
прошедшего времени. Глагол угрожают –
настоящего. Глаголы зашагает, стемнеет, сбегут
– будущего.
– В приставках слов угрожают, стемнеют,
сбегут – по одной букве. А в приставках
остальных глаголов – по две.
У. Скажите: что такое глагол?
Назовите его грамматические признаки.
Определите время глагола не найти из
упражнения по чистописанию.
Д. Мы не можем его определить.
У. Почему?
Д. Это глагол неопределенной
формы.
У. Что вы знаете о
неопределенной форме глагола?
Дети отвечают.
V. Сообщение темы и целей урока
У. Сегодня мы будем работать над
неопределенной формой глагола, образовывать от
глагола начальную форму и распознавать ее в
предложении.
VI. Работа по теме урока
Игра «Будь внимателен!»
У. Я прочитаю вам стихотворения
астраханского поэта Шаховского, а вы найдите
глаголы, выпишите их, а рядом запишите начальную
форму.
Каспийский край, рыбачьи земли,
Люблю тебя, ильменный рай!
Там над певучим плесом дремлет
Набитый сетками сарай.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно...
Дети выполняют задание.
– Обратите внимание на иллюстрации
с изображениями видов астраханской природы.
Найдите те из них, которые подходят к
прозвучавшим отрывкам из стихотворений.
Замените словосочетания неопределенной формой
глаголов.
На доске:
привести в исполнение –
принять участие –
задать вопрос –
оказать влияние –
оказать помощь –
|
– Что у вас получилось?
Д. Исполнить, участвовать,
спросить, повлиять, помочь.
VII. Физкультминутка
У. Я буду называть глаголы в
неопределенной форме. Если вы услышите глагол,
который отвечает на вопрос что делать?,
хлопайте в ладоши. Если я назову глагол, который
отвечает на вопрос что сделать?,
подпрыгивайте.
Гудеть, загудеть, бежать, пробежать,
читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить,
нарисовать, срисовать, рисовать.
VIII. Словарная работа
На доске:
Кто любит Родину и свой народ,
тот настоящий патриот.
За Родину-мать не страшно умирать.
Кто за Родину горой, тот истинный герой. |
У. Выберите и запишите
известные вам словарные слова. Подчеркните в них
орфограммы, поставьте ударения.
Дети выполняют задание.
– Чему учат нас эти пословицы?
Дети отвечают.
– Отгадайте загадку и узнайте новое
словарное слово:
В небо взлетают цветные огни,
Весть о Победе разносят они.
– Что это такое?
И.Белоглазова. Салют победы
|
Д. Салют.
У. Приходилось ли вам видеть
когда-нибудь салют? Когда? Где? А знаете ли вы, что
такое салют?
Д. Это приветствие выстрелами,
ракетами в честь важного события.
У. Посмотрите на эти картины –
как красив салют!
Учитель показывает иллюстрации с
изображением салюта.
– Посмотрите на табличку с новым
словарным словом. Запишите его. Составьте с ним
предложение. Кого называют патриотом?
Д. Человека, любящего Родину,
народ, готового пожертвовать своей жизнью ради
них.
У. Какие пословицы о Родине,
Москве или народе вы нашли?
Дети называют пословицы.
– Запишите любую пословицу со
словом из словарика.
А сейчас мы запишем предложение еще с одним
словарным словом. Это предложение о ветеране
Великой Отечественной войны, который жил в нашем
городе Камызяке. Раньше не раз приходил он в нашу
школу на праздники.
Учитель показывает фотографию
ветерана и коротко рассказывает о нем.
Дети записывают предложение: «В 1941 году комбат
Анисим Карпович Гайдидей со своим батальоном
вступил в бой под Москвой».
– Назовите слова из словарика.
Подчеркните главные члены предложения.
Кто такой комбат? Какие главные черты характера
должны быть у таких людей?
Дети отвечают.
IХ. Работа по теме урока (продолжение)
На доске:
Мы должны помнить своих героев.
Нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за наше
счастье! |
Спишите с доски текст. Найдите
глаголы в неопределенной форме. Подчеркните их.
– Как называются глаголы, которые
вы записали?
Д. Антонимы.
У. Что такое антонимы?
Д. Противоположные по смыслу
слова.
Подготовленный ученик читает
стихотворение Р. Фарходи.
Ученик.
К нам в школу пришли ветераны войны,
Седые герои победной войны –
Пилот, пехотинец, танкист, командир.
Они защитили наш солнечный мир.
У. Кого называют ветеранами?
Когда к нам в школу приходят ветераны? Как мы
должны относиться к этим людям?
Дети отвечают.
Учитель повторно читает стихотворение, учащиеся
называют глаголы и записывают их в
неопределенной форме.
На доске – картина о пограничниках.
– Из отдельных слов, написанных на
доске, составьте и запишите предложения так,
чтобы получился рассказ. Озаглавьте его.
Закончите текст двумя-тремя предложениями.
На доске:
луна, в, светить, тусклая,
облака
по, шли, лесной, пограничники, тропинке
с, большая, серая, бежать, ними, собака
бросилась, вдруг, заволновалась, и, она,
чаща, в |
Дети выполняют задание.
Два-три ученика читают получившиеся у них тексты.
– Какова главная мысль этого
рассказа? Найдите и прочитайте глаголы.
Поставьте их в неопределенную форму.
Перейдем к следующему виду работы.
Найдите и исправьте ошибки в пословицах и
фразеологических оборотах. Объясните их смысл.
Напишите те из них, в которых есть неопределенная
форма глагола. Подчеркните орфограммы.
На доске:
Х. Итог урока
У. На какие вопросы отвечают
глаголы в неопределенной форме?
Д. Глаголы неопределенной формы
отвечают на вопросы что делать? и что
сделать?.
У. На что оканчиваются глаголы
неопределенной формы?
Д. Они оканчиваются на -ть,
-ти, -чь.
У. Указывает ли на время
неопределенная форма глагола?
Д. Неопределенная форма глагола
не указывает на время и не изменяется по числам.
У. Какую схему вы бы составили к
сегодняшней теме?
Дети рисуют схему.
|