Аркадий КУЗНЕЦОВ
Продолжение. См. в № 9,
18/2006.
Среди слов
Повесть
Глава 10. От завязки до развязки
Увидев
написанную на доске тему нового занятия – «От
завязки до развязки», Диана спросила Анну
Александровну:
– Неужели мы будем сегодня что-то
шнуровать?
– Шнуровать? – переспросила Анна
Александровна. – Ну, если хотите... в каком-то
смысле шнуровать – нити литературного
произведения.
– А разве литературное
произведение можно соткать из нитей? – теперь
уже переспросил Федот.
– Именно соткать – из нитей сюжета.
– Из нитей сю... чего? – Федот не
понял слово.
– Сюжет – это линия развития
событий, о которых говорится в рассказе, повести,
поэме или каком-либо другом содержательном
произведении. Давайте посмотрим, что нам покажет
компьютер. Наберу на клавиатуре слово сюжет...
И на экране возник перечень под
номерами.
– Давайте я прочитаю, что там
написано, – сказал Юлик. – «Поиски», «Служба»,
«Карьера», «Помощь друзей»... Это что?
– Это варианты того, о чем может
рассказывать писатель, если в его книге
развиваются события.
– Я понял! Поиски – это, например,
Руслан ищет похищенную Людмилу. Служба – это
когда герой выполняет разные задания, например в
«Коньке-Горбунке». Друзья помогают друг другу –
например, в «Волшебнике Изумрудного города»...
– Молодец, Юлик! Ты правильно
определил сюжетные линии знакомых сказок.
Вообще-то литературоведы насчитывают всего
восемнадцать видов сюжетов.
– Так мало? – не поверил Федот.
– Тебе кажется мало? Может быть
очень много вариантов одного типа сюжета.
Например, сказка об Иване-царевиче и Василисе
Прекрасной не похожа на поэму Пушкина «Руслан и
Людмила», несмотря на то что и Иван-царевич, и
Руслан отправляются на поиски любимой,
похищенной злыми силами.
– Ивану-царевичу помогают заяц,
селезень, щука, а Руслану – волшебник Финн, –
напомнила Агафья.
– Теперь посмотрим, какие
произведения соответствуют сюжету «Служба», –
сказала преподавательница и щелкнула эту
позицию в перечне. Ребята увидели названия и
стали читать:
– «Мифы о двенадцати подвигах
Геракла», «Аленький цветочек», «Храбрый
портняжка»... Действительно, очень разные
истории, – подытожил Юлик.
– А вот «Помощь друзей», – Анна
Александровна щелкнула другой пункт: – «Три
мушкетера», «Знаменитый утенок Тим», «Мишкина
каша»...
– «Волшебник Изумрудного города»,
– продолжила читать Диана.
– Такие разные книги – и об одном и
том же? – удивился Федот.
– Но тут же во всех книгах кто-то
кому-то помогает, – заметил Юлик. – И мушкетеры –
они же все друзья, и Элли и ее друзья...
– И
служба, – добавила Агафья: – у Геракла служба –
он совершает двенадцать великих подвигов,
Храбрый портняжка тоже служит королю, а купец в
сказке «Аленький цветочек» выполняет просьбы
дочерей...
– Но там же еще и другое, – сказал
Юлик. – Там его дочь попадает на остров и спасает
чудовище, то есть принца...
– А это уже другой сюжет, –
подсказала Анна Александровна. – Вот он, – она
указала на экран: – «Спасение». А кого еще
спасают в разных книгах?
– Например, Айболит спасает больных
обезьян, – вспомнила Агата.
– Видите – тут тоже совершенно о
разном, но сюжет основан на одном. И так и в каждом
другом случае – в сюжетах «Соперники», «Учеба»,
«Путешествие» – вариантов, действительно, всего
восемнадцать.
– Так, наверное, можно самим
написать книгу, если знаешь, что есть те или иные
сюжеты, – заметил Юлик.
– Да, считайте, что вы сегодня
прикоснулись к волшебству литературного
творчества, узнав некоторые его секреты. Так что
у нас сегодня...
– Почти «Гарри Поттер», – нашелся
Федот.
– Ну, почти что так. Но любой сюжет
имеет свою линию.
– Как вы сказали – линию? Как нитку?
– заметил Федот.
– И на ней – завязка, развязка и
многое другое.
– Ясно, эта линия и есть как будто
шнурок, – проговорила Диана.
– А что там завязывается? – задал
вопрос Федот.
– Давайте посмотрим, – сказала Анна
Александровна.– Но произведение обычно
начинается не с завязки. Есть еще вот что...
На экране появилась надпись: «Экспозиция».
– Я знаю! – отозвался Юлик. –
Экспозиция – это то, что мы где-то видим, например
в музее или на выставке...
– Но сегодня мы поговорим о совсем
другой экспозиции, – уточнила
преподавательница. – Хотя само это слово,
означающее по-латински «то, что выставлено»,
помогает понять, что такое экспозиция в
литературном произведении.
– Наверное, выставлены герои, место
действия... – предположил Юлик.
– Именно так. А где это должно быть
– в начале или в конце произведения?
– Конечно, в начале – когда мы со
всеми знакомимся.
– Так и есть – в начале
произведения. Ведь прежде чем начнется действие,
мы должны знать, о ком здесь рассказано, о чем, и
идет описание этого.
Смотрим дальше. Следующее слово – завязка.
– И что завязывается? – спросила
Диана.
– Завязывается действие.
Происходит что-то, с чего начинаются дальнейшие
события. С этого момента автор держит читателя в
напряжении. Оно возрастает, пока дело не доходит
до – смотрим, чего – «Кульминации».
– А это что? – откликнулись ребята.
– Вершина, самый важный момент
произведения, когда действие достигло
наибольшего напряжения и должно что-то
раскрыться или измениться. Когда же все это
произошло, наступает – смотрите: «Развязка».
– Ну конечно, если что-то завязали,
то надо развязать, – заметил Федот.
– А развязать надо линию сюжета,
закончить действие и показать, что к чему. То, что
началось завязкой, кончается развязкой.
– И все? – переспросил мальчик.
– Иногда бывает послесловие – о
том, что случилось с героями дальше, но это уже не
относится к основному сюжету произведения.
Теперь давайте посмотрим, как развивается
какой-нибудь конкретный сюжет.
– А давайте такой сюжет: футбол, –
неожиданно предложил Федот.
– Футбол? – удивилась Анна
Александровна.
– А точно, давайте! – вдруг
поддержал Юлик.
– Хорошо, пусть будет футбол. Ввожу
в компьютер «футбол»...
– Смотрите, стихи! – показали
ученики.
И правда, на экране столбиком
проступили стихи, которые все тут же прочитали:
Сюжет нам нужен для рассказа?
Футбольный матч! Понятно сразу:
Команды выбрали позиции –
Пока мы видим экспозицию.
Разбег, подкат, защиты встряска –
Так совершается завязка.
Но вот на поле комбинация –
Удар! И это – кульминация.
Четыре – ноль, табло – как сказка!
И это – лучшая развязка.
С трибун несутся славословия –
Такое к матчу послесловие.
– Вот это сюжет! – обрадовался
Федот.
– Ну что же, наш волшебный компьютер
может и немного пошутить. Действительно, и
футбольный матч может быть настоящим сюжетом, не
менее острым, чем какой-нибудь литературный
вымысел. Но все-таки вспомним хотя бы один
какой-нибудь известный вам рассказ. И, обещаю вам,
будет не менее интересный сюрприз. Пожалуй, пусть
компьютер вам первым подскажет, что это будет за
сюжет, а вы угадывайте.
Анна Александровна нажала на что-то, и
прямо с экрана с лаем выпрыгнула небольшая рыжая
собака.
– Р-разрешите пр-редставиться! –
вдруг пролаяла она человеческим голосом. –
Помесь такса с дворняжкой, по первому имени –
Каштанка, по втор-рому – Тетка!
– А, так это Каштанка! – понял Юлик.
– Из рассказа... как его... писателя вспоминаю... а,
Чехова!
Каштанка подпрыгнула и пролаяла:
– Совер-ршенно точно, из рассказа
Чехова! Антона Павловича!
– А как ты научилась говорить? –
спросила Агафья.
– Второй хозяин научил меня звонить
в колокол, стрелять из пистолета и становиться в
пирамиду, а потом писатель, р-рассказавший мою
историю, так же научил меня говорить с
читателями! То есть я лаю, как собака, но вы,
читатели, воспринимаете это так, как будто я
говорю по-человечески. Вы даже знаете, что я
думаю, – и это тоже заслуга писателя! Р-раньше я
делила людей на хозяев и заказчиков.
– А потом – на артистов и зрителей,
– предположил Юлик.
– Не успела этому научиться – ведь
я выступала в цирке только один р-раз! Но зато уже
больше ста лет я делю людей на писателей,
библиотекарей, учителей и, конечно, читателей!
Читателей гор-раздо больше, чем всех остальных!
Но сюда меня пригласил учитель. Пр-ригласил,
чтобы я объяснила, как р-развивается сюжет моего
р-рассказа. Дав-вайте вспомним, о чем гов-ворилось
в самом начале.
На экране появился текст Чехова,
который стала вслух читать Диана:
Молодая рыжая собака – помесь такса с
дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу,
бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно
оглядывалась по сторонам. Изредка она
останавливалась и, плача, приподнимая то одну
озябшую лапу, то другую, старалась дать себе
отчет: как это могло случиться, что она
заблудилась?
– Можно и немного дальше, –
предложила Анна Александровна.
Она отлично помнила, как она провела
день и как в конце концов попала на этот
незнакомый тротуар.
– Ну, что это, какая часть рассказа?
– обратилась к ребятам Каштанка.
– Самая первая, – ответила Агата.
– А как она называется? Вспомните, –
попросила уточнить преподавательница.
– Экспозиция, – определил Юлик. –
Здесь действие еще не началось и описывается
героиня – Каштанка.
– Вообще-то действие началось – она
заблудилась, – возразила Агафья.
– Дав-вайте пр-рочитайте дальше! –
предложила сама героиня.
День начался с того, что ее хозяин,
столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под
мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в
красный платок, и крикнул:
– Каштанка, пойдем!
– Да, правильно, дальше говорится о
том, как Каштанка ходила по разным местам с
хозяином, и поскольку она жила так все время до
того, как потерялась, это – экспозиция рассказа,
– заключил Юлик.
– Из экспозиции становится ясно,
что рассказ будет о собаке – Каштанке, –
добавила Анна Александровна.
Каштанка продолжала:
– А потом воспоминание доходит до
того, как я заблудилась. А дальше открылась дверь
дома, и меня подобрал незнакомый человек.
– Он был артист, циркач, – вспомнил
Юлик.
– Вспомним, как это было, – показала
Анна Александровна на экран:
Но она ни о чем не думала и только
плакала. Когда мягкий пушистый снег совсем
облепил ее спину и голову и она от изнеможения
погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг...
– Это волшебное слово – вдруг!
– вставила преподавательница.
Вдруг подъездная дверь щелкнула,
запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. Из
отворенной двери вышел какой-то человек,
принадлежавший к разряду заказчиков. Так как
Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он
не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к
ней и спросил:
– Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О,
бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись.
Виноват.
– И дрессировщик взял собаку к себе,
– добавила Диана.
– Как это называется в литературе?
– пролаяла Каштанка.
– Это завязка, – ответили ученики.
– Вер-рно! Это была зав-вязка, и
началась у меня др-ругая жизнь!
– Но сначала тебе, Каштанка, не
понравилось у нового хозяина, – напомнил Юлик.
– А почему? Ведь у того... у столяра
жилось, я думаю, довольно плохо, – заметила Диана.
– Но я пр-ривыкла к прежней жизни. Да
и не дер-ржала зла на мастера и на его сына, я
по-своему любила их. Ведь и меня они любили.
– Хотя иногда отец бил, а сын
издевался над тобой, – вспоминал рассказ Юлик. –
А новый хозяин тебя сытно накормил и стал учить
фокусам, но не издевался, как тот мальчик.
– Не ср-разу, я пр-рожила на новом
месте целый месяц, а потом стала учиться.
Смотрите, как я хожу на задних лапах! А вот так я
пр-рыгаю вверх! А еще я умею плясать!
Наигравшись с ребятами, Каштанка
продолжала:
– А вы помните, ребята, что было
дальше?
– Дальше умер гусь, – сказал Юлик.
– Иван Иваныч, – заскулила
Каштанка. – И мне пришлось учиться...
– Заменять гуся в представлении. И
артист взял Каштанку в цирк – выступать, –
продолжила Агата.
– О, как было удивительно и немного
боязно в цирке! – вспомнила Каштанка.
– А что там у нас следует в сюжете
рассказа? – напомнила Анна Александровна.
– Так... «Кульминация», – прочитала
в тетради Агафья.
– Значит, действие достигло здесь
наибольшего напряжения, – сделал вывод Юлик. –
Так и есть – для собаки это ведь очень важный
момент.
– Да, да! Я очень в-волнов-валась, а
еще больше в-волнов-вался мой второй хозяин. И в
это время, когда я в-выступала... – читайте:
Тетка, не вынося музыки, беспокойно
задвигалась на стуле и завыла. Со всех сторон
послышались рев и аплодисменты. Хозяин
поклонился и, когда все стихло, продолжал
играть... Во время исполнения одной очень высокой
ноты где-то наверху среди публики кто-то громко
ахнул.
– Тятька! – крикнул детский голос.
– А ведь это Каштанка!
– Это Каштанку узнали прежние
хозяева, – сказал Юлик. – И Каштанка побежала с
арены к ним через зрительный зал.
– Гав! На самую га-лерку! –
поддакнула Каштанка.
– А дальше? – спросил не помнящий
содержания рассказа Федот.
– А дальше – вот:
Спустя полчаса Каштанка шла уже по
улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком...
Каштанка глядела им обоим в спины, и ей
казалось, что она давно уже идет за ними и
радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту.
– Что это в сюжете рассказа? –
спросила Анна Александровна.
– Это развязка, – ответила Диана.
– Да, это развязка. Она наступила
после момента наибольшего напряжения в рассказе
– когда Каштанка выступает в цирке и встречается
со старыми хозяевами. Чего мы ждем в этот момент?
– Чем все кончится, – ответила
Агата.
– И развязка нам это показывает.
– Тут даже пропускается тот момент,
когда Каштанка ушла из цирка, – мы уже видим ее на
улице. Мне кажется, это писатель сделал для того,
чтобы мы быстрей все узнали, – заметил Юлик.
– Я не успела опомниться, как
оказалась у Луки Александрыча и Федюшки, –
отозвалась Каштанка.
– А тебе не жаль, что ты покинула
цирк и другого хозяина? – спросила Агафья.
– Жаль, конечно, но я в-вернулась к
тем, к кому пр-ривязалась.
– А они не стали опять тебя обижать?
– А как в-вы думаете?
– Но ведь в рассказе об этом не
говорится, – напомнила преподавательница. –
Значит, здесь нет...
– Послесловия, – определил Юлик.
– Да, бывает и так. А давайте сделаем
вот что: попробуйте дома написать, как стали жить
с Каштанкой столяр и его сын, когда собака
отыскалась.
Кстати, случай с Каштанкой – не
придуманный: такую историю с собакой рассказал
Чехову основатель династии дрессировщиков –
знаменитый артист Владимир Дуров.
Вы, конечно, знаете уголок Дурова в
Москве. Но финал истории был изменен Чеховым: на
самом деле собака осталась у Дурова.
Можете предположить дома, почему так
сделал писатель.
– А давайте поблагодарим Каштанку,
– предложила Агафья. – На, Каштанка! – И она дала
ей конфет.
Каштанка вильнула хвостом, сжевала
конфеты.
– Пр-ремного благодарна! – И собака
исчезла за экраном компьютера, как будто ее и не
было в классе.
Продолжение следует
|