Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2007

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Продолжение. См. в № 9, 18/2006.

Среди слов

Повесть

Глава 10. От завязки до развязки

Увидев написанную на доске тему нового занятия – «От завязки до развязки», Диана спросила Анну Александровну:

– Неужели мы будем сегодня что-то шнуровать?

– Шнуровать? – переспросила Анна Александровна. – Ну, если хотите... в каком-то смысле шнуровать – нити литературного произведения.

– А разве литературное произведение можно соткать из нитей? – теперь уже переспросил Федот.

– Именно соткать – из нитей сюжета.

– Из нитей сю... чего? – Федот не понял слово.

– Сюжет – это линия развития событий, о которых говорится в рассказе, повести, поэме или каком-либо другом содержательном произведении. Давайте посмотрим, что нам покажет компьютер. Наберу на клавиатуре слово сюжет...

И на экране возник перечень под номерами.

– Давайте я прочитаю, что там написано, – сказал Юлик. – «Поиски», «Служба», «Карьера», «Помощь друзей»... Это что?

– Это варианты того, о чем может рассказывать писатель, если в его книге развиваются события.

– Я понял! Поиски – это, например, Руслан ищет похищенную Людмилу. Служба – это когда герой выполняет разные задания, например в «Коньке-Горбунке». Друзья помогают друг другу – например, в «Волшебнике Изумрудного города»...

– Молодец, Юлик! Ты правильно определил сюжетные линии знакомых сказок. Вообще-то литературоведы насчитывают всего восемнадцать видов сюжетов.

– Так мало? – не поверил Федот.

– Тебе кажется мало? Может быть очень много вариантов одного типа сюжета. Например, сказка об Иване-царевиче и Василисе Прекрасной не похожа на поэму Пушкина «Руслан и Людмила», несмотря на то что и Иван-царевич, и Руслан отправляются на поиски любимой, похищенной злыми силами.

– Ивану-царевичу помогают заяц, селезень, щука, а Руслану – волшебник Финн, – напомнила Агафья.

– Теперь посмотрим, какие произведения соответствуют сюжету «Служба», – сказала преподавательница и щелкнула эту позицию в перечне. Ребята увидели названия и стали читать:

– «Мифы о двенадцати подвигах Геракла», «Аленький цветочек», «Храбрый портняжка»... Действительно, очень разные истории, – подытожил Юлик.

– А вот «Помощь друзей», – Анна Александровна щелкнула другой пункт: – «Три мушкетера», «Знаменитый утенок Тим», «Мишкина каша»...

– «Волшебник Изумрудного города», – продолжила читать Диана.

– Такие разные книги – и об одном и том же? – удивился Федот.

– Но тут же во всех книгах кто-то кому-то помогает, – заметил Юлик. – И мушкетеры – они же все друзья, и Элли и ее друзья...

– И служба, – добавила Агафья: – у Геракла служба – он совершает двенадцать великих подвигов, Храбрый портняжка тоже служит королю, а купец в сказке «Аленький цветочек» выполняет просьбы дочерей...

– Но там же еще и другое, – сказал Юлик. – Там его дочь попадает на остров и спасает чудовище, то есть принца...

– А это уже другой сюжет, – подсказала Анна Александровна. – Вот он, – она указала на экран: – «Спасение». А кого еще спасают в разных книгах?

– Например, Айболит спасает больных обезьян, – вспомнила Агата.

– Видите – тут тоже совершенно о разном, но сюжет основан на одном. И так и в каждом другом случае – в сюжетах «Соперники», «Учеба», «Путешествие» – вариантов, действительно, всего восемнадцать.

– Так, наверное, можно самим написать книгу, если знаешь, что есть те или иные сюжеты, – заметил Юлик.

– Да, считайте, что вы сегодня прикоснулись к волшебству литературного творчества, узнав некоторые его секреты. Так что у нас сегодня...

– Почти «Гарри Поттер», – нашелся Федот.

– Ну, почти что так. Но любой сюжет имеет свою линию.

– Как вы сказали – линию? Как нитку? – заметил Федот.

– И на ней – завязка, развязка и многое другое.

– Ясно, эта линия и есть как будто шнурок, – проговорила Диана.

– А что там завязывается? – задал вопрос Федот.

– Давайте посмотрим, – сказала Анна Александровна.– Но произведение обычно начинается не с завязки. Есть еще вот что...

На экране появилась надпись: «Экспозиция».

– Я знаю! – отозвался Юлик. – Экспозиция – это то, что мы где-то видим, например в музее или на выставке...

– Но сегодня мы поговорим о совсем другой экспозиции, – уточнила преподавательница. – Хотя само это слово, означающее по-латински «то, что выставлено», помогает понять, что такое экспозиция в литературном произведении.

– Наверное, выставлены герои, место действия... – предположил Юлик.

– Именно так. А где это должно быть – в начале или в конце произведения?

– Конечно, в начале – когда мы со всеми знакомимся.

– Так и есть – в начале произведения. Ведь прежде чем начнется действие, мы должны знать, о ком здесь рассказано, о чем, и идет описание этого.

Смотрим дальше. Следующее слово – завязка.

– И что завязывается? – спросила Диана.

– Завязывается действие. Происходит что-то, с чего начинаются дальнейшие события. С этого момента автор держит читателя в напряжении. Оно возрастает, пока дело не доходит до – смотрим, чего – «Кульминации».

– А это что? – откликнулись ребята.

– Вершина, самый важный момент произведения, когда действие достигло наибольшего напряжения и должно что-то раскрыться или измениться. Когда же все это произошло, наступает – смотрите: «Развязка».

– Ну конечно, если что-то завязали, то надо развязать, – заметил Федот.

– А развязать надо линию сюжета, закончить действие и показать, что к чему. То, что началось завязкой, кончается развязкой.

– И все? – переспросил мальчик.

– Иногда бывает послесловие – о том, что случилось с героями дальше, но это уже не относится к основному сюжету произведения. Теперь давайте посмотрим, как развивается какой-нибудь конкретный сюжет.

– А давайте такой сюжет: футбол, – неожиданно предложил Федот.

– Футбол? – удивилась Анна Александровна.

– А точно, давайте! – вдруг поддержал Юлик.

– Хорошо, пусть будет футбол. Ввожу в компьютер «футбол»...

– Смотрите, стихи! – показали ученики.

И правда, на экране столбиком проступили стихи, которые все тут же прочитали:

Сюжет нам нужен для рассказа?
Футбольный матч! Понятно сразу:
Команды выбрали позиции –
Пока мы видим экспозицию.
Разбег, подкат, защиты встряска –
Так совершается завязка.
Но вот на поле комбинация –
Удар! И это – кульминация.
Четыре – ноль, табло – как сказка!
И это – лучшая развязка.
С трибун несутся славословия –
Такое к матчу послесловие.

– Вот это сюжет! – обрадовался Федот.

– Ну что же, наш волшебный компьютер может и немного пошутить. Действительно, и футбольный матч может быть настоящим сюжетом, не менее острым, чем какой-нибудь литературный вымысел. Но все-таки вспомним хотя бы один какой-нибудь известный вам рассказ. И, обещаю вам, будет не менее интересный сюрприз. Пожалуй, пусть компьютер вам первым подскажет, что это будет за сюжет, а вы угадывайте.

Анна Александровна нажала на что-то, и прямо с экрана с лаем выпрыгнула небольшая рыжая собака.

– Р-разрешите пр-редставиться! – вдруг пролаяла она человеческим голосом. – Помесь такса с дворняжкой, по первому имени – Каштанка, по втор-рому – Тетка!

– А, так это Каштанка! – понял Юлик. – Из рассказа... как его... писателя вспоминаю... а, Чехова!

Каштанка подпрыгнула и пролаяла:

– Совер-ршенно точно, из рассказа Чехова! Антона Павловича!

– А как ты научилась говорить? – спросила Агафья.

– Второй хозяин научил меня звонить в колокол, стрелять из пистолета и становиться в пирамиду, а потом писатель, р-рассказавший мою историю, так же научил меня говорить с читателями! То есть я лаю, как собака, но вы, читатели, воспринимаете это так, как будто я говорю по-человечески. Вы даже знаете, что я думаю, – и это тоже заслуга писателя! Р-раньше я делила людей на хозяев и заказчиков.

– А потом – на артистов и зрителей, – предположил Юлик.

– Не успела этому научиться – ведь я выступала в цирке только один р-раз! Но зато уже больше ста лет я делю людей на писателей, библиотекарей, учителей и, конечно, читателей! Читателей гор-раздо больше, чем всех остальных! Но сюда меня пригласил учитель. Пр-ригласил, чтобы я объяснила, как р-развивается сюжет моего р-рассказа. Дав-вайте вспомним, о чем гов-ворилось в самом начале.

На экране появился текст Чехова, который стала вслух читать Диана:

Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

– Можно и немного дальше, – предложила Анна Александровна.

Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

– Ну, что это, какая часть рассказа? – обратилась к ребятам Каштанка.

– Самая первая, – ответила Агата.

– А как она называется? Вспомните, – попросила уточнить преподавательница.

– Экспозиция, – определил Юлик. – Здесь действие еще не началось и описывается героиня – Каштанка.

– Вообще-то действие началось – она заблудилась, – возразила Агафья.

– Дав-вайте пр-рочитайте дальше! – предложила сама героиня.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:

– Каштанка, пойдем!

– Да, правильно, дальше говорится о том, как Каштанка ходила по разным местам с хозяином, и поскольку она жила так все время до того, как потерялась, это – экспозиция рассказа, – заключил Юлик.

– Из экспозиции становится ясно, что рассказ будет о собаке – Каштанке, – добавила Анна Александровна.

Каштанка продолжала:

– А потом воспоминание доходит до того, как я заблудилась. А дальше открылась дверь дома, и меня подобрал незнакомый человек.

– Он был артист, циркач, – вспомнил Юлик.

– Вспомним, как это было, – показала Анна Александровна на экран:

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг...

– Это волшебное слово – вдруг! – вставила преподавательница.

Вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежавший к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:

– Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись. Виноват.

– И дрессировщик взял собаку к себе, – добавила Диана.

– Как это называется в литературе? – пролаяла Каштанка.

– Это завязка, – ответили ученики.

– Вер-рно! Это была зав-вязка, и началась у меня др-ругая жизнь!

– Но сначала тебе, Каштанка, не понравилось у нового хозяина, – напомнил Юлик.

– А почему? Ведь у того... у столяра жилось, я думаю, довольно плохо, – заметила Диана.

– Но я пр-ривыкла к прежней жизни. Да и не дер-ржала зла на мастера и на его сына, я по-своему любила их. Ведь и меня они любили.

– Хотя иногда отец бил, а сын издевался над тобой, – вспоминал рассказ Юлик. – А новый хозяин тебя сытно накормил и стал учить фокусам, но не издевался, как тот мальчик.

– Не ср-разу, я пр-рожила на новом месте целый месяц, а потом стала учиться. Смотрите, как я хожу на задних лапах! А вот так я пр-рыгаю вверх! А еще я умею плясать!

Наигравшись с ребятами, Каштанка продолжала:

– А вы помните, ребята, что было дальше?

– Дальше умер гусь, – сказал Юлик.

– Иван Иваныч, – заскулила Каштанка. – И мне пришлось учиться...

– Заменять гуся в представлении. И артист взял Каштанку в цирк – выступать, – продолжила Агата.

– О, как было удивительно и немного боязно в цирке! – вспомнила Каштанка.

– А что там у нас следует в сюжете рассказа? – напомнила Анна Александровна.

– Так... «Кульминация», – прочитала в тетради Агафья.

– Значит, действие достигло здесь наибольшего напряжения, – сделал вывод Юлик. – Так и есть – для собаки это ведь очень важный момент.

– Да, да! Я очень в-волнов-валась, а еще больше в-волнов-вался мой второй хозяин. И в это время, когда я в-выступала... – читайте:

Тетка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. Со всех сторон послышались рев и аплодисменты. Хозяин поклонился и, когда все стихло, продолжал играть... Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.

– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

– Это Каштанку узнали прежние хозяева, – сказал Юлик. – И Каштанка побежала с арены к ним через зрительный зал.

– Гав! На самую га-лерку! – поддакнула Каштанка.

– А дальше? – спросил не помнящий содержания рассказа Федот.

– А дальше – вот:

Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком...

Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту.

– Что это в сюжете рассказа? – спросила Анна Александровна.

– Это развязка, – ответила Диана.

– Да, это развязка. Она наступила после момента наибольшего напряжения в рассказе – когда Каштанка выступает в цирке и встречается со старыми хозяевами. Чего мы ждем в этот момент?

– Чем все кончится, – ответила Агата.

– И развязка нам это показывает.

– Тут даже пропускается тот момент, когда Каштанка ушла из цирка, – мы уже видим ее на улице. Мне кажется, это писатель сделал для того, чтобы мы быстрей все узнали, – заметил Юлик.

– Я не успела опомниться, как оказалась у Луки Александрыча и Федюшки, – отозвалась Каштанка.

– А тебе не жаль, что ты покинула цирк и другого хозяина? – спросила Агафья.

– Жаль, конечно, но я в-вернулась к тем, к кому пр-ривязалась.

– А они не стали опять тебя обижать?

– А как в-вы думаете?

– Но ведь в рассказе об этом не говорится, – напомнила преподавательница. – Значит, здесь нет...

– Послесловия, – определил Юлик.

– Да, бывает и так. А давайте сделаем вот что: попробуйте дома написать, как стали жить с Каштанкой столяр и его сын, когда собака отыскалась.

Кстати, случай с Каштанкой – не придуманный: такую историю с собакой рассказал Чехову основатель династии дрессировщиков – знаменитый артист Владимир Дуров.

Вы, конечно, знаете уголок Дурова в Москве. Но финал истории был изменен Чеховым: на самом деле собака осталась у Дурова.

Можете предположить дома, почему так сделал писатель.

– А давайте поблагодарим Каштанку, – предложила Агафья. – На, Каштанка! – И она дала ей конфет.

Каштанка вильнула хвостом, сжевала конфеты.

– Пр-ремного благодарна! – И собака исчезла за экраном компьютера, как будто ее и не было в классе.

Продолжение следует