Елена ЛОБАНОВА,
учитель музыки школы № 14,
г. Мончегорск
Пасха на Руси
Урок-концерт
Задачи. Воспитательные:
воспитание любви к своей земле, к своему народу;
приобщение к истокам культурных традиций
русского народа; пробуждение интереса к русскому
фольклору, старинным русским обрядам.
Образовательные: знакомство с
утраченными пасхальными традициями русского
народа, отраженными в народном календаре, с
произведениями русского фольклора и поморскими
«качульными» песнями; обобщение знаний по
основным темам: «Мажор и минор», «Формы музыки»,
«Интонация», «Развитие музыки», «Музыка моего
народа»; совершенствование уровня исполнения
русских народных песен, хороводов, игр и других
жанров фольклора; закрепление умений и навыков
игры на русских народных инструментах.
Развивающие: формирование
художественно-эстетического вкуса; развитие
творческих способностей каждого ребенка;
активизация творческой фантазии и воображения.
Оборудование. Выставка детских
рисунков «Пасхальное яйцо»; выставка пасхальных
открыток; русские народные инструменты:
балалайка, трещотки, ложки, треугольник,
колокольчик, ксилофон, свирели, пищалки,
аккордеон, детская качель; запись колокольного
звона; веточки ивы с листочками; оформленный
уголок русской избы: окно, стол со скатертью,
самовар, крашеные пасхальные деревянные яйца,
домашняя утварь.
ХОД УРОКА
Дети в русских народных костюмах
поделены на две группы: девочки и мальчики. В
руках – веточки ивы. Каждая группа заходит в зал
со своей закличкой.
Девочки.
Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей
Приходи,
Солнцем, светом озари!
Мальчики.
Жаворонки, перепелушки,
Птички ласточки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Дети встают у расставленных
полукругом стульев.
Учитель. У нас сегодня необычный
урок. Вы, дети, зашли с закличками. Кого вы
закликали?
Дети. Весну.
У. Какие народные праздники
приносит с собой весна?
Д. Вербное воскресенье, Егорьев
день, Пасху.
У. Весна от нас далеко. Чтобы она
нас услышала, давайте еще раз ее покличем!
Все дети идут по кругу в левую
сторону с общей закличкой.
Д.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким (поднимают веточки),
С корнем глубоким (приседают с веточками),
С дождями сильными (идут в центр),
С хлебами обильными (расходятся в круг)!
Дети поднимают веточки ивы, образуя
«воротики». Учитель включает аудиозапись «Звуки
весеннего леса». В класс входит девочка – Весна,
проходит через «воротики» несколько раз,
останавливается в центре круга.
Д.
Весна-красна,
Где бывала?
Весна.
В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.
Д.
Весна-красна,
На чем пришла?
Весна.
На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
Д.
Весна-красна,
Что нам принесла?
Весна.
Соху, борону
И кобылку ворону,
Солнца клочок
И соломки пучок!
Д.
Весна-красна,
Что в подарок принесла?
Весна. Светлый праздник – Святу
Пасху!
Дети ставят веточки ивы в большую
вазу, садятся на места.
У. Пасха – это праздник,
посвященный Воскресению Иисуса Христа, один из
основных в народном календаре, который всегда
выпадает на весенние дни. Православная Церковь
считает Пасху главным христианским праздником.
Этот праздник символизирует победу добра над
злом, жизни над смертью. Светлое Христово
Воскресение – день радостный, светлый!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!
(А. Майков)
– Как у каждого большого церковного
праздника, у Пасхи есть свои народные обряды –
для пасхального стола пекут куличи, по
специальному рецепту готовят творожную пасху,
красят яйца.
В старину, как и сейчас, яйца окрашивали в разные
цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом,
чтобы они блестели. Посмотрите, какие красивые
пасхальные яйца вы нарисовали!
В Светлое Христово Воскресение верующие
радостно приветствуют друг друга словами:
«Христос воскресе!» – и ответным: «Воистину
воскресе!»
На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе
детям, звонить в церковные колокола. Издавна
подмечено, что колокольный звон лечит душу,
восстанавливает силы человека. Давайте и мы с
вами послушаем запись звона колоколов.
Учитель включает запись пасхального
перезвона.
У. Каким у вас стало настроение
после звучания колокольного звона?
Д. Радостным, праздничным.
У. От чего зависит высота тона
колокола?
Д. От металла, из которого отлит
колокол.
У. Почему мы говорим:
«серебряный звон», «малиновый звон»? Исстари
подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон
колокола ассоциируется с яркой малиновой
рубахой, с праздником, с радостью.
К числу оригинальных пасхальных обычаев
русского народа относится хождение волочебников.
Слово это означает поющие под окнами.
В русских деревнях на Пасху совершался обход
дворов, напоминающий святочное колядование.
Волочебники славили хозяев, поздравляли их с
Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали
подарков.
Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги.
Послушаем волочебников.
Мальчик 1.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в то село,
Поздравим их с праздником,
Со Христовым днем,
С красным яйцом!
Мальчик 2.
Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебники,
Волочебники-полуночники:
«Челом здоров, хозяинушка!
Чи спишь-лежишь аль спочиваешь?»
Мальчик 3.
Нам подарок поднесешь –
Свое счастье сбережешь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
Да пожалуй-ко яичко
Еще красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!
У. Ребята, как вы думаете, от
какого русского слова образовано слово волочебники?
Д. Волочить, волочить ноги.
У. Давайте исполним старинную
песню волочебников.
Дети исполняют русскую народную
песню «Далалынь! По яиченьку!».
– Какой характер у этой русской
народной песни?
Д. Напевный, торжественный,
протяжный.
У. Что свойственно этой русской
народной песне?
Д. Своеобразный припев: «Христос
воскрес, Сыне Божий!», радостное пасхальное
настроение.
Дети исполняют русскую народную
песню «На горе-то калина».
У. С каким настроением вы водили
этот хоровод?
Д. С веселым, радостным, светлым,
озорным.
У. В каком ладу звучит этот
хоровод: в мажоре или миноре?
Д. В мажоре.
У. Вы обратили внимание, что
весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод
водили – тоже по кругу? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
– Круг – символ солнца. Крестьяне
считали его способным ускорить пробуждение
природы и рост растений, увеличить приплод скота.
Пасхальная неделя – время первого весеннего
гулянья на вольном воздухе: молодежь затевала
игры на лужайках, на лесных полянах.
В традициях русского народа были музыкальные
игры-пляски – веселые и задорные, под
гармошку.
Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном
платочек на сильную долю такта. У кого останется
платочек, когда музыка остановится, тому нужно
будет сплясать. А мы похлопаем.
Проводится игра-пляска «Передача
платочка» под русскую народную мелодию.
У. Настроение в игре-пляске было
все время одинаковым?
Д. Нет, оно менялось.
У. Какая музыкальная интонация
является основной?
Д. Задорная, веселая, радостная.
У. Пасхи в старину не бывало без
качелей.
Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на
них веревки, прикрепляли доски. Качались все
желающие. Качели, или качули, были чрезвычайно
любимы и популярны в пасхальных народных
гуляньях.
Девочки исполняют качульные
частушки:
Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не хватает!
Подкачнуся
высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоно яйко катает!
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!
Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Соне-то Кузеньку, ха-ха-ха!
Тане-то Витеньку, ха-ха-ха!
Я качаюсь, нарываюсь,
Мне не надо жениха!
Я качаюсь, нарываюсь,
Мне не надо жениха!
На Святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!
У. Какие чувства вызвали у вас
«Качульные частушки»?
Д. Веселье, радость, смех.
У. В чем заключается
исполнительское развитие этих частушек?
Д. В каждом куплете – новый
тембр, новый голос.
У. Хотите послушать поморские
«качульные» песни, те частушки, которые
исполняли в старину у нас, на Севере?
Учитель исполняет поморские
качульные частушки:
Весна красна на проходе,
Пасха – на приходе,
Сулился милый с моря быть,
Карбас с моря приводить.
На качуле я качаюсь,
Ой, скучаю без дружка!
Не пущу свово на Мурман –
Там крутые бережка.
Светла Пасха, приходи,
С моря весточку неси.
С морюшка со синего,
С промысла трещинного.
– Какова музыка поморских
качульных частушек?
Д. Более медленная, распевная,
сдержанная.
У. В каком ладу прозвучали
поморские частушки?
Д. В мажоре.
У. Понравились ли вам поморские
«качульные» песни?
Д. Да.
У. В поморских частушках
встречается много новых слов. Прочитайте
объяснение смысла слов, которые вы услышали.
На доске:
Карбас – беломорская лодка на
4–10 весел с парусами; на ней рыбаки-поморы
охотились на морского зверя.
Трещинный (промысел) – промысел
рыбы трески. |
– В Пасхальную неделю повсюду
звучала музыка. Играли на разных русских
народных инструментах. А какие из них знаете вы?
Д. Балалайка, трещотка,
деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель,
гусли, пищалки.
У. Выходите, музыканты, поскорей!
В Святу Пасху нам сыграйте веселей!
Дети, играющие на различных
инструментах, исполняют русскую народную
мелодию «Калинка».
– Какой характер у мелодии
«Калинка»?
Д. Напевный, песенный, плясовой,
веселый.
У. Какова форма этого
произведения? Почему?
Д. Двухчастная; в музыке есть
контрастная смена настроений.
У. Музыка танцевальная или
песенная?
Д. И танцевальная, и песенная.
У. С каким праздником русского
народа мы сегодня познакомились? Что узнали
нового, интересного? Какое у вас сейчас
настроение?
Дети отвечают.
– Давайте закончим наш урок-концерт
веселой русской народной песней.
Под ксилофон исполняется русская
народная песня «Пойду ль да выйдуль я».
|