Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2007

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Маргарита СОРК,
учитель школы № 3,
г. Хотьково, Московская обл.

Космические уроки

Русский язык. 3 класс

I. Организационный момент

II. Чистописание

Дети пишут: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун*.

Учитель. Что мы с вами записали?

Дети. Названия планет.

III. Словарный диктант

Дети записывают отгадки:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?

(Самолет.)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.

(Луноход.)

Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.

(Ракета.)

Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.

(Звезды.)

Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

(Солнце.)

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.

(Космонавт.)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

(Луна, месяц.)

У. Найдите однокоренные слова.

Д. Луна, луноход; космос, космонавт.

У. Найдите сложные слова.

Д. Самолет, луноход.

У. Найдите слово с непроизносимой согласной, подберите к нему проверочное.

Д. Солнце – солнышко.

IV. Игровая часть урока

1. Проверка космической внимательности

У. Спишите с доски текст.

На доске:

Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.

– Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Подчеркните опасные места, устно объясните написание слов.

2. Работа с космическим компьютером

У. Введите в бортовой компьютер нужные буквы.

Четвертая буква алфавита. (Г) Чем кончается слово ракета? (А) Пара буквы к. (Г) Второй слог в слове уа. (А) Буква, стоящая в алфавите перед с. (Р) Союз, перед которым запятая не ставится. (И) Какая буква стоит в середине слова конец? (Н)

– Какое слово получилось?

Д. Гагарин.

У. Кто такой Гагарин?

Д. Первый космонавт.

У. Давайте запишем предложение.

На доске:

Гагарин первым полетел в космос.

– Разберите это предложение по членам, обозначьте части речи.

Слово полетел разберите по составу.

Первые космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов

Первые космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов

3. Невесомость

У. В условиях невесомости разлетелись слова. Нужно их собрать.

На доске:

ска
луно
ор
спут

бита
ник
фандр
ход

– Какие слова у вас получились?

Д. Скафандр, луноход, орбита, спутник.

У. Запишите предложение.

На доске:

Луна – спутник Земли.

4. Космическая история

У. Допишите предложения.

На доске:

  • Животные-космонавты – ... (собаки, обезьяны, мыши).

  • Маленький сказочный герой, который побывал на Луне, – ... (Незнайка).

  • Сказочный пришелец из космоса – ... (Маленький Принц).

  • «Шоколадная» планета – ... (Марс).

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание

У. Придумайте как можно больше слов из букв, составляющих слово космонавтика.

Математика. 3 класс

Оборудование. Счетные палочки, геометрические фигуры.

I. Организационный момент

II. Чистописание

На доске:

12       04       1961       108       9       7

Учитель. Что обозначают эти числа?

Дети. 12 апреля 1961 года человек полетел в космос; 108 минут длился первый полет; 9 планет в Солнечной системе; 7 звезд в созвездии Большая Медведица.

III. Математический диктант

  • Ракета за 3 сек пролетает 18 км.   Сколько километром она пролетит за 1 сек? (6)

  • В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)

  • На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)

  • Баба Яга пролетела на метле за 10 мин 16 км, а Гарри Поттер – 40 км. На сколько километров больше пролетел Гарри Поттер? (24)

  • Маленький Принц путешествовал 3 года, а Иван-царевич – на 5 лет больше. Сколько лет путешествовал Иван-царевич? (8)

IV. Работа по теме урока

У. Решите задачу.

В отряде космонавтов было 94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?

94 – 66 = 28 (чел.)
94 + 28 = 122 (чел.)

– А теперь – игра «Чья ракета быстрее?».

Соревнование проводится по командам – 6 рядов класса, каждый ученик решает по 1 примеру, начинают решать снизу. Последний ученик прикрепляет ракету к верхнему примеру.

32 + 9 – 15
43 – 29 + 4
43 – 29 + 4
18 : 2 + 26
18 : 2 + 26
3 – 8 – 18
3 – 8 – 18
32 + 9 – 15

3 – 8 – 18
32 + 9 – 15
32 + 9 – 15
18 : 2 + 26
43 – 29 + 4
43 – 29 + 4
18 : 2 + 26
3 – 8 – 18

18 : 2 + 26
43 – 29 + 4
3 – 8 – 18
3 – 8 – 18
32 + 9 – 15
32 + 9 – 15
43 – 29 + 4
18 : 2 + 26

– Сложите из 6 палочек дом. Добавьте 3 палочки так, чтобы получилась ракета.

Решите примеры, воспользуйтесь ключом и замените ответы буквами.

На доске:

54 – 26 – 9;
100 – 94;

13 + 7;
22 – 9;

2 + 15 + 6 – 5;
4 . 3;   19 : 19;

Ключ: А – 1, Б – 2, Е – 6, И – 9, К – 12, Л – 13, Р – 18, С – 19, Т – 20.

– Какое слово получилось?

Д. Стрелка.

У. Что оно обозначает?

Д. Кличка собаки, летавшей в космос.

У. Рассмотрите фигурку космического человечка. Из каких геометрических фигур она составлена? Сколько здесь кругов, треугольников, квадратов, отрезков?

– Попробуйте придумать свои космические предметы, которые можно выложить из геометрических фигур.

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

Придумать космическую задачу.


* Съезд Международного астрономического союза (МАС) в 2006 г. ввел новый класс небесных тел: планеты-карлики, к которому отнес Плутон. Теперь принято считать, что в нашей Солнечной системе восемь планет.