Екатерина ЖУРАВЛЕВА,
учитель школы № 1974,
г. Москва
Константин Георгиевич Паустовский
К 115-летию со дня рождения
Оборудование. Плакаты с
текстами: «115 лет со дня рождения
К.Г. Паустовского»; «Нет хуже, когда у человека
душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от
осенней росы»; детские рисунки по прочитанным
произведениям; портрет К.Г. Паустовского;
выставка книг К.Г. Паустовского; рисунки с
предметами (для викторины); карточки с датами;
костюмы для спектакля.
Ведущий. В этом году русская
литература отмечает 115-летие со дня рождения
Константина Георгиевича Паустовского.
Перенесемся на 115 лет назад, в 1892 год, и увидим
семью, в которой родился писатель. Отец будущего
писателя служил железнодорожным статистиком. Он
был человеком увлекающимся, склонным к перемене
мест, и эта его страсть к новым впечатлениям
стала причиной разлада в семье. Однако его
увлеченность поиском ответа на вопрос: «Что там,
за границей?» – передалась сыну.
Детство Константина Георгиевича прошло на
Украине. Именно там он узнал множество сказок и
легенд от своего деда, который раньше был
солдатом, и бабушки, турчанки по национальности.
В Киеве, столице Украины, Паустовский поступил в
университет. Окончив учебу, он приехал в Москву.
Однако налаженная жизнь вскоре прервалась: в 1914
году началась Первая мировая война, а следом
революция. Все эти годы Паустовский искал себя,
свое место в жизни. Ему пришлось работать и
кондуктором трамвая, и рабочим на военном заводе,
и санитаром полевого госпиталя. Он много
странствовал.
Первый его рассказ увидел свет в 1912 году, а с 20-х
годов ХХ века писатель начал сотрудничать с
газетами и журналами. В 30-х годах Паустовский
обратился к теме взаимоотношений человека и
природы. Своеобразным прологом к этому новому
творческому этапу стала выразительная
миниатюра, которую мы сейчас и прочитаем.
Ученик. Вечером, в тот день, когда рядом
с нами бежали по улицам листья клена, Луговский
пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал:
«Понимаешь, такой случай. Я только что ходил на
телефонную станцию звонить в Москву, и от самых
ворот нашего парка за мной увязался лист клена.
Он бежал у самой моей ноги. Когда я
останавливался, он тоже останавливался. Когда я
шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал
от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не
пошел: там слишком крутая для него гранитная
лестница, и к тому же это – учреждение. Должно
быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я
погладил его по спинке, и он остался ждать меня у
дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне,
понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не
уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?»
«Не знаю, – ответил я, – больше грустно...»
Ведущий. Эти строки дают
прекрасное представление о главной
отличительной черте творчества Паустовского –
романтизме. Важнейшая мысль его произведений –
мысль о красоте и поэзии человеческой души. Он
старался открыть для всех прекрасное, обогатить
душу человека, так как считал, что «нет хуже,
когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь,
как трава от осенней росы».
Итак, Константин Георгиевич Паустовский –
русский писатель-романтик. Давайте сейчас
вспомним важные годы в творческой жизни
писателя. Я буду показывать карточки с годами, а
вы – рассказывать, что произошло в этом году.
Ведущий. Константин Георгиевич
Паустовский написал много повестей, сказок,
рассказов. Среди них повести «Колхида»,
«Созвездие Гончих Псов», «Мещерская сторона»,
«Черное море», сказки «Похождения
жука-носорога», «Дремучий медведь», «Теплый
хлеб». А какие рассказы вы читали в этом году?
Дети. «Корзина с еловыми
шишками», «Скрипучие половицы».
Ведущий. Сейчас вам по отрывкам
предстоит угадать произведения, из которых они
взяты.
Викторина
«...Дом стоял на пригорке. Леса уходили
вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей
озеро. Там у композитора было любимое место – оно
называлось Рудым Яром. Это место казалось ему
наилучшим выражением русской природы...»
(«Скрипучие половицы».)
«...Все леса хороши с их грибным
воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши
горные леса около моря...»
(«Корзина с еловыми шишками».)
Из какого произведения отрывок и кто
говорит эти слова?
«...Я видел жизнь. Что бы тебе ни
говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и
прекрасна...»
(Эдвард Григ. «Корзина с еловыми
шишками».)
О ком идет речь в следующем отрывке?
«...Дома он приказал слуге никого к себе
не пускать, прошел в маленький зал, запер
дребезжащую дверь и сел к роялю. Он играл... Он
добивался ясности мелодии – такой, чтобы она
была понятна и мила и Фене, и даже старому
Василию, ворчливому леснику из соседней
помещичьей усадьбы».
(О П.И. Чайковском в рассказе
«Скрипучие половицы».)
Из какого рассказа это описание?
«Стояла осень. Если бы можно было
собрать все золото и медь, какие есть на земле,
выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они
составили бы ничтожную часть того осеннего
наряда, что лежал в горах...»
(«Корзина с еловыми шишками».)
Викторина по рисункам
1. Пила и топор. («Скрипучие
половицы».)
2. Девочка с корзинкой. («Феня из
рассказа «Скрипучие половицы» и Дагни Педерсен
из рассказа «Корзина с еловыми шишками».)
3. Тройка лошадей. («Скрипучие
половицы».)
4. Кукла. («Корзина с еловыми
шишками».)
5. Корзина с шишками. («Корзина с
еловыми шишками».)
6. Рояль и пианист. (П.И. Чайковский из
рассказа «Скрипучие половицы» и Э. Григ из
рассказа «Корзина с еловыми шишками».)
Ведущий. В конце нашего праздника
вы увидите небольшой спектакль по мотивам сказки
Паустовского «Стальное колечко».
Дети смотрят спектакль.
|