Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Екатерина ЖУРАВЛЕВА,
учитель школы № 1974,
г. Москва

Константин Георгиевич Паустовский

К 115-летию со дня рождения

Константин Георгиевич ПаустовскийОборудование. Плакаты с текстами: «115 лет со дня рождения К.Г. Паустовского»; «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»; детские рисунки по прочитанным произведениям; портрет К.Г. Паустовского; выставка книг К.Г. Паустовского; рисунки с предметами (для викторины); карточки с датами; костюмы для спектакля.

Ведущий. В этом году русская литература отмечает 115-летие со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского. Перенесемся на 115 лет назад, в 1892 год, и увидим семью, в которой родился писатель. Отец будущего писателя служил железнодорожным статистиком. Он был человеком увлекающимся, склонным к перемене мест, и эта его страсть к новым впечатлениям стала причиной разлада в семье. Однако его увлеченность поиском ответа на вопрос: «Что там, за границей?» – передалась сыну.
Детство Константина Георгиевича прошло на Украине. Именно там он узнал множество сказок и легенд от своего деда, который раньше был солдатом, и бабушки, турчанки по национальности.
В Киеве, столице Украины, Паустовский поступил в университет. Окончив учебу, он приехал в Москву.
Однако налаженная жизнь вскоре прервалась: в 1914 году началась Первая мировая война, а следом революция. Все эти годы Паустовский искал себя, свое место в жизни. Ему пришлось работать и кондуктором трамвая, и рабочим на военном заводе, и санитаром полевого госпиталя. Он много странствовал.
Первый его рассказ увидел свет в 1912 году, а с 20-х годов ХХ века писатель начал сотрудничать с газетами и журналами. В 30-х годах Паустовский обратился к теме взаимоотношений человека и природы. Своеобразным прологом к этому новому творческому этапу стала выразительная миниатюра, которую мы сейчас и прочитаем.

Ученик. Вечером, в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговский пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал: «Понимаешь, такой случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?» «Не знаю, – ответил я, – больше грустно...»

Ведущий. Эти строки дают прекрасное представление о главной отличительной черте творчества Паустовского – романтизме. Важнейшая мысль его произведений – мысль о красоте и поэзии человеческой души. Он старался открыть для всех прекрасное, обогатить душу человека, так как считал, что «нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».
Итак, Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель-романтик. Давайте сейчас вспомним важные годы в творческой жизни писателя. Я буду показывать карточки с годами, а вы – рассказывать, что произошло в этом году.

  • 1892 Год рождения.

  • 1912 Вышел первый рассказ.

  • 1914 Началась Первая мировая война.

Ведущий. Константин Георгиевич Паустовский написал много повестей, сказок, рассказов. Среди них повести «Колхида», «Созвездие Гончих Псов», «Мещерская сторона», «Черное море», сказки «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб». А какие рассказы вы читали в этом году?

Дети. «Корзина с еловыми шишками», «Скрипучие половицы».

Ведущий. Сейчас вам по отрывкам предстоит угадать произведения, из которых они взяты.

Викторина

«...Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы...»

(«Скрипучие половицы».)

«...Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря...»

(«Корзина с еловыми шишками».)

Из какого произведения отрывок и кто говорит эти слова?

«...Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна...»

(Эдвард Григ. «Корзина с еловыми шишками».)

О ком идет речь в следующем отрывке?

«...Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошел в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю. Он играл... Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы».

(О П.И. Чайковском в рассказе «Скрипучие половицы».)

Из какого рассказа это описание?

«Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах...»

(«Корзина с еловыми шишками».)

Викторина по рисункам

1. Пила и топор. («Скрипучие половицы».)

2. Девочка с корзинкой. («Феня из рассказа «Скрипучие половицы» и Дагни Педерсен из рассказа «Корзина с еловыми шишками».)

3. Тройка лошадей. («Скрипучие половицы».)

4. Кукла. («Корзина с еловыми шишками».)

5. Корзина с шишками. («Корзина с еловыми шишками».)

6. Рояль и пианист. (П.И. Чайковский из рассказа «Скрипучие половицы» и Э. Григ из рассказа «Корзина с еловыми шишками».)

Ведущий. В конце нашего праздника вы увидите небольшой спектакль по мотивам сказки Паустовского «Стальное колечко».

Дети смотрят спектакль.