Инна ПИМЕНОВА,
учитель школы № 1158,
г. Москва
Растрепанный воробей
Чтение. 2 класс
Тема. «Жанр. Сюжетная линия. Идея».
По произведению К.Г. Паустовского
«Растрепанный воробей» (3-й урок по тексту).
Цели. Определить жанр
произведения; познакомить учеников с термином
«сюжетная линия»; раскрыть идею рассказа;
воспитывать на примере героев рассказа чувства
доброты, заботы, внимательности к ближнему,
умение быть благодарным.
Оборудование. Музыкальный отрывок
из балета Сергея Прокофьева «Золушка» («Золушка
на балу»); портрет К.Г. Паустовского; сюжетная
цепочка, составленная учителем на доске.
(На двух предыдущих уроках проведена
следующая работа: знакомство с биографией
автора; структурный и языковой анализ
произведения; определение главных героев;
определение темы произведения.)
Домашнее задание к этому уроку:
составить цепочку событий и записать ее в
тетрадь по чтению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Послушайте музыку –
отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
Как вы думаете, какому моменту сказки он
соответствует.
Дети. Золушка убегает с бала и
теряет туфельку.
У. Как вы догадались?
Д. Мы услышали бой часов.
У. Теперь, если вы когда-нибудь
попадете на этот балет, в момент звучания этого
отрывка вы обязательно вспомните другое
произведение – сказку К.Г. Паустовского
«Растрепанный воробей». Вспомните тему этого
произведения.
Д. Это сказка о том, как Маша
спасла воробья, а потом воробей помог девочке.
У. Назовите главных героев.
Д. Маша и воробей Пашка.
III. Сообщение темы урока
У. Продолжим исследовать
произведение. Сегодня мы будем определять его
жанр и сюжетную линию.
IV. Работа по теме урока
У. Какие вы знаете жанры
художественной литературы?
Дети отвечают.
– К какому из них вы отнесете это
произведение?
Д. К сказке – в нем птицы и
лошади разговаривают и поступают как люди.
У. Приведите примеры из текста.
Зачитываются отрывки,
подтверждающие эту точку зрения.
Д. А еще это рассказ, так как в
нем описываются реальные люди и реальные события
происходят в реальном городе.
У. Докажите это примерами из
текста.
Зачитываются отрывки текста.
– Как называет произведение автор
учебника?
Д. Рассказ.
У. А сказка находится внутри
этого рассказа. Кто главный герой сказки?
Д. Воробей.
У. Кто главный герой рассказа?
Д. Девочка Маша.
У. Дома вы выписывали события
рассказа и составляли из них цепочку. Посмотрим,
что получилось. (См. схему 1.)
Схема 1. Цепочка событий
У детей получилось примерно 15
событий.
Работа строится следующим образом: дети называют
первое событие, 2–3 ученика читают текст,
относящийся к этому событию.
Затем учитель открывает название первого
события в своей цепочке. (См. схему 2.)
Схема 2
После сравнения названий событий
работа продолжается по аналогии.
– В каком порядке события
происходят на самом деле?
Внутри кружочка написано событие.
Над кружочками пишутся цифры, а под ними –
стрелки.
– Получилась сюжетная линия.
Как вы думаете, зачем автор так закручивает
сюжетную линию?
Д. Чтобы было интереснее читать.
Особенно сюжетная линия бывает запутана в
детективах.
У. Вернемся к жанру. Как внутри
рассказа появилась сказка? Кто виноват в том, что
букетик исчез?
Д. Маша.
У. О чем плачет мама?
Д. Пропала вещь, подаренная
папой.
У. О чем плачет Маша?
Д. Она виновата. Мама теперь не
сможет вспомнить о папе.
У. Почему выручает Машу
(исправляет ее ошибку) именно воробей Пашка?
Д. Воробей все время пытается
отблагодарить Машу за свое спасение. Маша думает:
«Вдруг Пашка видел, что ворона унесла букетик, и
принесет его обратно?»
У. Что представляет Маша, пока
собирается в театр, по дороге и во время
спектакля?
Д. Как Пашка узнает дорогу к
театру, как он в бою добывает веточку и наконец
приносит ее маме.
У. После спектакля Маша задает
два вопроса. Какие? Прочитайте.
Д. «Вспомнила ли мама о папе?
Почему мама плачет?»
У. Машу целые сутки мучит мысль:
как же мама вспомнит без букетика о папе?
Что произошло после того, как мама ответила Маше
на ее вопросы?
Д. Маша наконец успокоилась и
уснула.
У. Так откуда же появилась
сказка про воробья Пашку?
Д. Ее придумала Маша. Она
появилась из Машиных переживаний.
У. Как вы думаете, было ли это на
самом деле?
Д. Скорее всего, нет, просто Маше
очень хотелось, чтобы так было.
V. Итог урока
У. Чему нас учит автор
посредством рассказа?
Д. Учит быть послушным, добрым,
внимательным, благодарным, заботливым, уметь
радоваться за другого...
У. Правильно. Но давайте
вспомним начало рассказа и его конец.
Начало |
Конец |
Ворона за окном. |
Воробей за окном. |
Разговор мамы с Машей о папе. |
Разговор мамы с Машей о папе, о
счастье. |
Маша у окна думает о маме с папой. |
Мама у окна думает о Маше и о папе. |
– Что получается?
Д. Начало и конец рассказа
похожи.
У. В чем заключается идея
произведения?
Д. Если в семье все друг друга
любят, то никакие проблемы не страшны.
У. Запишите эту идею в рабочую
тетрадь.
VI. Домашнее задание
Рассказать эту историю от лица букетика.
|