Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана САТАГУЛОВА,
учитель школы № 478, г. Москва

Сложение и вычитание в пределах 20

Математика. 1-й класс

Тема. «Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20».

Цели. Закреплять приемы сложения и вычитания (табличные случаи и с переходом через десяток); учить составлять текстовые задачи и решать их; развивать наблюдательность, память, логическое мышление.

Оборудование. Индивидуальные карточки с примерами; рисунки с изображениями домика, яблонь с яблоками, солнышка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

Учитель. Возьмите в руки математический веер. С его помощью вы будете показывать ответы.

На одной грядке 5 огурцов,
а на второй на 2 огурца больше.
Сколько огурцов на второй грядке?

4 девочки плавали,
а 10 мальчиков играли в волейбол.
Сколько детей занималось спортом?

Один мальчик проплыл 20 м,
а второй на 2 м меньше.
Сколько метров проплыл второй мальчик?

7 мальчиков катались на трёхколесных велосипедах,
а 3 мальчика – на двухколесных велосипедах.
Сколько всего мальчиков каталось на велосипедах?

В июне 30 дней. 10 дней были пасмурными.
Сколько было солнечных дней?

III. Сообщение темы урока

У. С каким временем года связан устный счет?

Дети. С летом.

У. Скоро кончится учебный год, и наступят летние каникулы. Многие из вас поедут в деревню или на дачу. Давайте сегодня на уроке построим дачный домик. Но он будет не простой, а математический. Вам надо будет решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20. Чтобы построить дом, нужно сначала размять мышцы.

IV. Физкультминутка

Дети за учителем повторяют соответствующие движения:

У. Мы кладем кирпичи,
Строим стену дома.
Дружно жить будут в нем
Птицы, зайцы, гномы.

V. Работа по теме урока

Запись и решение примеров (соотнесение записанных выражений на карточках с ответами на доске – «кладка кирпичей»).

На доске:

У. На доске вы видите план дома. Этот дом нам нужно построить. Сейчас я каждому из вас раздам карточки, на которых записаны примеры. Возьмите каждый свою карточку и найдите значение математического выражения.

7 + 2 = ... (9)

11 – 8 = ... (3)

13 + 5 = ... (18)

14 + 5 = ... (19)

11 + 6 = ... (17)

1 + 7 = ... (8)

9 + 7 = ... (16)

10 – 5 = ... (5)

2 + 2 = ... (4)

3 + 4 = ... (7)

7 + 6 = ... (13)

11 + 9 = ... (20)

8 + 4 = ... (12)

15 – 9 = ... (6)

– Каждая ваша карточка – это кирпичик, давайте поставим его в правильное место на плане дома.
У кого-то из вас на карточке нарисовано окошко домика, давайте найдем место и для него.

Под руководством учителя каждый ученик, нашедший свой «кирпичик» (ответ на пример), записывает и решает пример на доске, остальные – в тетрадях.
На доску «карточки-кирпичики» прикрепляются так, чтобы к детям было повернута чистая сторона.

На доске:

– Когда мы строили стену дома, на какое действие записали выражения?

Д. На сложение.

У. Как вы думаете, почему все эти выражения на действие сложения?

Д. «Кирпичики» прибавляли, и стенка становилась больше.

У. Как называются компоненты действия сложения?

Д. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

У. А когда клали крышу, на какое действие записали выражения?

Д. На вычитание.

У. Как это можно объяснить?

Д. Крыша вверху в размере уменьшается.

У. Как называются компоненты действия вычитания?

Д. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

VI. Физкультминутка

У. Мы построили дом и немного устали. Надо отдохнуть. Потянулись, закрыли глаза и на одну минутку «уснули».

VII. Работа по теме урока (продолжение)

Открывается вторая часть доски.

У. Утром, когда засветило солнце, вы открыли глаза и увидели... чудо. Что произошло за ночь?

Д. На яблонях созрели яблоки.

У. Сейчас, ребята, мы составим задачи про яблоки, которые созрели в нашем саду. Вспомните составные части задачи.

Д. Условие, вопрос, решение, ответ.

У. Составьте задачу, чтобы она решалась действием сложения.  Схематически изобразим условие задачи, запишем ее решение.

На доске:

9 + 5 = 14 (ябл.) – всего.

Ответ: всего 14 яблок.

– Что надо изменить, чтобы задача решалась действием вычитания?

Д. Вопрос.

У. Измените вопрос.

Д. «На сколько больше яблок на первой яблоне, чем на второй»?

У. Изобразим условие новой задачи. Запишем решение.

На доске:

9 – 5 = 4 (ябл.) – больше.

Ответ: на 4 яблока больше.

VIII. Физкультминутка

У. Красивый получился дачный участок? Давайте его сфотографируем на память. Взяли фотоаппараты, сфотографировали, а теперь надо проявить пленку. Закроем глазки, потому что пленку проявляют в темноте.

Учитель изменяет на яблонях количество яблок.

– Проявили? Хорошо. А теперь посмотрим, что изменилось в нашем саду.

Дети находят различия.

IХ. Итог урока

У. Вам понравилось строить дом?

Д. Да.

У. Как вы думаете, почему это у нас получилось?

Д. Мы строили дом вместе.

Далее учитель на ответы детей переворачивает лучики солнца с цветной стороны нa обратную, где написаны буквы:

– С устным счетом справились?

Д. Да! (М)

У. Дом сумели построить?

Д. Да! (О)

У. Вспомнили, как называются компоненты действий сложения и вычитания?

Д. Да! (Л)

У. Составили первую задачу?

Д. Да! (О)

У. Узнали, сколько яблок собрали с двух яблонь?

Д. Да! (Д)

У. Составили вторую задачу?

Д. Да! (Ц)

У. Узнали, на сколько больше собрали яблок с первой яблони, чем со второй?

Д. Да! (Ы)

У. Как вы сегодня работали на уроке? Что можно сказать о вас?

Д. Молодцы!

Учитель переворачивает луч со знаком «!».

У. Ребята, вы действительно молодцы!