Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.

Русский язык

Проверочные и контрольные работы за III четверть для 1–4 классов

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец III четверти.

1-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания большой буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, а также слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Торт

Наташа живет в новом доме. Тетя Даша купила торт. Красив торт. К столу бежит кот Тимоха. Вкусно пахнет у стола.

Слова для справок: красив, к столу, пахнет, бежит (учитель четко проговаривает слова).

Удача

Наступило утро. У Алеши хорошие удочки. Он бежит на речку. Мальчик закинул удочку и поймал большую рыбку. Вот удача! Бабушка Люда сварит уху.

Слова для справок: хорошие, бежит, удочка, большую.

Туман

Туман плыл по лесу. Он заглянул в чащу. Кусты и травы покрыл белым ковром. Тихо в лесу. Только от ветра шуршит листва.

Слова для справок: заглянул, покрыл, ковром, листва.

* * *

У Яши лейка. Он идет в сад. Там чудесные цветы. Это душистые розы. Их надо поливать. Розы любят все. Они красивы.

Слова для справок: любят, сад, поливать, красивы.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

* * *

Вышел Старик-годовик на крыльцо. Он махнул рукой. Подул сильный ветер. Полетели пушистые снежинки. Пришла зима.

* * *

Жила в одной деревне маленькая девочка. Она была самая красивая. Бабушка подарила ей чудесную красную шапочку. Люди прозвали ее Красной Шапочкой.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Проговорить ответы на вопросы.

Что у Миши в руках?
Кто ему прислал?

Миши, в, письмо, у, руках.
Это, ему, бабушка, прислала.

2. Сколько предложений в тексте? Запиши.

Начало предложения пиши с большой буквы.

Первые цветы

Устали люди от белого цвета зимы подул теплый ветер лучи солнышка согрели кочки вот и первые цветы.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных (в словах типа река – реки), удвоенных согласных, разделительного мягкого знака.

Вьюжные дни

Стоят вьюжные дни. Опустели аллеи. Вот зоопарк. Тут много зверей. Алеша и Дарья знают многих по кличкам.
В конце зимы они часто бывают в лесу. Там семена сосны и ели падают на снег. Дети собирают их. Хороший корм для птиц!

Осенний холод

На жителей леса наступал осенний холод. Барсук, медведь, еж укрылись в своих берлогах, норах до весны. У барсука глубокая нора в хвойном лесу. Он нагребает много листьев. Барсуку нужна теплая постель. Дуб сбросил последний желудь на снег. Кто его найдет?

Слова для справок: нагребает, постель, желудь.

Сказка живет

Сказка живет в домах. Ты отправился в ванную и взял мыло. В руках маленькие пузырьки от мыла. Ты подул. Пузырьки улетели в окно к птичьему гнезду. Вот они сели на балкон. Малыш Илья заметил их. Раздался смех.

Слова для справок: отправился, заметил.

Про птиц

Фазан вырвался из когтей хищника. Он кинулся в снег и проделал длинный ход. В лесу сильный мороз. Снег спасает птицу от холода.
Куропатка любит жить около скирд. Белый наряд спасает ее. Днем она общипывает побеги ив.

Слова для справок: фазан, куропатка.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Весна пришла

Ласковое солнышко льет на земли свои лучи. Бегут, журчат веселые ручьи. По реке плывут льдины. На деревьях показались первые листочки. По земле ползают муравьи. А в рощах шум и гам. Это грачи строят гнезда. Весна наступила.

Примечание. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

В парке

Был теплый день. Группа ребят гуляла в старом парке. Там красивая липовая аллея. Липы уже цветут. Возле цветов жужжат, вьются пчелы и шмели. Ребята сели отдохнуть на скамью под большой липой. Всем понравилась прогулка в парк.

Примечание. Подчеркнуть слова с ударными согласными.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Текст обучающего изложения.

Случай в лесу

Мы гуляли в лесу. В густой траве Митя наткнулся на маленького зайчика. Он позвал нас. Только мы подошли, как появилась зайчиха. Она бросилась на Митю и закрыла своим телом малыша. Мы оценили отвагу зайчихи и удалились.

Слова для справок: маленького, появилась, отвагу.

2. Закончи текст.

Игра

Тучки с солнышком в прятки играли. Одна закрывала собой солнце. Ее сестры носились по небу. Солнышко их находило и ловило своими лучами.
Маленькая тучка подплыла к другой тучке и спряталась в ней. На небе появилась одна большая туча.

Примечание. Запиши вторую часть текста, придумай и напиши свое окончание.

3. Запиши пословицу о ранней весне.

  • Пеночка прилетела – цветы запестрели.

  • Грачи прилетели – проталины принесли.

  • Соловьи показались – черемуха зацвела.

  • Верба распушилась и погнала с речки последний лед.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, в приставках, разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Хлопушка

На съемочной площадке царила тишина. В самый разгар съемки раздался визг и грохот. Кто нарушил тишину?
В это время на площадку упал взъерошенный котенок. Все помчались за нарушителем спокойствия. Нашли проказника только через час.
Вскоре он стал любимцем всей группы. Его охотно кормили и назвали Хлопушкой. Теперь Хлопушка ходил осторожно и важно поглядывал на всех. Его взгляд говорил, что он хозяин и может оказать помощь.

Наша роща

Мы подъехали к роще. Кругом тишь. С поляны слетели седые влажные туманы. Нам открывается огромная сказочная страна цветов. Луч солнца осветил поляну. Ленивая дымчатая струйка уплыла к молодому ельнику. Светлеют лица людей при взгляде на эту картину.
Особенно хороша наша роща весной. Нижние ветки опушились мягкими зелеными ресничками. Легкий ветерок срывает весенний аромат и бросает на узорчатые кудри берез.

Слова для справок: аромат, реснички.

На реке

Наступило утро. Дорога бежала вдоль поля. Кругом золотится рожь. Теплый луч обогрел колоски. Они налились солнечным светом.
Мы подъехали к реке. Ветер волновал зеленую гладь воды. Старая баржа слегка покачивалась на волнах.
Весной на барже открыли маленький рыбозавод. Взрослым помогли ребята. Они наблюдали, как в ванночках разводят рыб. Молодежь укрепила берег реки. Она посадила ивы вдоль залива. Теперь свежая рыба на столе круглый год.

Слово для справки: рыбозавод.

За грибами

Много грибов уродилось в этом году. Я взял корзину и нож и отправился в лес. Дорога шла вдоль озера. Тихо шуршал сухой камыш. Вот и маленькие сосенки.
Моя корзина быстро наполнилась маслятами. Я был заядлым грибником. Остатки грибов я положил в шляпу.
Вечерело. Цеплялись за верхушки деревьев темные кудри тучи. Я побежал домой. Шоссе оживилось. Жители окрестных селений спешили к своим домам. Скоро хлынул ливень.

Слово для справки: положил.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Летчик Гастелло

Был трудный бой. Наступали вражеские танки. Совсем трудно пришлось бы солдатам. На помощь им пришли летчики. Николай Гастелло сбрасывал снаряды на немецкие танки. Враги обстреляли его самолет.
Николай Гастелло направил свой горящий самолет прямо на фашистские танки, машины и баки с бензином. Раздался мощный взрыв.
Летчик погиб, но память о нем жива. В его честь названы поселки, улицы, площади.

Задание: выделенные слова разбери по составу.

Весна задремала

В просветы перламутровых, между сырых куч, облаков синеет радостное небо. Три дня была солнечная весна. Ручьи ломали сугробы и несли их за город к весне. Улицы города стали шумны и грязны.
На четвертый день весна задремала. Она положила голову на колени. Сидя на пенечке, весна уснула где-то на далекой лесной полянке. Только один раз к полудню солнце улыбнулось земле. Вот оно снова ушло за темные тучи. А весенняя радость осталась.

(По Ю. Лебединскому)

Задание: подчеркни «опасные места».

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Используя эти слова, напиши сочинение.

Весенняя лужа

растаял, разлились, отражаться, мечтать, поплыть

2. Расставь знаки препинания.

Музыка весны

Снег потемнел струйка серебристых шариков стекала с крыш села и звонко тикала весенняя капель падали остатки хрустальных сосулек
Солнечный луч всюду заводил тихую музыку весны птицы и вода подпевали умылись первыми дождями кусты и деревья под корой берез и кленов тайно двинулся сок наступила ночь легкий мороз охватил землю днем снова была слышна чудная музыка весны

Первый цветок весны

В Артек приехали ребята со всех концов страны. Их спросили: «Как выглядит первый весенний цветок?»
– Я собирал подснежники в феврале. Они были как снег.
– Первые цветы появляются в марте. Они голубые, как небо, – сказала девочка.
– Первые цветы не голубые, а синие, – возразил им мальчик.

Задания

1. Какие цветы у вас называют подснежниками?

2. Где они появляются?

3. Какие они?

Запиши ответы на вопросы.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.

Весенняя осень

Я вхожу в лес. На сухом пригорке проклюнулась первая травка. Голубые перелески цветут. На ветках почки лопнули.
Вот поляна. Тут хозяйничает настоящая осень. Молодые дубки в желтой осенней листве. На земле пушистый ковер. Около старого пенька на толстой ножке гриб в красной шапке.
Здесь вечная осень?
Но вот с ближней ветки сорвался сухой лист. Он закачался в холодном воздухе и упал. Открылась на месте листа тугая коричневая почка. Под листом она укрылась от зимнего холода.

(По Э. Шиму)

Тропы писателя

Писатель Вадим Чернов продолжил дело, начатое Пришвиным и Паустовским. Он написал много рассказов о жизни животных, об отношении людей к окружающему миру. В раннем детстве он приносил домой попавших в беду птиц, зверюшек. У него побывали лисенок, ворон.
Однажды во время войны он подобрал больную лошадь, выходил ее и передал бойцам. Он побывал в Сибири, на Камчатке, на Тихом океане, Черном море. Его рассказы печатались и в газетах, и в журналах для детей и взрослых.

Приметы марта

Из-за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки.
Бодрее звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в прогретом весенним солнцем стволе дерева.
Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди еще будут морозные утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной корой.

Слова для справок: подтаивал, рушится.

Ласточки

Под моим окном стоит стройная береза. Полюбилась она ласточкам. Вот на тонких веточках сидят птенчики. Заботливые родители часто подлетают к ним. Птенцы широко раскрывают свои рты.
Надвинулась туча. Полил дождь. Ласточки летают с особым оживлением. Во время дождя птицы не ищут себе укромного уголка, не прячутся от сильного ливня. Родители все время подлетают к птенцам. На этот раз они приносят не корм, а воду. Ласточки пьют воду на лету.

Слово для справки: на лету.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

По зеленой дорожке я спустился на луг. Косцы оживленно беседовали о курице. Мы зовем нашу черную наседку Пиковой Дамой. Каждую весну мы сажаем ее на яйца диких уток. Она высиживает и выхаживает нам утят.
В этом году утята промокли в холодной росе и погибли. Остался только один утенок. Курица особенно беспокоилась за жизнь единственного утенка. Она оберегала его, даже огромный пес Трубач бежал в свою конуру от нее. Пиковая Дама яростно защищала своего питомца.

Задание: указать падежи у имен прилагательных, выделить окончания.

Радостные минуты

Весной, в холодные ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего кормушки посещают синицы. Слышать песенку маленькой птички большая радость!
В лесу я огородила несколько муравейников. Один из них был разрушен. Я сгребла в кучу весь строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома. Через день они уже жили в своем доме. Тревожное время для них позади.

Задание: выпиши местоимение, обозначь падеж.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Запиши, как ты это понимаешь.

– Биться как рыба об лед.
– Родиться в рубашке.
– Говорить с глазу на глаз.
– Продавать дрожжи.
– Мартышкин труд.
– Его и след простыл.
– Красная девица.
– Вместе с водой выплеснули и ребенка.

2. Свободный диктант.

Запах хлеба

На фронте хлеб выдавали утром. Делили его без весов. Солдат брал хороший нож и резал буханку ровными дольками.
В старину для солдат пекли большие хлебы. Их везли за войском на телеге. Космонавты берут с собой на орбиту хлебцы величиной со спичечный коробок.
Самые большие хлебцы и самые маленькие пахнут сытно и вкусно.
Нет такого роскошного запаха ни у одного другого продукта. Хлебом пахнет только хлеб.
Многие люди не чувствуют запаха хлеба. Виной тому излишняя сытость.

(По А. Митяеву)

Слова для справок: с собой, спичечный,
ни у одного, сытость.

3. Изложение.

Тема и Жучка

Тема проснулся и вспомнил о собаке. Он подбежал к колодцу и позвал ее. Сердце сильно колотилось.
Вдруг из колодца послышался жалобный и протяжный стон. Мальчик привязал фонарь и спустил его в яму. Тусклый свет осветил темный сугроб колодца и дно. С замиранием сердца он заметил в углу темную точку. Она шевелилась. Это была Жучка. Собака узнала Тему и радостно залаяла. Ее визг придал силы мальчику.
Он стал спускать на дно колодца два шеста с перекладиной и фонарь. Жучка сделала первую попытку схватиться за приспособление, но соскочила и свалилась в жидкую грязь. Тема решил, что будет спускаться в колодец сам.

(По Н.Гарину-Михайловскому)