Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила КОПТЮГ,
учитель школы № 9,
г. Белгород

Март. Лесные новости

Окружающий мир. 1 класс

Тема. «Март. Лесные новости».

Цель. Познакомить детей с основными изменениями, происходящими в природе с наступлением весны.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (под ред. Н.Ф. Виноградовой); диапроектор; подборка слайдов на весеннюю тематику; магнитофон; аудиозаписи «Весенний шум», стихотворения «Грачи прилетели»; карточки с приметами о птицах; костюмы для инсценировки; раздаточные фигурки (белочки, зайчики, медвежата).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Сейчас у нас начинается урок знакомства с окружающим миром. Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили его тему.
Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

Звучит аудиозапись «Весенний шум».

– Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке?

Дети. Журчание ручейка, пение птиц, карканье ворон, хрюканье кабана.

У. Отгадайте загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

Д. Весной.

III. Сообщение темы урока

У. Мы продолжаем изучать тему «Родная природа». И знаете, о каком месяце мы поговорим сегодня на уроке? Прочитайте его название на доске.

На доске:

Март. Лесные новости.

IV. Знакомство с признаками весны в природе

У. Какое время года наступило?

Д. Весна.

У. Назовите сегодняшнюю дату.

Д. 21 марта.

У. 21 марта – день весеннего равноденствия. Как вы это понимаете?

Д. Количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи.

У. Какое настроение бывает у людей весной и почему?

Дети отвечают.

– Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.

Учитель показывает слайд «Пробуждение весеннего леса».

– Ребята, послушайте, какая проблема возникла у Винни-Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.

Учитель зачитывает ответы персонажей:

Кролик. Распускается первый весенний цветок – подснежник.

Ослик Иа. Стало теплее.

Сова. Просыпаются звери от зимней спячки.

Пятачок (утверждающе). Самое главное – прилетают перелетные птицы.

У. Ребята, на что вы обратили внимание?

Д. Все ответили по-разному. Получилось много мнений.

У. Какой возникает вопрос?

Д. Кто же из них прав, какое основное, главное изменение в природе весной?

У. Какие есть предположения?

Дети высказывают свои мнения.

– Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему: Почему прилетают птицы?

Д. Стало теплее, появляется корм.

У. Почему просыпаются звери?

Д. Стало теплее, можно найти еду.

У. Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

Д. Стало теплее.

У. Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

Д. Потепление.

У. Сделайте вывод: кто из друзей Винни-Пуха прав?

Д. Прав ослик.

У. А теперь отгадайте загадку:

Черный,
Проворный,
Кричит: «Крак!»,
Червякам враг.

Всех прилетных птиц черней,
Чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица...

Д. Грач.

Учитель показывает слайд «Грач».

У. Как вы думаете, почему мы заговорили об этой птице? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 81 учебника.

Дети выполняют задание.

V. Работа с учебником

У. Пока мы будем работать с текстом, те из вас, у которых на партах лежат фигурки белочки, будут вести поисковую работу.

Учитель раздает детям карточки с народными приметами о птицах.

– Прочитайте народные приметы о птицах. Выберите только те, в которых говорится о первой весенней птице – граче. Отметьте эти приметы на карточке. Попытайтесь объяснить прочитанное.

Дети читают вслух рассказ «Март-капельник».

– Ребята, как называется рассказ?

Д. «Март-капельник».

У. Почему его так называют?

Дети отвечают.

– Капель – падение капель с тающих сосулек или снега.

Учитель демонстрирует слайд «Сосульки на крыше».

– Какое еще весеннее слово вы услышали в этом рассказе?

Д. Проталины.

У. Что это такое?

Д. Черные пятна на солнечных пригорках.

Учитель демонстрирует слайд репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

У. Художник Саврасов нарисовал удивительную картину, которая так и называется – «Грачи прилетели». На ней хорошо видны первые проталины.
Так какая же птица прилетает первой?

Д. Первым прилетает грач.

У. Почему?

Дети отвечают, учитель подводит итоги:

– Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червячков и различных насекомых.
А теперь давайте послушаем, какие народные приметы, связанные с прилетом грачей, нашла наша поисковая группа.

Дети читают по очереди:

  • Грач прилетел – через месяц снег сойдет.

  • Если грачи прямо на гнездо летят – будет дружная весна.

  • Если грачи сели в гнезде – через три недели можно выходить на посев.

  • Если на черной кочке увидишь грача – под водой началось пробуждение.

  • Грачи играют – будет хорошая погода, а если стаями, с криками вьются над гнездами – то сядут, то опять взволнуются – погода переменится.

– Итак, прилетает первая весенняя птица – грач. Его называют вестнком весны.

Прочитайте стихотворение на с. 82 учебника. Подумайте, о каких гостях говорит поэт.

Ученик читает стихотворение И. Никитина:

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

– О каких же гостях говорит поэт?

Д. О птицах.

У. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Объясните смысл пословицы, данной под рисунком: «Увидел грача – весну встречай».

Дети отвечают.

VI. Беседа о жизни животных весной

У. Грач – одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их еще до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу: она верный друг человека.

Звучит аудиозапись стихотворения «Грачи прилетели».

– К нам грачи прилетели 16 марта, а в другие города они прилетают в начале апреля. Вслед за грачом появляются жаворонки.

Демонстрация слайда «Жаворонок».

– Как вы думаете, почему жаворонки прилетают позже?

Д. Появляются первые насекомые – корм для жаворонков. Эти птицы – насекомоядные.

VII. Физкультминутка

VIII. Беседа о жизни животных весной (продолжение)

У. Ребята, вспомните: о какой особенности весны говорила Сова?

Д. Просыпаются звери.

У. Сейчас мы и узнаем, кто уже проснулся в лесу? Отгадайте загадку:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной:
Иголок очень много, а нитки ни одной.

Д. Ежик.

У. Прочитайте рассказ на с. 85 учебника.

Дети читают текст.

– Как ежик приводил себя в порядок после зимнего сна?

Д. Отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать.

У. Ребята, в лесу я встретила его обитателей и пригласила к нам на урок. Посмотрите сценку и догадайтесь, о ком идет речь.

Дети показывают сценку по рассказу Н. Сладкова:

Лосенок. Посмотри, мама, какие у меня ноги большие да длинные!

Лосиха. Длинные, сынок, большие.

Лосенок. Посмотри, мама, какие у меня уши широкие да большие!

Лосиха. Широкие, сынок, большие.

Лосенок. А отчего, мама, у меня такие ноги и уши большие?

Лосиха. А оттого, сынок, что ты у меня еще совсем маленький.

У. Кто же появился на лесной поляне?

Д. Лосенок и его мама.

Демонстрация слайда «Лосенок в лесу».

У. Что еще происходит весной?

Д. У зверей рождаются детеныши.

У. Наши лесные новости продолжаются. Найдите на с. 84 тексты о животных. У вас на партах лежат фигурки зайчиков и медвежат. Те, у кого зайчики, читают 1-й рассказ, а те, у кого медвежата, читают 4-й рассказ. Узнайте лесные новости, а потом поделитесь со своими друзьями самыми интересными.

Дети читают тексты. Учитель демонстрирует cлайд «Зайчата в лесу».

– Когда появляются зайчата?

Д. Когда в лесу еще лежит снег.

Демонстрация слайда «Лисята в норе».

У. Что вас удивило в рассказе о лисичке?

Д. Она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей.

Демонстрация слайда «Медведь в берлоге».

У. С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому у большинства зверей появляются детеныши.

Демонстрация слайда «Медведица с медвежатами».

– Возвращаются птицы, строят гнезда.

Демонстрация слайда «Гнездо с грачатами».

– Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте: На-на-на – наконец пришла...

Д. Весна.

У. Чи-чи-чи – прилетели к нам...

Д. Грачи.

У. Ло-ло-ло – всем от солнышка...

Д. Тепло.

У. Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем на нашей лесной весенней полянке. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса!
Всмотритесь и скажите, какие там происходят чудеса?

Дети рассказывают.

IХ. Домашнее задание

У. Дома вы можете узнать о том, как в деревнях пекут «жаворонков». Прочитайте об этом на с. 83 учебника.
А теперь послушайте песенку жаворонка.

Звучит запись песни жаворонка.

– Слышите тихий звон весенней капели, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое и радостное, чего словами передать нельзя?

Х. Итог урока

У. С какими признаками весны познакомились?

Д. Весеннее небо становится более голубым и высоким.
– Стало тепло, тает снег, журчат ручейки.
– Оживает вся природа, возвращаются птицы.

У. Какое основное изменение происходит в природе весной?

Д. Потепление.