Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина ХАРЧЕНКО,
г. Белгород

Наша Армия родная

Русский язык. 3 класс

Тема. «Наша армия родная».

Цели. Расширять словарный запас путем изучения терминов, связанных со службой в армии; воспитывать чувство гордости за подвиги защитников Родины, уважение к военнослужащим.

Оборудование. Аудиозапись песни на стихи О. Колычева, музыку А.В. Александрова «Песня о Советской армии», магнитофон; плакаты с изображениями воинов разных родов войск; карточки-шифровки «Военная техника»; Толковый словарь русского языка.

 ХОД УРОКА

I. Сообщение темы занятия

Учитель. Прослушайте запись песни на слова поэта Колычева и музыку композитора Александрова и после этого назовите тему сегодняшнего занятия.

Звучит «Песня о Советской армии».

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети. Об армии.

У. Почему вы думаете, что наше заседание будет посвящено армии?

Дети приводят примеры – запомнившиеся строки песни.

– Как называется праздник, который отмечает наш народ 23 февраля?

Д. День Защитника Отечества.

Дети записывают в тетради тему занятия.

– Почему все слова написаны с большой буквы?

Д. Названия имен собственных и названия праздников пишем с большой буквы.

У. Как понять слово Отечество? Есть ли у него синоним, то есть близкое по значению слово?

Д. Родина.

У. Запишите эти слова. От каких корней произошли эти слова?

Д. -Отеч-, -отец-, -род-.

У. Выделите корни этих слов, образуйте однокоренные слова.

Дети выполняют задание.

– Молодцы, вы правильно выполнили задание. Именно отец и мать являются основателями рода. Они – родители детей.

Если род увеличивается и расширяется, то появляются родственники, родня.

Место, где рождается человек, называется родиной.

Но у слова родина есть более широкое значение: страна, в которой родился человек. В какой стране вы родились?

Д. В России.

У. Следовательно, праздник, который мы будем отмечать всей страной 23 февраля, можно назвать Днем Защитника России.

II. Работа по теме занятия

На доске – схема:

У. Рассмотрите схему и ответьте: кто защищает нашу Родину на суше, на море, в воздухе?

Д. На суше – сухопутные войска, на море – морской флот, в воздухе – воздушный флот.

У. Какое из четырех понятий общее по отношению к трем остальным?

Д. Армия.

У. Почему?

Д. Потому что армия включает в себя сухопутные войска, морской и воздушный флота.

У. Запишите в тетрадях предложение.

На доске:

Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военный морской флот, а в воздухе – военный воздушный флот.

– Разберите предложение по частям речи. Что обозначают слова флот, флотилия? Как узнать?

Д. посмотреть в Толковом словаре.

У. Найдите в Толковом словаре русского языка объяснение этих слов. Прочитайте и запомните их значения.

Д. «Флот – 1) совокупность всех военных или торговых судов страны или отдельного моря, речного бассейна; 2) крупное соединение военно-морских судов».

«Флотилия – 1) совокупность военных судов данной реки, озера, закрытого моря; 2) отряд судов».

У. Какие же бывают военные профессии? Я буду задавать вам вопросы, а ответы вы запишете в строчку через запятую. Начинаем предложение со слов: «Военные профессии – ...». Кто служит в ракетных войсках?

Д. Ракетчики.

У. Кто служит в сухопутных войсках?

Д. Пехотинцы.

У. Кто охраняет границы нашей Родины на земле?

Д. Пограничники.

У. Кто служит в танковых войсках?

Д. Танкисты.

У. Кто охраняет морские границы?

Д. Моряки.

У. Кто поднимает в воздух самолеты?

Д. Летчики.

У. Кто служит в воздушно-десантных войсках?

Д. Десантники.

У. Прочитайте предложение, которое у нас получилось.

Найдите и разберите по составу слова, соответствующие данным схемам.

На доске:

Д. К первой схеме подходят слова танкисты, ракетчики, летчики, моряки.

– Ко второй схеме подходит слово пограничники.

У. Кто такие новобранцы?

Д. Молодые люди, которых набирают для службы в армии.

У. Когда молодые люди попадают в армию, они учатся дисциплине, жизни по режиму, изучают армейский закон – Устав, проходят физическую подготовку, закаляются, учатся обращаться с оружием. Постигать военную науку нелегко. Но великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил своим солдатам слова, которые стали пословицей.
Соберите эти слова в пословицу.

На доске:

в, легко, в, тяжело, бою, учении

Д. «Тяжело в учении – легко в бою».

У. Запишите эту пословицу в тетрадь.

Дети выполняют задание.

– Русский народ создал много пословиц о героизме своих воинов. Прочитайте несколько из них.

На доске:

  • Мир строит, а война ...

  • Смелый побеждает, а трус ...

  • Герой никогда не умрет – он вечно в народе ...

– Дополните незаконченные фразы подходящими по смыслу словами.

Дети вставляют слова: разрушает, погибает, живет – и записывают пословицы.

– Как называются слова, противоположные по смыслу?

Д. Антонимы.

У. Какие антонимы в этих пословицах?

Д. Строит – разрушает, побеждает – погибает, умрет – живет.

У. Пока вы работали над пословицами, к нам пришла шифровка. В прямоугольнике зашифрованы слова, обозначающие названия военной техники. Вы должны самостоятельно найти ключ и расшифровать эти слова.

Учитель раздает карточки с шифровкой.

– Для тех, кто не сможет выполнить эту работу самостоятельно, на обороте есть подсказки. Приступайте к работе!

Подсказки

1. Здесь зашифровано четыре слова: два слова по семь букв, одно слово из шести букв и одно слово из четырех букв.

2. Загадки

1) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (7 букв)

2) Он идет,
Волну сечет. (7 букв)

3) Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (6 букв)

4) Гусеницы есть, а не трактор.
Ствол есть, а не дерево. (4 буквы)

III. Итог урока

У. Понравилось ли вам наше занятие? Что нового вы узнали? Что запомнили?

Дети отвечают.

Фото В.Алексеева