Нина ХАРЧЕНКО,
г. Белгород
Наша Армия родная
Русский язык. 3 класс
Тема. «Наша армия родная».
Цели. Расширять словарный запас
путем изучения терминов, связанных со службой в
армии; воспитывать чувство гордости за подвиги
защитников Родины, уважение к военнослужащим.
Оборудование. Аудиозапись песни на
стихи О. Колычева, музыку А.В. Александрова
«Песня о Советской армии», магнитофон; плакаты с
изображениями воинов разных родов войск;
карточки-шифровки «Военная техника»; Толковый
словарь русского языка.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы занятия
Учитель. Прослушайте запись песни
на слова поэта Колычева и музыку композитора
Александрова и после этого назовите тему
сегодняшнего занятия.
Звучит «Песня о Советской армии».
– Как вы думаете, о чем мы будем
говорить на сегодняшнем занятии?
Дети. Об армии.
У. Почему вы думаете, что наше
заседание будет посвящено армии?
Дети приводят примеры –
запомнившиеся строки песни.
– Как называется праздник, который
отмечает наш народ 23 февраля?
Д. День Защитника Отечества.
Дети записывают в тетради тему
занятия.
– Почему все слова написаны с
большой буквы?
Д. Названия имен собственных и
названия праздников пишем с большой буквы.
У. Как понять слово Отечество?
Есть ли у него синоним, то есть близкое по
значению слово?
Д. Родина.
У. Запишите эти слова. От каких
корней произошли эти слова?
Д. -Отеч-, -отец-, -род-.
У. Выделите корни этих слов,
образуйте однокоренные слова.
Дети выполняют задание.
– Молодцы, вы правильно выполнили
задание. Именно отец и мать являются
основателями рода. Они – родители детей.
Если род увеличивается и расширяется,
то появляются родственники, родня.
Место, где рождается человек,
называется родиной.
Но у слова родина есть более
широкое значение: страна, в которой родился
человек. В какой стране вы родились?
Д. В России.
У. Следовательно, праздник,
который мы будем отмечать всей страной 23 февраля,
можно назвать Днем Защитника России.
II. Работа по теме занятия
На доске – схема:
У. Рассмотрите схему и ответьте:
кто защищает нашу Родину на суше, на море, в
воздухе?
Д. На суше – сухопутные войска,
на море – морской флот, в воздухе – воздушный
флот.
У. Какое из четырех понятий
общее по отношению к трем остальным?
Д. Армия.
У. Почему?
Д. Потому что армия включает в
себя сухопутные войска, морской и воздушный
флота.
У. Запишите в тетрадях
предложение.
На доске:
Нашу Родину на суше охраняют
сухопутные войска, на море – военный морской
флот, а в воздухе – военный воздушный флот. |
– Разберите предложение по
частям речи. Что обозначают слова флот, флотилия?
Как узнать?
Д. посмотреть в Толковом
словаре.
У. Найдите в Толковом словаре
русского языка объяснение этих слов. Прочитайте
и запомните их значения.
Д. «Флот – 1) совокупность
всех военных или торговых судов страны или
отдельного моря, речного бассейна; 2) крупное
соединение военно-морских судов».
«Флотилия – 1) совокупность военных
судов данной реки, озера, закрытого моря;
2) отряд судов».
У. Какие же бывают военные
профессии? Я буду задавать вам вопросы, а ответы
вы запишете в строчку через запятую. Начинаем
предложение со слов: «Военные профессии – ...».
Кто служит в ракетных войсках?
Д. Ракетчики.
У. Кто служит в сухопутных
войсках?
Д. Пехотинцы.
У. Кто охраняет границы нашей
Родины на земле?
Д. Пограничники.
У. Кто служит в танковых войсках?
Д. Танкисты.
У. Кто охраняет морские границы?
Д. Моряки.
У. Кто поднимает в воздух
самолеты?
Д. Летчики.
У. Кто служит в
воздушно-десантных войсках?
Д. Десантники.
У. Прочитайте предложение,
которое у нас получилось.
Найдите и разберите по составу слова,
соответствующие данным схемам.
На доске:
Д. К первой схеме подходят слова танкисты,
ракетчики, летчики, моряки.
– Ко второй схеме подходит слово пограничники.
У. Кто такие новобранцы?
Д. Молодые люди, которых
набирают для службы в армии.
У. Когда молодые люди попадают в
армию, они учатся дисциплине, жизни по режиму,
изучают армейский закон – Устав, проходят
физическую подготовку, закаляются, учатся
обращаться с оружием. Постигать военную науку
нелегко. Но великий русский полководец Александр
Васильевич Суворов говорил своим солдатам слова,
которые стали пословицей.
Соберите эти слова в пословицу.
На доске:
в, легко, в, тяжело, бою, учении |
Д. «Тяжело в учении –
легко в бою».
У. Запишите эту пословицу в
тетрадь.
Дети выполняют задание.
– Русский народ создал много
пословиц о героизме своих воинов. Прочитайте
несколько из них.
На доске:
– Дополните незаконченные
фразы подходящими по смыслу словами.
Дети вставляют слова: разрушает,
погибает, живет – и записывают пословицы.
– Как называются слова,
противоположные по смыслу?
Д. Антонимы.
У. Какие антонимы в этих
пословицах?
Д. Строит – разрушает,
побеждает – погибает, умрет – живет.
У. Пока вы работали над
пословицами, к нам пришла шифровка. В
прямоугольнике зашифрованы слова, обозначающие
названия военной техники. Вы должны
самостоятельно найти ключ и расшифровать эти
слова.
Учитель раздает карточки с
шифровкой.
– Для тех, кто не сможет выполнить
эту работу самостоятельно, на обороте есть
подсказки. Приступайте к работе!
Подсказки
1. Здесь зашифровано четыре слова:
два слова по семь букв, одно слово из шести букв и
одно слово из четырех букв.
2. Загадки
1) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (7 букв)
2) Он идет,
Волну сечет. (7 букв)
3) Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (6 букв)
4) Гусеницы есть, а не трактор.
Ствол есть, а не дерево. (4 буквы)
III. Итог урока
У. Понравилось ли вам наше
занятие? Что нового вы узнали? Что запомнили?
Дети отвечают.
|