Ирина ШМЫГАРЕВА,
учитель начальных классов
школы № 1308, г. Москва
Стихи и проза о семье
Литературное слушание. 2 класс
Тема. «Стихи и проза о семье. И.
Панькин. “Легенда о матерях”».
Цели. Повторить изученные
произведения по теме; формировать навык
самоконтроля и самооценки; расширять
читательский опыт через слушание нового
произведения; научить видеть любовь матери к
детям; воспитывать доброе отношение к ребенку,
уважение к старшим; развивать творческую
деятельность; поздравить мам и бабушек с
наступающим праздником 8 Марта; формировать
читательские умения: развивать способность
ориентироваться в разных жанрах литературы,
приводить примеры произведений к названному
жанру, правильно называть произведения;
выразительно читать наизусть стихотворения о
семье; учиться характеризовать героев
произведения, выражать свое отношение к ним.
Оборудование. Ефросинина Л.А.
Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.: В
2 ч. Ч. 2.
М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.А. Литературное
чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 кл. М.:
Вентана-Граф; Ефросинина Л.А. Литературное
чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.: В 2 ч. М.:
Вентана-Граф; листочки с заготовкой схемы для
заполнения; аудиозаписи фрагментов легенды (обращения
к мальчику), «Маминой песенки» (на сл.
М. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе);
детские книги сказок о семье: русская сказка
«Белая уточка», татарская сказка «Три сестры»,
нанайская сказка «Айога»; открытые модели
обложек произведений разных жанров о семье;
готовая модель обложки нового произведения:
И. Панькин. «Легенда о матерях»; карточки с
названиями жанров: быль, пословица, колыбельная
песня, сказка, рассказ, стихотворение, легенда;
с пословицами о семье (разделенными на 2 части
каждая).
Урок проводится накануне
Международного женского дня 8 Марта, поэтому в
качестве гостей выступают мамы учащихся. Для них
целенаправленно подбирается материал к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые гости! Урок сегодня
будет не совсем обычный, так как он проводится
накануне женского праздника.
8 Марта – день торжественный,
День радости и красоты.
По всей Земле он дарит женщинам
Свои улыбки и цветы.
Ученик.
И мы хотим гостей порадовать,
Чему нас учат, показать.
Ведь гости эти – наши мамы,
Они хотят о нас все знать.
У. Тема сегодняшнего урока
«Стихи и проза о семье». Нам предстоит повторить
уже изученные произведения по этой теме,
познакомиться с новым произведением о семье,
поздравить своих мам с наступающим праздником
Восьмое марта.
III. Обобщение и повторение темы «Произведения о
семье»
У. Ребята, перед вами листочки со
схемой. Будем заполнять ее. Поможет вам в этом
учебник. Но пользоваться им вы будете в том
случае, если действительно не знаете ответ на мой
вопрос. Какой частью учебника для этого удобнее
пользоваться?
Дети. Оглавлением.
Дети работают на листочках, а учитель
с той же схемой – на доске. Схема – мостик к
знакомству с новым произведением. После
прослушивания нового произведения и проверки
первичного его восприятия схема дополняется
легендой.
– Итак, произведение какого жанра
мы изучали первым в этой теме?
Д. Быль.
У. Назовите быль и ее автора.
Д. Лев Толстой. Быль «Лучше
всех».
У. Вспомните, с произведениями
какого жанра мы работали потом?
Д. C пословицами.
У. На доске пословицы
рассыпались. Соберите их.
Задание выполняется коллективно на
доске. Пословицы зачитываются:
Нет лучшего дружка, чем родная
матушка.
Всякой матери свое дитя мило.
Сам себя губит, кто других не любит.
Кто за счастье борется, к тому оно и
клонится.
Всем хороша, да слепа душа.
Жизнь дана на добрые дела.
|
– С этим заданием вы
успешно справились. А что мы изучали потом?
Д. Колыбельные песни.
У. Назовите колыбельные песни.
Д. Народная песня «Колыбельная».
– М. Лермонтов – «Спи, младенец мой
прекрасный».
– А. Майков – «Колыбельная песня».
У. На какие группы можно разбить
эти песни?
Д. На народные и авторские.
У. Что такое колыбельная песня?
Ученик отвечает, при необходимости
ответ уточняется с помощью чтения справочного
материала в учебнике.
– Назовите произведения, которые
соответствуют этой модели.
На доске:
Учащиеся называют сказки о семье. На
выставке появляются детские книги сказок.
– Что общего у этих произведений?
Д. Это народные сказки о семье.
У. Подберите пословицы к русской
сказке «Белая уточка».
Д. Всякой матери свое дитя мило.
– Кто за счастье борется, к тому оно и
клонится.
– Сам себя губит, кто других не любит. (О
ведьме.)
У. К татарской сказке «Три
сестры».
Д. Сам себя губит, кто других не
любит.
– Всем хороша, да слепа душа. (О двух старших
дочерях.)
– Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
– Жизнь дана на добрые дела. (О младшей
дочери.)
У. Что подойдет к нанайской
сказке «Айога»?
Д. Сам себя губит, кто других не
любит.
У. Назовите произведения,
которые соответствуют этой модели.
На доске:
Д. Это рассказы: В. Осеевой
«Сыновья», Е. Пермяк «Случай с кошельком», С.
Аксаков «Моя сестра», Л. Воронковой «Катин
подарок».
У. Главную мысль какого рассказа
можно выразить пословицей: «Всякой матери свое
дитя мило?»
Д. В. Осеевой «Сыновья».
У. Назовите рассказ, в котором
главную мысль можно выразить пословицей: «Жизнь
дана на добрые дела».
Д. Е. Пермяк – «Случай с
кошельком».
У. И, наконец, последняя
рамочка...
На доске выставляется модель.
Д. Это модель стихотворения.
У. Какие стихотворения мы
изучали?
Д. Ю. Коринец – «Март».
– А. Плещеев – «Песня матери».
– С. Михалков – «А что у вас?».
Инсценируется стихотворение
С. Михалкова «А что у вас?».
IV. Слушание произведения
У. Сегодня я хочу прочитать вам
новое произведение. Послушайте его.
Учитель читает «Легенду о матерях»
И. Панькина. Учебники закрыты. Обращения к
мальчику звучат с аудиозаписи.
V. Проверка первичного восприятия
У. Понравилось ли вам это
произведение?
Д. Да.
У. Что вы чувствовали, когда
слушали его?
Д. Радость от того, что страшный
и сильный царь морей и океанов Нептун не победил
моряков.
– Грусть, потому что матери отдали
все лучшее своим сыновьям и стали слабыми и
некрасивыми.
У. Когда вы переживали?
Д. Когда моряки вышли в море и не
возвращались.
– А еще когда жестокий царь Нептун
узнал о поступке дочерей, разгневался, выбросил
их из моря и превратил в птиц чаек.
VI. Работа с произведением
У. Почему моряки сильны и
непобедимы? Как говорится об этом в тексте?
Д. Потому что матери отдали им
все лучшее, что имели.
У. Можно ли поступок матерей
назвать героическим?
Д. Да.
У. Как бы вы озаглавили это
произведение?
Выслушиваются ответы детей.
– Автор озаглавил произведение
«Легенда о матерях». Найдите его в хрестоматии и
прочитайте еще раз его название.
Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней
изображено?
Д. Как матери отдают свою силу
сыновьям на берегу моря.
У. Итак, мы познакомились с новым
жанром. Как называется этот жанр?
Д. Легенда.
У. Что такое легенда?
На доску вывешивается определение
легенды:
Легенда – это произведение, в
котором в сказочной форме рассказывается о
необыкновенном происшествии или героическом
событии, памятном для народа.
– На обратной стороне листочка со схемой
составьте модель обложки.
После выполнения задания на доску
вывешивается готовая модель обложки. Дети
выполняют самопроверку.
– Выполните задание 1 в рабочей
тетради.
Выполнение задания проверяется.
VII. Домашнее задание
У. Дома прочитайте «Легенду о
матерях» в книжке-коллективке и выполните
задание 2 в рабочей тетради.
Кто хочет, прочитайте еще один рассказ из
книжки-коллективки.
VIII. Поздравление мамам
У. Самое дорогое для всех нас
слово – мама, и сегодня мы обращаемся к нашим
мамам.
Заранее подготовленные ученики
читают стихотворение Н. Саксонской «Разговор о
маме»:
– Восьмое марта – день чудесный
Пришел с весенним солнцем к нам.
Звените, радостные песни, –
Сегодня праздник наших мам!
Дети исполняют «Мамину песенку»
(сл. М. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе).
Если в небе туча хмурится,
Если снег летит в саду,
Я в окно смотрю на улицу
И с работы маму жду.
Припев:
Пускай узнают ветер,
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
Не страшна мне даже молния,
Дождик льется – ну и пусть.
Лишь улыбку мамы вспомню я –
И ни капли не боюсь!
Припев.
Обниму я в марте радостно
Маму милую свою,
Дам я ей подарок праздничный
И тихонечко спою.
Дети вручают мамам и бабушкам
подарки, приготовленные на уроках труда.
У. Урок окончен. Скажем мамам «До
свидания!», а нас ждут новые знания.
|