Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара ШУРХАЕВА,
с. Ключи,
Алтайский край

Посидим в тишине...

Чтение. 2 класс

Тема. «Е. Благинина. “Посидим в тишине”».

Цели. Познакомить с произведением Е. Благининой «Посидим в тишине», проанализировать его; воспитывать любовь, внимание, заботливое отношение к маме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю:
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя все время,
Мамочка, люблю!
Вот и зорька светит,
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!

Автор этих строк говорит о любви к маме. Но как проявить свое внимание, заботу по отношению к ней? Об этом мы и поговорим сегодня. И начнем со всем нам знакомых стихов о мамах, а потом перейдем еще к одному – стихотворению Елены Благининой «Посидим в тишине».

Елена Благинина

Елена Благинина

III. Подготовка к восприятию

У. Кто знает стихи о маме?

Ученик 1.

Мужаем мы.
Всему приходит час,
Но с юных лет
и до кончины самой
С биеньем сердца
вечно бьется в нас
Рожденное любовью
слово «мама»!
Оно горит, как добрая звезда,
Из тысяч слов
особенное слово...
Его не старят, не мельчат года,
Оно всегда и трепетно, и ново.

(Д. Дажин)

Ученик 2.

Сделать на свете
Многое сможем –
В глубинах морских
И в космических тоже,
К тундре придем
И к пустыням горячим,
Даже погоду
Переиначим!
Дел и дорог
Будет в жизни немало...
Спросим себя:
Ну, а где их начало?
Вот он, ответ наш
Правильный самый!
Все, чем живем,
Начинается с мамы!

(А. Костецкий)

Ученик 3.

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.

(А. Барто)

IV. Восприятие стихотворения и его анализ

У. Послушайте еще одно стихотворение. Оно называется «Посидим в тишине». Его написала Елена Благинина.

Учитель читает.

– Почему девочка не играет в игрушки?

Дети. Ее мама спит.

У. Любит ли она маму?

Д. Да.

У. Прочитайте стихотворение теперь вы.

Дети читают.

– Что девочка сказала лучу?

Д. «Я тоже двигаться хочу».

У. Трудно ли ей сидеть в тишине?

Д. Трудно.

У. Какие звуки передают тишину?

Дети читают, выделяя звуки [с], [ш], [ч].

– Как будем теперь читать стихотворение, каким голосом?

Д. Тихим, спокойным.

У. Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет?

Д. Плавная, медленная.

– Похожая на колыбельную.

У. А теперь вы художники. Словесно нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

Дети составляют описание.

– Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.

Д. Луч.

У. Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу.

Д. Золотой.

У. В каком значении употреблено слово золотой?

Д. «Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова.

У. Изменится ли стихотворение без этого слова?

Д. Да.

У. А что изменится?

Д. В нем не будет теплоты, нежности.

У. Чему учит стихотворение?

Д. К маме нужно относиться с любовью и заботой.

У. Давайте еще раз перечитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение к маме.

V. Итог урока

У. Сегодня вы познакомились со стихотворением Елены Благининой «Посидим в тишине» и услышали несколько других произведений, посвященных самому родному и близкому человеку.
Послушайте еще одно стихотворение, автор которого постарался передать свои чувства к маме.
Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Саксонской «Разговор о маме».

У. А теперь прочитайте слова Зои Воскресенской.

На доске:

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама...