Любовь САЖЕНКОВА,
учитель начальных классов
школы № 132,
г. Казань
Падежи имен существительных
Русский язык. 3 класс
Тема. «Повторение знаний об имени
существительном. Падежи имен существительных».
Цели. Отрабатывать умения
определять части речи, род, число, падеж имен
существительных; повторить состав слова;
работать над выразительностью речи; воспитывать
любовь и внимание к женщинам.
Оборудование. Таблицы по русскому
языку; мультимедийный проектор; праздничное
оформление (портреты мам класса).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Чистописание
На доске:
В марте с первого числа
Начинается весна.
Женский день – Восьмое марта
Отмечает вся страна. |
Учитель. Спишите
стихотворение. Подчеркните орфограммы,
написание которых вы можете объяснить.
Выполнение задания проверяется.
III. Постановка целей и задач урока
У. На сегодняшнем уроке,
посвященном Женскому дню 8 Марта, мы
постараемся порадовать наших любимых мам своими
знаниями. Встречаясь с именами существительными,
мы повторим все, что знаем о признаках этой части
речи, будем определять падежи существительных.
Языковым материалом урока будут служить
предложения из сказок и строки стихотворений.
IV. Закрепление пройденного материала
У. Прочитайте еще раз
стихотворение, которое вы записали. Сколько в нем
предложений?
Дети. Два.
У. Разберите первое предложение
по частям речи. Выделите грамматическую основу.
Назовите и выпишите из этого предложения имена
существительные. Укажите их род, число, падеж.
Дети выполняют задание.
– Что такое имя существительное?
Как оно изменяется? Как определяем число имен
существительных? род? падеж? Сколько падежей в
русском языке?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Я приглашаю всех в сказку, в гости
к необычной Маме, которую зовут Склонение, –
ведь, склоняя слово мама, можно проверить
любой падеж. Этим мы и займемся.
Учитель рассказывает сказку, два
ученика ему помогают.
У. В самом центре города Слов
стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем
живут Мама Склонение и шесть ее сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Она
расположена под самой крышей. Как хорошо по
вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай,
смотреть на звезды и рассказывать о том, что
произошло за день! Когда часы бьют полночь, все
желают друг другу спокойной ночи и расходятся по
своим комнатам-этажам.
Каждое утро, как только проснутся первые лучи
солнца, Мама спускается из кухни вниз по этажам с
полным подносом горячих пирожков.
На верхнем этаже живет Именительный падеж. Он
предпочитает быть в предложении главным членом
– подлежащим. Правда, как говорит Мама Склонение,
иногда ему приходится соглашаться побыть и
сказуемым. Любимые вопросы этого падежа – кто?
что?
– Тук-тук-тук! – стучит Мама в дверь.
Ученик 1. Кто?
Ученик 2. Мама!
Ученик 1. Что?
Ученик 2. Пирожки!
У. Этажом
ниже живет Родительный падеж. Он уже давно
проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а
Мамы все нет и нет. Что он спросит?
Ученик 1. Нет кого?
Ученик 2. Мамы!
Ученик 1. Нет чего?
Ученик 2. Пирожков!
У. Догадались, какие вопросы он
любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Еще на этаж ниже живет Дательный падеж – самый
добрый из братьев. Он всегда готов прийти на
помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
Ученик 1. Рад кому?
Ученик 2. Маме!
Ученик 1. Рад чему?
Ученик 2. Пирожкам!
У. А вот и Винительный падеж! Как
вы думаете, почему его так назвали? Правильно:
потому что он всегда и во всем всех обвиняет.
Солнце – в том, что оно рано встает, Маму – в том,
что она недостаточно его любит (хотя это и
неправда!), а братьев-падежей – в том, что они
разобрали все самые хорошие вопросы.
Что-то Мамы давно нет. А может, про него забыли?
Или пирожки кончились?
Ученик 1. Виню кого?
Ученик 2. Маму!
Ученик 1. Виню что?
Ученик 2. Пирожки!
У. Вам ничего не напоминают эти
вопросы? Напоминают? А вот Винительный падеж с
вами не согласен.
Ну, хватит о нем. Давайте познакомимся со
следующим братом – Творительным падежом. Этот
падеж – мастер на все руки: вечно что-то пилит,
строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он
уже за работой. Мама поставила ему тарелочку с
пирожками на верстак. Он очень доволен.
Ученик
1. Доволен кем?
Ученик 2. Мамой!
Ученик 1. Доволен чем?
Ученик 2. Пирожками!
У. Это любимые вопросы
Творительного падежа.
Слышите песню? Это самый младший из падежей –
Предложный. Голос у него чистый, звонкий –
заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
Ученик 1. Пою о ком?
Ученик 2. О маме!
Ученик 1. Пою о чем?
Ученик 2. О пирожках!
Живущие в городе слова любят ходить в гости к
падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто.
Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на
вопросы. Помогите слову лиса побывать у всех
падежей. Запишите слова с вопросами:
И.п. (кто? что?) лиса
Р.п. (кого? чего?) лисы
Д.п. (кому? чему?) лисе
В.п. (кого? что?) лису
Т.п. (кем? чем?) лисой
П.п. (о ком? о чем?) о лисе
У. А теперь – задание потруднее.
Определите, у каких падежей побывали эти слова:
к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о
книге, трава, лису.
И напоследок открою вам еще один секрет. Иногда
Винительный падеж капризничает и становится
похожим на своего брата – Именительного падежа.
В таких случаях зовите на помощь Маму Склонение
– уж она-то сразу определит, кто это.
Художник нарисовал красивый стол. (Какой
падеж у слова стол?) Меняем слово стол на
слово мама. Художник нарисовал красивую маму
– винительный падеж. Значит, слово стол в
этом предложении стоит в винительном падеже.
Посреди комнаты стол. (Какой падеж у слова стол?)
Посреди комнаты стоит мама – именительный
падеж. Значит, слово стол стоит в
именительном падеже.
Мама все может, мама поможет,
Мама научит все понимать.
Как словом мама падеж проверять?
– Сколько падежей в русском языке?
Д. Шесть.
У. Как определить падеж
существительного?
Д. По вопросам.
У. Что изменяется в слове, когда
задается другой вопрос?
Д. Окончание.
Подготовленный ученик читает
стихотворение:
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
Но мамы нас учат хорошим делам.
А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить.
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы научат все понимать.
С мамами любим мы вместе играть.
V. Физкультминутка
Учитель проводит игру на внимание.
VI. Закрепление пройденного
материала (продолжение)
У. А вы любите делать подарки?
Д. Да.
У. А любите получать подарки?
Д. Да.
У. Подарите сегодня друг другу и
нашим гостям хорошее настроение, порадуйте всех
знаниями по русскому языку.
Продолжим определять падежи имен
существительных. Прочитайте текст на экране.
Учитель проецирует на экран текст:
Самое прекрасное слово на
земле – мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и
звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все
умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в
нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не
остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет – пять или
пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка,
ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,
тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская) |
– Выпишите выделенные
существительные и определите их падеж.
Дети выполняют задание.
– Как определить падеж имени
существительного? Что, кроме вопросов, помогает
вам определять падежи существительных?
Д. Предлоги.
У. Какие падежи чаще всего
вызывают у вас сомнение и почему?
Д. Именительный и винительный,
винительный и родительный.
У. На какие вопросы отвечают
слова в этих падежах?
Д. Именительный падеж – кто?
что?
– Родительный падеж – кого? чего?
– Винительный падеж – кого? что?
У. Послушайте стихи о падежах.
Подготовленные дети читают стихи:
Ученик 3.
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с кем не спутает никто.
Ученик 4.
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал,
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Ученик 5.
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово вижу подставляй
И меня определяй.
У. Посмотрите на таблицу
падежей. Какие предлоги употребляются с
существительными в этих падежах?
Дети отвечают.
VII. Творческая работа
У. Так как наш урок посвящен
празднику всех мам, то я думаю, что пришло время
каждому из вас объясниться своей маме в любви.
Ваша творческая работа будет начинаться с
предложений, записанных на доске.
На доске:
Я очень люблю свою маму.
Мама учит нас хорошим делам. |
– Придумайте и запишите
три-четыре предложения о том, какая она – ваша
мама. Составьте предложение-пожелание маме в
день Восьмое марта.
Дети записывают предложения. Две-три
работы зачитываются вслух.
– Разберите первые два предложения
по членам предложений и частям речи. Укажите, в
каком падеже стоит в них слово мама.
VIII. Итог урока
У. В заключение нашего урока –
поздравления всем женщинам.
Дети исполняют песню-поздравление:
В таком красивом классе
Мы с вами собрались затем,
Чтоб наших женщин всех поздравить
В Международный женский день.
В самый добрый день на свете,
В самый-самый светлый час
Ваши внуки, ваши дети –
Мы хотим поздравить вас!
Весны вам радостной и нежной,
Счастливых дней и розовой мечты!
Пусть дарит март вам, даже снежный,
Свои улыбки и цветы!
|