Марина НОВИЦКАЯ
Первые шаги к открытию мира
Развитие учебно-познавательных
мотивов младших школьников
Ребенок – существо любознательное от
природы. Поэтому перед начальной школой стоит
двуединая увлекательная и сложная задача:
сохранив природную детскую любознательность,
направить ее в русло устойчивой, последовательно
развивающейся учебно-познавательной
деятельности; помочь преобразовать
импульсивный, ситуативный, неустойчивый
характер естественной детской любознательности
в целостную мотивационную систему личности.
Процесс преобразования стихийного интереса к
миру, свойственного каждому живому существу, в
специфически человеческий интерес к самому
содержанию системного знания и познания мира и
есть, по сути, развитие учебно-познавательных
мотивов младших школьников.
Попробуем наметить пути этого развития,
обратившись к содержанию курса «Окружающий мир»
и к организации учебной деятельности на основе
учебника для 1-го класса (авт. А.А. Плешаков, М.Ю.
Новицкая). Выстраивая особым образом
содержательные компоненты учебника –
информационный, деятельностный, эвристический,
ценностный, разрабатывая алгоритм раскрытия
понятий об окружающем мире, систему вопросов и
заданий, авторы руководствовались одной из
важнейших задач – помочь учителю создавать и
использовать определенные ситуации для
воздействия на мотивационную сферу
первоклассников, что, собственно, и составляет
значительную часть педагогического мастерства.
Только тогда учебник станет регулятором
полноценного процесса обучения, воспитания и
развития разных личностных способностей и
качеств младшего школьника, «запуская» при этом
очень важный и сложный механизм формирования
учебно-познавательных мотивов самообучения,
саморазвития, самовоспитания, без которого
невозможна эффективная реализация новой
педагогической парадигмы «образование через всю
жизнь». Аксиологический, культуросообразный
вектор этого процесса определяется системой
ценностей, заложенных в традиционной
отечественной культуре.
Первые же страницы учебника
настраивают на доверительный стиль общения с
собеседником-читателем и предопределяют такую
логику его ответной деятельности, которая имеет
личностный смысл, а значит, повышает мотивацию
ребенка в учении и познании. Любой педагог из
своей практики знает, что лучше всего
воспитывает детей личный пример взрослого.
Осуществляя заявленные в концепции и программе
курса культурологический и коммуникативный
подходы, авторы последовательно с самого начала,
с первого обращения к читателю, и на протяжении
всего учебника показывают ребенку образцы
культуры межличностного общения. Завершая книгу,
они прощаются с детьми после совместной работы.
Это нормативная ситуация, когда каждый
культурный человек обязательно должен
обратиться к собеседнику с самыми искренними
заключительными словами и пожелать «всего
самого доброго!». Выполняя культурные
коммуникативные нормы, авторы надеются
пробудить сердечный отклик своего читателя,
сделать эмоционально привлекательным общение в
учебно-познавательных целях. Ведь положительные
чувства, добрые влечения всегда выступают
важными мотивами в развитии интереса к любому
делу, в том числе и к учению.
Именно эти две черты – дружеское
общение и личностная ориентированность – кладут
начало всему многосложному процессу развития
учебно-познавательных мотивов первоклассников и
обеспечивают его эффективность в дальнейшем, при
работе в следующих классах. Во вводной части
учебника – «Мы и наш мир» наглядно, предметно
раскрывается понятие «окружающий мир» как
триединство Природы, Культуры и Человека. При
этом общество представлено местоимением МЫ. Оно
в языковой форме персонифицирует общающихся
друг с другом носителей и создателей культуры и
осмысливает понятие «общество» как совокупность
человеческих индивидуумов, включающую в себя и
отдельную личность Я ребенка – субъекта
учебно-познавательной деятельности.
С первых вопросов и заданий учебник
настраивает школьника на внимание к тем явлениям
мира, природы и общества, которые окружают его
непосредственно, постоянно, являясь фактами его
личного жизненного опыта. Приведем лишь немногие
примеры: «Посмотри вокруг. Что тебя окружает в
классе, на улице, дома?»; «Что еще относится к
неживой и живой природе? Приведи примеры по своим
наблюдениям»; «Расскажи, какие добрые дела
делают люди для природы и друг для друга?» Тема
«Дикие и домашние животные», например,
завершается визуальным рассказом «Из жизни
одной кошки», составленным с помощью фотографий,
и заданием сходного типа: «Подготовь
фоторассказ о своем любимом домашнем животном».
Актуализации личной значимости
осваиваемого материала на всем протяжении
учебника эффективно служит сквозная рубрика
«Заглянем в семейный альбом». Эту же функцию
выполняет и рубрика «За страницами учебника».
Она побуждает первоклассника по-новому, с
неожиданной стороны взглянуть на привычные для
него предметы и явления, зарисовать их,
сфотографировать, полюбоваться ими, поделиться
своей радостью с друзьями и близкими и через эти
действия включить в мир собственных интересов, а
значит, в свой внутренний мир многообразие
природы и культуры родного края.
Как известно, мотивации человека
развиваются на протяжении всей его жизни. Это
происходит благодаря тому, что расширяется и
обогащается его жизненный мир, осваиваемый в
предметной деятельности. В учебнике такая
последовательность разворачивается по
дидактическим правилам – от близкого и
доступного ребенку к более дальнему и менее
доступному в разделах «Наш класс», «Наш дом и
семья», «Город и село», «Родная страна». И в
каждом из перечисленных разделов шаг за шагом
все более детализированно показана триада
«природа – культура – мы, люди». Таким образом
выявлена целостность окружающего мира и его
структура, очевидная в каждом из рассматриваемых
срезов человеческого общества.
Заключает эту последовательность
раздел, открывающийся шмуцтитулом «Человек и
окружающий мир». В этом разделе наглядными
художественными средствами представлена
древняя и вечная идея о взаимном подобии
человека и природы, мысль о нерасторжимой связи
природы и культуры, которая формируется в
общественном бытии человека, в процессе его
социализации, инкультурации каждого нового
поколения людей. В учебнике преодолен такой
подход к оценке места человека в окружающем мире,
когда механически соединяются две точки зрения:
биологическая и социологическая. Думается, что
именно культурологический взгляд на сущность
человека позволит показать его особое место в
системе живой природы, то есть образно передать
первокласснику ощущение специфического
свойства, отличающего его самого от всех других
живых существ, – нравственности и духовности.
Еще одна важная особенность в развитии
мотивационной сферы младшего школьника –
использование игровых форм подачи изучаемого
материала и собственно игрушек. Ведь
первоклассник – вчерашний дошкольник, ведущим
видом деятельности которого была игра. Резкий,
жесткий переход к другому ведущему виду
деятельности – учебному – часто ведет к
травмированию психики и снижает интерес ребенка
к познанию. Сохранение игровых форм в учебнике, в
его визуальном ряде,
в системе вопросов и заданий способствует
плавной, щадящей смене ведущего типа
деятельности и к более успешному развитию
системы учебно-познавательных мотивов. Например,
для выяснения вопроса о том, что является
культурой в отличие от природы, даны фотографии
свистулек — игрушек, сделанных из глины в
форме птиц; рядом для сравнения помещена
фотография настоящей певчей птицы. Сравнение,
вполне доступное пониманию детей 6–7-летнего
возраста, побуждает их к размышлению над тем, что
является общим и различным в объекте природы и в
вещи, сотворенной человеком.
Еще один пример. В учебнике сквозной
является рубрика «Моя коллекция». В ней
представлены фотографии игрушечных лягушек,
медведей и др. Детям предложено вспомнить и
рассказать о том, каких животных изображают их
собственные игрушки. Подбор подобного материала,
вызывающего активность ребенка, задает
направленность его познавательной деятельности
и структурирует содержание восприятия, памяти,
мышления, влияет на эффективность этих
процессов.
Подробнее остановимся на таком важном
факторе в развитии учебно-познавательных
мотивов, как необходимая степень наглядности в
представлении изучаемого материала.
Наглядно-образный тип мышления ребенка младшего
школьного возраста требует особого внимания к
зрительному ряду учебника, что в полной мере
учтено авторами. Принципиальна установка
авторов на использование в визуальном тексте учебника
произведений первоклассной по качеству
отечественной культуры. Для примера приведем
актуальную для первоклассника тему «Учитель –
наставник и друг». Замечательное произведение
Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет. В
народной школе С.А. Рачинского» включено в целый
ряд визуальных образов учителя-наставника. Эти
образы различны, и в то же время в них предельно
ясно выражено главное в облике учителя – его
интеллект и человечность. Текст рассказа
«Учитель – что родитель» позволяет ребенку
и на вербальном уровне воспринять важное
качество традиционного российского учителя –
его ум и мудрость. Выразить
эмоционально-положительное отношение к учителю
помогают пословицы, которые соотносятся с
визуальными образами. Думается, что важность
задачи формирования подобного
культурно-должного отношения к учителю в
нынешнее время бесспорна и поможет созданию
атмосферы соработничества в классе, одинаково
продуктивного и для учителя, и для его
воспитанников.
Иллюстративный материал учебника, в
котором, как уже говорилось, большое место
отведено произведениям отечественной живописи,
призван формировать глубокое представление о
красоте и многообразии мира Природы и Культуры в
процессе общения с изобразительным искусством.
Красота художественных образов, притягивая к
себе внимание ребенка, развивает умение
сосредоточиться на рассматриваемом объекте,
порождает интерес к нему, желание узнать о нем
подробнее. Известно, что до 90 процентов
усваиваемой информации человек получает
посредством зрения. Современная педагогика
утверждает особую значимость визуального
восприятия для человека в процессе познания мира
и своего места в нем, необходимости подготовки
сознания ребенка к деятельности в условиях все
более «визуализирующегося» мира. И как же важно,
чтобы эта подготовка проходила на материале
отличного качества, способном противостоять
«визуальной агрессии», обрушивающейся на
ребенка с экрана телевизора и со страниц многих
современных книг и журналов, в том
числе – детских!
Работа с репродукциями картин русских
художников глубоко продумана в учебнике. Эта
система затем развивается в учебных тетрадях. В
Методических рекомендациях будет показан путь,
как в полной мере должна быть организована эта
работа учителем. Ведь культурологический и
коммуникативный подходы предполагают развитие
визуальной грамотности — способности,
которая совершенствуется одновременно с другими
чувствами и которая необходима для нормального
процесса становления личности в различных
аспектах коммуникации: между объектом и
субъектом восприятия; между несколькими
субъектами восприятия одного и того же объекта; в
ходе творческого продуцирования зрительного,
звукового (вербального и музыкального),
пластического образов, порожденных тем или иным
объектом восприятия.
Авторы надеются: несмотря на то что
современные дети постоянно подвергаются
визуальной агрессии, общение с картинами
А.А. Пластова, Н.П. Богданова-Бельского,
И.М. Прянишникова («Родник», «Праздник на
крылечке», «Дети на рыбалке») и других
отечественных художников ХIХ–ХХ веков, а также
воздействие прекрасных образов народного
художественного творчества благотворно
скажется на их душевном здоровье. А это, в свою
очередь, будет способствовать сохранению
достаточно высокого уровня мотивации к учебной
деятельности на протяжении всего урока, что для
первоклассников, учитывая неустойчивость
произвольного внимания в их возрасте, непросто.
Важный и эффективный источник
развития учебно-познавательных мотивов младших
школьников – участие в совместной деятельности
с другими людьми. Учебник последовательно
создает ситуации, в которых инициируется
совместная работа детей и в классе с
одноклассниками, и дома со старшими
родственниками. На вопрос взаимодействия с
семьей следует обратить особое внимание.
Наглядный высококачественный материал, на
основе которого ребенку предстоит действовать,
призван в том числе включить в
познавательный процесс в качестве обязательных
участников наряду с учителем и членов семьи
первоклассника. Это одна из важнейших
функций учебника нового поколения: выстроить
духовно глубокое взаимодействие семьи и школы,
ребенка и его родственников разных поколений. Так
решается актуальнейшая задача современного
российского общества — восстановление
культурной преемственности и плодотворного
общения поколений, одинаково заинтересованных в
создании единого ценностно-смыслового
пространства.
Еще один важный ресурс в развитии
учебно-познавательных
мотивов — индивидуализация процесса
обучения и возможность выбора путей для
самосовершенствования. С самого начала в
учебнике даны специальные подборки фотографий
природных объектов и культурных артефактов. Они
носят тестирующий характер. Такая
диагностирующая работа должна выявить разный
уровень подготовки и развития детей, пришедших к
учителю в конкретный класс. Этот «замер»
необходим именно в начале работы педагога с
первоклассниками. Далее в учебнике представлены
задания и вопросы разного уровня сложности. Ведь
интеллектуальный уровень детей в каждом классе
различен, так же как различается и подготовка к
школе того или иного ребенка. Поэтому в учебнике
предусмотрены вопросы и задания разного типа,
что обеспечивает наиболее эффективное освоение
его содержания с учетом разноуровневой
подготовки детей к школе. Наряду с этим каждый
ребенок может совершенствовать свои
аналитические способности, развивать
воображение, расширять исходный круг
представлений об окружающем мире в динамике
исторического времени.
Для этого, например, на протяжении
всего учебника материал постоянно подбирается
таким образом, чтобы дети могли провести
сравнение старинных и современных предметов,
обладающих одинаковыми или близкими функциями в
жизни и быте людей:
Тема «Наш класс в школе». Задание:
«Сравни старинные классные комнаты и классную
комнату, в которой учишься ты. Чем они
различаются? Чем похожи? Сравни современные и
старинные школьные принадлежности». Для
сравнения даны фотографии современного класса и
школьных принадлежностей (фотография класса 50-х
годов прошлого века; репродукция картины
художника В.Е. Маковского «В сельской школе»;
старинные предметы: песочница, пресс-папье,
чернильница, ручка со стальным пером). Все можно
рассмотреть и сравнить, все наглядно и предметно.
Тема «Книга – друг и
наставник». Задание: «Сравни, как делали книги в
старину и как делают сейчас». Для
первоклассников не представлен весь
многосложный процесс изготовления
книги — ни старинной, ни современной.
Однако даны для сопоставления изображения писца,
пишущего гусиным пером, и современного
редактора, набирающего текст на компьютере;
старинного и более современного печатных
станков. Поэтому возможно сопоставить
приспособления для письма на этом развороте с
теми школьными принадлежностями, что ребенок уже
рассмотрел ранее. Так постепенно от темы к теме
«прирастает» знание об очень конкретном и
актуальном для первоклассника явлении
культуры — письме как способе фиксации
текста.
Итак, в распоряжении учителя имеется
широкий арсенал педагогических средств, форм,
методов для развития учебно-познавательных
мотивов младших школьников. Самое же заветное и
необходимое – любовь к своей профессии и к детям.
|