Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Марина НОВИЦКАЯ

Первые шаги к открытию мира

Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

Ребенок – существо любознательное от природы. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить ее в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.

Попробуем наметить пути этого развития, обратившись к содержанию курса «Окружающий мир» и к организации учебной деятельности на основе учебника для 1-го класса (авт. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая). Выстраивая особым образом содержательные компоненты учебника – информационный, деятельностный, эвристический, ценностный, разрабатывая алгоритм раскрытия понятий об окружающем мире, систему вопросов и заданий, авторы руководствовались одной из важнейших задач – помочь учителю создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на мотивационную сферу первоклассников, что, собственно, и составляет значительную часть педагогического мастерства. Только тогда учебник станет регулятором полноценного процесса обучения, воспитания и развития разных личностных способностей и качеств младшего школьника, «запуская» при этом очень важный и сложный механизм формирования учебно-познавательных мотивов самообучения, саморазвития, самовоспитания, без которого невозможна эффективная реализация новой педагогической парадигмы «образование через всю жизнь». Аксиологический, культуросообразный вектор этого процесса определяется системой ценностей, заложенных в традиционной отечественной культуре.

Первые же страницы учебника настраивают на доверительный стиль общения с собеседником-читателем и предопределяют такую логику его ответной деятельности, которая имеет личностный смысл, а значит, повышает мотивацию ребенка в учении и познании. Любой педагог из своей практики знает, что лучше всего воспитывает детей личный пример взрослого. Осуществляя заявленные в концепции и программе курса культурологический и коммуникативный подходы, авторы последовательно с самого начала, с первого обращения к читателю, и на протяжении всего учебника показывают ребенку образцы культуры межличностного общения. Завершая книгу, они прощаются с детьми после совместной работы. Это нормативная ситуация, когда каждый культурный человек обязательно должен обратиться к собеседнику с самыми искренними заключительными словами и пожелать «всего самого доброго!». Выполняя культурные коммуникативные нормы, авторы надеются пробудить сердечный отклик своего читателя, сделать эмоционально привлекательным общение в учебно-познавательных целях. Ведь положительные чувства, добрые влечения всегда выступают важными мотивами в развитии интереса к любому делу, в том числе и к учению.

Именно эти две черты – дружеское общение и личностная ориентированность – кладут начало всему многосложному процессу развития учебно-познавательных мотивов первоклассников и обеспечивают его эффективность в дальнейшем, при работе в следующих классах. Во вводной части учебника – «Мы и наш мир» наглядно, предметно раскрывается понятие «окружающий мир» как триединство Природы, Культуры и Человека. При этом общество представлено местоимением МЫ. Оно в языковой форме персонифицирует общающихся друг с другом носителей и создателей культуры и осмысливает понятие «общество» как совокупность человеческих индивидуумов, включающую в себя и отдельную личность Я ребенка – субъекта учебно-познавательной деятельности.

С первых вопросов и заданий учебник настраивает школьника на внимание к тем явлениям мира, природы и общества, которые окружают его непосредственно, постоянно, являясь фактами его личного жизненного опыта. Приведем лишь немногие примеры: «Посмотри вокруг. Что тебя окружает в классе, на улице, дома?»; «Что еще относится к неживой и живой природе? Приведи примеры по своим наблюдениям»; «Расскажи, какие добрые дела делают люди для природы и друг для друга?» Тема «Дикие и домашние животные», например, завершается визуальным рассказом «Из жизни одной кошки», составленным с помощью фотографий, и заданием сходного типа: «Подготовь фоторассказ о своем любимом домашнем животном».

Актуализации личной значимости осваиваемого материала на всем протяжении учебника эффективно служит сквозная рубрика «Заглянем в семейный альбом». Эту же функцию выполняет и рубрика «За страницами учебника». Она побуждает первоклассника по-новому, с неожиданной стороны взглянуть на привычные для него предметы и явления, зарисовать их, сфотографировать, полюбоваться ими, поделиться своей радостью с друзьями и близкими и через эти действия включить в мир собственных интересов, а значит, в свой внутренний мир многообразие природы и культуры родного края.

Как известно, мотивации человека развиваются на протяжении всей его жизни. Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности. В учебнике такая последовательность разворачивается по дидактическим правилам – от близкого и доступного ребенку к более дальнему и менее доступному в разделах «Наш класс», «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна». И в каждом из перечисленных разделов шаг за шагом все более детализированно показана триада «природа – культура – мы, люди». Таким образом выявлена целостность окружающего мира и его структура, очевидная в каждом из рассматриваемых срезов человеческого общества.

Заключает эту последовательность раздел, открывающийся шмуцтитулом «Человек и окружающий мир». В этом разделе наглядными художественными средствами представлена древняя и вечная идея о взаимном подобии человека и природы, мысль о нерасторжимой связи природы и культуры, которая формируется в общественном бытии человека, в процессе его социализации, инкультурации каждого нового поколения людей. В учебнике преодолен такой подход к оценке места человека в окружающем мире, когда механически соединяются две точки зрения: биологическая и социологическая. Думается, что именно культурологический взгляд на сущность человека позволит показать его особое место в системе живой природы, то есть образно передать первокласснику ощущение специфического свойства, отличающего его самого от всех других живых существ, –  нравственности и духовности.

Еще одна важная особенность в развитии мотивационной сферы младшего школьника – использование игровых форм подачи изучаемого материала и собственно игрушек. Ведь первоклассник – вчерашний дошкольник, ведущим видом деятельности которого была игра. Резкий, жесткий переход к другому ведущему виду деятельности – учебному – часто ведет к травмированию психики и снижает интерес ребенка к познанию. Сохранение игровых форм в учебнике, в его визуальном ряде,
в системе вопросов и заданий способствует плавной, щадящей смене ведущего типа деятельности и к более успешному развитию системы учебно-познавательных мотивов. Например, для выяснения вопроса о том, что является культурой в отличие от природы, даны фотографии свистулек — игрушек, сделанных из глины в форме птиц; рядом для сравнения помещена фотография настоящей певчей птицы. Сравнение, вполне доступное пониманию детей 6–7-летнего возраста, побуждает их к размышлению над тем, что является общим и различным в объекте природы и в вещи, сотворенной человеком.

Еще один пример. В учебнике сквозной является рубрика «Моя коллекция». В ней представлены фотографии игрушечных лягушек, медведей и др. Детям предложено вспомнить и рассказать о том, каких животных изображают их собственные игрушки. Подбор подобного материала, вызывающего активность ребенка, задает направленность его познавательной деятельности и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления, влияет на эффективность этих процессов.

Подробнее остановимся на таком важном факторе в развитии учебно-познавательных мотивов, как необходимая степень наглядности в представлении изучаемого материала. Наглядно-образный тип мышления ребенка младшего школьного возраста требует особого внимания к зрительному ряду учебника, что в полной мере учтено авторами. Принципиальна установка авторов на использование в визуальном тексте учебника произведений первоклассной по качеству отечественной культуры. Для примера приведем актуальную для первоклассника тему «Учитель – наставник и друг». Замечательное произведение Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» включено в целый ряд визуальных образов учителя-наставника. Эти образы различны, и в то же время в них предельно ясно выражено главное в облике учителя – его интеллект и человечность. Текст рассказа «Учитель – что родитель» позволяет ребенку и на вербальном уровне воспринять важное качество традиционного российского учителя – его ум и мудрость. Выразить эмоционально-положительное отношение к учителю помогают пословицы, которые соотносятся с визуальными образами. Думается, что важность задачи формирования подобного культурно-должного отношения к учителю в нынешнее время бесспорна и поможет созданию атмосферы соработничества в классе, одинаково продуктивного и для учителя, и для его воспитанников.

Иллюстративный материал учебника, в котором, как уже говорилось, большое место отведено произведениям отечественной живописи, призван формировать глубокое представление о красоте и многообразии мира Природы и Культуры в процессе общения с изобразительным искусством. Красота художественных образов, притягивая к себе внимание ребенка, развивает умение сосредоточиться на рассматриваемом объекте, порождает интерес к нему, желание узнать о нем подробнее. Известно, что до 90 процентов усваиваемой информации человек получает посредством зрения. Современная педагогика утверждает особую значимость визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, необходимости подготовки сознания ребенка к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира. И как же важно, чтобы эта подготовка проходила на материале отличного качества, способном противостоять «визуальной агрессии», обрушивающейся на ребенка с экрана телевизора и со страниц многих современных книг и журналов, в том числе – детских!

Работа с репродукциями картин русских художников глубоко продумана в учебнике. Эта система затем развивается в учебных тетрадях. В Методических рекомендациях будет показан путь, как в полной мере должна быть организована эта работа учителем. Ведь культурологический и коммуникативный подходы предполагают развитие визуальной грамотности — способности, которая совершенствуется одновременно с другими чувствами и которая необходима для нормального процесса становления личности в различных аспектах коммуникации: между объектом и субъектом восприятия; между несколькими субъектами восприятия одного и того же объекта; в ходе творческого продуцирования зрительного, звукового (вербального и музыкального), пластического образов, порожденных тем или иным объектом восприятия.

Авторы надеются: несмотря на то что современные дети постоянно подвергаются визуальной агрессии, общение с картинами А.А. Пластова, Н.П. Богданова-Бельского, И.М. Прянишникова («Родник», «Праздник на крылечке», «Дети на рыбалке») и других отечественных художников ХIХ–ХХ веков, а также воздействие прекрасных образов народного художественного творчества благотворно скажется на их душевном здоровье. А это, в свою очередь, будет способствовать сохранению достаточно высокого уровня мотивации к учебной деятельности на протяжении всего урока, что для первоклассников, учитывая неустойчивость произвольного внимания в их возрасте, непросто.

Важный и эффективный источник развития учебно-познавательных мотивов младших школьников – участие в совместной деятельности с другими людьми. Учебник последовательно создает ситуации, в которых инициируется совместная работа детей и в классе с одноклассниками, и дома со старшими родственниками. На вопрос взаимодействия с семьей следует обратить особое внимание. Наглядный высококачественный материал, на основе которого ребенку предстоит действовать, призван в том числе включить в познавательный процесс в качестве обязательных участников наряду с учителем и членов семьи первоклассника. Это одна из важнейших функций учебника нового поколения: выстроить духовно глубокое взаимодействие семьи и школы, ребенка и его родственников разных поколений. Так решается актуальнейшая задача современного российского общества — восстановление культурной преемственности и плодотворного общения поколений, одинаково заинтересованных в создании единого ценностно-смыслового пространства.

Еще один важный ресурс в развитии учебно-познавательных мотивов — индивидуализация процесса обучения и возможность выбора путей для самосовершенствования. С самого начала в учебнике даны специальные подборки фотографий природных объектов и культурных артефактов. Они носят тестирующий характер. Такая диагностирующая работа должна выявить разный уровень подготовки и развития детей, пришедших к учителю в конкретный класс. Этот «замер» необходим именно в начале работы педагога с первоклассниками. Далее в учебнике представлены задания и вопросы разного уровня сложности. Ведь интеллектуальный уровень детей в каждом классе различен, так же как различается и подготовка к школе того или иного ребенка. Поэтому в учебнике предусмотрены вопросы и задания разного типа, что обеспечивает наиболее эффективное освоение его содержания с учетом разноуровневой подготовки детей к школе. Наряду с этим каждый ребенок может совершенствовать свои аналитические способности, развивать воображение, расширять исходный круг представлений об окружающем мире в динамике исторического времени.

Для этого, например, на протяжении всего учебника материал постоянно подбирается таким образом, чтобы дети могли провести сравнение старинных и современных предметов, обладающих одинаковыми или близкими функциями в жизни и быте людей:

Тема «Наш класс в школе». Задание: «Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи? Сравни современные и старинные школьные принадлежности». Для сравнения даны фотографии современного класса и школьных принадлежностей (фотография класса 50-х годов прошлого века; репродукция картины художника В.Е. Маковского «В сельской школе»; старинные предметы: песочница, пресс-папье, чернильница, ручка со стальным пером). Все можно рассмотреть и сравнить, все наглядно и предметно.

Тема «Книга – друг и наставник». Задание: «Сравни, как делали книги в старину и как делают сейчас». Для первоклассников не представлен весь многосложный процесс изготовления книги — ни старинной, ни современной. Однако даны для сопоставления изображения писца, пишущего гусиным пером, и современного редактора, набирающего текст на компьютере; старинного и более современного печатных станков. Поэтому возможно сопоставить приспособления для письма на этом развороте с теми школьными принадлежностями, что ребенок уже рассмотрел ранее. Так постепенно от темы к теме «прирастает» знание об очень конкретном и актуальном для первоклассника явлении культуры — письме как способе фиксации текста.

Итак, в распоряжении учителя имеется широкий арсенал педагогических средств, форм, методов для развития учебно-познавательных мотивов младших школьников. Самое же заветное и необходимое – любовь к своей профессии и к детям.