Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ольга УХАНОВА,
учитель начальных классов гимназии № 631,
г. Санкт-Петербург

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

С первых дней пребывания ребенка в нашей гимназии мы стараемся создать особое ценностное пространство, погрузив ученика в атмосферу творческой активности, сотрудничества, взаимопонимания на уроках и развивающих занятиях, во время подготовки внеклассных мероприятий и в процессе их реализации.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе мы считаем выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Очевидно, что развитие невозможно без рефлексии. Не случайно задолго до начала активного внедрения идеи портфолио в школу наши учителя стимулировали учеников к созданию творческих работ по итогам экскурсий, праздников, игр по станциям. Издавались книжки-малышки, альбомы, фотогазеты «Мой первый (второй, третий) класс», «Моя начальная школа», велись дневники, которые служили отражением рефлексии ребенка по поводу значимых для него событий школьной жизни. Именно саморефлексия, по мнению одного из американских авторов (Jones J.Е.), является «сердцем всего портфолиопроцесса».

Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект. В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.

В 2004 году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, – писал B.M. Филиппов, – будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (Комсомольская правда. 2003. 14 янв.). Основная функция данного нововведения – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Проблема портфолио, действительно, наиболее актуальна в средней и основной школе. Наша кафедра стала размышлять над вопросом: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме он может быть представлен?

Очевидно, индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов). Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

Начиная работу над составлением портфолио, мы вряд ли представляли, каким будет результат. Однако основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах обозначили следующее:

– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

На линейке 1 сентября выпускники торжественно вручили нашим первоклассникам «портфели будущих достижений», представляющие собой файловые папки с вкладышами для размещения листов формата А4. Их открывало обращение одиннадцатиклассников к малышам: «Дорогой первоклассник! Сегодня, 1 сентября 200... года, ты переступил порог гимназии № 631, которая на долгие годы станет для тебя родным домом. Перед тобой первая страничка школьного портфолио – дневника твоих достижений, назначение которого – отразить твой творческий, познавательный и интеллектуальный рост. В нашей гимназии из каждого ребенка стараются вырастить Личность, Гражданина Мира, человека, ответственного за свои поступки, за окружающий мир, в котором он живет, за все, что происходит на нашей планете. И нам хочется, чтобы тебе стали понятны и близки слова нашего школьного гимна: «Что останется после тебя? Добрый свет глаз или вечная мгла? Леса ли ропот, шепот волны? Или негромкая поступь войны?

«Ученики 11-го класса».

После приветствия выпускников мы поместили напутствие классного руководителя каждому ученику. Портфолио 2-го, 3-го и 4-го классов запланировали открывать индивидуально для каждого ученика «Советом года», который будет содержать мысли великих о формировании характера, поведения, моральных и нравственных качеств.

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями и учителями родились первые рубрики: «Мое имя», «Моя семья», «Мой город», «Моя улица», «Мой друг», «Мои увлечения», «Мой портрет», «Моя гимназия», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы» и др.

С большим удовольствием дети раскрашивают и штрихуют рисунки в первых «Прописях» под названием «Мои волшебные пальчики», выводят первые буквы. Лучшие работы из первых «Прописей» ребята с гордостью помещают в папки достижений.


Уже с первых дней пребывания ребенка в школе мы побуждаем его задумываться над вопросом: «Какой я?» Обведя свою ладошку, на каждом пальчике дети пишут ответ на этот вопрос. Совместно со школьным психологом мы проводим рисуночные тесты «Я в детском саду», «Я в школе», «Что меня радует», «Что меня огорчает», «Мир детей», «Мир взрослых» и др.

Большое внимание мы уделяем развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения.

Мы живем в Санкт-Петербурге, регулярные встречи с которым расширяют кругозор ребенка, вызывают огромный интерес к истории родного города, гордость за его подвиги. Все начальные классы один-два раза в месяц принимают участие в экскурсионно-познавательных программах, проводимых центром детских экскурсий под названием «Тэдо-центр». В процессе экскурсий, которые проводятся одними и теми же экскурсоводами, используются демонстрационные стенды, дидактические пособия, кукольные персонажи, подвижные игры. В завершение экскурсии каждый ребенок получает комплект листов с творческим домашним заданием, выполняя которое, он не только вспоминает содержание экскурсии, но и получает возможность выразить свои впечатления. Выполненные домашние задания дети помещают в индивидуальную папку путешествий, которая является составной частью портфолио.

Наша внеклассная жизнь насыщенна и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенние «арбузники», «картофельники» и «капустники», новогодние спектакли и рождественские концерты, День гимназии, конкурсы для мальчиков и пап к 23 февраля, конкурс сказочных героинь и концерт для мам, посвященный 8 Марта, спортивные соревнования «Веселые старты», игры по станциям, праздники, посвященные окончанию учебного года. К подготовке внеклассных мероприятий мы стараемся привлекать родителей. Они занимаются изготовлением костюмов, декораций, подготовкой призов, а иногда берут в свои руки проведение игр «Что? Где? Когда?», шахматных турниров, уроков мужества. По окончании праздника ребята оформляют отзыв о нем, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

Накануне Дня гимназии мы традиционно проводим школьные олимпиады по разным предметам, конкурсы чтецов и творческих работ «Гимназия моей мечты», «Школа будущего» и др. В год трехсотлетия Санкт-Петербурга мы проводили конкурс фотогазет «Я в Санкт-Петербурге», а также конкурс сочинений и исследовательских работ, посвященных нашему городу. По окончании летних каникул в творческих работах «Вот оно какое, наше лето!» ребята делятся своими впечатлениями о летнем отдыхе. Мы стараемся не оставлять без внимания творческие успехи наших учеников, награждая их почетными грамотами, вручая благодарности, обложки «Лучшая тетрадь по русскому языку», «Лучшая тетрадь по математике», значки «Лучший ученик по русскому языку», «Лучший ученик по математике». Грамоты и благодарности занимают достойное место в папках достижений.

Практика показывает, что уже в старших классах начальной школы с помощью заинтересованных родителей ученики способны осуществлять первый опыт исследовательских работ на темы «История моей семьи», «Что я знаю о Великой Отечественной войне», «Мой город – Санкт-Петербург», которые могут занять достойное место в портфелях достижений.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках как в стенах гимназии, так и в учреждениях дополнительного образования, что также не должно оставаться без нашего внимания...

Таким образом, в портфолио ученика начальной школы могут присутствовать следующие основные разделы: «Познакомьтесь со мной», «Мое имя», «Мой портрет», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя гимназия» (гимн, эмблема, Кодекс гимназиста, история гимназии, ее заслуги), «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Общественная жизнь» (поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения), «Мир моих увлечений» (в том числе кружки, посещаемые ребенком), «Мои достижения» (здесь аккумулируются грамоты, благодарности, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, полученные в конкретном учебном году).

Отдельной рубрикой может стать раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий (ежедневные, контрольные, творческие). Нам представляется важным помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика из начала, середины, конца курса. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», «Мое творчество» (творческие работы: рисунки, фотографии поделок и т.п.), «Наши праздники» (творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх по станциям), «Путешествия по городу» (фоторепортажи об экскурсиях, творческие домашние задания по итогам экскурсий), «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты, «Оценка и самооценка моей деятельности за год» – отзывы о ребенке классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости.

Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители», а работа над его составлением – неинтересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Авторы российской версии портфолио Т. Новикова и А. Прутченков в статье «15 ловушек на пути раскрытия способностей» (Первое сентября. 2005. 29 окт.), посвященной типичным ошибкам при использовании технологии портфолио, отмечают недопустимость формирования портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

Роль классного руководителя мы видим, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и одноклассники вносят свою лепту в составление портфолио товарищей, делают конструктивные замечания, дают комментарии и советы.

Мы делаем первые шаги в работе над портфолио в начальной школе, однако отмечаем возрастающий интерес к этой идее со стороны учеников и их родителей. В конце первого учебного года мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио», «За лучшее оформление работ», «Идея!», «За многогранность таланта», «За трудолюбие», «За творческий подход» – и др. Уверены, что при переходе в среднюю школу классные руководители успешно продолжат начатую в младших классах работу над составлением портфолио, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни»
(Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.