Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Планета работы». Посетив сайт интернет проекта «Планета работы», Вы найдете отзывы сотрудников о работе в различных организациях, которые помогут узнать о том, чего стоит ожидать, если Вы трудоустроитесь в Эйвон, Азбуку Вкуса, Il-patio и многих других компаниях, что позволит определиться с выбором места работы. А так же к Вашему вниманию представлены полезные и интересные статьи, которые расскажут о том, как правильно проходить собеседование, адаптироваться к новому коллективу, избежать кризиса в карьере и многом другом. Сайт интернет проекта «Планета работы» располагается по адресу http://planeta-job.ru/
Что же такое профиль?
В программе модернизации образования
наименьшие разногласия в педагогическом
обществе вызвала идея профильного обучения,
предполагавшая разгрузку старшеклассников и
индивидуализацию обучения. Преимущества и
недостатки такого подхода активно обсуждаются
все последние годы. Попробуем и мы порассуждать
на эту тему.
Что же такое профиль?
Если обратиться к словарю Ожегова, то можно
прочитать, что «профиль – это учебный уклон».
Такое определение оставляет широкое поле для
дальнейших интерпретаций. Наиболее яркая из них
– это видение профиля как цветка с одним
лепестком. Сердцевина – это государственный
минимум, лепесток – область знаний, наиболее
интересная ребенку. Такое определение прекрасно
работает в средней школе.
Определив таким образом профильное образование,
сразу встают вопросы:
Как может учитель младших классов
помочь ребенку выбрать свой профиль?
В каком возрасте дети готовы
определить свои истинные интересы и склонности?
Какие профессии будут востребованы в
будущем?
Каковы предметы, важные для овладения
той или иной профессией?
Как развивать учебно-познавательные
мотивы младших школьников?
С одной стороны, хорошо, когда склонности и
интересы ребенка ярко выражены уже в раннем
возрасте, но, с другой стороны, психологи
приводят неумолимую статистику...
По данным центра социально-профессионального
определения, 75 процентов старшеклассников
испытывают серьезные затруднения в принятии
решения о выборе пути продолжения образования и
трудоустройстве. Из них 23 процента профиль
дальнейшего обучения выбирают за компанию со
своими сверстниками; 18 процентов – под влиянием
таких факторов: где-то слышал, рассказали
учителя, родители. При этом 22 процента вообще не
задумывались о своем профессиональном будущем.
То есть далеко не все к 15–16 годам знают
наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор
профиля происходит случайно. После окончания
школы выпускник может осознать ошибочность
первоначального выбора, а поступить в вуз
другого профиля ему будет сложно.
Вопросы заданы, а ответы на них вы найдете в
специальном выпуске газеты «Начальная школа».
Что же может предпринять учитель начальной школы
в этой ситуации?
Самое очевидное – это, конечно, провести цикл
бесед на тему «Мир профессий», вместе с детьми
порассуждать о том, каких навыков и умений
требует та или иная профессия и вообще какие
профессии будут востребованы лет через 10–15.
Второе – вместе с психологом провести занятия по
развитию учебно-познавательных мотивов.
И третье – помочь ученикам организовать
собственную исследовательскую деятельность.
Об этом и о многом другом читайте в нашем
специальном выпуске «Профильное обучение».