Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Планета работы». Посетив сайт интернет проекта «Планета работы», Вы найдете отзывы сотрудников о работе в различных организациях, которые помогут узнать о том, чего стоит ожидать, если Вы трудоустроитесь в Эйвон, Азбуку Вкуса, Il-patio и многих других компаниях, что позволит определиться с выбором места работы. А так же к Вашему вниманию представлены полезные и интересные статьи, которые расскажут о том, как правильно проходить собеседование, адаптироваться к новому коллективу, избежать кризиса в карьере и многом другом. Сайт интернет проекта «Планета работы» располагается по адресу http://planeta-job.ru/

Что же такое профиль?

В программе модернизации образования наименьшие разногласия в педагогическом обществе вызвала идея профильного обучения, предполагавшая разгрузку старшеклассников и индивидуализацию обучения. Преимущества и недостатки такого подхода активно обсуждаются все последние годы. Попробуем и мы порассуждать на эту тему.
Что же такое профиль?
Если обратиться к словарю Ожегова, то можно прочитать, что «профиль – это учебный уклон». Такое определение оставляет широкое поле для дальнейших интерпретаций. Наиболее яркая из них – это видение профиля как цветка с одним лепестком. Сердцевина – это государственный минимум, лепесток – область знаний, наиболее интересная ребенку. Такое определение прекрасно работает в средней школе.
Определив таким образом профильное образование, сразу встают вопросы:

  • Как может учитель младших классов помочь ребенку выбрать свой профиль?

  • В каком возрасте дети готовы определить свои истинные интересы и склонности?

  • Какие профессии будут востребованы в будущем?

  • Каковы предметы, важные для овладения той или иной профессией?

  • Как развивать учебно-познавательные мотивы младших школьников?

С одной стороны, хорошо, когда склонности и интересы ребенка ярко выражены уже в раннем возрасте, но, с другой стороны, психологи приводят неумолимую статистику...
По данным центра социально-профессионального определения, 75 процентов старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18 процентов – под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15–16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.
Вопросы заданы, а ответы на них вы найдете в специальном выпуске газеты «Начальная школа».
Что же может предпринять учитель начальной школы в этой ситуации?
Самое очевидное – это, конечно, провести цикл бесед на тему «Мир профессий», вместе с детьми порассуждать о том, каких навыков и умений требует та или иная профессия и вообще какие профессии будут востребованы лет через 10–15.
Второе – вместе с психологом провести занятия по развитию учебно-познавательных мотивов.
И третье – помочь ученикам организовать собственную исследовательскую деятельность.
Об этом и о многом другом читайте в нашем специальном выпуске «Профильное обучение».