Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

МАСТЕРСКИЕ

Татьяна ПРОСНЯКОВА

Пластилиновая аппликация

Мастер-класс Татьяны Просняковой

Слово «аппликация» переводится как «прикладывание», потому что при занятии этим видом творчества мы «прикладываем» детали к основе.
Вы уже знакомы с одним из видов пластилиновой аппликации – с разрезными деталями: вспомните, как мы выполняли новогоднюю елочку методом разрезания пластилиновой формы.

Кроме изученного вами способа пластилиновой аппликации с разрезными деталями, существует выпуклая пластилиновая аппликация. Способ ее выполнения достаточно прост: пластилиновые детали накладываются на пластилиновую основу (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Первый этап – покрытие пластилином основы. Если основой является картон, то со временем ваша работа покроется жирными пятнами. Этого можно избежать, выполнив композицию на обратной стороне молочных пакетов.

Поделюсь несколькими секретами: пластилин нужно хорошенько размять, чтобы он был мягким, а в конце работы наложить на получившийся фон лист бумаги и прокатать его небольшой скалкой или тубусом от клеящего карандаша.

Посмотрите на эту работу. Дерево выглядит как будто нарисованное. На самом же деле оно не нарисовано, а вкатано в пластилин. Технология эта объясняется в учебнике для 3-го класса («Осеннее дерево»). Берем пластилиновый жгутик, накладываем его на основу и раскатываем. При этом пластилин и основа сравниваются по высоте. Создается впечатление, что дерево нарисовано красками. Важно только накладывать очень тонкие жгутики, потому что при раскатывании они расширяются в несколько раз.

При изготовлении этой работы используется раскатывание и наложение деталей (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Если вы будете делать, скажем, туловище, выминая и вытягивая кусок пластилина, – оно получится неровным. Самый лучший способ – взять кусочек пластилина, расплющить его на бумаге и стекой вырезать нужную вам форму. Операция производится так, как если бы вы работали с ножницами и бумагой. Так же получаются и мелкие детали – глаза, пятнышки. Пластилиновую аппликацию можно покрывать фисташковым лаком для художественных работ, который продается в любом художественном салоне. За неимением фисташкового, вы можете использовать лак для волос сильной фиксации.

Сейчас мы изучим еще один способ изготовления пластилиновой аппликации, основой для которой служат прозрачные крышечки от контейнеров для пищевых продуктов. Техника эта носит название «обратной аппликации». В чем же она заключается?

Взяв прозрачную крышку, вы начинаете накладывать цвета в обратном порядке по сравнению с тем, как бы вы рисовали эту картинку маслом или гуашью. Например, рисуя красками, вы сначала обозначили бы общую форму, потом – полоски и закончили бы черными точечками зрачков. В обратной же аппликации именно с этих зрачков вам и следует начинать.

Этот способ изготовления очень близок к мультипликации. Там каждый цвет локальный, замкнутый и накладывается целым пятном. Если вы взглянете на обратную сторону целлулоидной пленки, раскрашенной заливщиком, то едва ли разберете, что за картинка там нарисована. В обратной аппликации происходит то же самое.

Чем удобна работа в прозрачных крышках? Вы получаете готовую «застекленную» рамочку, которую можно повесить на стену, а если она запылится – протереть тряпочкой. Пластилиновая аппликация становится более долговечной.

Для удобства работы лучше предварительно пронумеровать детали контурного рисунка в том порядке, в котором будет идти наложение цветов (рис. 3, 4).

Рис. 3

Рис. 3

Работа ведется по следующей схеме: взяв листок бумаги, обведите вашу крышечку, чтобы уточнить ее размеры, и нарисуйте в ограниченном пространстве эскиз работы, которую вы хотите сделать. Четко продумайте порядок наложения цветов и обозначьте его на эскизе.

Положив эскиз с обратной стороны крышки, выполните поэтапное наложение пластилина (рис. 5–9).

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

Подберите картонный фон для вашей работы, так чтобы она на нем не «терялась» (рис. 10–12).

Рис. 10

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 12

Кроме того в этой технике полезно выполнить мозаику. Первоклассникам для развития мелкой моторики рук очень важно упражняться в катании маленьких шариков.

Этот грибок тоже выполнен на прозрачной крышечке в качестве основы (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

В качестве фона очень удобно использовать разноцветный картон, что дает ощущение объема, глубины работы.

Главное при изготовлении мозаики – правильно выбрать цвета. Если вы делаете мухомор, на шляпку нужно минимум три оттенка красного пластилина.

В хорошем наборе пластилина уже есть два куска красного цвета. Третий вы получаете, смешивая один из красных цветов с желтым.

Отщипывая от пластилина небольшие кусочки, катаем из них длинные ровные жгутики. Одинаковая толщина жгутика гарантирует, что ваши шарики будут одного размера. Это необходимое условие для изготовления мозаики (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14

Работать следует на хорошей гладкой бумаге или клеенке.

Скатанный жгутик режем на одинаковые маленькие кусочки. Каждый кусочек аккуратно скатываем в шарик пальцем.

Шарики должны быть размером со спичечную головку. В качестве игры вы можете предложить детям покатать шарики разными пальчиками обеих рук: это великолепно развивает мелкую моторику.

Выкладывание мозаики происходит по эскизу, нарисованному на бумаге. Работу следует вести или сверху вниз, или сбоку, слоями.

В заключение следует слегка придавить шарики, чтобы они расплющились.

Как лучше оформить нашу работу? Можно проложить изнутри пластилиновый жгут, чтобы образовалась «рамочка».

А можно вырезать фон из картона или тонированной бумаги (с переходом цвета), по контуру проложить пластилиновый жгутик и придавить сверху крышкой (рис. 15).

Рис. 15

Рис. 15

Теперь перейдем к технике «пластилиновой живописи». Обводим нашу крышечку и, отступив на нужное расстояние, рисуем второй, внутренний контур. Рисуем дерево – ствол и спадающие пряди березы.

Здесь можно использовать любые смеси цветов и оттенков; пригодятся и маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от выполнения других работ.

Смешиваем разные оттенки зеленого, желтого и белого цветов. Начнем работу с самых светлых пятен, так как передний план должен выглядеть светлее, чем дальний.

Скатываем шарик, кладем его на прозрачную основу и начинаем «тянуть» вниз, размазывая (рис. 16).

Рис. 16

Рис. 16

Верхушку дерева лучше сделать светлее, а низ темнее. Последними кладутся черные пятна на ствол и сам ствол. Его тоже можно разделить на части – светлее и темнее. В качестве фона здесь используется картон (рис. 17).

Рис. 17

Рис. 17

Для того чтобы лучше продемонстрировать вашу работу, можно сделать несложную декоративную подставку (рис. 18–19).

Рис. 18

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 19