В.А. ИЛЮХИНА
Характеристика отдельных элементов
педагогической деятельности учителя
Вниманию завуча и учителей начальной
школы предлагается материал, в котором подробно
расписаны характеристики деятельности педагога,
соответствующие определенному уровню
профессионализма. Для удобства материал
оформлен в виде таблицы. Завучу школы такая
таблица удобна тем, что дает возможность
наглядно увидеть, на какой вид контроля может
быть поставлена та или иная группа.
Учитель, поработав с этой таблицей один на один,
всегда может объективно отнести себя к одной из
трех групп, наметив перспективы и направления
своего роста.
Для успешного контроля администратору удобно
всех вверенных ему учителей условно разбить на
три группы.
I группа – это педагоги, только начавшие свою
профессиональную деятельность: молодые
специалисты или переквалифицированные. Они
требуют усиленного, так называемого
«индивидуального контроля», со стороны
администрации и Методического объединения.
Когда учитель прошел первый этап работы и у него
есть положительные результаты, он поднимается на
следующую ступеньку. В нашей таблице – это II
группа: «учителя с установившимся стилем
работы». Эта группа требует уже
«административного контроля» или может быть
поставлена на «самоконтроль».
Когда у учителя наблюдается положительная
динамика в работе, он повышает свой статус,
получает звания. В этом случае педагог может быть
поощрен системой «самоконтроля». Это и есть III
группа: «творчески работающие учителя», на
которых всегда можно положиться.
В следующем выпуске рубрики будет опубликована
подробная «Программа-анкета изучения трудностей
в работе учителя». Заполненная на каждого
учителя «программа-анкета» позволит
администратору наглядно увидеть, насколько
успешно работает педагог, движется ли он вперед в
своем профессиональном росте или стоит на месте.
Рубрику ведет Вера Алексеевна ИЛЮХИНА,
Заслуженный учитель России, победитель конкурса
«Учитель года», автор методики «Письмо с
Секретом», одна из разработчиков нового УМК
«Планета Знаний», директор школы № 2006 г. Москвы
Показатели
квалификационного уровня учителя |
Оценка работы учителя |
1 группа – учителя, требующие
усиленного внимания администрации |
II группа – учителя
с установившимся стилем работы |
III группа – учителя,
работающие творчески |
Знания в области своего
предмета |
Владеет учебным предметом на
уровне программы, не имеет существенных
пробелов, допускает фактические искажения в
преподавании предмета и проверке знаний |
Имеет твердые знания в рамках
программы, следит за специальной и методической
литературой |
Имеет глубокие и
разносторонние знания своего предмета,
значительно превышающие знания программы,
свободно ориентируется в специальной,
методической и научно-популярной литературе |
Отношение к предмету |
Равнодушен |
Относится с интересом |
Преподает с увлечением,
испытывает потребность в педагогической
деятельности |
Чувство нового |
Скептическое, порой
отрицательное отношение к новому, с трудом
вовлекается в процесс решения новых задач |
В основном положительно
относится к новым педагогическим идеям, но не
реализует их без воздействия администрации |
Отличается поиском новых идей,
новых решений педагогических задач |
Умение планировать учебную
работу |
Штамп в тематическом и
поурочном планировании, не учитывает
особенностей класса |
В основном правильно
составляет тематическое и поурочное
планирование |
Работает над системой уроков
по теме, их структурой, разнообразит формы и
методы обучения
(с учетом особенностей класса, учащихся) |
Знание
психолого-педагогических основ обучения |
Имеет лишь общее представление
о современных психолого-педагогических
концепциях обучения |
В основном ориентируется в
современных психолого-педагогических
концепциях обучения, но редко применяет их в
своей практической деятельности |
Свободно ориентируется в
современных психолого-педагогических
концепциях обучения, используя их как основу в
своей педагогической деятельности |
Педагогический такт |
При внешнем соблюдении такта в
отношениях с учащимися наблюдаются срывы |
Обладает педагогическим
тактом |
Отношения с детьми строит на
доверии, уважении, требователен, справедлив |
Индивидуальный подход к
учащимся в процессе обучения |
Практически не осуществляет,
изредка проводит дополнительные внеурочные
занятия с отстающими учениками |
В основном обеспечивает
индивидуальный подход |
Систематически изучает
особенности учащихся и обеспечивает
индивидуальный подход: дифференцирует объем и
сложность заданий, осуществляет регулярную
помощь отстающим, систематически контролирует
выполнение домашних заданий, умеет держать
одновременно в поле зрения «сильных», «средних»,
«слабых» по уровню знаний, умений и навыков |
Формирование у учащихся
навыков рациональной организации учебного труда |
Не справляется с этой задачей,
скептически относится к формам и методам этой
работы |
Стремится к формированию у
учащихся навыков рациональной организации
учебного труда |
Целеустремленно и настойчиво
формирует у учащихся умения и навыки
рациональной организации учебного труда
(самоконтроль в учении, рациональное
планирование учебного труда, должный темп
чтения, письма, вычислений) |
Развитие мышления учащихся |
Формально выполняет
рекомендации программ по усилению развивающего
обучения, ориентируя учащихся лишь на
запоминание |
Выполняя основные
рекомендации программ по усилению развивающего
обучения, применяет некоторые специальные меры
по развитию мышления |
Обеспечивает эффективное
развивающее обучение |
Развитие у учащихся интереса к
предмету |
Не развивает интерес к своему
предмету |
Развивает интерес к предмету |
Использует специальные приемы
по развитию у учащихся интереса к предмету:
новизна содержания, сравнение изучаемых понятий,
показ их практической значимости,
занимательность; применяет разнообразные методы
обучения; обеспечивает индивидуальный подход к
учащимся |
Умение оценить качество
знаний, умений и навыков |
Допускает формализм и
необъективность при оценке знаний, умений и
навыков учащихся |
Объективен в оценке знаний,
умений и навыков учащихся |
Изучает критерии оценок, умело
использует значение их на практике, объективен в
оценке знаний, практических умений и навыков |
Продолжение
следует
Поделиться своими наработками по
административной деятельности или задать
вопросы вы можете обратившись по адресу: 121165,
Москва, ул. Киевская, дом 24, редакция
«Начальная школа». С пометкой – Илюхиной В.А.
|