Александра СОБОЛЕВА,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
www.detki-psy.ru
Левши – особенные дети...
Основное направление работы нашего Центра –
коррекция нарушений обучения и поведения
школьников. Причины их неуспешности различны:
это и несформированность необходимых для
процесса обучения функций головного мозга, и
особенности его строения, с которыми связаны
особенности восприятия ими учебного материала, и
педагогическая запущенность... Ни один из них –
поверьте! – не хочет быть двоечником, и за
внешней бравадой часто скрывается чувствующий
свою несостоятельность, а оттого неуверенный в
себе и несчастный человечек. Среди них иногда
попадается тип двоечников, который интересен
особенно. При нейропсихологической диагностике
обнаруживается, что их интеллект и все виды
памяти выше нормы. Однако все эти качества не
мешают им быть крайне несобранными и получать
плохие оценки. Это левши. Учителя отмечают: в
классах их становится все больше и больше. Что же
это за дети?
Портрет левши в интерьере
Очень часто это маленькие грязнули и
лентяи. Их неважная успеваемость, часто
трактуемая преподавателями как умственная
несостоятельность, объясняется факторами
психологическими и педагогическими: они столь
чувствительны, что ни на что не способны в
состоянии душевного дискомфорта, и у них так
организован мозг, что они по-другому
воспринимают учебный материал. Учителей они
приводят то в восхищение, то в недоумение тем, что
умеют нестандартно ответить на простые вопросы.
Они крайне медлительны и «тянут» показатели
всего класса назад, когда дело касается техники
чтения или скорости решения задач. Они рассеянны
и несобранны, неграмотно пишут, но часто получают
положительные оценки за содержание по устным
предметам, особенно тем, где преподаватель –
личность творческая и сумел увлечь... Учителя
отзываются о них так: «Он способный, но крайне
несобранный; отсутствует на уроке... На
математике спрашиваю: “Вова, о чем ты думаешь?”
– а он: “Как самолет построить!”» В их тетрадях,
в комнате и в мыслях постоянный беспорядок. На
любой призыв к упорядоченности они реагируют
безразлично. Спросите у родителей: а легко ли им
ежедневно собирать в школу ребенка, который,
натягивая брючки, пространно рассуждает, что его
двигающаяся по штанине нога «создает иллюзию
акулы», а вместо того чтобы натянуть их до конца,
задумывается о тайнах подводного мира? Когда они
«уходят» в свой внутренний мир, то не слышат
обращенного к ним вопроса, чем тоже раздражают и
учителей, и родителей.
Родители не знают, что делать с их
страхами – а бояться они могут всего, в основном
ими же придуманного. Иногда они обманывают, но
цель их вранья не поддается логике и не
преследует личных интересов.
Мир детей-левшей так причудлив и
многообразен, что в суете его не так просто
разгадать. Но не создается ли у вас впечатление,
что общение с этим ребенком, обучение этого
ребенка возможно только на эмоциях, только на
уважении и понимании его особенностей, только на
желании найти, раскопать и увеличить его
оригинальные возможности? Да, конечно. Они очень
чувствительны, эти дети. Без положительного
подкрепления они вянут. Почему же они такие?
С точки зрения науки
Казалось бы, организация мозговой
деятельности у левшей должна быть такая же, как у
правшей, но в зеркальном отражении. Но это совсем
не так! Левша устроен и развивается совершенно по
другим законам. Без экскурса в строение мозга
трудно описать особенности развития
ребенка-левши. Я попробую это сделать очень
упрощенно.
У правшей правое и левое полушария
мозга имеют собственные функции и находятся в
постоянном взаимодействии. Информация извне
поступает сначала в правое полушарие, где
узнается, «получает образ», а затем уже в левое,
где конкретизируется и называется. Правое
полушарие (у правшей) преимущественно отвечает
за оценку пространственных отношений,
воображение, целостное восприятие, оценку ритмов
и одновременное восприятие нескольких стимулов.
Левое полушарие специализируется на оценке
временных отношений, конкретизации словесных
выражений, чисел, на аналитическом
последовательном восприятии, абстрактном и
обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие
сопряжено в основном с чувствительной сферой, а
левое сопряжено с двигательной и речевой сферой.
Правое полушарие отвечает за работу левой
половины тела, а левое – за работу правой
половины тела. У большинства людей доминирует
«логическое», левое полушарие, а организующую
роль играют энергетические, подкорковые
структуры. Внутри полушарий компоненты
психических функций тоже достаточно четко
локализованы. Мы знаем, например, что за
пространственные представления и
пространственную организацию психических
функций отвечает теменная зона левого и правого
полушария, а за понимание обращенной речи –
височная область левого полушария.
У левши оба полушария, как правило,
более автономны по своей работе, межполушарные
взаимодействия формируются гораздо позже, чем у
правши. В повседневной жизни это проявляется так:
ребенок часто не слышит обращенного к нему
вопроса, часто не может объяснить смысл слова,
обращенной к нему речи. Часто «левшонок» делает
неправильные выводы из прочитанного рассказа
или трактует нестандартно жизненную ситуацию.
Локализация функций носит более
«размытый» характер. Функции не имеют точного
распределения ни по полушариям, ни внутри
полушария и формируются только при хорошо
сбалансированном воспитании ребенка или в ходе
специальных занятий. Если ребенок-левша не
получает должного воспитания и развития, по
своей мозговой организации он остается «вечным
ребенком». Может быть, отсюда нестандартные
поступки, наивные суждения , жизненная
неприспособленность некоторых левшей? Плюс ко
всему у левши доминирует правое, образное,
полушарие. Отсюда – богатое воображение,
фантазии и страхи.
У левшей гораздо позже, чем у правшей,
формируется фонематический слух, а любой
недостаток речи устной, естественно, отражается
на речи письменной. Родители в большинстве
случаев не замечают недостатков своего
ребенка-левши, потому что фантазии, сложные
высказывания и нестандартные фразы ребенка
принимают за проявления гениальности. Левша
действительно часто талантлив. Но только хорошо
воспитанный и организованный левша.
Вот примеры высказываний и школьных
работ детей-левшей, наблюдавшихся у нас.
Саша, 8 лет. Жалобы родителей на
отсутствие интереса к учебе, несобранность,
лживость. Родители приводят его устный рассказ о
посещении Зоологического музея: «...там мамонтиха
такая большая. Ее откопали в ледниковый период. И
мамонтенок. Мама мертвая, а он живой. Он заживо
заморозился у нее в животике. А теперь
разморозился и ожил».
Мама, зная, что этого не может быть, спрашивает: «И
где же он там живет?» «В вольере специальном. Там
за ним женщина ухаживает, кандидат наук». «Чем же
он питается?» – задает не менее каверзный вопрос
папа. «Раньше ничего не ел, – не сбиваясь,
продолжает Саша. – У них же там своя пища была. Но
сейчас к яблокам начали приучать...» «Саша, не ври,
– говорит умный папа, – этого не может быть,
потому что не может быть никогда». Саша рыдает, и
страдания его безмерны. Сквозь всхлипы слышна
фраза, заставившая дрогнуть души недоверчивых
родителей: «Он мне хобот протягивал!..»
«Так он нас так убедил, мы в музей звонили, там все
чуть со смеху не умерли», – добавила в заключение
мама.
Света, 10 лет. Жалобы родителей на
абсолютную безграмотность, рассеянность, слезы и
переживания из-за пустяков, страхи. Вот отрывок
из ее сочинения на свободную тему: «Жила-была
Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а
когда она оторвалась, ее пришили назад почему-то
черными нитками. Она обиделась и решила
оторваться навсегда. Она повертелась,
покрутилась на тоненькой ножке, ниточка
перетерлась, Пуговка упала и потерялась...
Сначала она закатилась в темную щель пола и
испугалась, что не выберется никогда, а потом,
когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла
путешествовать по свету...»
Далее описаны приключения Пуговки в
водопроводном люке, на куртке пожарника и прочее.
Ну чем не Андерсен? Оценка учителя: «5» – за
содержание и «2» – за грамотность, что вполне
справедливо – ошибок в нем не счесть...
Степа, 12 лет. Жалобы мамы на
отсутствие интереса к учебе, многочисленные
ошибки в письме, неудовлетворительные оценки,
возбудимость, конфликтность,
неудовлетворительное поведение в школе. Степа
рассказывает: «Я знаю, вы поймете. Только
постарайтесь увидеть так, как я видел... Я видел
Васильевскую войну. Знаете такую войну? Не
знаете? Значит, я во сне видел... Я стою на горе –
только увидьте, как я, – свинцовое, серое такое
небо и гора, и я на ней, а рядом – другая, а на них
– дома такие ярко-белые с красными крышами, и мне
говорит кто-то: “Полетим на ту гору, там все
слышно”. Мы встали на горе и слышим приглушенно:
“бу-бух, бу-бух”, а вокруг туман, и ничего не
видно, только я знаю – это идет Васильевская
война...»
Костя, 10 лет. Жалобы бабушки на
плохие оценки по математике и русскому языку
из-за грязи и невнимательности, на рассеянность,
повышенную впечатлительность, отсутствие
друзей. Передает его рассказ: «Я никому не нужен,
я совсем один. Лучше бы я был тетрадкой, пусть бы
на мне писали, а потом порвали бы и выбросили, чем
я всегда один...»
История одного левши
Мама Андрея Надеждина, известного
московского художника, рассказывает:
«Десятилетку он окончил с горем пополам. Мы с
мужем подняли все знакомства, чтобы “запихнуть”
его в институт. Проучился месяц – выгнали. Через
год повторяем пробу, определяем в другой
институт. А весной предстает на пороге передо
мной дитятко мое с бритым затылком и говорит
сокрушенно: “Уж лучше в армию, мама, чем такая
жизнь...” Построил старшина новобранцев и начал
определять: “Умеешь водить машину – шофером
будешь, умеешь на трубе играть – музыкантом
будешь”. А Андрею и ответить нечего: “Ничего, –
говорит, – не умею”. А старшина спрашивает: “А
родители кто?” – “Художники, товарищ старшина!”
– “Художником будешь!” Начал Андрюша в армии
рисовать – нельзя же приказ не выполнить! – и во
вкус вошел. А когда из армии пришел, уже и в
Строгановку поступил, и серьезно заниматься
начал».
Я стою на выставке и смотрю на его
картины. Их основная тема – Человек и Вселенная.
Огромный – то ярко-синий, то дымчато-коричневый
– мир и маленький человек, песчинка Космоса,
старающийся найти в нем свое место. У меня
захватывает дух. Так бывает, когда смотришь в
звездное небо и пытаешься осознать его
бесконечность... Думаю – как страшно, если бы все
не сложилось для него так удачно... И работал бы он
где-нибудь на производстве, и у него все плохо бы
получалось, потому что эти люди не приспособлены
к механическому труду...
Человеку даны два мира: мир реальный –
тот, в котором он живет, и мир внутренний,
отражающий существующую действительность. Левши
– дети, которым он дан в большей степени, чем
другим. Они воспринимают реальный мир в большем
объеме и пытаются подстроить его под внутренний,
идеальный мир. Зачастую они и сами не знают,
откуда тот или иной сюжет, – и от этого их
фантазии и высказывания кажутся столь
необычными, от этого их страхи столь отчетливы.
Возможности внутреннего мира поистине
безграничны. По сравнению с ним реалии
настоящего кажутся этим детям недостойными
внимания – все то, что отрывает их от мира
собственных ощущений: беспорядка в комнате,
ошибок в тетради они просто не замечают... Но
образы из их мира рано или поздно при
благоприятной обстановке переносятся ими в
реальную действительность в виде
художественных, музыкальных и литературных
произведений, которые как бы приоткрывают перед
нами дверь в мир внутренний, давая возможность
почувствовать его завораживающую глубину.
Вместо послесловия
«Это все, конечно, очень интересно, –
скажет учитель, прочитав эту статью. –
Предположим, некоторые мои ученики, как мне
кажется, очень похожи на описанных вами детей –
особенно двойками в дневнике, беспорядком в
вещах и грязью в тетрадях. И что же делать? У меня
в классе их тридцать, и надо, чтобы они усваивали
школьную программу. Если я стану ждать, пока не
проявятся в нем необыкновенные способности, он
просто школу не закончит с его оценками...»
Что же делать? Посоветуйте родителям
Ребенка с подобными проявлениями –
левшу или правшу – покажите нейропсихологу,
который определит, каковы истинные причины его
неуспеваемости.
Составьте четкое расписание
повседневных дел. Проявите гибкость и упорство –
ребенок должен видеть творчество в любом
повседневном деле, даже в подметании пола.
Вопросы типа: «Может, ты догадаешься, что делать с
этой щеткой, чтобы пыль не летела во все стороны?»
– подвигнут его к труду.
Будьте в курсе всех его школьных
заданий, тщательно следите за их исполнением.
Проверяя домашние задания, избегайте
отрицательных оценок. За все хвалите, за
следование графику премируйте полезными вещами:
книгой, билетом в театр, развивающей игрой.
Выделите ребенку комнату или ее
часть, которая станет его собственной
территорией. Важно, чтобы рабочий стол стоял так,
чтобы перед собой ребенок видел гладкую стену,
чтобы его ничто не отвлекало. Простота, спокойный
цвет и порядок помогут ему сконцентрироваться на
занятиях.
Организуйте в нерабочей части его
обитания все, что необходимо для фантазии и
творчества, позвольте ребенку проявить себя:
если он хорошо рисует – поставьте детский
мольберт или повесьте лист ватмана, если
сочиняет стихи – заведите для них специальную
тетрадь. Серьезно обсуждайте с ребенком его
работы.
Регулярно интересуйтесь его успехами
в школе.
Начните с самодисциплины. Общение и
проживание с несобранными людьми для левши
недопустимо. Постарайтесь быть
последовательными – если допускает слабину
старшее поколение, младшее прекращает работать!
Помните, что свежий воздух и
физические упражнения необходимы для
полноценной умственной деятельности ребенка.
Рекомендации учителю
Уделите ему немного личного времени:
Полюбите левшу. Внесите в отношения с
ним как можно больше доверительности и тепла, но
не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте
ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое
возложена организация обучения и контроль за
ним.
Не торопите левшу. Если он не успевает
делать задания вместе со всеми, попробуйте
давать ему индивидуальные задания на карточке.
Постарайтесь сделать так, чтобы он
при детях не демонстрировал свою
несостоятельнось – например, не читал вслух,
если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких
высказываний в его адрес.
Хвалите левшу за все, что у него
получается. При похвале эти дети буквально
расцветают.
Левша легко освоит материал, если
попросить его «додумать» самому: например,
придумать концовку рассказа, а затем рассказать,
как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным
детям это тоже понравится.
Левша усваивает все, что он потрогал
руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом
родителям, разрешите ему на отдельном листочке,
когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо
связанное с темой вашего объяснения.
Воздержитесь от эмоциональных
пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой
с толстым нажимом.
Еще раз хочу подчеркнуть, что
ребенок-левша нуждается в индивидуальном
подходе. Поэтому, хотя предложенные ниже задания
можно применять и в классе, в основном они
рассчитаны на дополнительную работу родителей
или психолога.
Задания, которые понравятся левше
Чтение
Иногда детям бывает сложно освоить
чтение, потому что в их сознании нет четко
сложившегося образа буквы. Легко устранить эту
проблему, если рисовать на песке, снегу буквы,
человечков, похожих на буквы, лепить буквы и
слова из глины или соленого теста, выкладывать из
прутиков и прочее.
«Рисуйте» буквы, а затем и слова в
воздухе, на спинке ребенка, на его руке – пусть он
отгадывает их, а также задает такие же задания
вам – ведь ему тоже хочется побыть в роли
учителя!
Если ребенок умеет читать, но с трудом,
читайте ему сами, следя за тем, чтобы он водил
пальцем по строчкам, следя за вашим чтением.
Читая ему вслух, спрашивайте: «Ты это
все себе представляешь?» – потому что не хотят
учиться читать обычно те ребята, у которых еще не
сформировано образное мышление.
Из-за плохого чтения ребенок часто не
успевает узнать содержание произведений,
необходимых по программе. Предложите своему
«мученику» другой способ изучения предмета.
Сегодня продается огромное количество
аудиокассет с записями классических
произведений. Включая кассету ребенку перед
сном, вы поможете ему с большей эффективностью
усвоить содержание произведения. Читать текст,
зная интонации и характеры героев, гораздо легче.
К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок
развивает аудиальное восприятие. Таким образом,
он не только пассивным образом изучит заданную
книгу, но и полюбит чтение. Можно показать
ребенку фильм, снятый на основе литературного
произведения. Правда, сюжет фильма может быть
очень далек от первоисточника, поэтому взрослому
желательно знать содержание, чтобы вовремя
откорректировать развитие событий и поведение
героев. Многие литературные произведения
показывают жизнь такой, какая она есть на самом
деле. Проводите аналогии между жизнью и эпизодом
из книги – и юный читатель поймет, что литература
не абстрактный вымысел, а очень даже полезная в
жизни вещь. Ребенок, который, стоя на морском
берегу, слышит стихотворение Лермонтова «Парус»,
не сможет остаться равнодушным к поэзии.
Развитие речи
Один из недостатков левши – незнание
низкочастотных слов, то есть тех слов, которые не
так часто употребляются. Шляпка гриба, носик
чайника, крона дерева, спинка стула – некоторым
совершенно неизвестны эти слова. На
профессиональном языке это называется бедностью
речи. Незнание многих слов или их значений
приводит к тому, что ребенок не в состоянии не
только красиво, но и ясно, понятно выразить
собственные мысли. Иногда его речь становится
загадкой даже для родителей, особенно когда дети
пытаются пересказать любимый фильм или поведать
о том, что произошло на улице во время игры. Из-за
этого – неудовлетворительные оценки за
пересказы, изложения и сочинения. Бедность речи
может стать причиной негативного отношения к
уроку литературы и чтению как процессу. Ведь,
читая, ученик не понимает значения большей части
слов, а значит, и смысл всего текста остается для
него непонятым. Изучать низкочастотные слова
можно на прогулке. Наслаждаясь свежим воздухом,
ребенок с помощью ваших объяснений быстро поймет
разницу между кроной и ветками, лучше узнает
лесных зверей и птиц, особенности строения их
тела, освоит лексику, связанную с явлениями
природы.
Знакомая нам с детства игра «в
слова» (по очереди называем новые слова,
начинающиеся с последней буквы предыдущего
слова) поможет ребенку запомнить написание
многих слов и расширит его словарный запас.
Игра «Виселица», или «Балда»,
чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим в
слове буквы. Правила игры таковы: один загадывает
слово, указывая, из какой оно области (фрукт,
транспорт, мебель), и обозначая его первую и
последнюю буквы, а общее их количество
заменяется черточками. Например, слово апельсин
будет выглядеть так: А - - - - - - Н. Другой называет
любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно
названная буква встает на свое место, а неверно
названная превращается либо в часть виселицы,
либо в буквы слова балда. Игра прекращается,
если слово угадано, а также в том случае, если
построена виселица или составлено слово балда.
Словарные слова можно запоминать
также с помощью забавных рисунков, прорисовывая
в них проблемные буквы. Например, корову
можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о,
а пальто может иметь фасон в форме той самой а,
в написании которой чаще всего и ошибаются.
Чтобы проработать правописание
приставок или безударных гласных, придумывайте
вместе смешные истории – сказки, в которых
отражается трудное правило. Например, написание
некоторых слов с приставками при- и пре- поможет
запомнить такая «сочинялка»:
Жила-была Придумка. Она очень
любила придумывать всякие наряды. Как-то раз придумала
она себе платье. Примерила – некрасиво. Присела
Придумка, призадумалась. Решила пристрочить
к платью кружева. Пришила и пошла показать
подружке Пре. «Прелестно, превосходно!»
– восхитилась Пре. Придумка припрыгнула
на месте, притопнула, прихлопнула, прильнула
к подружке и сказала, что в следующий раз она придумает
что-то специально для прекрасной Пре. «Премного
благодарна», – ответила та.
Маша. Он серого цвета.
Коля. У него есть хобот.
Петя. Он очень большой.
Маша. У него толстая морщинистая кожа.
Коля. У него маленькие глазки.
Петя. Ноги у него похожи на столбы.
Маша. Он живет в Африке и т.д.
Проигрывает тот, кто не может назвать
следующего предложения. Далее ведущий дополняет
и исправляет сведения детей и предлагает одному
из них пересказать описание полностью. Задание
на дом – записать историю и нарисовать животное.
|