Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Мария ПОЛЬШИКОВА,
учитель начальных классов лицея № 38,
г. Белгород

Знакомство с буквой Х

Обучение грамоте. 1 класс

Тема. Знакомство с буквой Х. Письмо печатной буквы Х (х). Дописывание элементов письменных букв.

Цели. Познакомить детей с буквой Х; научить писать буквы Х, х; развивать у них логическое мышление, память, интерес к чтению.

Оборудование. Учебник «Грамота» (авт. Л.Е. Жукова, А.О. Евдомикова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая); пропись «Грамота № 3» (авт. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова; Е.Э. Кочурова); маркерные доски и маркеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Речевая гимнастика

На данном этапе урока дети работают со скороговорками и чистоговорками.

III. Закрепление пройденного материала

На парте у каждого ученика лежат маркерная доска и маркеры.

Класс работает по рядам.

Первый ряд выполняет звукобуквенный анализ слова ясная.

__ слогов, __ букв, __ звуков

Второй ряд подчеркивает безударные слоги в слове мышонок, а третий ряд – в слове малыши.

Слова детям пишет учитель на маркерной доске. Далее класс работает с анаграммами, и дети исключают лишнее слово:

ликога – иголка
китан – нитка
жиноцны – ножницы
хбел – хлеб

IV. Физкультминутка для глаз

Класс работает по таблице Н.Ф. Базарного.

V. Знакомство с новыми звуками

Ученики читают загадки.

Ученик 1.

Некрасивый он, пожалуй...
Вместо носа – шланг пожарный.
Уши вроде опахал*,
Ростом с башню отмахал.

____________________
* Опахало – приспособление для обмахивания во время жары.

Учитель. Кто это?

Дети. Это слон.

У. Что у слона вместо рук?

Д. Хобот.

У. На странице 175 найдите рисунок хобота.

Ученик 2.

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке кур посчитать.

У. Кто это?

Д. Лиса.

У. Какая часть тела лисы изображена в учебнике?

Д. Хвост.

У. Выполним анализ этих слов.

С помощью фишек на доске два человека делают звукобуквенный анализ слов хобот и хвост. Остальные дети работают на маркерных досках.

– Уберите фишки, обозначающие ударные гласные звуки. (о, о)
Уберите фишки, обозначающие звонкие согласные звуки. (б, в)
Уберите фишки, обозначающие четвертые по счету звуки. (о, с)
Уберите фишки, обозначающие твердые и глухие парные по звонкости и глухости согласные звуки. (т, т)
Какие звуки остались?

Д. [х], [х].

У. Произнесите их. Дайте им характеристику.

Д. Согласные, твердые, глухие.

У. Может ли звук [х] быть мягким?

Д. Да.

У. Докажите.

Д. Мы слышим мягкий звук [х] в словах хитрая, хек, петухи.

У. Звуки [х], [х’] обозначаются буквой х. Сколько таких букв?

Д. Четыре.

У. Прочитайте столбики слов под рисунками.

На доске:

ухо         тихо
плохо     хорошо
эхо         сухо
сахар     пароход

– Что общего в этих словах?

Д. В них есть звук [х].

У. На какие группы можно разделить эти слова?

Д. На двусложные, трехсложные.

У. Найдите слова, которые имеют противоположное значение.

Д. Хорошо – плохо.

У. Как их называют?

Д. Антонимы.

У. Приведите свои примеры антонимов.

Д. Холодно – горячо, близко – далеко.

У. Какое слово вам больше нравится? Почему?

Дети отвечают.

– А теперь прочитаем слова левого столбика. Сколько их?

Д. Шесть.

У. Прочитаем слова правого столбика. Сколько их?

Д. Шесть.

У. К нам в гости пришел Незнайка. Он тоже хочет учиться.

Он пытался составить пары слов.

У него получилось так: сладкая хвост, лохматый муха.

Ребята, вы согласны с Незнайкой?

Д. Нет.

Дети составляют словосочетания.

– Что получилось у Тани? У Наташи? У Олега?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, у нас получились словосочетания. Давайте прочитаем их хором.

Дети читают.

– Как был назван хлеб?

Д. Ароматный хлеб.

У. Каким еще может быть хлеб?

Д. Свежим, душистым, хрустящим, румяным, теплым.

У. Долгий путь прошел хлеб, прежде чем стать вкусным, ароматным, душистым. О хлебе народ создал много пословиц. Прочитаем две из них.

На доске:

  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

  • Хлеба к обеду в меру бери.

  • Хлеб – драгоценность, им не сори.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети отвечают.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с новой буквой

У. Откройте ваши тетради на странице 53. Рассмотрите, как пишется печатная и письменная буква Х.

Дети прописывают эту букву в тетрадях.

Д. С одним слогом, двумя слогами, тремя слогами, четырьмя слогами.

У. Прочитайте слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем (нет такого), на четвертом.
Прочитайте слова, в которых буква х обозначает звук [х], [х’].
Прочитайте слова, в котором все согласные звуки звонкие.

Д. Жаба.

У. Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твердые.

Д. Жираф, жук, жаба.

У. А теперь напишем эти слова, разделив на две группы. На первой строчке напишите слова, которые начинаются на букву Х, на второй – на букву Ж.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Дети отвечают.

VIII. Итог урока

У. С какой буквой вы сегодня познакомились?
Что о ней узнали?
Сейчас я проверю, как вы умеете слышать звуки, которые обозначает буква Х.

Игра «Слушаем – рисуем»

Учитель читает текст.

Дети зарисовывают слова-рисунки с буквой Х.

Работа выполняется на маркерных досках.

УТРО В ДЕРЕВНЕ

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха!

Учитель проверяет работы.

– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.