Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2006

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Материал подготовила В.Н. КРУТИКОВА,
учитель начальных классов,
школа № 3,
г. Югорск, Ханты-Мансийский АО,
Тюменская обл.

Как избежать перегрузок при обучении ребенка

В первых классах наших школ в начале года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу года их число увеличивается до 70%, и в 20–40% случаев ухудшение здоровья связано именно со школой. Учитель должен знать и учитывать физиологические особенности школьников.

Ребенок 7–11 лет физически развивается относительно спокойно. Костная система находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться об осанке: окостенение кисти и пальцев не закончилось, поэтому мелкие и точные движения затруднены и утомительны. Совершенствуется мозг – развивается аналитико-синтетическая функция коры, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения (торможение становится более сильным).

Физическое развитие позволяет ребенку заниматься от 3 до 5 часов в день. Ребенок и психологически готов к обучению: достаточно развиты память, любознательность, воображение; словарь достаточно богат; ребенок способен связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, пробует делать выводы.

Но в уровне готовности могут быть значительные индивидуальные различия. Кроме того, слаба аналитическая функция восприятия, дети не умеют управлять своим вниманием, у них более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Возрастной особенностью является импульсивность – склонность незамедлительно действовать. Младший школьник не умеет упорно следовать цели, преодолевая трудности, при неудаче может терять веру в свои силы.

Поэтому задача учителя – сделать каждый урок, каждый день ребенка успешным.

  • Продолжительность урока должна быть не более 45 мин.

В 1-м классе в сентябре – 3 урока по 35 мин, с октября – 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут.

  • Максимально допустимая нагрузка при шестидневной рабочей неделе:

    • в 1-м классе – 22 ч,

    • во 2–4-м классах – 25 ч;

  • при пятидневной рабочей неделе:

    • в 1-м классе – 20 ч,

    • во 2–4-м классах – 22 ч.

  • Сдвоенные уроки сильно увеличивают нагрузку. Младшие школьники должны учиться только в первую смену. Для первоклассников устанавливаются дополнительные каникулы.

  • Домашние задания даются с учетом возможностей ребенка:

    • в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 ч;

    • во 2-м классе – до 1,5 ч;

    • в 3–4-м классах – до 2 ч;

    • не даются задания на понедельник.

Рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении.

При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы.

  • Динамика урока:

    • 1–4-я мин – усваивается 60% материала;

    • 5–23-я мин – 80%;

    • 24–34-я мин – 45–50%;

    • 35–45-я мин – 6%.

  • Динамика дня:

    • 1-й урок – врабатывание;

    • 2-й урок – оптимум;

    • 3-й урок – спад.

    • После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.

  • Динамика учебной недели:

    • понедельник – врабатывание;

    • вторник, среда – оптимум;

    • четверг – спад.

  • Коэффициент трудности предметов:

    • 11 баллов – математика;

    • 10 баллов – иностранный язык;

    • 7 баллов – русский язык, литература;

    • 6 баллов – естествознание;

    • 5 баллов – физическая культура;

    • 4 балла – труд;

    • 2 балла – изобразительная деятельность;

    • 1 балл – музыка.

Учителем должны быть соблюдены предписания письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. № 220 (11–12).

  • В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:

– достаточное освещение класса;
– предпочтительные тона окраски стен кабинета – зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;
– соблюдение температурного и воздушного режимов (систематическое проветривание кабинета до уроков и во время перемен);
– разумное размещение комнатных растений, чтобы они не мешали естественному освещению.

  • Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:

– спокойное общение;
–  ребенка называем по имени;
– не провоцируем стрессовые ситуации;
– инструкцию даем один раз, четко ее проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным);
– задавая вопрос, ждем не менее 10 с, давая время подумать;
– хвалим при всех, делаем замечания – наедине.

Чтобы не было перегрузки, очень важно правильно строить учебный процесс. Планируя урок, учитель должен сформулировать его цель, поставить задачи, затем отобрать содержание урока, выбрать методы обучения, продумать свою деятельность и деятельность учащихся. Не стоит стремиться «освоить» всю страничку учебника, желательно учитывать возможности конкретного класса. Не следует загромождать урок: работает лишь уместный дополнительный материал. Всякая наглядность должна быть оправдана – наглядность ради наглядности отвлекает и утомляет детей.

Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% того, что читают;

  • 26% того, что слышат;

  • 30% того, что видят;

  • 50% того, что видят и слышат;

  • 70% того, что обсуждают с другими;

  • 80% того, что основано на личном опыте;

  • 90% того, что проговаривают в то время, как делают;

  • 95% того, чему они обучают сами.

Таким образом, лишь в деятельности ребенок усваивает знания непринужденно и более полно. Значит, новый материал надо не объяснять, а организовывать деятельность детей по его изучению. Если учитель говорит на уроке один, дети перестают его слушать через 10–12 мин, поэтому урок должен быть построен в диалоге. Заставляя детей запоминать многочисленные правила, мы перегружаем их память. Лучше использовать опорные таблицы, которые создаются на доске на глазах у детей и с их помощью. Опоры – маленькие шпаргалки, так почему бы не устроить конкурс шпаргалок при обобщении изученной темы? Информация из таких шпаргалок постепенно и ненасильственно перейдет в память ребенка.

Плохо организованный урок, на котором дети не усвоили материал, не развили умения и навыки, нередко вынуждает учителя задавать на дом по нескольку упражнений и задач, что непосильно для ребенка. В таких случаях работу учителя должны дублировать родители.

На уроках нужно проводить различные виды гимнастик.

Несколько раз за урок проводятся физкультминутки, которых множество в арсенале каждого педагога. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.

Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.

Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной системы, помогает сохранить зрение гимнастика для глаз. Психогимнастика тренирует как сосредоточенность, так и рассредоточенность.

Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.

Я думаю, что учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.