Материал подготовила
В.Н. КРУТИКОВА,
учитель начальных классов,
школа № 3,
г. Югорск, Ханты-Мансийский АО,
Тюменская обл.
Как избежать перегрузок при обучении
ребенка
В первых классах наших школ в начале
года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу
года их число увеличивается до 70%, и в 20–40%
случаев ухудшение здоровья связано именно со
школой. Учитель должен знать и учитывать
физиологические особенности школьников.
Ребенок 7–11 лет физически развивается
относительно спокойно. Костная система
находится в стадии формирования, поэтому
необходимо заботиться об осанке: окостенение
кисти и пальцев не закончилось, поэтому мелкие и
точные движения затруднены и утомительны.
Совершенствуется мозг – развивается
аналитико-синтетическая функция коры,
изменяется соотношение процессов возбуждения и
торможения (торможение становится более
сильным).
Физическое развитие позволяет ребенку
заниматься от 3 до 5 часов в день. Ребенок и
психологически готов к обучению: достаточно
развиты память, любознательность, воображение;
словарь достаточно богат; ребенок способен
связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать,
пробует делать выводы.
Но в уровне готовности могут быть
значительные индивидуальные различия. Кроме
того, слаба аналитическая функция восприятия,
дети не умеют управлять своим вниманием, у них
более развита наглядно-образная память, чем
словесно-логическая.
Возрастной особенностью является
импульсивность – склонность незамедлительно
действовать. Младший школьник не умеет упорно
следовать цели, преодолевая трудности, при
неудаче может терять веру в свои силы.
Поэтому задача учителя – сделать
каждый урок, каждый день ребенка успешным.
В 1-м классе в сентябре – 3 урока по
35 мин, с октября – 4 урока по 35 мин, и лишь
после адаптации детей урок может продолжаться 45
минут.
Максимально допустимая нагрузка при
шестидневной рабочей неделе:
в 1-м классе – 22 ч,
во 2–4-м классах – 25 ч;
при пятидневной рабочей неделе:
в 1-м классе – 20 ч,
во 2–4-м классах – 22 ч.
Сдвоенные уроки сильно увеличивают
нагрузку. Младшие школьники должны учиться
только в первую смену. Для первоклассников
устанавливаются дополнительные каникулы.
Домашние задания даются с учетом
возможностей ребенка:
в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 ч;
во 2-м классе – до 1,5 ч;
в 3–4-м классах – до 2 ч;
не даются задания на понедельник.
Рекомендуется создавать условия для
удовлетворения биологической потребности детей
в движении.
При составлении расписания,
планировании контрольных работ учителю
необходимо учитывать следующие факторы.
Учителем должны быть соблюдены
предписания письма Министерства общего и
профессионального образования Российской
Федерации от 22 февраля 1999 г. № 220 (11–12).
– достаточное освещение класса;
– предпочтительные тона окраски стен
кабинета – зеленые, желто-зеленые,
зеленовато-голубые;
– соблюдение температурного и воздушного
режимов (систематическое проветривание кабинета
до уроков и во время перемен);
– разумное размещение комнатных растений, чтобы
они не мешали естественному освещению.
– спокойное общение;
– ребенка называем по имени;
– не провоцируем стрессовые ситуации;
– инструкцию даем один раз, четко ее
проговаривая, начиная с простой, затем переходим
к более сложным);
– задавая вопрос, ждем не менее 10 с, давая
время подумать;
– хвалим при всех, делаем замечания – наедине.
Чтобы не было перегрузки, очень важно
правильно строить учебный процесс. Планируя
урок, учитель должен сформулировать его цель,
поставить задачи, затем отобрать содержание
урока, выбрать методы обучения, продумать свою
деятельность и деятельность учащихся. Не стоит
стремиться «освоить» всю страничку учебника,
желательно учитывать возможности конкретного
класса. Не следует загромождать урок: работает
лишь уместный дополнительный материал. Всякая
наглядность должна быть оправдана – наглядность
ради наглядности отвлекает и утомляет детей.
Выбирая форму и методы обучения,
следует помнить, что учащиеся удерживают в
памяти:
10% того, что читают;
26% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и слышат;
70% того, что обсуждают с другими;
80% того, что основано на личном опыте;
90% того, что проговаривают в то время,
как делают;
95% того, чему они обучают сами.
Таким образом, лишь в деятельности
ребенок усваивает знания непринужденно и более
полно. Значит, новый материал надо не объяснять, а
организовывать деятельность детей по его
изучению. Если учитель говорит на уроке один,
дети перестают его слушать через 10–12 мин,
поэтому урок должен быть построен в диалоге.
Заставляя детей запоминать многочисленные
правила, мы перегружаем их память. Лучше
использовать опорные таблицы, которые создаются
на доске на глазах у детей и с их помощью. Опоры –
маленькие шпаргалки, так почему бы не устроить
конкурс шпаргалок при обобщении изученной темы?
Информация из таких шпаргалок постепенно и
ненасильственно перейдет в память ребенка.
Плохо организованный урок, на котором
дети не усвоили материал, не развили умения и
навыки, нередко вынуждает учителя задавать на
дом по нескольку упражнений и задач, что
непосильно для ребенка. В таких случаях работу
учителя должны дублировать родители.
На уроках нужно проводить различные
виды гимнастик.
Несколько раз за урок проводятся
физкультминутки, которых множество в арсенале
каждого педагога. С целью расслабления
проводятся релаксационные упражнения.
Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы
кисти, стимулирует речь, повышает
работоспособность.
Для развития фонематического слуха
проводится ритмическая гимнастика: когда
учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети
повторяют его.
Для развития артикуляционного
аппарата выполняются специальные упражнения для
губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает
отдохнуть и расслабиться дыхательная
гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной
системы, помогает сохранить зрение гимнастика
для глаз. Психогимнастика тренирует как
сосредоточенность, так и рассредоточенность.
Полезно послушать фонограмму шума
волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет
как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
Я думаю, что учитель, владея этими
знаниями и методиками, может организовать
обучение младших школьников без перегрузок.
|