К 100-летию со дня
рождения Агнии Барто
В этом году исполнилось 100 лет
со дня рождения этой замечательной писательницы.
На ее книгах выросло уже много поколений
читателей. Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и
внуки, учителя и повара, врачи и монтажники,
президенты и программисты – все в детстве читали
и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Спектакли,
посвященные ее творчеству, могут проводиться в
любое время, а не только в честь 100-летнего юбилея.
Ее произведения всегда актуальны и могут многому
научить. В основу сценариев положены
произведения А.Л. Барто, которые можно
показать со сцены.
Галина БЕСЕДИНА,
учитель средней школы № 49,
г. Белгород
Веселый день с Агнией Барто
Чтение. 1—2 классы
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня у нас необычный
урок. В этом году мы отмечаем 100-летие со дня
рождения известнй детской писательницы,
поэтессы – Агнии Львовны Барто.
Прошло уже 100 лет, а ее стихи знают и помнят все:
дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не
удивительно. Ведь маленьким детям читают эти
стихи родители. Вырастают дети, сами становятся
мамами и папами и читают эти стихи своим детям.
Потом и эти дети вырастают, и уже их дети будут
слушать и повторять:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок!
И жалеть зайку, сочувствовать Тане,
которая уронила в речку мячик, улыбаться при
встрече с Вовкой – доброй душой...
Мы сегодня проведем веселый урок с Агнией Барто.
А сейчас закройте глаза. Мысленно перенесемся в
1906 год, на 100 лет назад...
Звучит
фонограмма.
«Родилась я в Москве в 1906 году, здесь
училась и выросла. Пожалуй, первое впечатление
моего детства – высокий голос шарманки за окном.
Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку
шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди,
привлеченные музыкой.
Мой отец был ветеринаром. Он очень любил
произведения Крылова и часто читал мне,
маленькой, наизусть его басни.
Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня
читать по книжке Льва Николаевича Толстого с
крупным шрифтом.
Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых
классах гимназии».
Ученик 1. Отец Агнии Львовны
Барто мечтал об артистической карьере дочери. Но
балериной она не стала, хотя и закончила
хореографическое училище. Ее к тому времени уже
увлекла литература. Девушка принесла свои стихи
в редакцию Госиздата, когда ей было 19 лет.
Редактор, бегло взглянув на ее произведения,
направил ее в отдел детской литературы. Так
появился новый детский поэт – Агния Барто.
Ученик 2. Барто как-то сразу
заметили, ее книги всегда находили своих
читателей. Энергичная, яркая, стремительная, она
успевала все: сочиняла стихи, делала переводы,
писала пьесы, сценарии к фильмам. Так, например,
кинофильм «Подкидыш» поставлен по ее сценарию.
Она встречалась со своими читателями в школах,
детских садах, интернатах, библиотеках. Ездила в
зарубежные поездки, в том числе в 1937 году в
Испанию, где уже шла война. Она была очень
популярной, причем не только в нашей стране.
Ученик 3. Во время войны она
много выступала по радио в Москве и в
Свердловске, печатала военные стихи, статьи,
очерки в газетах.
В 1942 году была на Западном фронте
корреспондентом «Комсомольской правды». После
войны Барто вернулась к веселым стихам, над
которыми всегда с увлечением работала.
Учитель. Вот что сказал о
творчестве Агнии Львовны Барто Сергей
Михалков: «Есть книжки, которые любят все ребята.
Среди этих книжек – стихи Агнии Барто».
Спросите у любого пятилетнего человека, еще и
книжку-то в руках не умеющего держать: «Почитать
тебе Барто?» – и он кивнет головой. Барто – это
значит понятные для него, веселые, интересные
стихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах,
как он сам, или постарше. И услышит чистую правду,
потому что поэтесса отлично знает все детские
проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо
всем рассказать и необидно пошутить.
Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и
для детей.
Мастерство поэтессы без назидательности и
нравоучения весело и остроумно высмеять
недостатки ребят делает ее стихи действенными и
доходчивыми.
Давайте вместе перелистаем ее произведения.
В каждом классе есть санитары. Есть санитары и у
нас. Они всегда ходят парой и сами о себе
расскажут.
Разыгрывается
сценка «Мы с Тамарой».
– А еще в некоторых классах есть
такие девочки, как Сонечка.
Разыгрывается сценка «Сонечка».
– Но у нас, по-моему, таких ябед нет...
Или я ошибаюсь?
После уроков ребята часто
перезваниваются. Телефон постоянно занят.
Давайте послушаем, о чем они говорят, узнаем,
почему телефон занят.
Разыгрывается сценка «Почему
телефон занят?».
– А с вами так не бывает? Эти стихи
написаны 50 с лишним лет назад. Оказывается, и
сейчас есть ученики, которые не любят записывать
домашнее задание...
А некоторые дети часто ходят в театр. Сегодня и мы
с ними побываем в театре, на балете...
Звучит фонограмма «Лебединого
озера». Разыгрывается сценка «В театре».
– Прошло уже много лет с тех пор, как
Агния Барто написала эти стихи, а они не потеряли
своей актуальности. И в наше время есть
Сонечки-ябеды, грубиянки Любочки, лентяи
Лешеньки, которые не хотят учить таблицу
умножения. Очень тонко подметила поэтесса эти
ребячьи недостатки и подсмеивается над ними, и мы
смеемся, не замечая часто, что смеемся над собой...
А теперь проведем игру «Литературные фанты». Те
из вас, кто правильно ответит на вопрос, получат
фант. Набравшие наибольшее количество фантов в
конце игры получают призы.
Итак, первый вопрос:
Песенка чудесная –
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Напойте эту песенку.
Дети. Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля.
У. Давайте все вместе споем эту
замечательную песенку.
Дети поют песенку «Любитель-рыболов»
под аккомпанемент.
– Следующий вопрос:
«Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня...»
Д. Поступает в первый класс.
У.
«Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с «тройкой» –
Раздаются три звонка».
Как называется стихотворение?
Д. «Звонки».
У.
«Ничего не видит Дима:
Стул берет – садится мимо.
И кричит: – Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу!»
Чего хочет Дима?
Д. – Я очки носить хочу!
У.
«Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол...»
Почему папа рассердился?
Д. Мальчик заработал «двойку»
из-за трехзначных чисел.
У.
«Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая.
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете».
Кто дает такие поручения?
Д. «Королева» Настя из третьего
класса.
У.
«Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог».
Что происходило в квартире?
Д. Лида училась скакать через
веревочку.
У.
«Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла».
Как называется стихотворение?
Д. «Помощница».
У.
«До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался...
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней не знаком...»
Ради чего так старался Лешенька?
Д. Ради покупки снегиря.
У.
«Бабка ахнула: поди-ка,
Ишь, какая благодать!
Только где моя клубника?
Что-то ягод не видать!»
Вспомните название стихотворения.
Д. «Было у бабушки сорок внучат».
У.
«Охает вожатая:
– Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили».
С кем все так нянчатся?
Д. С Лешенькой.
У.
«Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Жду, когда в конце концов
Распахнутся двери
И ворвутся шесть мальцов,
Пять по крайней мере».
Кто пришел навестить больного
мальчика?
Д. Пять девчонок.
У.
«Сегодня в цирке полный сбор:
Китайский фокусник, жонглер
Участвует в программе –
Жонглирует шарами».
Чем и как жонглировал Сережа Петров?
Д. Разбил стакан и блюдце.
У.
«Крик такой! Восторг такой!
Все, как именинники.
– Пусть пропишет ей покой
Доктор в поликлинике».
По какому поводу такая радость?
Д. Заболела учительница
ботаники, и отменяется урок.
У.
«Вам не нужна сорока?
Сорока без крыла?
Она у нас два срока –
Два месяца жила.
Ее нашли в июне...»
Как ее назвали?
Д. Ее назвали Дуней.
У.
«Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат –
Обманули волка!
Дело было в январе –
Подумал он, что на горе...»
Что подумал волк?
Д. Украшенная елка.
У.
«...Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну, садись... – вздыхает та».
Как зовут эту привередницу?
Д. Любочка.
У.
«Алексей пришел из школы,
Он теперь придумал так:
– Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».
Назовите стихотворение.
Д. «Копейкин».
У.
«Мы сказали ей в ответ:
– Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы,
Мы собаки и коровы!»
Во что играли дети?
Д. В стадо.
У.
«Видят – девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свекла,
Платье все промокло».
О ком речь в этом стихотворении?
Д. О Гане, девочке-ревушке.
У.
«Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю».
Какие игрушки собиралась подарить
девочка?
Д. Деревянную посуду, зайца,
медведя, паровоз.
У.
«Окапывали вишни,
Сергей сказал: – Я – лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
...
А как поспели вишни,
Бежит Сережа в сад...»
Что сказали ребята Сергею?
Д. – Hy нет, теперь ты лишний!
Подведение итогов литературной
викторины. Награждение победителей.
У. А теперь – сюрприз. Я уже
говорила, что по сценарию Агнии Барто был снят
фильм. Кто запомнил его название?
Д. «Подкидыш».
У. Что означает это слово?
Дети отвечают.
– Для сегодняшнего занятия я
приготовила этот замечательный фильм. Давайте
его посмотрим.
Дети смотрят видеозапись фильма.
|