Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы за I полугодие для 1–4 классов

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец I полугодия.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Р. Куликова

Егор и Трезор

Вышел бы Егор во двор,
Только трусит ...
У крыльца щенок Трезор,
Вдруг укусит?

Хочет в дом войти Трезор,
Только видит:
У окна сидит Егор,
Вдруг обидит?

 

 

Вопросы и задания

1. Про кого мы прочитали в стихотворении?
2. Почему Егор трусит выйти во двор? Прочитай (или подчеркни) ответ в стихотворении.
3. Почему Трезор боится войти в дом? Прочитай (или подчеркни) ответ в стихотворении.
4. Какой совет вы бы дали Егору?
5. Какой совет вы бы дали Трезору?
6. Если бы ты был поэтом, о чём ты написал бы в третьем четверостишии?
7. Как бы тогда ты назвал это новое стихотворение: «Обидели», «Друзья», «Враги» или ещё как-нибудь?

 

2-й класс

М. Пришвин

За птичкой

Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.
Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...

Вопросы и задания

1. Приходилось ли тебе видеть метель? Расскажи, какая бывает метель.
2. Как веселилась Жулька в зимнем лесу?
3. Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста.
4. Подумай: почему это был именно дубовый лист?

По Г. Снегирёву

Идёшь по лесу и слышишь только шорохи да писки. Но за тобой глаза следят невидимые, уши слушают, а самих зверей и нет. Но они тут!
Почему их не видно? Да прячутся они слишком хорошо! Вот схоронился зайка за белой шапкой пня-великана. Вот блеснули и погасли среди кустов волчьи разбойничьи глаза. А вот огненная красавица лисичка быстро смела свои следы со снежного наста своим изумительно пушистым, сказочно-чудесным помелом.
И вновь только шорохи да писки...

Вопросы и задания

1. Каким ты себе представляешь писателя, который рассказывает в своих произведениях о природе, о животных? Опиши его.
2. Что сумел подслушать и подсмотреть Г. Снегирёв в зимнем заснеженном лесу?
3. С какой интонацией ты будешь читать первый абзац текста? Почему так?
4. Какие слова и выражения помогли автору показать всю красоту русской природы, нашей Родины? Выбери и прочитай их.

По В. Сутееву

Новогодние блины

Однажды в канун Нового года кролики Пушинка и Прыгун поджидали в гости свою тётушку.
Пушинка стала печь блины. Прыгун же оделся и пошёл на улицу расчистить тропинку для милой тётушки.
Когда Прыгун вернулся в дом, на столике у плиты выросла горка аппетитных румяных блинчиков. Последний блин Пушинка легонько подкинула на сковородке, и он ловко прилепился к потолку.
– Вот так новогоднее украшение! – ахнула Пушинка. В это время зазвонил колокольчик. На пороге стояла тётушка в новой шляпке. Эта шляпка была дивным сооружением с лентами и цветами.
Прыгун и Пушинка восхищались тётушкой: «Ах, тётушка! Ах, шляпка!»
Все пили душистый малиновый чай и беседовали о новостях в Волшебном Лесу. Вдруг часы пробили полночь. Холодный уже блинчик отклеился и нежно упал на шляпку тётушки. Зайчата не знали, что и предпринять!
По дороге к тётушкиному дому зайчата пытались снять блинчик, но безуспешно. Вдруг раздался шелест крыльев и весёлое чириканье. Птички в один миг растащили весь блин, и все с облегчением вздохнули. А тётушка была счастлива и спокойна: «Какой милый Новый год!»

Вопросы и задания

1. Расскажи, как зайчата готовились отпраздновать Новый год.
2. Какая неожиданность чуть было не испортила праздник?
3. Как прошёл Новый год в семье зайчат? Какие слова являются этому подтверждением?

3-й класс

Л. Толстой

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь – вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Вопросы и задания

1. Какая история приключилась с белкой?
2. Какой вопрос мучил и изводил волка?
3. Что ответила ему белочка?
4. Какие чувства испытывали лесные звери белочка и волк, когда повстречались в лесу?

Н.К. Абрамцева

Загадка

Стояла отвратительная погода. Темнели последние осенние лужи. Возле одной лужицы стоял задумчивый воробей. Он так напряжённо размышлял, что его перышки шевелились. Воробей не мог понять, почему те снежинки, что падают на асфальт, лежат – сверкают, а те, что в лужу, – исчезают. Почему? Непонятно.
Разгадывая загадку, воробей ни на что не обращал внимания. Напрасно: за ним давно следил тощий бродячий кот.
«Сейчас, – думал кот, – прыжок и...» Он собрался в тугой комок и прыгнул.
Воробей был так занят снежинками, что даже не испугался.
– Не мешайте! – воробей махнул крылышком и попал коту в глаз.
Кот удивился и возмутился.
– Ты понимаешь, кто я? – прошипел он.
Воробей, наконец, понял и испугался, но продолжал следить за снежинками. «Ну и ну, – удивлялся голодный кот. – Что же я не съем его?» Что-то мешало коту кинуться на воробья.
– Съем ведь... – нерешительно сказал он и вдруг заинтересовался: – Ты что в лужу уставился?
– Чудо получается, – робко пятился воробей. – Лужа снежинки глотает. – И неожиданно взлетел.
А коту было уже не до воробья. Его очень заняла загадка снежинок. Он сидел у лужицы и думал: «Почему так? Упала снежинка на асфальт – сверкает, упала в лужицу – исчезла. Почему же так? Ну почему? Непонятно».

Вопросы и задания

1. Каким автор показал нам воробья? Расскажи.
2. Какая загадка увлекла вдумчивого воробышка?
3. Каким автор показал кота в начале текста?
4. Какое чудесное превращение произошло с котом? Почему?
5. Каков жанр этого произведения?
6. Как бы ты решил эту загадку?

Меч и Роза

Поспорили как-то Меч и Роза. Меч сказал:
– Я сильнее! Меня не согнут самые злые ураганы и бури. А ты слабая и тоненькая. Быстро пропадёшь!
– За что же ты так меня обижаешь? – сказала Роза. – Ведь я такая красавица!
– Что толку в твоей красоте? – заметил Меч с издёвкой.
В это мгновение на дороге показался старый человек, и Роза сказала Мечу:
– Давай спросим у старца!
Меч согласился и спросил у Мудреца:
– Рассуди нас, скажи, в ком больше пользы для человека – в мече или в розе?
Мудрец задумался на мгновение и сказал так:
– Человеку на земле нужны и роза, и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость.
Меч с Розой обрадовались тому, что сказал Мудрец, и перестали спорить.

Вопросы и задания

1. Почему Меч так пренебрежительно отнёсся к пышной Розе?
2. Как Мудрец рассудил спор Меча и Розы?
3. Прочти самые главные слова текста. Как ты их понимаешь?

4-й класс

Три дочери

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трёх своих дочерей.
И выросли дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли дочери замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, посылает она к своим дочерям рыжую белочку:
– Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
– Ой! – вздохнула старшая, услыхав печальную весть. – Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
– Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили и обхватили старшую дочь. И уползла она из дому большой черепахой.
Постучала белочка ко второй дочери.
– Ой! – отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
– Ну и тки теперь всю жизнь, – сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
– Приноси всегда людям радость, – сказала ей белочка, – и люди будут беречь и любить тебя и твоих детей.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето собирает пчёлка мёд людям, и её лапки всегда в сладком тесте. Зимою же пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся – ест только мёд и сахар.

Вопросы и задания

1. Расскажи, как мать растила своих детей.
2. Как ответили дочери на призыв своей матери?
3. Поразмышляй над поступками белочки. Обсуди их.
4. Прочитай концовку сказки и подумай: соблюдается ли принцип сказки – «добро побеждает зло»? Докажи.

В.И. Белов

Последняя синичка

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл к окну и забыл синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жару снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару и ловила. Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился за это лето. Ночью Федя проводил меня за околицу на автобус. Мне не хотелось покидать эти места.

Вопросы и задания

1. Есть ли в тексте описание внешнего вида синички?
2. Как автор представил нам героиню рассказа – деревенскую синичку?
3. Что забавляет наблюдательного человека в поведении птиц и животных?
4. Сумел ли автор донести до читателя картину уютного деревенского уголка? Как он это сделал?

В.И. Белов

* * *

Только-только дед с бабкой Катей сметали стог, а Вовка только всласть наелся малины, как начали собираться тучи. Побелела на синеве неба старая церковь. На горизонте за дальним лесом переворачивался с боку на бок по-стариковски капризный гром. У дороги притихла рожь. Но вот набежал и запутался в траве холодок, дунул настоящий ветер.
Едва мы прибежали домой, как хлестнул дождь. Бабушка Катя закрыла трубу, спрятала в шкаф самовар и, торопясь, поставила под застреху пустую бадью. В бадью, как из водопровода, забарабанила звонкая дождевая вода.
Они сели на крыльцо – дед, Вовка, бабушка Катя. Вовка радовался, что кругом столько воды, а тут не мочит.
– Запряжёт, батюшка, он свою колесницу, Илья-то Пророк, да и ездит, и ездит по небу-то, – объясняла бабушка Вовке.
– Не слушай ты её, Владимир, – вступился дед, – не слушай, наплетёт она тебе с три короба. И ездит, и ездит! Брала бы ступни да шла корову доить.
– Да что ты, старый, ещё и коров-то не пригоняли.
– И ездит, и ездит! Ты сама посуди, какую надо телегу, чтобы такой стук получился. Кто тебе нынче поверит? Пойдём, Владимир, в избу.
Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. Полная бадья чистой воды стояла под крышей. Трава у крылечка зеленела сильнее и дымилась, обсыхая. Вылез из-под крыши круглый воробей, чирикнул дважды и улетел по делам. Радостно заметались по улице ласточки. Большой дождевой червяк старательно переползал дорогу. Весь мокрый прибежал откуда-то кот Кустик, отряхнулся и обдал Вовку холодными брызгами.
Пришли коровы, закатилось солнце. Бабушка отвела Вовку в чуланчик и приказала спать. А не то придёт запечный дедушка, положит в мешок и унесёт.
Так прошёл и ещё один день, и ещё, но Вовка их не считал.

Вопросы и задания

1. Расскажи, как начиналась гроза.
2. Расскажи, как автор описал пробуждение природы после дождя.
3. Какими ты себе представляешь стариков, у которых гостил внук?
4. Какое чувство возникало у тебя, когда ты читал этот рассказ?
5. Какие авторские выражения тебе особенно запомнились? Помогли ли они тебе лучше понять героев произведения?