Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.
Русский язык
Контрольные работы за I полугодие для
1–4 классов
Предлагаемые контрольные работы по русскому
языку (диктанты, проверочное списывание,
грамматические задания, работа над предложением
и текстом) позволят учителю узнать, насколько
прочно, осознанно усвоен учащимися материал по
пройденным темам на конец I полугодия.
1-й класс
Цель работы – проанализировать,
как идет накопление знаний, связанных с
формированием первоначального навыка чтения и
письма.
1. Догадайся, почему эти буквы
любят смотреться в зеркало?
Запиши эти буквы письменным шрифтом.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Каких гласных здесь нет?
Т М Х Ж Ф П Н А Щ Ш
2. Составь и запиши из данных
букв слова.
у н и а о с
л к н т а с и
Выдели в данных словах слоги.
3. «Посади» листок в середину
каждого слова.
Какие слова у тебя получились? Запиши.
за_ки стро_ка ле_ка
Выдели в словах слоги.
Примечание. Порядок размещения
букв учитель может заменить в зависимости от их
прохождения.
4. Какая буква пропущена?
...ли, л...с, Л...на, пол...
Подчеркни слово, в котором букв меньше,
чем звуков.
5. Составь из слов предложения.
– Нора, ели, около, крота
– На, прыгнула, сосну, белка.
– Розы, в, красивые, вазе.
6. Допиши последнее слово в
предложении.
– Куклу звали ... .
– Ракету построил ... .
– На старый пень сел ... .
– Гусь шипит на кота ... .
7. Слуховые
зрительно-предупредительные диктанты.
– Петь, писать, тень.
– Ольга, степь, греть.
– Мальчик, лить, ель.
8. Запись под диктовку.
– Лиса ела рыбу. Рядом был волк.
– Мальчики были дома. Рома пел.
– У Славы игрушки. Слава и брат играли.
Примечание. Заменить слова, в которых
встречаются буквы, не пройденные на данный
период.
2-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыка правописания по темам:
– «Мягкий знак в конце и середине
слова».
– «Звонкие и глухие согласные, обозначение их
буквами».
– «Обозначение гласных звуков в ударных и
безударных слогах».
– «Удвоенные согласные» (простейшие случаи).
Объем диктанта: 25–35 слов.
Первый мороз
К утру лег первый мороз. Земля чуть
промерзла. Цветы завяли. Жалкий вид имели астры и
флоксы. Вот и солнышко. Трава покрылась сильной
росой. Только сосна была хороша. Она распушила
ветки и ждала зиму.
Хлеб
В субботу я с сестрой гулял в парке.
На земле лежал кусок хлеба. Хлеб был мокрый.
Подкралась ворона и схватила кусок хлеба. Вот
и пища. Хлеб всегда и всем нужен.
Черемуха
У окна нашего дома растет черемуха.
Она уже проснулась. Зиме конец. Душистые
белые цветы накрыли ее. К дереву летит пчела.
Маленькая Аннушка любит играть у этого дерева.
Всех манит чудный запах.
Утро
Свежая струя пробежала по
моему лицу. Я открыл глаза. Крупные капли росы
играли на траве и кустах. Отсырела земля. Утки пролетели
над озером. Наступило утро. Я встал и
отправился в село.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Доктор
Стал Никита играть в доктора. Он
надел белый халат и очки. Рядом вилял хвостом пес
Томка. Никита уложил собачку на ковер и стал
слушать. А Томка встал и убежал.
* * *
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли.
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
– Там жук живой!
Раскроем раму!
(А. Барто)
Примечание. Объяснить детям, что в
стихотворном тексте каждая новая строчка
начинается с большой буквы.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
1. Вставь слова в предложения.
Озаглавь текст. Запиши.
Пробудился ветерок – ... . Он сорвал
лист с ... осинки. Брызнул ... дождя на звонкие ... .
Проказник вспугнул ... . Они ... в старый ... . И опять
наступила спящая тишина.
Слова для справок: проказник,
ельник, умчались, мальчишка, капельками, бельчат,
молоденькой, колокольчики.
В каких словах есть «опасные места»?
Подчеркни их.
2. Определи, сколько здесь
предложений. Озаглавь текст. Запиши.
Мы с папой заглянули в прорубь и
увидели рыб они плавали в воде тесной стайкой я
бросил маленький камень он упал на лед льдинки
зазвенели рыбки бросились в разные стороны.
3. Составь текст, используя
данные выражения.
Запиши текст.
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проследить, как идет
формирование навыка по темам «Правописание
звонких и глухих согласных в корне слова» и
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Объем работы: 45–50 слов.
Кот и голубка
У нас живет кот. Зовут его Федька. У
кота теплая шубка, легкая походка. Свои острые
когти он умеет прятать. Любил кот лазить по
деревьям. Раз на берегу села голубка. Тихо полз
Федька по нижним сучкам. Голубка наклонила
голову. Она увидела кота и улетела. Федька зло
сверкнул зелеными глазами.
Забот полон рот
Веселое время в лесу. У ежей
родились ежата, у дроздов – дроздята. Горячая
пора! Все ищут детишкам угощенье. У всех забот
полон рот.
Чего только не делают жители леса! Вот лягушка
нашла сы-ро-еж-ку с дождевой водой и давай плескаться,
словно в тазу. Теперь она сидит на краю грибка и
принимает воздушные ванны.
(По Н. Сладкову)
Деревья спят
Уже падает мгла на землю. На одном
дереве еще дрожит последний золотой луч, и дерево
в этом месте светится. Вылез тонкий яркий
серп месяца на небо. Большой паук сел на старое
бревно и замер. Мошки бились о фонарное стекло.
Пес Рыжик показался у будки. Он потянулся и затих.
Деревня Дубровка засыпала.
Хитрое утро
Мальчик открыл глаза. Сквозь занавеску в
комнату заглянуло хмурое утро. Резкий ветер
низко гнал серые тучи. Тревожно шумели верхушки
старых елей. Послышались странные звуки. Это
птицы спешили на юг. Ворона каркала от холода во
все горло. Вдруг в комнату ворвался солнечный
луч. Мальчику стало тепло и очень весело.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Последние дни осени
Стояли осенние дни. С деревьев опали
последние листья. Только старый дуб одел
бронзовую броню. Ночью повалил хлопьями снег.
Снежные шапки укрыли трухлявые пни и кусты. Лес
оживал. Рад снежку каждый зверек. Робко шагнул
лисенок по мягкому снегу. На белом ковре цепочка
от звериных и птичьих следов. Появилось солнышко.
Оно украсило поляну.
Задание: подчеркнуть звонкие и
глухие согласные в корне слова.
Природа
Наступает первый месяц зимы.
Стройные березки окутаны белой пеленой. Веточки
наклонились друг к другу и таинственно о чем-то
шепчутся. Тяжелая шапка из снега сорвалась с
веток ели и потонула в сугробе.
Мы медленно идем по лесу. Как красив розовый снег
в золотых солнечных шарах! Ты видел эту красоту?
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
1. Вспомни, как и когда ты увидел
первый снег?
2. Каким он был?
3. Как его встретили люди?
4. Какими стали улицы в этот период?
5. Как изменились деревья и кусты?
Запиши ответы.
2. Изложение.
Наш друг
В деревне у моего дедушки есть
собака. Ее зовут Скорый.
Скорый не очень большая собака. Она вся
черненькая, только лапки и грудка белые. Ушки у
Скорого торчат, на лбу беленькое пятнышко.
Скорый – добрый и ласковый песик. Мы с ребятами
берем его с собой на речку и в лес. Ночью Скорый
работает. Он охраняет дедушкин сад.
Задание: поставь галочку (ь) над той
частью, где дается описание.
3. Подбери подходящие по смыслу
синонимы. Обозначь, какой частью речи они
являются. Озаглавь текст.
Листва
Даже в самый (жаркий, горячий,
знойный) день если приложишь к щеке
листочек липы или березы, то почувствуешь,
что он (ледяной, холодный, прохладный). Листва
деревьев (спасает, выручает, освобождает)
землю от засухи.
Если разложить на земле (листья, листву)
только одного дерева, они займут (большую,
огромную, великую) площадь.
(По Ю. Дмитриеву)
4-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыка правописания падежных
окончаний имен существительных, безударных
гласных в корне слова.
Объем: 65–70 слов.
Запах свежего хлеба
Каждую ночь по деревне плыл запах
теплого хлеба. Утром Филька с ребятами подошел к
мельнице. Ветер гнал по небу рыхлые облака. Шалун
спустился к деревьям, пробежал от осинки к
осинке, раскачал верхушку березки. Филька
вытащил буханку теплого хлеба. Панкрат
выпустил коня. Конь осторожно вытянул шею и взял
из рук мальчика хлеб мягкими губами.
Все улыбались. Только старая сорока сидела на раките
и сердито трещала. Чем она была огорчена?
(По К. Паустовскому)
Хочу петь
Однажды птицы узнали, что в далекой
стране живет старый мудрец. Он учит музыке. Птицы
послали к нему аиста. Аист летел через моря и луга
день и ночь. Он очень хотел быть первым певцом в
мире. Поздним вечером он подошел к хижине старца.
Аист быстро подбежал к двери и стукнул ее ногой
изо всех сил. Мудрец решил научить птицу
вежливости. Он вывел его за порог и постучал в
дверь. Аист подумал, что это и есть музыка.
(По В. Берестову)
Примечание: предупредить учащихся о
постановке запятой перед что.
Вспомним лето
В зимние дни я часто вспоминаю лето.
Летом мы отдыхали на берегу Черного моря у
бабушки Наташи.
Утро. Встает солнце. Его лучи скользят по
поверхности воды. Мы шли к морю. Я подбежал
к лодке и оттолкнул ее от берега. Мы поплыли
к большим камням. Вода была чистая, прозрачная.
Лодку оставили около пристани. Вечером по
извилистой тропинке мы возвращались домой
радостные и довольные. На белой скатерти стола
нас ждал ужин.
Мальчик и гусь
Появилась стая диких гусей. Молодой
гусь громко крикнул и хотел взлететь к птицам, но
с непривычки упал на землю возле кадки. Дикие
гуси услышали зов. Они повернули назад и медленно
полетели к дому. Мальчик сидел на ограде. Ему было
жаль гуся. Он спрыгнул с ограды и схватил его за
шею. Гусь взмахнул крыльями. Теперь мальчик и
гусь были в воздухе. Трудно было малышу
удержаться на гладкой шее. Он вцепился руками в
гусиные перья.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Лесная тишина
Я был в лесу совсем один
Среди берез, дубов, осин,
Среди травы, среди камней
В густом плетении теней...
И вдруг...
Над головой моей пчела
Росинку меда принесла,
И белка рыжею метелкой
Мелькнула над лохматой елкой.
Из кроны клена вырезной
Грачи кричали надо мной,
Лесная мышь из тайной норки
За мной следила глазом зорким...
...Я думал, что средь бела дня
Один в лесу бродил.
Но целый мир вокруг меня
Летал, трудился, жил.
(Л. Яхнин)
Она радует и удивляет нас
Кого из лесных жителей выручает
елка в холодную зимнюю пору, тебе расскажут
шишки. Они валяются под деревом на снегу. Вот от
шишки остался один стерженек с кисточкой. Она
побывала в зубах у белки. Дятел уносит шишку в
свою «кузницу» и долбит ее.
Елка сделала клеста чудо-птицей. Клест –
единственная из наших птиц, которая выводит
птенцов в мороз, в засыпанном снегом лесу. Срок,
когда заводить семьи, указывает клесту елка.
(Из книги «Круглый год»)
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
1. Изложение.
Волчиха и щенок
Волчиху мучил голод, зубы у нее щелкали.
Глаза светились, как два огонька. Она подходила к
избе Игната.
Изба Игната была окружена высокими сугробами.
Было тихо. По сугробам волчиха взобралась на
хлев, мордой разрыла крышу. Солома была гнилой и
рыхлой. Волчиха упала передними лапами. В хлеву
что-то завизжало, залилось тонким голосом.
Волчиха схватила, что попало в зубы, и бросилась
вон.
Она выбежала на волю, успокоилась и остановилась.
Свою ношу волчиха положила на снег. Это оказался
щенок. Он зарычал на волчиху. Волчиха уходила,
щенок побежал за ней.
(По А. Чехову)
Слова для справок: I часть –
щелкали; II часть – хлев, что-то; III часть –
за ней.
План
1. Голодная волчиха.
2. Волчиха в хлеву.
3. Щенок вместо ягненка.
2. Изложение.
Синяя лисица
Одна лисица жила около города. Раз
она забралась в лавку красильщика и случайно
вымазалась синей краской.
Лиса явилась в лес. В это время звери выбирали
хана. Их удивил синий зверь, они его выбрали.
Лисица начала царствовать. Тигры и барсы
покорялись ей. Но вот прошел дождь и смыл краску с
лисы.
Все звери узнали рыжую кумушку. Ее из царства с
криком прогнали. Лиса стала жить одна.
(По сказке)
Слова для справок: I часть –
красильщика; II часть – выбирали, начала, прошел.
Задание: составить план изложения,
записать текст по плану.
3. Сочинение по вопросам.
Поздняя осень
1. Какая погода стоит поздней осенью?
2. Каким стал наряд деревьев?
3. Как устроились звери на зиму?
4. Какое чувство, настроение вызывает у тебя
поздняя осень?
|