МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
Департамент государственной политики в
образовании
ул. Тверская, д. 11, г. Москва, ГСП-3, 125993
Телефон: 629- 18-79. Факс: 629-79-12.
Е-mail: d03@mon.gov.ru
6 сентября 2006 № 03-1792
Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
Руководители образовательных учреждений
О Всероссийском интеллектуальном марафоне
учеников-занковцев
Департамент государственной политики
в образовании Минобрнауки России информирует,
что Федеральный научно-методический центр им.
Л.В. Занкова и Объединение профессионалов,
содействующих системе развивающего обучения Л.В.
Занкова, в 2006/2007 учебном году проводят V
Всероссийский интеллектуальный марафон
учеников-занковцев, посвященный 50-летию со дня
основания системы Л.В. Занкова.
Марафон проводится с целью поддержки и
развития идей системы начального образования
Л.В. Занкова, выявления и поддержки одаренных
детей, предоставления возможности обмена опытом
учителей, работающих по системе обучения Л.В.
Занкова в различных регионах России.
В интеллектуальном марафоне могут
принимать участие ученики четвертых классов.
Марафон включает три тура, первые два из которых
проводятся на базе общеобразовательных
учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова.
Условия проведения, сроки и задания
марафона будут опубликованы в ноябре 2006 года в
газете «Начальная школа» Издательского дома
«Первое сентября», в журналах «Начальная школа»,
«Методист», «Практика образования», на сайтах www.zankov.ru, www.1september.ru
. Третий заключительный тур марафона (очный этап)
будет проходить в Москве с 26 по 28 марта 2007 года.
Контактные телефоны: (495) 452-49-00 (доб. 21-30),
786-21-19.
Директор Департамента
(подпись) И.И.
Калина
V Всероссийский интеллектуальный
марафон учеников-занковцев
Федеральный научно-методический центр им. Л.В.
Занкова и Объединение профессионалов,
содействующих системе развивающего обучения Л.В.
Занкова, проводят V Всероссийский
интеллектуальный марафон учеников-занковцев.
Основная цель Марафона – выявление среди
четвероклассников, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях, детей с
высокими интеллектуальными способностями и
интересом к самостоятельной познавательной
деятельности.
Марафон проводится в три тура: внутришкольный,
региональный и федеральный.
Работа, предлагаемая детям на Марафоне,
соответствует программе 4-го класса
общеобразовательной школы и состоит из четырех
частей: по русскому языку, литературному чтению,
математике, окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Юный читатель! Отгадай литературную
загадку. Ответь, о чем говорится в стихотворении.
Тебе поможет то, что отгадка зашифрована в самом
тексте стихотворения. В чем же видит автор этой
загадки роль загаданного предмета?
Кто, когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,
Иль в людском земном обмане,
Гордо знает, что земле –
Альфа света, солнце знаний?
Отгадка:_____ .
Роль загаданного предмета:__ .
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.
а) Разгадай ребусы.
р1а 2д за1ка 3тон
о5“а по2л 1вилка
б) Разбери первые шесть слов по
составу.
2.
а) Впиши пропущенные буквы;
б) напиши, сколько правил правописания
безударного гласного тебе потребовалось.
Потребовалось ___ правил_. (Запиши
цифрой)
1) В речк_ мало в_ды.
2) Ума у него мало.
3) Мне места надо мало.
4) Н_роду с_бралось много.
5) У него, г_ворят, денег много.
6) Приятелей зав_лось много.
в) Подбери фразеологизмы к выделенным
словам. В скобках укажи цифру, соответствующую
номеру предложения.
Тьма-тьмущая ( ),
кот наплакал ( ),
на краю света ( ),
с гулькин нос ( ),
хоть пруд пруди ( ),
куры не клюют ( ),
воробью по колено ( ).
МАТЕМАТИКА
1. В полдень и в полночь большая и
маленькая стрелки часов встречаются. Сколько раз
и когда повторяется их встреча между полуднем и
полуночью?
Стрелки встречаются ____ раз в___________ .
2. Убери (зачеркни) шесть палочек
(спичек) так, чтобы у тебя осталось три квадрата.
3. В данной записи
некоторые цифры были заменены буквами
(одинаковые цифры заменяются одинаковыми
буквами). Восстанови цифровую запись?
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. а). Напиши, какие особенности
внешнего строения млекопитающих указывают на их
полуводный образ жизни.
б). Напиши не менее 2-х
представителей, таких млекопитающих.
2. Почему животных, выращенных
(выкормленных) в домашних условиях или в
зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?
3. Группа туристов ушла из лагеря в
северо-восточном направлении. Компас потеряли.
По каким ориентирам можно определить
направление, в котором надо вернуться в лагерь?
(Напиши как можно больше вариантов.)
Ответы
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (18 баллов)
Отгадка «КНИГА» зашифрована в первых
буквах каждой строки стихотворения. За разгадку
и обнаружение этого секрета присуждается 8
баллов. В пояснении роли книги желательно
указать что автор отождествляет ее
а) с помощником в трудных ситуациях
жизни;
б) с носителем истины, правды;
в) источником знаний.
Начисляется по 3 балла за каждое
верное высказывание, сформулированное своими
словами.
Присуждается поощрительный 1 балл
за особо интересные высказывания.
РУССКИЙ ЯЗЫК (18 баллов)
1. (7 баллов)
Ответ: а) родина, парад, заколка,
тритон, опята, подвал, развилка.
За каждое правильно отгаданное слово 0,5
балла (всего 3,5 балла).
б) родина, парад, заколка, тритон,
опята, подвал.
За каждый правильный морфемный разбор
слова 0,5 балла (всего 3 балла).
0,5 балла начисляется за правильно
написанные слова.
2. (11 баллов)
Ответ: а) за правильно выполненное
задание 1 балл; при допущенной 1 ошибке 0,5
балла; при допущенных 2 и более ошибок 0 баллов.
б) за правильно выполненное
задание 2 балла; при допущенной ошибке 0
баллов.
Потребовалось 4 правила:
– правописание безударного гласного в
окончании существительного,
– проверяемого безударного гласного в корне,
– непроверяемого безударного гласного в корне,
– безударного гласного в приставке.
в) (8 баллов) За каждый
неправильно подобранный вариант снимаются 2
балла.
Тьма-тьмущая (4), кот наплакал (2),
с гулькин нос (3), хоть пруд пруди (6), куры не
клюют ( 5 ), воробью по колено (1).
МАТЕМАТИКА (18 баллов)
1. (5 баллов)
Ответ: Встреча стрелок происходит 10
раз примерно в 13 ч 05 мин.; в 14 ч 10 мин.; в 15 ч 16 мин.;
в 16 ч 21 мин.; в 17 ч 27 мин.; в 18 ч 32 мин.; в 19 ч 38 мин.; в 20
ч 44 мин.; в 21 ч 49 мин.;
в 22 ч 54 мин.
Примечание: решение основано на
знании циферблата часов и закономерностях
движения часовой и минутной стрелок по нему.
Оценивание. Подробный правильный
ответ 5 баллов (возможны 1–2 погрешности в
1мин.);
подробный ответ с расхождениями в минутах 4
балла (возможны 3–4 погрешности в минутах);
подробный ответ с расхождениями в минутах 3
балла (возможны 5–6 погрешностей в минутах);
подробный ответ с расхождениями в минутах 2
балла (возможны 7–8 погрешностей в минутах);
краткий правильный ответ без указания времени 1
балл.
2. (6 баллов)
Ответ:
Например, так
Оценивание. Любой чертёж, на
котором остаётся три квадрата – правильное
решение – 6 баллов.
3. (7 баллов)
Ответ:
Решение: Начинаем с разряда тысяч.
Так как А – В = 8, то А = 9, а В = 1. (Другой вариант А = 8,
а В = 0 не подходит, так как в разряде тысяч цифра В
– значащая.) Поэтому, чтобы вычесть из числа В
число А нужно занять один десяток, следовательно,
11 – 9 = 2, то есть С = 2, а Д = 6. Восстанавливая запись,
получаем:
Оценивание. Правильный ответ
с подробным объяснением 7 баллов;
правильный ответ с кратким объяснением 6 баллов;
правильный ответ с нерациональным решением – 5
баллов;
краткий правильный ответ 4 балла;
в решении допущена 1 ошибка 3 балла;
в решении допущены 2 ошибки 2 балла;
в решении допущены 3 ошибки 1 балл.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (18 баллов)
1. (9 баллов)
а) возможны варианты ответа
1) продолговатая, обтекаемая форма
тела;
2) маленькие ушки;
3) густая, плотная шерсть;
4) задние лапы с перепонками;
5) хвост-руль, уплощенный с боков или плоский.
За каждый правильно указанный признак 1,4
балла (всего 7 баллов).
б) Представители: бобр, выдра,
ондатра, выхухоль, нутрия, кутора.
За 2 правильных примера 0, 5 балла; за
3 примера 1 балл, за большее количество
примеров 2 балла.
2. (3 балла)
Дан частичный ответ, например:
Они погибнут. (0,5 балла)
Указана какая-либо одна причина,
например:
– животные не могут самостоятельно
добывать пищу;
– эти животные не смогут выжить в природных
условиях в данной местности;
– эти животные не умеют защищаться от врагов;
– и т.д.
(за каждую правильно указанную причину
0, 5 балла)
Дан обобщенный ответ без его
раскрытия, например:
Эти животные погибнут, т.к.
самостоятельно не могут жить в дикой природе. (1,5
балла)
Дан обобщенный ответ с подробным
объяснением 3 балла;
3. (6 баллов)
1) В течение светового дня – по Солнцу
(утром оно на востоке, в полдень указывает на юг,
вечером заходит на западе).
2) Ночью по Полярной звезде (она указывает на
север).
3) По народным природным ориентирам (больше мха,
лишайников на северной стороне, муравейник
находится с южной стороны дерева, и т.д.).
Указание только ориентира без
уточнения (по Солнцу, по Полярной звезде, по
народным приметам) 3 балла.
За каждое правильное уточнение названного
ориентира 0, 5 балла
Всего за 1 пункт 2,5 балла;
за 2 пункт 1,5 балла;
за 3 пункт 2 балла.
Инструкция по проведению
Марафона
При проведении всех туров:
1. Назначается дежурный педагог по
аудитории, где проводится Марафон. В классе не
должны находиться посторонние лица. Каждый
ученик должен сидеть за отдельной партой.
2. Дежурный педагог инструктирует
детей о правилах оформления работы; раздает
листы с заданиями; сообщает участникам Марафона
продолжительность работы и время ее окончания,
фиксирует время начала работы.
3. Продолжительность работы – 1 ч 40
мин (100 мин).
4. Если во время проведения конкурса
кто-либо из участников захочет временно покинуть
аудиторию, то он должен положить на стол
дежурного свою работу. При выполнении задания
разрешается пользоваться черновиком.
5. Для проверки работ первого тура
Марафона в школе создается жюри, которое состоит
из учителей, работающих по системе Л.В. Занкова, и
представителя администрации школы. Заявку на
участие во втором туре подписывает директор
школы.
Для проверки работ второго тура в
состав жюри, кроме учителей-занковцев и
представителей администрации школы, входит
представитель регионального управления
образованием. Заявку на участие в третьем туре
подписывает направляющая сторона.
6. Работы команд-победительниц и
заявки на участие во втором и третьем турах
необходимо выслать в Центральный оргкомитет
Марафона. Рассматриваться будут работы и заявки,
высланные не позднее 10 декабря 2006 г. и не
позднее 1 февраля 2007 г. (в соответствии со
штемпелем местного отделения связи). |
Адрес Центрального оргкомитета.
Кому: ФНМЦ им. Л.В. Занкова АПКиППРО,
Объединение Профессионалов, содействующих
системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Куда: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8,
корп. 2а, Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования, комната 309 с пометкой
«Интеллектуальный Марафон».
Справки по телефонам: (495)452-49-00 (доб. 21-30),
тел./факс (495)786-21-19.
email: zankov@apkro.ru, fnmczankov@apkro.ru www.zankov.ru.
|