Оксана МЕЛЬНИК,
учитель начальных классов,
школа № 28,
г. Старый Оскол
Профессии на букву П
Обучение грамоте. 1-й класс
Тема. «Звуки [п], [п’]. Буквы П, п»
Цели урока. Познакомить учеников с
согласными звуками [п], [п’], буквой П, п;
формировать умение выделять звук [п]; развивать
фонематический слух, умение слышать и слушать;
речь обучающихся; прививать интерес к чтению,
расширять их кругозор.
Оборудование. «Азбука» (авт. В.Г.
Горецкий); таблица с буквами П, п, индивидуальные
таблицы для чтения слогов, слов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Дети читают алфавит (хором) и
показывают согласные буквы, которые изучили.
III. Сообщение темы урока
Учитель. Отгадайте загадки:
Он так ловко и умело
Направляет самолет,
Потому что этот дядя
Замечательный …
Дети. Пилот.
У.
Трактор водит тракторист,
Электричку – машинист,
Стены выкрасил маляр,
А кто стихи нам сочинял?
Д. Поэт.
У. Чем эти слова похожи?
Д. Они начинаются с одного звука –
[п].
У. Именно об этом звуке мы будем
говорить сегодня на уроке.
IV. Работа над темой
У. Произнесите слова-отгадки еще
раз. Какой в них звук [п]: твердый или мягкий?
Д. В начале этих слов мы слышим звук
[п]. В слове пилот звук [п] звучит мягко, а в
слове поэт – твердо.
У. Звук [п] – гласный или
согласный?
Д. Звук [п] – согласный.
У. Звук [п] звонкий или глухой?
Д. Звук [п] – глухой.
У. Дайте полную характеристику
звуку [п].
Д. Звук [п] согласный, глухой, может
быть и мягким, и твердым.
У. Как одним словом можно
объединить слова пилот и поэт?
Д. Слова пилот и поэт – это
названия профессий.
У. Сегодня мы будем говорить и о
профессиях. Найдите положение звуков [п], [п’] в
следующих словах. Если вы услышите звук [п] в
начале слова – хлопаете в ладоши один раз. Если
звук [п] в середине слова – два хлопка. А если звук
[п] в конце слова, то вы молчите.
Учитель произносит слова: Петя,
топот, почтальон, певец, парикмахер, успех, капля,
карп, сноп.
– Придумайте слова со звуком [п].
Дети называют придуманные ими слова.
– При чтении звук [п] обозначают буквой
П, п.
Учитель показывает запись буквы.
– На что она похожа?
Д. На качели, турник, ворота.
У. Найдите ее в алфавите, в ряду
букв:
А Л К П Я
В Л О К Н Я
Р Н С |
– Зачеркните буквы, которые
записаны по два раза.
Дети выходят к доске поочередно,
зачеркивая одинаковые буквы.
– Почему буква П раскрашена в
разные цвета: половина буквы в синий цвет,
половина – в зеленый?
Д. Потому что звук [п] может быть и
твердым, и мягким.
У. Прочитайте слоги и слова с
буквой П, п на индивидуальных таблицах
па пар Павел
по пол топор
пы
пыл супы
пи пир пирог
пу пух пудинг
пе пел пена |
– Какое слово в третьем
столбике вам незнакомо?
Д. Пудинг.
У. Кто может объяснить значение
этого слова?
Д. Пудинг – запеканка из крупы,
творога с фруктами и другими сладостями.
У. Какое слово в третьем столбике
лишнее?
Д. Слово Павел, так как это имя
мальчика, а остальные слова называют неживые
предметы.
У. Разделите все слова на две
группы.
Дети дают разные варианты ответов:
Д. Живые и неживые предметы.
– Съедобные и несъедобные.
– Инструменты.
– Слова со звуками [п], [п’].
У. Человеку какой профессии
нужен топор?
Д. Топор нужен плотнику.
У. Кто варит супы?
Д. Супы варит повар.
У. Кто печет пироги?
Д. Пироги печет пекарь.
У. А как получить пену?
Д. Надо помыть руки с мылом.
– Пену можно получить с помощью
стирального порошка, шампуня.
У. Как называется помещение, где
стирают белье?
Д. Прачечная.
V. Физкультминутка
VI. Работа над темой (продолжение)
Ученики читают двустишия, записанные
на доске:
Писатель пишет,
Портной шьет,
Плотник пилит,
Певец поет.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
У. Прочитав текст на странице 84
«Азбуки», вы узнаете, кем хочет стать Павел.
Дети читают текст.
– У нас в классе проходил конкурс
рисунков о природе. Может быть, кто-то из вас
станет художником. А художника, который рисует
природу, называют пейзажистом, так как пейзаж –
это рисунок, на котором изображена природа.
На доске напечатано слово пейзаж.
– Какие пословицы и поговорки о
труде вы знаете?
Д. Без труда не вынешь и рыбку из
пруда. Терпение и труд все перетрут.
У. А теперь откройте тетради для
печатания.
Дети печатают текст, записанный на
доске.
В тетради выполняется
звуко-буквенный анализ слова пилот.
VII. Итог урока
У. Назовите слова, начинающиеся на
букву П:
Он разносит письма. (Почтальон.)
Он делает прически. (Парикмахер.)
Он шьет платье. (Портной.)
Он водит самолет. (Пилот.)
Ее одерживают на поле боя, ринге. (Победа.)
Ее всегда надо говорить. (Правда.)
Волшебное слово. (Пожалуйста.)
А я говорю вам спасибо за урок.
Учитель называет имена наиболее
активно работавших на уроке.
– Урок окончен.
|