Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Оксана МЕЛЬНИК,
учитель начальных классов,
школа № 28,
г. Старый Оскол

Профессии на букву П

Обучение грамоте. 1-й класс

Тема. «Звуки [п], [п’]. Буквы П, п»

Цели урока. Познакомить учеников с согласными звуками [п], [п’], буквой П, п; формировать умение выделять звук [п]; развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; речь обучающихся; прививать интерес к чтению, расширять их кругозор.

Оборудование. «Азбука» (авт. В.Г. Горецкий); таблица с буквами П, п, индивидуальные таблицы для чтения слогов, слов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Дети читают алфавит (хором) и показывают согласные буквы, которые изучили.

III. Сообщение темы урока

Учитель. Отгадайте загадки:

Он так ловко и умело
Направляет самолет,
Потому что этот дядя
Замечательный …

Дети. Пилот.

У. 

Трактор водит тракторист,
Электричку – машинист,
Стены выкрасил маляр,
А кто стихи нам сочинял?

Д. Поэт.

У. Чем эти слова похожи?

Д. Они начинаются с одного звука – [п].

У. Именно об этом звуке мы будем говорить сегодня на уроке.

IV. Работа над темой

У. Произнесите слова-отгадки еще раз. Какой в них звук [п]: твердый или мягкий?

Д. В начале этих слов мы слышим звук [п]. В слове пилот звук [п] звучит мягко, а в слове поэт – твердо.

У. Звук [п] – гласный или согласный?

Д. Звук [п] – согласный.

У. Звук [п] звонкий или глухой?

Д. Звук [п] – глухой.

У. Дайте полную характеристику звуку [п].

Д. Звук [п] согласный, глухой, может быть и мягким, и твердым.

У. Как одним словом можно объединить слова пилот и поэт?

Д. Слова пилот и поэт – это названия профессий.

У. Сегодня мы будем говорить и о профессиях. Найдите положение звуков [п], [п’] в следующих словах. Если вы услышите звук [п] в начале слова – хлопаете в ладоши один раз. Если звук [п] в середине слова – два хлопка. А если звук [п] в конце слова, то вы молчите.

Учитель произносит слова: Петя, топот, почтальон, певец, парикмахер, успех, капля, карп, сноп.

– Придумайте слова со звуком [п].

Дети называют придуманные ими слова.

– При чтении звук [п] обозначают буквой П, п.

Учитель показывает запись буквы.

– На что она похожа?

Д. На качели, турник, ворота.

У. Найдите ее в алфавите, в ряду букв:

А  Л  К  П  Я  В  Л  О  К  Н  Я  Р  Н  С

– Зачеркните буквы, которые записаны по два раза.

Дети выходят к доске поочередно, зачеркивая одинаковые буквы.

– Почему буква П раскрашена в разные цвета: половина буквы в синий цвет, половина – в зеленый?

Д. Потому что звук [п] может быть и твердым, и мягким.

У. Прочитайте слоги и слова с буквой П, п на индивидуальных таблицах

па            пар            Павел
по            пол            топор
пы            пыл           супы
пи            пир            пирог
пу            пух            пудинг
пе            пел            пена

– Какое слово в третьем столбике вам незнакомо?

Д. Пудинг.

У. Кто может объяснить значение этого слова?

Д. Пудинг – запеканка из крупы, творога с фруктами и другими сладостями.

У. Какое слово в третьем столбике лишнее?

Д. Слово Павел, так как это имя мальчика, а остальные слова называют неживые предметы.

У. Разделите все слова на две группы.

Дети дают разные варианты ответов:

Д. Живые и неживые предметы.
– Съедобные и несъедобные.
– Инструменты.
– Слова со звуками [п], [п’].

У. Человеку какой профессии нужен топор?

Д. Топор нужен плотнику.

У. Кто варит супы?

Д. Супы варит повар.

У. Кто печет пироги?

Д. Пироги печет пекарь.

У. А как получить пену?

Д. Надо помыть руки с мылом.

– Пену можно получить с помощью стирального порошка, шампуня.

У. Как называется помещение, где стирают белье?

Д. Прачечная.

V. Физкультминутка

VI. Работа над темой (продолжение)

Ученики читают двустишия, записанные на доске:

Писатель пишет,
Портной шьет,
Плотник пилит,
Певец поет.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.

У. Прочитав текст на странице 84 «Азбуки», вы узнаете, кем хочет стать Павел.

Дети читают текст.

– У нас в классе проходил конкурс рисунков о природе. Может быть, кто-то из вас станет художником. А художника, который рисует природу, называют пейзажистом, так как пейзаж – это рисунок, на котором изображена природа.

На доске напечатано слово пейзаж.

– Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Д. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Терпение и труд все перетрут.

У. А теперь откройте тетради для печатания.

Дети печатают текст, записанный на доске.

В тетради выполняется звуко-буквенный анализ слова пилот.

VII. Итог урока

У. Назовите слова, начинающиеся на букву П:

  • Он разносит письма. (Почтальон.)

  • Он делает прически. (Парикмахер.)

  • Он шьет платье. (Портной.)

  • Он водит самолет. (Пилот.)

  • Ее одерживают на поле боя, ринге. (Победа.)

  • Ее всегда надо говорить. (Правда.)

  • Волшебное слово. (Пожалуйста.)

А я говорю вам спасибо за урок.

Учитель называет имена наиболее активно работавших на уроке.

– Урок окончен.