Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2006

СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В ДАВЫДОВА

Алексей ВОРОНЦОВ,
председатель Правления МАРО,
Генеральный директор ОИРО,
кандидат педагогических наук,
Почетный работник общего образования РФ

Инновационные проекты в начальной школе

образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в 2006–2007 учебном году

Дорогие друзья!

Прежде всего разрешите поздравить педагогические коллективы наших школ и учителей начальных классов, которые стали победителями в конкурсах Приоритетного национального проекта «Образование». Желаем новых творческих успехов, новых интересных проектов и высоких результатов в образовании младших школьников.

Наступивший учебный год обещает быть насыщенным важными событиями в жизни образовательной системы Д.Б. Элконина – В.В. Давыдова. В настоящее время запущено несколько важных для нас инновационных проектов, и мы хотим, чтобы наши учителя начальной школы приняли в них активное участие. Пришло время аккумулировать весь инновационный потенциал начальной школы РО и Международной Ассоциации «Развивающее обучение».

Именно с этой целью внутри Ассоциации Открытым институтом «Развивающее образование» в настоящее время создается Сетевая образовательная организация «Развивающее образование», которая теперь имеет свой собственный сайт www.sooro.ru. На протяжении ближайших двух лет этот сайт будет функционировать и совершенствоваться в рамках проекта НФПК «Информатизация системы образования» (ИСО).

Сетевая организация нам видится как идеальная организационная структура, которая объединяет равноправных и независимых партнеров, ориентированных на достижение общих целей путем активного включения в процессы принятия решений и объединения образовательных ресурсов. Мы стремимся к сохранению партнерами своей индивидуальности при одновременном признании ими коллективных ценностей развивающего обучения.

В отличие от нашего сайта ОИРО (www.ouro.ru) новый ресурс будет ориентирован не только на педагогов, но и на школьников, их родителей, студентов и управленцев разного уровня. Основная задача этого учебного года – наполнить сайт необходимым содержанием и научиться грамотно с ним работать.

Данный проект должен способствовать активизации взаимодействия всех школ Ассоциации, предоставить возможность оперативного обмена информацией, обеспечить всех заинтересованных лиц (и взрослых, и детей) необходимыми учебно-методическими материалами для организации эффективного и качественного образования на местах.

Выстраивая дистанционное сетевое взаимодействие с помощью современных информационных технологий, мы в то же время не отказываемся от наших традиционных форм сотрудничества: очных стажировок, курсовой подготовки, семинаров.

Важным этапом в становлении развивающего обучения в массовой школьной практике является разработка учебно-методических материалов, использующих новые информационные технологии. В рамках уже упоминавшегося проекта НФПК ИСО нашими авторами началась разработка инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) с компьютерной поддержкой «Новая начальная школа» (авторский коллектив под руководством Е.В. Чудиновой).

Существующий «классический» подход к преподаванию всех учебных дисциплин в начальной школе страдает глобальным недостатком – отсутствием координации между ними. Ребенок осваивает разные учебные предметы как изолированные и независимые друг от друга.

То, что изучено в рамках одного предмета, остается средством решения узкого круга задач и не переносится на другие предметы, хотя значительная часть учебного содержания располагает к этому.

То, что освоено в начальной школе, не становится средством решения предметных задач в основной школе.

Это существенно снижает вклад каждого предмета в общее образование и развитие учащегося и создает серьезные препятствия для формирования базовых надпредметных умений и компетентностей.

Несмотря на то что система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова изначально нацелена на формирование именно таких базовых умений (например, умения учиться), она также пока не свободна от этого недостатка. Основные учебные предметы предъявляются младшему школьнику с первого класса как «готовые», уже выделенные заранее области знания, причем основания этого выделения ребенку не ясны. Именно эта проблема определила необходимость следующего шага в развитии образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – разработки ИУМК под названием «Новая начальная школа». Первые результаты его апробации мы увидим уже в конце этого учебного года.

Еще один актуальный проект, который будет реализован в этом учебном году, – программный продукт на электронном носителе «КОД» (аббревиатура от «контрольно-оценочная деятельность») для всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, их родителей и администрации школы). Многие учителя, работающие в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, давно используют безотметочную систему оценивания результатов обучения. Однако нужно честно сказать, что эта система пока остается трудоемкой для учителя и часто непонятной для учащихся и, особенно для родителей. Создаваемый программный продукт позволит существенно снизить затраты времени на организацию контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения, сделать ее прозрачной и явной для детей и родителей, позволит школьникам самим следить за динамикой своих знаний и умений от 1-го к 11-му классу, определять пути преодоления трудностей и ошибок.

Летние курсы для учителей начальной школы в июне 2007 года на базе Открытого института «Развивающее образование» пройдут уже с использованием данного программного продукта, поэтому слушатели смогут одновременно заняться и проблемами развивающего обучения, и овладением ИКТ-компетентностями, так необходимыми для современного учителя.

В последнее время Президент РФ (см. в прессе материалы о саммите G8), Министерство образования и науки РФ при финансовой поддержке Всемирного банка уделяют особое внимание оценке качества российского образования, в том числе и начального. По гранту Всемирного банка группа специалистов РО под руководством П.Г. Нежнова и Д.Б. Эльконина разработала инновационный пакет диагностических материалов для мониторинга ключевых компетентностей выпускников начальной школы. С 11 по 15 сентября их апробация успешно прошла в ряде школ Карелии (г. Петрозаводск), а 26–27 сентября была проведена конференция по итогам данного проекта, в которой школы РО приняли участие. В одном из номеров газеты мы обязательно познакомим вас с диагностическими заданиями и результатами их апробации. Разработанный пакет диагностики, с нашей точки зрения, поможет учителям и администрации школ перейти от оценки исключительно знаний, умений и навыков к оценке ключевых компетентностей младших школьников в соответствии с новым Госстандартом 2004 года.

В этом учебном году нас традиционно ожидают два крупных мероприятия.

Первое, которое пройдет 21–24 декабря 2006 года в г. Зеленограде на базе Института искусств и информационных технологий, – это XII научно-практическая конференция МАРО. Тема конференции в этом году – «Инновационные проекты РО в свете приоритетного национального проекта “Образование”». На этой конференции уже будут обсуждаться первые итоги реализации описанных выше инновационных проектов, имеющих прямое отношение к начальной школе. Мы очень хотели бы видеть на конференции представителей школ РО и учителей РО – победителей конкурсов по Национальному проекту «Образование», чтобы обсудить с ними перспективы создания внутри нашей Ассоциации корпорации инновационных школ РО, которая могла бы стать потенциалом, обеспечивающим развитие системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в ближайшие 15–20 лет.

Второе важное мероприятие – юбилейная X Международная олимпиада школ РО, в которой мы ждем участия команд – ветеранов нашего олимпийского движения и появления новых команд. Олимпиада пройдет в ближнем Подмосковье 2–9 мая 2007 года.

Итак, уважаемые коллеги, нам предстоит интересный учебный год, богатый важными для всех нас событиями. Хотелось бы, чтобы его главным итогом стало появление новых разработок и продуктов, которые будут способствовать развитию нашей образовательной системы.

Приглашаем все наши школы и отдельных учителей РО к продолжению активного сотрудничества для дальнейшего продвижения системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на российский рынок образовательных услуг.

Мы, как всегда, находимся по адресу: 121609, Москва, ул. Крылатские Холмы, д.15 (1), тел. (495) 413-60-05, e-mail: referent@ouro.ru
сайты: www.ouro.ru , www.sooro.ru