Алексей ВОРОНЦОВ,
председатель Правления МАРО,
Генеральный директор ОИРО,
кандидат педагогических наук,
Почетный работник общего образования РФ
Инновационные проекты в начальной
школе
образовательной системы Д.Б. Эльконина
– В.В. Давыдова в 2006–2007 учебном году
Дорогие друзья!
Прежде всего разрешите поздравить
педагогические коллективы наших школ и учителей
начальных классов, которые стали победителями в
конкурсах Приоритетного национального проекта
«Образование». Желаем новых творческих успехов,
новых интересных проектов и высоких результатов
в образовании младших школьников.
Наступивший учебный год обещает быть
насыщенным важными событиями в жизни
образовательной системы Д.Б. Элконина – В.В.
Давыдова. В настоящее время запущено несколько
важных для нас инновационных проектов, и мы
хотим, чтобы наши учителя начальной школы
приняли в них активное участие. Пришло время
аккумулировать весь инновационный потенциал
начальной школы РО и Международной Ассоциации
«Развивающее обучение».
Именно с этой целью внутри Ассоциации
Открытым институтом «Развивающее образование» в
настоящее время создается Сетевая
образовательная организация «Развивающее
образование», которая теперь имеет свой
собственный сайт www.sooro.ru. На
протяжении ближайших двух лет этот сайт будет
функционировать и совершенствоваться в рамках
проекта НФПК «Информатизация системы
образования» (ИСО).
Сетевая организация нам видится как
идеальная организационная структура, которая
объединяет равноправных и независимых
партнеров, ориентированных на достижение общих
целей путем активного включения в процессы
принятия решений и объединения образовательных
ресурсов. Мы стремимся к сохранению партнерами
своей индивидуальности при одновременном
признании ими коллективных ценностей
развивающего обучения.
В отличие от нашего сайта ОИРО (www.ouro.ru) новый ресурс будет
ориентирован не только на педагогов, но и на
школьников, их родителей, студентов и
управленцев разного уровня. Основная задача
этого учебного года – наполнить сайт
необходимым содержанием и научиться грамотно с
ним работать.
Данный проект должен способствовать
активизации взаимодействия всех школ
Ассоциации, предоставить возможность
оперативного обмена информацией, обеспечить
всех заинтересованных лиц (и взрослых, и детей)
необходимыми учебно-методическими материалами
для организации эффективного и качественного
образования на местах.
Выстраивая дистанционное сетевое
взаимодействие с помощью современных
информационных технологий, мы в то же время не
отказываемся от наших традиционных форм
сотрудничества: очных стажировок, курсовой
подготовки, семинаров.
Важным этапом в становлении
развивающего обучения в массовой школьной
практике является разработка
учебно-методических материалов, использующих
новые информационные технологии. В рамках уже
упоминавшегося проекта НФПК ИСО нашими авторами
началась разработка инновационного
учебно-методического комплекса (ИУМК) с
компьютерной поддержкой «Новая начальная школа»
(авторский коллектив под руководством Е.В.
Чудиновой).
Существующий «классический» подход к
преподаванию всех учебных дисциплин в начальной
школе страдает глобальным недостатком –
отсутствием координации между ними. Ребенок
осваивает разные учебные предметы как
изолированные и независимые друг от друга.
То, что изучено в рамках одного
предмета, остается средством решения узкого
круга задач и не переносится на другие предметы,
хотя значительная часть учебного содержания
располагает к этому.
То, что освоено в начальной школе, не
становится средством решения предметных задач в
основной школе.
Это существенно снижает вклад каждого
предмета в общее образование и развитие
учащегося и создает серьезные препятствия для
формирования базовых надпредметных умений и
компетентностей.
Несмотря на то что система Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова изначально нацелена на
формирование именно таких базовых умений
(например, умения учиться), она также пока не
свободна от этого недостатка. Основные учебные
предметы предъявляются младшему школьнику с
первого класса как «готовые», уже выделенные
заранее области знания, причем основания этого
выделения ребенку не ясны. Именно эта проблема
определила необходимость следующего шага в
развитии образовательной системы Д.Б. Эльконина
– В.В. Давыдова – разработки ИУМК под названием
«Новая начальная школа». Первые результаты его
апробации мы увидим уже в конце этого учебного
года.
Еще один актуальный проект,
который будет реализован в этом учебном году, – программный
продукт на электронном носителе «КОД» (аббревиатура
от «контрольно-оценочная деятельность») для
всех субъектов образовательного процесса
(педагогов, учащихся, их родителей и
администрации школы). Многие учителя, работающие
в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, давно
используют безотметочную систему оценивания
результатов обучения. Однако нужно честно
сказать, что эта система пока остается
трудоемкой для учителя и часто непонятной для
учащихся и, особенно для родителей. Создаваемый
программный продукт позволит существенно
снизить затраты времени на организацию
контрольно-оценочной деятельности в условиях
безотметочного обучения, сделать ее прозрачной и
явной для детей и родителей, позволит школьникам
самим следить за динамикой своих знаний и умений
от 1-го к 11-му классу, определять пути преодоления
трудностей и ошибок.
Летние курсы для учителей начальной
школы в июне 2007 года на базе Открытого института
«Развивающее образование» пройдут уже с
использованием данного программного продукта,
поэтому слушатели смогут одновременно заняться
и проблемами развивающего обучения, и овладением
ИКТ-компетентностями, так необходимыми для
современного учителя.
В последнее время Президент РФ (см. в
прессе материалы о саммите G8), Министерство
образования и науки РФ при финансовой поддержке
Всемирного банка уделяют особое внимание оценке
качества российского образования, в том числе и
начального. По гранту Всемирного банка группа
специалистов РО под руководством П.Г. Нежнова и
Д.Б. Эльконина разработала инновационный пакет диагностических
материалов для мониторинга ключевых
компетентностей выпускников начальной школы.
С 11 по 15 сентября их апробация успешно прошла в
ряде школ Карелии (г. Петрозаводск), а 26–27
сентября была проведена конференция по итогам
данного проекта, в которой школы РО приняли
участие. В одном из номеров газеты мы обязательно
познакомим вас с диагностическими заданиями и
результатами их апробации. Разработанный пакет
диагностики, с нашей точки зрения, поможет
учителям и администрации школ перейти от оценки
исключительно знаний, умений и навыков к оценке
ключевых компетентностей младших школьников в
соответствии с новым Госстандартом 2004 года.
В этом учебном году нас традиционно
ожидают два крупных мероприятия.
Первое, которое пройдет 21–24
декабря 2006 года в г. Зеленограде на базе
Института искусств и информационных технологий,
– это XII научно-практическая конференция
МАРО. Тема конференции в этом году – «Инновационные
проекты РО в свете приоритетного национального
проекта “Образование”». На этой
конференции уже будут обсуждаться первые итоги
реализации описанных выше инновационных
проектов, имеющих прямое отношение к начальной
школе. Мы очень хотели бы видеть на конференции
представителей школ РО и учителей РО –
победителей конкурсов по Национальному проекту
«Образование», чтобы обсудить с ними перспективы
создания внутри нашей Ассоциации корпорации
инновационных школ РО, которая могла бы стать
потенциалом, обеспечивающим развитие системы
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в ближайшие 15–20
лет.
Второе важное мероприятие – юбилейная
X Международная олимпиада школ РО, в
которой мы ждем участия команд – ветеранов
нашего олимпийского движения и появления новых
команд. Олимпиада пройдет в ближнем Подмосковье 2–9 мая
2007 года.
Итак, уважаемые коллеги, нам предстоит
интересный учебный год, богатый важными для всех
нас событиями. Хотелось бы, чтобы его главным
итогом стало появление новых разработок и
продуктов, которые будут способствовать
развитию нашей образовательной системы.
Приглашаем все наши школы и отдельных
учителей РО к продолжению активного
сотрудничества для дальнейшего продвижения
системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на
российский рынок образовательных услуг.
Мы, как всегда, находимся по адресу: 121609,
Москва, ул. Крылатские Холмы, д.15 (1), тел. (495) 413-60-05,
e-mail: referent@ouro.ru
сайты: www.ouro.ru , www.sooro.ru
|