Реализация
деятельностного подхода
при повышении квалификации учителя
развивающего обучения
Профессиональная позиция учителя на
уроке при переходе к системе Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова меняется кардинальным образом. Из
транслятора знаний и умений он превращается в
организатора совместной деятельности учащихся
по поиску и обнаружению способов действий, а
также оснований этих способов. Трудности, с
которыми сталкивается учитель, осваивающий
образовательную систему Эльконина–Давыдова,
объясняются тем, что в предшествующем опыте у
него практически нет образцов такой
профессиональной деятельности и накопленная им
большая или меньшая педагогическая интуиция,
педагогические знания и умения перестают
работать. Закономерно возникает вопрос о том, как
готовить учителей, которые могли бы работать в
русле деятельностной педагогики.
Недавно была разработана новая
четырехлетняя программа курсов подготовки и
повышения квалификации учителей развивающего
обучения, набран 1 курс. Особенностью новой
программы стал отказ от жесткой привязки года
обучения к соответствующему классу. Раньше 1-й
год обучения был посвящен, главным образом,
разбору содержания и методике обучения в первом
классе начальной школы; 2-й год – второму классу и
т.д. (естественно, что общая
психолого-педагогическая подготовка
продолжалась все четыре года). Однако наш
многолетний опыт общения с учителями,
осваивающими образовательную систему
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, показывает,
что, пошагово осваивая содержание учебных
предметов – математики, русского языка,
литературы, окружающего мира, – учителя не
схватывают главного – изменения способов
организации педагогической деятельности.
По новой программе четырехлетняя
переподготовка сохраняется, но каждый год
обучения (курс) посвящен теперь не
соответствующему классу начальной школы, а
определенной проблеме. Например, занятия на
первом курсе концентрировались вокруг
разворачивания логики содержания учебных
предметов через постановку и решение учебных
задач. На последующих курсах фокусировка будет
меняться: организация совместной деятельности
(учебное сотрудничество, специфика групповой
работы, разновозрастные уроки); развитие учебной
самостоятельности; диагностика и коррекция в
развивающем обучении (специфика результата в
системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и др.
Традиционно на курсах повышения
квалификации много внимания уделяется лекциям и
семинарам, направленным на изучение
особенностей предметного содержания,
педагогических приемов и техник и пр., т.е.
стержнем обучения становится набор определенных
знаний, которые передаются. На наш взгляд, в
современных условиях, когда созданы полные
учебно-методические комплекты по всем основным
предметам, изданы сотни книг и брошюр по
развивающему обучению, уже нет необходимости
«вычитывать» весь учебный материал,
прорабатывать с учителями каждую страницу
учебника.
Важной особенностью новой программы
стал перенос центра внимания при обучении с
поиска правильных ответов на развитие умения
решать проблемы. В реальной ситуации урока
развивающего обучения не существует правильных
ответов – учебная группа получает тот результат,
которого они смогли добиться, применяя
определенные способы решения. Учителю
развивающего обучения необходимы определенная
проницательность, умение ставить цели, искать
пути движения к цели, предвидеть возможные
последствия своих решений и действий,
способность к диагностике разворотов, возникших
на уроке, умение понять детскую логику. Эти
задачи помогут решить включение активных
методов обучения на семинарах, в том числе
проведении стажировок. Кроме ведущих
специалистов системы и авторов
учебно-методических комплектов с учителями
будут работать методисты, имеющие большой опыт
работы в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,
что обеспечивает индивидуальный подход на
каждом этапе обучения, позволяет организовать
эффективную работу в малых группах.
Эффективность обучения на курсах во
многом зависит от того, сохраняется ли связь
слушателей с преподавателями. Важным изменением
стало и сочетание в новой программе очного
обучения на семинарах в Москве с дистантными
(заочными) формами. Полный курс четырехлетней
переподготовки включает четыре летних семинара
и 12 модулей, предлагаемых на самостоятельную
проработку в межсессионный период. Заочные
задания направлены на работу с различными
источниками информации (книг, сайтов), выполнение
индивидуальных проектов уроков и др. Заочные
задания позволяют организовать семинарскую
работу в одной школе или в нескольких школах,
объединенных в площадку.
Кроме заочных заданий учителя имеют
возможность принять участие в тематических
семинарах, конференциях, стажировках, проводимых
в межсессионный период.
Справки по телефону: (495) 413-6005, на сайте www.oro.ru или по электронной
почте lvovsky@mail.ru
|