Людмила СТАРКОВА,
учитель гимназии № 5,
г. Сосновый Бор,
Ленинградская обл.
Времена года
Развитие речи
1-й класс
Тема. «Наблюдение за природой».
Цели. Дать детям представление о
красоте окружающего мира в его жизни, движении –
смене состояний природы, времен года; показать
эмоциональное восприятие природы человеком, ее
воздействие на наши чувства, настроение;
формировать у детей зрительную активность,
способность к наблюдению и переживанию природы.
Оборудование. Слайды «Лето»,
«Осень»; альбом П.И. Чайковского «Времена
года» (июнь – «Баркарола», октябрь – «Осенняя
песенка»); иллюстрации и репродукции картин с
изображением времен года; рисунок коротышки
Знайки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На предыдущих уроках мы
учились видеть красоту предметного мира, а чем
будем заниматься сегодня, вы мне скажете чуть
позже. Определить тему урока вам помогут
репродукции картин известных художников и наш
ученый коротышка Знайка. Знайка принес для вас
загадки. Попробуйте их отгадать.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня:
Я – ...
Дети. Лето.
У.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Д. Зима.
У.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Д. Осень.
У.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку,
И по цветку.
Д. Весна.
У. Молодцы! Так что же мы сегодня
будем наблюдать?
Д. Природу в разные времена года.
У. Да! Мы будем учиться видеть
красоту окружающего мира путем наблюдения
природы в разные времена года.
III. Беседа о временах года
Учитель читает стихотворение.
У.
...Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты...
Всмотрись проникновенным взглядом
В природу...
В ней, с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: «Остановись, мгновенье!»
И вдруг – сквозь кружево ветвей –
Увидишь солнце золотое,
А в ослепительных лучах
Трепещут листья на ветвях...
Ты спросишь: «Что это такое?
Как этот маленький листок
Вместить так много цвета мог?!
Он то оранжевый, то красный!
В прожилках розово-зеленых...»
И ты воскликнешь удивленно:
«Как это все-таки прекрасно!»
Всмотрись... Не ускользнет от взора
Рисунок зимнего узора
На стеклах твоего окошка...
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты!
Какое время года вам нравится и почему?
Можно ли выделить какое-то время года особо?
Выслушиваются ответы детей.
– Все времена года хороши по-своему.
Хороша зима снегами,
Весна – цветами,
Лето – грибами,
А осень – пирогами.
IV. Работа со зрительным рядом
У. Прочтите помещенные на доске
стихи русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
На доске:
Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев) |
– О чем они вам говорят?
Показ слайда «Лето».
– Какое время года вы видите?
Д. Лето.
У. Вообразите, что вы видите не
фотографию, а реальный пейзаж, в который вы
можете «войти», представьте себя в окружении
этой природы.
Какие чувства вы испытываете?
Выслушиваются ответы детей.
– Какая здесь погода?
Как вы думаете, дует ли ветер?
Придумайте название к этой картине.
Чем вас привлекает (или не привлекает)
изображенная природа?
Отметьте краски, характерные для лета.
Послушайте, как говорят о лете поэты
Федор Тютчев и Александр Блок.
Ученик 1.
В душном воздухе – молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы.
Ученик 2.
День таит в себе часы
Неизведанной красы,
Душный зной, дневная лень,
Отблеск дальних деревень.
Показ слайда «Осень».
– Какой пейзаж перед вами?
Д. Осенний.
У. Как вы догадались?
Д. В глаза бросились краски
осени. Много желтого, оранжевого, красного.
У. Какое настроение вызывает у
вас этот пейзаж? Что привлекает? Что не нравится?
Выслушиваются ответы учащихся.
Ученик 3.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
У. На первом слайде вы видели
реку. Здесь она такая же?
Д. Нет, здесь вода темнее, видно,
что стало холоднее. Это осень.
У. Среди какой природы вы бы
построили дом, хотели бы жить?
Дети отвечают.
V. Работа с музыкальным
произведением
У. А теперь представьте, что вы
музыканты, сидите в своем доме у окна и
рассматриваете эти пейзажи. Какую бы музыку вы
сочинили к первому пейзажу? Ко второму пейзажу?
Д. К первому пейзажу –
спокойную, тихую (ленивую). Ко второму – светлую,
грустную, спокойную.
У. А теперь послушайте «Осеннюю
песенку», которую написал композитор Петр Ильич
Чайковский.
Дети слушают произведение.
– При помощи чего передает художник
настроение природы?
Д. При помощи кисти и красок.
У. При помощи чего композитору
удалось передать настроение природы?
Д. С помощью звуков и
музыкальных инструментов.
VI. Работа с выставкой книг
У. Обратите внимание на выставку
книг. Можно ли по обложкам догадаться, о чем они
повествуют?
Д. О природе.
У. Да. Здесь собраны стихи о
природе. Послушайте некоторые из них и
постарайтесь определить: как поэтам удается
передать свое настроение, отношение к природе,
свои ощущения?
Подготовленные ученики читают стихи.
– О каких временах года стихи?
Д. О лете, об осени.
У. Стихотворение какого поэта
вам больше понравилось? Почему?
Дети отвечают.
– Так как же поэтам удалось
передать свои ощущения?
Д. При помощи красочных, умело
подобранных слов и выражений.
VII. Итог урока
У. Как можно увидеть красоту
природы?
Д. Надо присмотреться.
У. При помощи чего можно
передать свои ощущения, настроение, чувства?
Д. При помощи красок, музыки,
слов.
У. Да!
Какие чудные картины
Мир открывает нам порой!
В травинках – лучик золотой,
Серебряная паутина.
А сколько дивной красоты
В хрустальной капельке росы,
В дождинке, по стеклу скользящей,
И в легкой дымке над рекой...
Мир – удивительный такой!
К нему присматривайся чаще!
|