Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2006

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Тамара ТАМБОВКИНА

Продолжение. См. № 16/2006

Маленькие драчуны

Мы продолжаем цикл «Педагогические ситуации». В этой статье Тамара ТАМБОВКИНА предлагает обсудить проблему детской агрессивности.
Взрослые иногда совершают над детьми действия, которые квалифицируются как физическое или психологическое насилие. К ним относят физическое и словесное оскорбление, публичное унижение, коллективное осуждение с унижением достоинства, шантаж, наказание трудом. В статье 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» записано, что «применение методов физического или психологического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается». Это касается взрослых. А вот закона, запрещающего младшим школьникам наносить друг другу физические оскорбления, драться, не существует. Считается, что детские драки не влекут за собой тяжелых последствий. Это не всегда так, и если это явление присутствует в жизни, то учителю необходимо знать, как поступать в таких ситуациях.

Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конфликтов с помощью физической силы. Участниками драк преимущественно бывают мальчики. Особенностью конфликтов, вызывающих детские драки в штатных ситуациях, является их относительная простота: несогласие, разногласие, иногда – противодействие. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так. Почему? В младшем школьном возрасте активно формируется личность, многие качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, будут развиваться и в последующие годы. В детской межличностной драке один выступает в роли победителя, другой оказывается в роли побежденного. Если побежденный испытывает унижение, страх или озлобление, то победитель – чувство удовлетворения от победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление подобных личностных качеств нежелательно. (Однако в случаях когда физическая сила была использована для защиты слабого или для самозащиты, такое разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и в известной мере подобные столкновения между детьми даже полезны.)

Классический пример детской драки описан Марком Твеном в книге «Приключения Тома Сойера».

«...Перед ним [Томом] стоял незнакомый мальчик, чуть побольше его самого. Приезжий любого возраста и пола был редкостью в захудалом маленьком городишке Сент-Питерсберге. А этот мальчишка был еще и хорошо одет – подумать только, хорошо одет в будний день!..
...Чем дольше Том смотрел на это блистающее чудо, тем выше он задирал нос перед франтом-чужаком и тем более жалким казался ему собственный костюм. Оба мальчика молчали. Если двигался один, то двигался и другой – но только боком, по кругу: они все время стояли лицом к лицу, не сводя глаз друг с друга. Наконец Том сказал:
– Хочешь, поколочу?!
– А ну, попробуй! Где тебе!
– Сказал, что поколочу, – значит, могу.
– А вот и не можешь.
– Могу.
– Не можешь!
– Могу.
– Не можешь!
Тягостное молчание. После чего Том начал:
– Как тебя зовут?
– Не твое дело.
– Захочу, так будет мое.
– Ну так чего ж не дерешься?
– Поговори еще у меня, получишь.
– И поговорю, и поговорю – вот тебе!
– Подумаешь, какой выискался! Да я захочу, так одной левой тебя побью.
– Ну так чего ж не бьешь? Только разговариваешь.
– Будешь дурака валять – и побью.
– Ну да, – видали мы таких.
– Ишь вырядился! Подумаешь, какой важный. Еще и в шляпе!
– Возьми да сбей, если не нравится. Попробуй сбей –  тогда узнаешь.
– Врешь!
– Сам врешь!
– Где уж тебе драться, не посмеешь!
– Пошел к черту!
– Поговори еще у меня, я тебе голову кирпичом проломлю!
– Как же, так и проломил!
– И проломлю.
– А сам стоишь? Разговаривать только мастер. Чего же не дерешься? Боишься, значит?
– Нет, не боюсь.
– Боишься!
– Нет, не боюсь.
– Боишься!
Опять молчание, опять оба начинают наступать боком, косясь друг на друга. Наконец сошлись плечо к плечу. Том сказал:
– Убирайся отсюда!
– Сам убирайся!
– Не хочу.
– И я не хочу...
...Большим пальцем ноги Том провел в пыли черту и сказал:
– Только перешагни эту черту, я тебя так отлуплю, что своих не узнаешь. Попробуй только, не обрадуешься!
Новый мальчик быстро перешагнул черту и сказал:
– Ну-ка, попробуй тронь!
– Ты не толкайся, а то как дам!
– Ну, погляжу я, как ты мне дашь! Чего же не дерешься?
– Давай два цента, отлуплю.
Новый мальчик достал из кармана два больших медяка и насмешливо протянул Тому. Том ударил его по руке, и медяки полетели на землю. В тот же миг оба мальчика покатились в грязь, сцепившись по-кошачьи. Они таскали и рвали друг друга за волосы и за одежду, царапали носы, угощали один другого тумаками – и покрыли себя пылью и славой...»

Том и новый мальчик подрались из-за того, что Тому не понравилось появление новенького на его собственной территории, да и зависть ему не давала покоя: в будний день новый мальчик был нарядно одет и выглядел франтом. Начать драку не просто, поэтому мальчики долго перебранивались и как бы настраивали себя на потасовку, стремясь при этом воздействовать на противника – напугать его, рассердить или обидеть: «боишься» – «не боюсь», «врешь» – «сам врешь», «убирайся» – «сам убирайся». Наконец мальчики покатились по земле. Они таскали и рвали друг друга за волосы и одежду, царапали носы, молотили кулаками.

Так или приблизительно так начинаются и протекают драки и сейчас. Однако дети быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, сопровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как драчуны через короткое время после сражения вполне мирно и дружески общаются между собой.

Физическое насилие у детей может ограничиваться просто ударом рукой, ногой или каким-нибудь предметом – например, книгой или портфелем. В Толковом словаре В. Даля «ударять» определяется набором таких действий, как «бить, колотить, толкать, наносить удар, ушибать». Всеми этими действиями младшие школьники владеют и широко их используют. Источников, из которых дети черпают опыт физического насилия, немало: примеры неправильного поведения родителей в семье, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга и детей; пример старших школьников; фильмы, прославляющие культ насилия.

Почему дети дерутся? Какие мотивы толкают их на применение физической силы в отношении своих сверстников? С одной стороны – это потребность защитить себя, выразить чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой, защитить слабого. С другой – попытка завоевать с помощью силы лидерство; завышенная самооценка («Мне все можно»); защита своей собственности («Это мои книги, карандаши, линейка...»).

Перед учителем сейчас возникают и новые проблемы, вызванные массовым увлечением родителей и детей с самого раннего возраста дзюдо и самбо. Занятия в спортивных секциях, специальных школах посещают не только мальчики, но и девочки. Занятия в этих школах преследуют цели развивать мотивацию личности к здоровому образу жизни, всестороннему физическому и спортивному совершенствованию. Но не могут ли дети, нарушая правила спортивной этики, применять некоторые приемы дзюдо и самбо в обычных детских драках?

Рассмотрим конкретные ситуации и вкратце охарактеризуем их.

Ситуация 1. «Неженка»

– Егорка-то у нас неженка! Вчера нес портфель Ольки из третьего «Б» класса! Какие телячьи нежности!
Ребята загалдели, засмеялись. И тут Егор вспомнил, что он действительно нес Олин портфель, когда она показывала ему фотографии.
– Неженка! – не унимался Пашка.
– Отстань, – отмахиваясь, как от назойливой мухи, бросил Егор.
Но Пашка не отставал и на следующих переменах.
– Уж точно, неженка!
И вдруг Егора как будто что-то толкнуло – откуда-то удушливой волной накатились обиды и злость. Он подскочил к Пашке, ударил его, и они вместе покатились по полу.

Ситуация 2. «Обидел слабого...»

Вова был самым маленьким в классе по росту. Коля, рослый и крепкий мальчик, постоянно его дразнил. Так было и на этот раз, когда они возвращались из школы. Коля догнал своего одноклассника, изобразил, как он делал упражнение на уроке физкультуры, а потом отвесил такой подзатыльник, что Вова еле устоял на ногах, но все же попытался противостоять своему обидчику. Мальчики покатились по земле. Кто знает, сколько бы продолжалась драка, если бы прохожие не остановили их.

 В обеих ситуациях более физически сильный мальчик «пробует» свою «силу» на слабом, пытается утвердиться, унижая его достоинство. Другой, возможно, и не такой сильный, не позволяет унижать свое достоинство (или достоинство более слабого товарища), защищает себя и другого собственными силами.

Ситуация 3. «Не угодил»

Ребята играли в футбол. Володя был вратарем, ловко отражал один мяч за другим. Но вот Володе не угодил чем-то партнер по игре, Сережа. Володя несколько раз больно его ударил. Сережа обиделся и ушел. Игра прекратилась.

 У Володи завышенная самооценка. Он считает, что ему все дозволено, даже ударить своего товарища.

Ситуация 4. «Отобрала...»

Начался урок, а у Пети, как всегда, чего-нибудь да и не хватает. «Ленка, дай линейку», – попросил он у соседки по парте. Девочка не реагировала. Тогда Петя, недолго думая, отобрал силой линейку. Лена книжкой ударила Петю по голове и вернула свою собственность.

 Столкновение, как и большая часть столкновений между детьми вообще, возникает в процессе защиты личной собственности.

Ситуация 5. «Кто сильнее?»

Сережа и Павел решили испытать, кто сильнее. Их окружили ребята, весело подзадоривая:
– Давай, Сережка, не поддавайся!
– Паша, не уступай!
Никому не хочется быть слабым. Борьба все напряженнее. Сереже кажется, что Павел больно взял его за руку, неправильно сделал подножку. У Сергея закипает злость: «Ах, ты так!» И вот уже борьба переходит в драку.

 Слишком уверенный в себе, желающий показать свою силу, мальчик часто становится участником драки.

Ситуация 6. «Подножка»

На перемене Коля и Олег играли в догонялки. За игрой наблюдал их одноклассник. Когда мимо него пробежал Олег, он подставил ножку, и тот упал. Олег вскочил и ударил обидчика. Мальчики подрались.

 Драка возникает без особых причин: от безделья, желания посмотреть, что получится...

Ситуация 7. «Не выслушал...»

Валера, ученик второго класса, бежал по коридору и нечаянно задел Юру. Тот, не разобравшись, в чем дело, не выслушав извинений своего товарища, ударил его. Валере показалось это несправедливым, и в результате произошла драка, хотя ее могло и не быть.

 Юра не сумел отличить умышленное действие от случайного. Неумение детей принимать извинения от своих товарищей и прощать часто может приводить к дракам.

Дети по-разному реагируют на физическое насилие:

  • одни молча переносят не только словесные, но и физические оскорбления, превращаются в своеобразные мишени для насмешек и ударов. Это о них говорят: «Его только ленивый не бьет»;

  • обиженные, не умеющие отстоять себя дети ищут защиты у учителя, жалуются ему на своих обидчиков («Он меня ударил!»; «А что он дерется!»);

  • некоторые плачут, пытаются разжалобить своего обидчика, пристыдить его словами («Как тебе не стыдно, я же тебе ничего не сделал... Я же нечаянно...»);

  • большая часть детей не спускает своему обидчику, вступает в драку, отстаивает свое достоинство.

Стоит отметить, что реакция детей на дерущихся тоже разная: разнимают, подзадоривают, бегут за помощью к учителю, стыдят.

Учитель не может выступать в качестве наблюдателя, когда дети дерутся. В его обязанности входит остановить драку, развести дерущихся в разные стороны. После того как они успокоятся, необходимо поговорить с драчунами, выяснить причину драки и посоветовать, как надо было бы поступить в возникшей ситуации.

При этом нельзя забывать о том, что пострадавший нуждается в психологической поддержке со стороны педагога, а победитель – в индивидуальной беседе о вреде применения силы, недопустимости насилия над другим человеком. Если же весь класс был свидетелем драки, то после беседы с ее участниками учитель, соблюдая педагогический такт по отношению к побежденному ученику, может дать оценку происшедшему и объяснить, как следует детям общаться друг с другом. Педагогическое мастерство учителя проявляется в умении не только выслушивать детей, но и побудить их к размышлению и самостоятельному принятию верного решения, научить правильно общаться.

Чтобы учителю легче было разговаривать с детьми, можно посоветовать использовать следующие методы, приемы и средства воспитания:

1. Прочитайте с детьми художественные произведения и обсудите, как следует общаться между собой.

ДВА КОЗЛА

Однажды на лужайке
Подрались два козла,
Подрались для забавы,
Не то чтобы со зла.

Один из них тихонько
Приятеля боднул,
Другой из них легонько
Приятеля лягнул.

Один боднул приятеля
Немножко посильней.
Другой лягнул приятеля
Немножко побольней.

Один разгорячился,
Боднул что было сил!
Другой его рогами
Под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен
Запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся
Не в шутку, а всерьез...

Я вспомнил эту драку,
Когда передо мной
На школьной перемене
Такой же вспыхнул бой.

(В. Лифшиц)

Вопросы

1) С кем сравнивает автор дерущихся на перемене детей?
2) Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с помощью кулаков?

ЕСЛИ БЬЮТ...

У мальчишки после драки
Отличительные знаки,
Но не прячет он царапин –
Нет, наоборот,
Он, услышав голос папин,
Говорит: – Ну вот.
Все в порядке! Я им выдал!
Я им дал сполна!
И отец с довольным видом
Смотрит на сынка.
И сегодня на бульваре
Дрался он, как лев,
Двух обидчиков ударил,
Сразу осмелев.
– Молодец! – одобрил папа.
– Вот теперь ты не растяпа.
И запомни впредь:
Затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют – ответь.

(А. Барто)

Вопросы

1) Прав ли папа?
2) Мог ли мальчик поступить как-то иначе?
3) Что вы сделали бы на месте мальчика?

ПОВЕРЬ МНЕ!

Кричат на меня:
– Драчун! Забияка!
И сам не пойму,
Почему все же драка
Не может нигде
Обойтись без меня?
Бегут без оглядки,
Как от огня,
Собаки и кошки,
Где ни пройду.
А палки и камни,
Как на беду,
Лежат на виду
Повсюду вокруг...
Ах, если б ты знал,
Как нужен мне друг,
Который бы мне
Поверил во всем!
Собак мы бы с ним
Кормили вдвоем,
Ласкали бы вместе
Пушистых котят...
Мне очень обидно,
Когда не хотят
Мальчишки
Доверить мне дело!
Ты знаешь,
Как мне надоело,
Что все так боятся
Моих кулаков,
Скажи,
Ну зачем мне
Столько врагов?
Я всюду один...
И мне плохо теперь.
Как нужен мне друг!
Ты мне веришь?
Поверь...

(Н. Юркова)

Вопросы

1) Как вы думаете, правильно ли рассуждает герой стихотворения?
2) Что бы вы посоветовали драчуну?

2. Обратитесь к народной мудрости.

О чем говорят русские пословицы?

  • Подыми руку, но не ударь.

  • Унижая других, сам унижаешься.

  • Дракою прав не будешь.

  • Куда ни придет, ссору заведет.

  • Ссора до добра не доводит.

3. Переключите внимание детей, их эмоциональное состояние с помощью юмора.

Г. Остер, автор задачника «Ненаглядное пособие по математике», придумал две задачки:

  • Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз – Дашу, 7 раз – Клаву и один раз, по ошибке, – завуча Маргариту Багратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет?

  • Возвращаясь домой из кино, Вовочка толкнул 9 девочек и подставил ножки 26 девочкам. Половина девочек, обиженных Вовочкой, заревела, а другая половина погналась за Вовочкой и надавала ему по шее. Сколько девочек надавали Вовочке по шее?

Вопросы

1) Что высмеял в своих задачках Г. Остер?
2) Почему ссорятся мальчики и девочки?
3) Можно ли им общаться мирно?

На рисунках датского художника Х. Бидструпа «Драка» очень выразительно рассказывается о том, как взрослые люди подрались. Предложите детям рассмотреть картинки:

1) Маленький озорник через трубочку выстрелил и попал в шею другому мальчику, постарше, возможно, такому же озорнику. Старший мальчик немедленно обернулся, схватил маленького за волосы и начал его колотить.

2) Проходившая мимо женщина подумала, что старший мальчик обижает младшего, и решила заступиться. Она разняла драчунов, но за свое заступничество ей пришлось дорого заплатить, так как старший мальчик очень ловко ударил женщину в глаз. На месте удара образовался огромный синяк.

3) Женщина схватилась за голову, сумка и зонтик упали на землю.

4) Проходивший мимо полный солидный мужчина увидел все это, возмутился, быстро поймал обидчика и, положив его на колено спиной вверх, начал шлепать... В это время маленький плут успокоился и стал с интересом смотреть, как плохо приходится большому мальчику. Он не заметил, как к месту события большими шагами приближался мужчина со сжатыми кулаками. Наверное, он подумал, что взрослый и сильный мужчина обижает мальчика...

5) Женщина, оба мужчины и большой мальчик кричали, жестикулировали, что-то пытались объяснить друг другу до тех пор, пока мужчины, так и не поняв, что произошло, не начали колотить друг друга.

6) Женщина кричала, мужчины дрались, а мальчики с интересам смотрели на то, что происходит... Они снова не заметили, как со всех сторон бежали мужчины и, не разобравшись, в чем дело, вступали в рукопашную битву... Между тем мальчикам, видно, надоело смотреть на происходящее, поэтому, взявшись за руки, как большие друзья, они предпочли удалиться по своим делам...

Вопросы

1) Чему учат эти картинки?
2) Что они высмеивают?
3) Какую ошибку допустили взрослые?

Прочитайте отрывок из романа английского писателя Джерома К. Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки»:

«Помню, однажды я находился в вестибюле хэймаркетского универсального магазина. Меня окружало множество собак, ожидавших возвращения своих хозяев, которые делали покупки. Там сидели мастиф, два-три колли, сенбернар, несколько легавых и ньюфаундлендов, овчарка, французский пудель с множеством волос вокруг головы, но потертый в середине, бульдог, несколько левреток величиной с крысу и пара йоркширских дворняжек.
Они сидели мирные, терпеливые, задумчивые. Торжественная тишина царила в вестибюле. Его наполняла атмосфера покоя, смирения и тихой грусти.
И тут вошла красивая молодая дама, ведя за собой маленького, кроткого на вид фокстерьера, и оставила его на цепи между бульдогом и пуделем. Он сел и некоторое время осматривался. Потом он поднял глаза к потолку и, судя по выражению его морды, стал думать о своей матери. Потом он зевнул. Потом оглядел других собак, молчаливых, важных, полных достоинства. Он посмотрел на бульдога, который безмятежно спал справа от него. Он взглянул на пуделя, сидевшего, надменно выпрямившись, слева. И вдруг без всякого предупреждения, без всякого видимого повода он укусил этого пуделя за ближайшую переднюю лапу, и вопль страдания огласил тихий полумрак вестибюля. Результат этого первого опыта показался фокстерьеру весьма удовлетворительным, и он решил действовать дальше и всех расшевелить. Перескочив через пуделя, он энергично атаковал одного из колли. Колли проснулся и немедленно завязал яростный и шумный бой с пуделями. Наш фоксик вернулся на свое место и, схватив бульдога за ухо, попробовал свалить его с ног. Тогда бульдог, исключительно нелицеприятное животное, набросился на всех, кого мог достать, включая и швейцара, что дало возможность маленькому терьеру без помехи наслаждаться дракой со столь же расположенной к этому дворняжкой.
Всякий, кто знает собачью натуру, легко догадается, что к этому времени все собаки в вестибюле дрались с таким увлечением, словно от исхода боя зависело спасение их жизни и имущества. Большие собаки дрались друг с другом, маленькие дрались между собой и в свободную минуту кусали больших за ноги.
Вестибюль превратился в сущий ад, и шум был страшный. Снаружи собралась толпа; все спрашивали, не митинг ли здесь, а если нет, то кого тут убили и почему. Пришли какие-то люди с шестами и веревками и пробовали растащить собак; послали за полицией.
В самый разгар потасовки вернулась милая молодая дама, подхватила своего дорогого фоксика на руки (тот вывел дворняжку из строя по крайней мере на месяц, а сам теперь прикидывался новорожденным ягненком), осыпала его поцелуями и спросила, не убит ли он и что ему сделали эти гадкие, грубые собаки. А фокс притаился у нее на груди и смотрел на нее с таким видом, словно хотел сказать: «Как я рад, что вы пришли и унесете меня подальше от этого возмутительного зрелища!»

Вопросы

1) Что вам напомнил этот отрывок?
2) Как надо относиться к зачинщикам драки?

4. Обсудите несколько ситуаций и выясните, как бы дети поступили в том или ином случае.

КТО ПРАВ?

Класс спускается по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц, Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот растяпа!» Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги!» Люда громко смеялась.
Остальные дети шли мимо с таким видом, будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» С этими словами Оксана помогла Вере подняться, отряхнуть платье.

Вопросы

1) Как поступили бы ваши ученики в данной ситуации?
2) Что бы вы посоветовали ребятам?

БЫТЬ ПЕРВЫМ

Алик всегда любит быть первым: когда дети идут на завтрак, когда уходят домой. Он первым выбегает из-за парты, и если кто-нибудь стоит впереди него, то он отталкивает их, а сам встает вперед, громко крича, что это его место. И многие дети стараются с ним не ссориться, уступают ему во всем. Алик – сильный мальчик, в любую минуту может доказать свое право на первое место кулаками.

Вопросы

1) Каким растет Алик?
2) Что бы вы посоветовали ему и всем другим детям, которые ему во всем уступают?

5. Обсудите, что легче – ссориться или мириться? Хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения?

  • Самообладание – способность владеть собой.

  • Выдержка – одно из ценных качеств личности человека.

  • Ссора – это состояние вражды, размолвка. Ссора может начинаться со спора.

  • Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту.

6. Решите коммуникативные задачи.

  • Твоего товарища ударили. Что и как ты ему скажешь?

  • Вы поссорились с подругой. Какие слова надо сказать подруге, чтобы наступил мир?

7. Проведите специальные занятия с целью формирования у детей способности к ненасильственному взаимодействию.

8. В процессе самообразования найдите время ознакомиться со следующей литературой:

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Педагогика, 1982.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер-Пресса, 1997

  3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.

  4. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992.

  5. Галазунова М.А., Шеланков В.А. Кто защитит права ребенка в школе? М.: Педагогика, 1995, № 5.

  6. Загадки детского развития. // Начальная школа. 1998. № 2. (Как избежать детской агрессии. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986).

  7. Лебединская Е.Р. Дети с нарушениями общения. М.: Педагогика, 1989.

  8. Лежнева Л.И. Учим детей общаться. // Начальная школа. 1990. № 5.

  9. Лежнева Л.И. О детской драчливости. // Начальная школа. 1987. № 3.

  10. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – СПб.: Питер-Пресса, 1997.

  11. Островская Л. Снова о драках. // Семья и школа. 1987. № 3.

  12. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Издательский дом «Форум», 1997.

  13. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997.

  14. Тамбовкина Т.И. О детских драках. // Начальная школа. 1997. № 26.

Продолжение следует