Елена МАЦЬКО,
учитель начальных классов,
г. Нижневартовск,
Ханты-Мансийский авт. округ
Слушаю и говорю
Очень часто учителя жалуются на то, что дети не
умеют слушать друг друга, плохо строят
высказывания. Сами по себе ученики не приобретут
умения слушать и говорить – этому их надо
систематически обучать. Приводим примеры
упражнений, способствующих развитию
обозначенных умений у младших школьников.
Упражнение 1
СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ
Учитель произносит предложение – дети
осмысливают его, учитель повторяет предложение
– учащиеся запоминают его, а затем сокращают
предложение последовательно, произвольно, но
сохраняя основное содержание, например:
Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.
Завершается работа ответом на вопрос:
что изменялось, когда предложение сокращалось?
Далее это упражнение проводится как игра. В
условие игры входит правило: сокращать
предложение можно последовательно или на то
количество слов, которое определяют участники
игры.
Упражнение 2
ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Учитель произносит предложение и
предлагает детям изменить порядок слов. В
результате работы выясняется, что и как в этом
случае изменяется. Дети учатся выразительно
произносить предложение, изменяя логическое
ударение, уточняя смысл, например:
Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в школу.
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.
На основе этого упражнения проводится
игра «Такое одинаковое и разное предложение».
Учащиеся составляют предложения и предлагают
его варианты. Выигрывает тот, кто сможет
составить больше вариантов и продемонстрирует
умение выразительно произносить фразу.
Упражнение 3
ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО
Учитель предлагает детям прослушать
предложение и повторить его, заменив в нем только
одно слово, например:
Дети пришли из школы.
Ребята пришли из школы.
Мальчики пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Девочки пришли из школы.
Сыновья пришли из школы.
Данное упражнение вырабатывает умение
быть внимательным к содержанию высказывания,
готовит к сознательному восприятию текста и к
пересказам.
Упражнение 4
ПОСЛУШАЙ, ЗАПОМНИ, ОТВЕТЬ: ВСE ЛИ ВЕРНО?
Дети слушают предложения и определяют:
может ли в действительности быть то, что описано?
Если да, то когда и где это может происходить?
Если описанного не может быть, то надо
доказательно объяснить, что это небыль или
несуразица, например:
Выпал снег, Алeша вышел загорать.
Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать
землянику.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошeл дождь.
Данное упражнение нацелено на
развитие внимания к тексту, сознательное
освоение читаемого, умение точно в соответствии
с замыслом построить высказывание, осмысленно
употребляя то или иное слово.
Выполнив учебные упражнения, дети смогут
организовать игру «Различай были и небылицы,
замечай несуразицы».
Материал для игры дети подбирают сами.
Упражнение 5
ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель произносит предложение и
предлагает детям увеличить его, последовательно
прибавляя по одному-два слова, например:
Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.
Упражнение формирует умение быстро
усваивать смысл читаемого, читать по догадке,
запоминать, строить высказывание, используя все
языковые возможности, а также следить за
высказываниями собеседника.
Упражнение 6
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель начинает предложение, а дети
должны его закончить. Предполагается, что
возможно множество вариантов ответов или всего
один случай, например:
Девочка шла по …
Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по лесу и напевала.
Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с
продуктами.
Девочка шла по узкой горной тропинке.
Эти упражнения учат слушать и понимать
собеседника, читать, опираясь на догадку,
понимать сложные конструкции и употреблять их в
речи.
|