Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2006

ИННОВАЦИЯ

Материал подготовила
Татьяна ПАКУЛОВА,
учитель МОУ СОШ № 1,
п. Карымское, Читинская обл.

Поиск и апробация новых систем оценивания в условиях безотметочного обучения

Фото В.Алексеева

Модернизация российского образования – это долгосрочная перспектива, определяющая пути совершенствования и развития образования на ближайшее десятилетие. Включение начальной школы в 2001 году в этот широкомасштабный эксперимент во многом обусловлено необходимостью решения ряда проблем первой ступени школьного образования:

  • обновление содержания образования в условиях вариативной четырехлетней начальной школы, обеспечивающей дифференциацию и индивидуализацию начального образования;

  • использование методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье младших школьников;

  • организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, большинство из которых являются развивающими. Не менее важен вопрос использования современных методов, форм, приемов работы, адекватных целям и задачам начального образования. С учетом того что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. В соответствии с этим в практику начального образования вводится система безотметочного обучения, позволяющая, по мнению педагогов и ученых, решить указанные проблемы. Но с полной уверенностью утверждать, что это действительно так, можно только по окончании эксперимента на начальной ступени школы.

Следует отметить, что впервые эксперимент по введению безотметочного обучения начался в 50-е годы XX века под руководством Ш.А. Амонашвили. Результаты показали, что отношение детей к учению в целом зависит от характера самого педагогического процесса, от отношений между педагогом и детьми. [1] Основная цель такого обучения – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно-оценочной основе.

В нашей школе экспериментальная работа по апробации различных способов оценки учебных достижений учащихся и определению их влияния на психическое состояние младших школьников началась с 1 сентября 2000 года. По нашему мнению, обязательным условием успеха является установление новых взаимоотношений между ребенком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и рефлексивной деятельности учителя.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • психологическая перестройка учителя, осознание им целесообразности перехода на безотметочное обучение;

  • разработка системы оценивания учащихся, адекватной возрасту детей и в то же время функциональной и открытой для ребенка;

  • реализация воспитательной, личностной направленности оценочной деятельности как учителя, так и учащихся;

  • психолого-педагогическая работа с родителями по организации сотрудничества.

Понятно, что, ликвидировав отметку – удобное средство манипулирования, надо было заменить ее развернутыми содержательными рецензиями. Для формирующейся личности маленького школьника нужно не обозначение на бумаге его успехов, а терпеливое объяснение того, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности.

Фото В.АлексееваУчитель должен перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблемы детского незнания. Незнание – это не порок, это стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, сомнение, совет, поддержку и сотрудничество. Иногда помогает просто улыбка, кивок головой, выражение удивления, огорчения или беседа наедине – все это стимулирует, подбадривает ребят.

Ребенку необходимо сопереживание учителя, оказание помощи в преодолении трудностей и неудач. Оценка должна отражать оптимистическое отношение взрослого к ребенку. Младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже будет радоваться его успехам и огорчаться в случае неудачи.

При оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления.

Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков, неудач другого, а на выявление положительных сторон.

Это достигается за счет использования приемов самопроверки и взаимопроверки. В роли эталона выступает образец правильного выполнения работы, сравнивая с которым, ребята оценивают результаты своей работы.

При организации взаимопроверки нужно сориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, положительное, с уважением воспринимать успехи своего товарища и радоваться им. Для этого мы используем жетоны разного цвета, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. При подведении итогов дети дарят голубой – самому вежливому (кому хочется сказать сегодня спасибо); зеленый – самому активному на уроке; фиолетовый – самому старательному. Для того чтобы у детей не закрепилось восприятие друг друга относительно определенного критерия и цвета как носителя смысловой характеристики, формулировка критерия оценки и цвет меняются на каждом уроке.

Оценка – гибкий инструмент, который учитель может использовать по своему усмотрению для управления учебной деятельностью. «Слабый» ученик, который начал проявлять к учебе интерес, нуждается в большем подкреплении, чем «сильный» ученик.

Вот один пример. У нас в классе есть девочка Таня, которая не была готова к обучению в школе, – домашний ребенок. В первое время ей было трудно успевать за ребятами, она часто плакала. Мы ее старались хвалить за малейшие подвижки: за красивые буквы, за первый прочитанный слог, за самостоятельно решенный пример или задачу. Таня стала «расти на глазах»: в I полугодии она читала 8 слов, в конце года – 26 слов, все ребята ей хлопали. И снова хлопали после проверки диктанта: Таня получила 18 баллов, а многие другие – 24 балла. Я спросила – почему, ведь у Тани меньше баллов, чем у Даши и Кати? А дети мне ответили, что у Тани обычно было 12–14 баллов, а сегодня уже 18.

Таким образом, при коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (например, советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать). Коллективно мы чаще всего оцениваем конкурсы рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом обсуждении.

Фото В.АлексееваВажным результатом обучения без отметок становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, уважать собственные и чужие достижения – у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи, взаимоподдержки. Развивать это легче всего на уроках труда. Ведь порой учителю очень трудно успеть помочь каждому, кто уже справился с заданием. Дети понимают друг друга быстрее. Постепенно от этого вида взаимопомощи мы перешли к взаимопроверке на уроках русского языка и математики: если ты не уверен в результате, сверься с ребятами или с учителем – ведь мы хотим научиться.

При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание). После завершения письменной работы на уроке каждому ученику предлагается оценивать ее в баллах:

– если все сделано правильно – 3 балла;
– если допущены незначительные ошибки – 2 балла;
– если допущены значительные ошибки, но задание написано – 1 балл (ребенок его делал, прикладывал усилия, но у него не получилось – здесь работает принцип: незнание не наказывается, стимулируется процесс познания);
– если задание не выполнено, то есть ребенок к нему даже не приступал, баллы не ставятся, так как нулевой балл не может быть использован ради соблюдения педагогической этики.

С середины и до конца начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания. Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности. Баллы ставятся за каждый вид задания отдельно, например при решении задачи оценивается отдельно: умение делать чертеж, умение составлять алгоритм решения, умение правильно находить ответ и записывать его. По результатам выполненных заданий ученик набирает определенное количество баллов успешности.

Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. В связи с этим одна из проблем, которая стояла и стоит перед нами, – как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

На педагогическом совете школы, взвесив все «за» и «против», мы пришли к выводу, что оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать его продвижения в личностном развитии. В связи с этим нами была разработана система критериев при осуществлении текущего контроля: П – правильность, К – красота, Ст – старание, Тр – трудность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту (одну или несколько) на полях, с указанием критерия, в соответствии с которым хотели бы себя оценить). При проверке работы учитель оценивает работу ученика, и показатели сравниваются. Как показала практика, самооценка детей, пришедших в первый класс, завышена, но в процессе адаптации она становится адекватной (для определения самооценки была использована методика «Лесенка», модификация В.Г. Шур).

Степень обученности проверяется в ходе тематического и итогового контроля. Здесь ученик сам выбирает уровень трудности учебных заданий. Согласно А.Э. Симановскому (4) для реализации безотметочного обучения необходимо соблюдать четыре принципа:

1. Принцип градации трудности учебного материала, который предполагает в структуре любого учебного материала предусмотреть виды заданий, с которыми способны справиться учащиеся любого уровня подготовки.

2. Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания, реализация которого позволяет ему осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и сформировать адекватную самооценку. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).

3. Принцип постепенного накопления достижений: учащиеся с низким темпом обучения смогут почувствовать себя успешными даже на первых этапах формирования учебных умений, если не ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

4. Принцип свободы: в любой момент времени учащийся должен иметь возможность улучшить свои достижения. Для этого учащимся время от времени предлагают вернуться к заданиям пройденных учебных тем или к ранее оцененным умениям.

«Электронный паспорт ученика» позволяет отследить характер изменений в уровне подготовки учащегося на протяжении всего процесса обучения. Кроме того, он дает возможность учителю, учащемуся и его родителям получать принципиально новую и чрезвычайно важную информацию о месте школьника в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по данной дисциплине.

В течение года проводится 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ с заданиями по всем линиям развития для данного предмета на трех уровнях сложности: минимальном, базовом или максимальном.

По результатам оценивания к концу года мы получаем:

  • график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отраженный в листе достижений учащегося);

  • рейтинг (по проверочным работам) каждой линии развития.

Для того чтобы родители имели представление о динамике развития ученика, может быть использована карта педагогической диагностики (в ее составлении учителю помогает психолог, обработка данных осуществляется с помощью компьютера). Карта позволяет родителям узнать о месте ребенка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его дальнейшего развития и обучения.

Для итоговой аттестации мы предполагаем использовать накопительную систему оценок, что связано, прежде всего, с освоением западной технологии «учебное портфолио» (портфель ученика). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже они сами. «Портфель» собирают сам ученик и его родители, а учитель к концу года на основе исследования психолога составляет характеристику на каждого ученика. В ней указываются положительные и отрицательные стороны характера школьника, мотивация к учению, дисциплина, напряженность работы на уроке, а также результаты, достигнутые к концу учебного года, с перечислением усвоенных и неусвоенных тем. Далее характеристика содержит рекомендации ребенку и родителям для ликвидации обнаруженных пробелов в знаниях.

Впрочем, должна признаться, что на сегодняшний день мнения родителей о результатах нашего эксперимента различны. Большинство родителей переживают за переход ребят в среднее звено школы. И переживания эти достаточно обоснованны, так как в начальной школе апробация систем оценивания учебных достижений идет продуктивно и интенсивно, а в среднем звене об этом еще молчат. Каждого интересует, насколько возможно будет сохранить принципы оценивания, принятые в начальной школе.

В связи с этим, определяя дальнейшие перспективы развития практики обучения без отметок на содержательно-оценочной основе, необходимо в первую очередь решить вопрос о преемственности систем оценивания при переходе из школы начальной ступени в основную. Решение данного вопроса требует не только поиска практических путей, но и научного обоснования. В рамках нашей школы это становится локальным направлением эксперимента.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 2002.
3. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников: Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. М., 2001.
4. Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации. М.: Баласс, 2003.