Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Станислав ИВАНОВ,
Марина КУЗНЕЦОВА

Несколько уроков по русскому языку

Первые уроки. Методические рекомендации

4 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Урок 1

Повторение. Пишем письма

Задачи урока: вспомнить материал курса «Русский язык», изучавшийся в 1–3-м классах: построение учебника, задачи уроков, рубрики; обсудить задачи курса в 4-м классе; повторить правила написания писем; организовать работу по написанию коллективного или индивидуального письма авторам учебника.

Работа по учебнику

Упражнение 1. Обсуждение письма авторов учебника; составление ответа. Перед тем как приступить к чтению письма авторов учебника, учитель организует обсуждение изученного материала курса «Русский язык». Важно, чтобы ученики вспомнили и рассказали, какие темы, задания, упражнения были для них самыми интересными, а что было трудно выполнять. В ходе обсуждения учитель формирует целевую установку на продолжение изучения русского языка в 4-м классе: можно сказать ученикам, с какими темами они познакомятся, что узнают (рекомендуется заранее просмотреть вводные тексты некоторых уроков, чтобы заинтересовать учеников), какие виды работ будут выполнять на уроках разных блоков.
Затем учитель читает текст письма авторов учебника и предлагает учащимся написать ответ. Эта работа организует повторение правил написания писем.
Следует заранее определиться, будут ли ученики отвечать каждый самостоятельно или напишут коллективное письмо. Если ученики захотят ответить самостоятельно, необходимо повторить правила обращения и прощания в письмах, напомнить о последовательности изложения мысли. В качестве примера можно привести тексты некоторых упражнений уроков «Развитие речи» из учебника «Русский язык. 3 класс» (1 часть), чтобы актуализировать знания о языковом оформлении письма, предупредить возможные ошибки.
В результате работы у учеников в тетрадях должны быть записаны варианты обращения и прощания с авторами учебника (важно обратить внимание на постановку знаков препинания), возможные планы будущих писем, некоторые слова и выражения, которые ученики могут употребить в своих письмах. Самостоятельное написание письма учитель может рекомендовать в качестве домашней работы.
Однако следует помнить, что те письма, которые ученики принесут на следующий урок, проверять и тем более читать вслух нельзя, так как это нарушит этикетное правило, введенное в 3-м классе. Ученики могут сами запечатать письма в конверты и подписать их дома или коллективно на следующем уроке. Можно предложить отправить письма в одном конверте. Учителю следует помнить, что, несмотря на учебную роль этого вида работы, нельзя нарушать общепринятые нормы культуры, даже если есть желание исправить ошибки учеников, помочь им в выражении собственных мыслей в письменной речи: эти цели должны решаться только на этапе коллективного обсуждения и подготовки к написанию писем.

Адрес, по которому ученики направляют письма: 127422 г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3, Издательский центр «Вентана – Граф», авторам учебников.

КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК

Урок 2

Повторяем фонетику и словообразование

Задачи урока: повторить сведения по фонетике и словообразованию; закрепить навыки фонетического разбора слова и разбора по составу.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни» повторяет и закрепляет организацию работы на уроках русского языка. Важно, опираясь на вопросы рубрики, повторить с учащимися целевые установки уроков каждого блока (раздела). Необходимо, чтобы ученики вспомнили, какие виды работы они выполняли на том или ином уроке, и по возможности дали оценку тому, какие уроки для них трудные, а какие более легкие, какой материал кажется интересным, а какой – неинтересным, объясняя свои ответы и приводя примеры. Важно в течение года периодически начинать уроки с вопроса о том, чем ученики будут заниматься на уроках определенного раздела, чтобы закрепить целевую установку работы на уроке.

Упражнение 1 повторяет звуковой и графический анализ слова. Выполняется фронтально. В зависимости от темпа работы учащихся упражнение может быть выполнено в полном объеме или частично (оставшиеся слова могут быть предложены по желанию для домашней работы).

Ответы: 1) слова, в которых букв больше, чем звуков: дочь (4 буквы, 3 звука), опять (5 букв, 4 звука), солнце (6 букв, 5 звуков), свистнул (8 букв, 7 звуков), лень (4 буквы, 3 звука), вестник (7 букв, 6 звуков); 2) слова, в которых одинаковое количество букв и звуков: ночью – [ноч’йу], герой – [гирой], рыбка – [рыпка], пьет – [п’йот], съел – [сйэл], стулья – [стул’йа]; 3) слова, в которых звуков больше, чем букв: елка (4 буквы, 5 звуков), знаю (4 буквы, 5 звуков), поет (4 буквы, 5 звуков), юла (3 буквы, 4 звука), моя (3 буквы, 4 звука). Необходимо повторить фонетические явления: оглушение согласного в слове рыбка, непроизносимые согласные в словах солнце, свистнул, вестник – и графические особенности передачи звуков на письме: йотированные буквы, разделительные ь и ъ, обозначение мягких глухих согласных и безударных гласных. Следует обратить внимание учащихся на слово вестник, предложив объяснить его значение, используя прием развернутого толкования: вестник – «тот, кто приносит весть».
Вариант проведения: в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся можно организовать групповую работу (учащиеся одной группы ищут слова, отвечающие какому-то одному критерию, например слова, в которых звуков больше, чем букв, и т.п.).

Упражнение 2 повторяет и закрепляет последовательность проведения фонетического анализа слова с опорой на проверку выполненного задания (формирование действия контроля и осознанности выполнения задания). Выполняется фронтально.

Ошибки: [м] – не указана пара по мягкости ([м] – [м’]); назван звонким парным (непарный); [й] – назван твердым непарным (мягкий непарный), обозначен буквой й (должно быть е); [т] – не указаны пары по твердости/мягкости ([т] – [т’]) и глухости/звонкости ([т] – [д]). Ученики записывают в тетрадь только правильные характеристики звуков, в описании которых допущены ошибки.

Упражнение 3 (по выбору) повторяет фонетический анализ слова. Выполняется по желанию учащихся. Учитель должен заранее определить полноту записи: например, для слов мяч [м’ач’] и пень [п’эн’] разбор может быть полным, а для слова ящик [й’ащ’ик] – частичным (записать характеристику трех первых звуков).

Упражнение 4 повторяет разбор слова по составу. Выполняется фронтально устно. В классах с высоким уровнем подготовленности учащихся можно предложить для самостоятельного письменного разбора слово берёзовый. В приведенном образце ошибок нет. Важно, чтобы ученики вспомнили, что и с какой целью записано в каждом пункте разбора: пункт 1 – выделяется окончание (в скобках приводятся другие формы слова, чтобы доказать изменение окончания); пункт 2 – выделяется корень (в скобках приводятся однокоренные слова); пункты 3, 4 – выделяются суффиксы и приставки (в скобках приводятся слова с такими же суффиксами и приставками); пункт 5 – записывается полный разбор слова по составу.

Упражнение 5 осуществляет комплексное повторение изученного материала. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся и необходимости повторения того или иного материала, который определяет учитель, учитывая специфику класса. В качестве домашнего задания может быть предложено только по желанию сильным ученикам. Однокоренные слова: снежный, снег, подснежники; солнечным, (на) солнышке; весны, весенний. Слово, соответствующее схеме, – подснежники, способ словообразования – приставочно-суффиксальный. Транскрипция слова росток – [расток].

ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 3

Вспоминаем изученные орфограммы

Задачи урока: повторить изученные орфограммы; закрепить навык нахождения слов с изученными орфограммами; отработать операцию классификации слов в зависимости от типа или места орфограмм.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни» организует работу, направленную на повторение изученного во 2–3-м классах орфографического материала. Вопрос «Что такое орфограмма?» вводит в тему урока. Уже со 2-го класса учащимся известно такое определение орфограммы: «Опасное место при письме называется орфограммой. Орфограмма требует применения орфографического правила». В 3-м классе работа над орфограммами получила свое развитие. Возможные ответы: «Орфограмма – это место в слове, где требуется применение правила», «Орфограмма – это написание, которое подчиняется орфографическому правилу», «Орфограмма – это случай письма, где возможен выбор буквы», «Орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух». Важно, чтобы в ответах учащихся звучало указание на возможность выбора буквы и необходимость применения орфографического правила для правильного выбора буквы.
Второй вопрос направлен на определение осознанности учащимися усвоения во 2–3-м классах орфографического материала. Важно, чтобы их утвердительный ответ сопровождался примерами разных способов проверки орфограмм в корне и в суффиксе.
Сразу после ответов учащихся на третий вопрос стоит предложить им сверить свои ответы с ответами Кати. Так же стоит поступить и при работе над четвертым вопросом. Дополнительно к ответу Кати учащиеся самостоятельно или с помощью учителя вспоминают орфограмму «Двойные согласные».
В ходе ответов учащихся на пятый вопрос учитель при необходимости корректирует названия орфограмм и записывает их на доске.

Упражнение 1 повторяет орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова», развивает орфографическую зоркость. В процессе выполнения задания по нахождению заданной орфограммы учащиеся должны последовательно осуществлять три действия: 1) определять наличие/отсутствие в слове безударного гласного; 2) находить место безударного гласного: входит ли он в состав корня или нет; 3) устанавливать, можно проверить найденный в корне безударный гласный или нет. Данную последовательность стоит обсудить до начала выполнения упражнения, предложив учащимся ответить на вопрос: «В какой последовательности необходимо работать, чтобы выполнить предложенное задание?» Упражнение выполняется самостоятельно. После выполнения упражнения большинством учащихся класса слова с подчеркнутой орфограммой называются вслух, а весь класс проверяет правильность выполнения.
Возможная трудность связана со словами мотылек и освободиться: в этих словах проверить безударный гласный в корне нельзя, следовательно, подчеркивать орфограмму в этих словах не нужно.
Вариант выполнения: предложить учащимся прочитать текст и устно назвать слова с указанной орфограммой. Чем слабее класс, тем более развернутой должна быть работа: анализируется каждое слово в соответствии с тремя указанными выше действиями.

Упражнение 2 организует разграничение орфограмм «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Непроверяемые гласные в корне слова», повторяет словарные слова, изученные во 2–3-м классах. Выполняется в парах.

Упражнение 3 отрабатывает умение определять тип орфограммы в слове, классифицировать слова в зависимости от типа орфограммы. Выполняется письменно фронтально. Работа идет параллельно в тетрадях и у доски, учащиеся по цепочке выходят к доске, комментируют доставшееся им слово и записывают его в нужный столбик. Для слов первого столбика учащиеся устно подбирают проверочные слова. В упражнении есть слова-ловушки, которые не нужно записывать ни в один из столбиков: полет, ежик, ключик, так как в этих словах орфограммы не в корне слова. Важно, чтобы учащиеся заметили это и смогли объяснить, почему данные слова не нужно записывать.

Упражнение 4 (трудное) организует работу по классификации слов в зависимости от места орфограммы. Сложность упражнения связана с тем, что его выполнение требует сформированного умения разбирать слова по составу, а также с увеличением количества повторяемых орфограмм: в данном упражнении учащиеся встречаются с орфограммами в приставках, суффиксах, окончаниях. Упражнение предлагается учащимся с высоким уровнем успешности в процессе проведения дифференцированной работы.
Возможные трудности: определение состава слов зайчик и завтрак: в слове зайчик корень -зайч-, суффикс -ик-, в слове завтрак корень -завтрак-.

Упражнение 5 повторяет орфограммы согласных в корне слова. Выполняется фронтально. Слова, которые должны быть выписаны: тетрадка, грядке, друг, дружки, несладко, мальчишки, кочерыжки. Устно подбираются проверочные слова. Учителю стоит обратить внимание на слова что, лучше, в которых написание согласных необходимо запомнить.

Работа в тетради «Пишем грамотно»

Упражнение 1 повторяет написание словарных слов, организует самопроверку. Выполняется самостоятельно. Важно, чтобы учащиеся сами сверили свое написание с написанием слов на с. 48 тетради.
Возможный вариант выполнения: упражнение предлагается для домашней работы.

Упражнение 2 развивает орфографическую зоркость, отрабатывает действие проверки безударных гласных в разных частях слова, учит замечать несовпадения звукового и буквенного состава слова. Выполняется фронтально с подробным комментированием. Учитель постоянно следит за тем, чтобы после нахождения безударного звука в слове учащиеся определяли место орфограммы в слове. Важно, чтобы при работе со словом закрепить учащиеся увидели две орфограммы – в приставке и в корне; в слове цифра установили другой тип орфограммы и соответственно применили иной способ действия – не проверку, а применение правила; в слове огурцы назвали орфограмму «Непроверяемый гласный в корне слова».

Упражнение 3 учит определять признак, по которому слова объединены в группы, развивает орфографическую зоркость. Предлагается для дифференцированной работы учащимся с низким уровнем успешности усвоения материала.

Возможные трудности связаны с выделением корня в словах шишка (-шишк-) и большой (-больш-).

Упражнение 4 развивает умение увидеть в слове орфограммы. Выполняется устно фронтально с работой по цепочке: учащиеся по очереди анализируют каждое слово в упражнении и определяют количество орфограмм. Учитель предлагает дома списать текст упражнения в тетрадь.

Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоения самостоятельно выполняют упражнение 4 из учебника, упражнение 54 из тетради «Учусь писать без ошибок». Учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем выполняют упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно».

Дополнительная работа: упражнение 52 из тетради «Учусь писать без ошибок».

ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 4

Вспоминаем изученные орфограммы

Задачи урока: повторить способы проверки изученных орфограмм; закрепить навык нахождения изученных орфограмм; отработать операцию классификации слов в зависимости от типа или места орфограмм.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни» организует работу, направленную на повторение способов проверки изученных орфограмм.

Возможную трудность при работе с рубрикой может вызвать подбор примеров:

– непроверяемых парных по звонкости/глухости согласных: вокзал, автобус, вторник, завтра, завтрак, капуста, космонавт, медведь, аптека, восток, здесь, кастрюля, когда и т. д.;
– двойных согласных на стыке приставки и корня: рассказ, рассвет, раззеваться, бессмысленный, бесспорный, беззаботный и т.д.;
– двойных согласных на стыке корня и суффикса: сонный, туманный, матросский и т.д.

Упражнение 1 развивает орфографическую зоркость, организует работу по нахождению орфограмм согласных в корне слова. Выполняется письменно фронтально. Работа ведется параллельно в тетрадях и у доски. Учащиеся списывают предложение, находят в нем слова с заданными орфограммами, если возможно, подбирают проверочные слова, переходят к следующему предложению.

Варианты выполнения работы:

1) В классе упражнение выполняется устно: учащиеся по цепочке читают предложения и называют встретившиеся в предложении слова с заданными орфограммами.

2) Из предложений выписываются только слова с орфограммами (можно предложить выписывать слова в три столбика в зависимости от типа орфограммы), орфограммы подчеркиваются, устно подбираются проверочные слова (если возможно).

Упражнение 2 учит находить орфограммы согласных в словах, определять несоответствия звукового и буквенного образа слова. Выполняется письменно фронтально.

Упражнение 3 отрабатывает навык проверки орфограмм в словах при записи текста. В классе выполняется устно – учащиеся объясняют выбор буквы, если возможно, подбирают проверочные слова. Письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания.

Упражнение 4 развивает умение находить слова с заданными орфограммами. Выполняется в парах. Учащиеся открывают с. 133 учебника и, обсуждая в парах правильность выбора, выписывают семь слов.

Возможный набор слов:

  • акварель, аккуратно, аллея, аппетит,

  • аппликация, бассейн, искусство, килограмм,

  • кроссворд, металл, одиннадцать, пассажир,

  • перрон, экскурсия, экспресс, эскалатор и т.д.

Возможный вопрос: «Слов с какой орфограммой оказалось больше всего в словарике?»

Упражнение 5 (трудное) организует работу по классификации слов в зависимости от орфограммы. Выполняется дифференцированно: учащиеся с высоким уровнем успешности работают самостоятельно, учащимся с низким уровнем успешности учитель предлагает списать слова упражнения, подчеркивая в каждом слове орфограмму согласных в корне слова.

Вариант выполнения: упражнение предлагается только хорошо успевающим учащимся.

Упражнение 6 организует работу со словарными словами. На уроке учащиеся списывают слова, подчеркивая орфограмму «Двойные согласные в корне слова», подбирают к каждому слову родственное.
Возможные трудности: подбор родственных слов к словам аллея – аллейка, перрон – перронные (огни, ограждения), телеграмма – телеграммный (бланк). После выполнения этого упражнения выполняется упражнение 3 в тетради «Пишем грамотно», которое помогает закрепить написание отрабатываемых словарных слов. Подготовка к словарному диктанту предлагается как часть домашнего задания.

Работа в тетради «Пишем грамотно»

Упражнение 1 организует повторение написания словарных слов – названий месяцев, отработку написания слов с орфограммами гласных в корне слова. Начинается работа устно фронтально: учащиеся по очереди комментируют, какое слово или какую букву необходимо вставить, но при этом буквы и слова не вписываются. После разбора учащиеся приступают к самостоятельному выполнению упражнения. Учащиеся, быстро справившиеся с работой, выполняют следующее упражнение в тетради. По окончании работы учащиеся еще раз по очереди называют вставленную букву или слово.

Упражнение 2 повторяет орфограммы согласных в корне слова, развивает орфографическую зоркость и действие контроля. Учащиеся должны заметить такие ошибки Гены: не нужно было подчеркивать буквы в словах сентябрь, после, лесов, красноголовые; не подчеркнута орфограмма в слове друг. Упражнение предлагается учащимся, быстро справившимся с упражнением 1. В качестве домашнего задания можно предложить списать текст данного упражнения.

Упражнение 3 отрабатывает написание словарных слов. Выполняется вслед за упражнением 6 учебника.

Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоения самостоятельно выполняют упражнение 5 из учебника, учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем выполняют упражнение 54 в тетради «Учусь писать без ошибок».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Урок 5

Повторение. Пишем письма

Задачи урока: повторить правила написания писем; редактировать приведенные в учебнике письма с целью предотвращения ошибок в работах учащихся; анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения.

Упражнение 1 повторяет правила написания писем; организует наблюдение за смысловыми и логическими неточностями в текстах учебника и работу по их устранению. Выполняется фронтально. Готовясь к уроку, учитель должен рассчитать возможности учащихся и предложить для анализа столько заданий, сколько ученики могут выполнить в течение урока. Важно так же подробно проработать тот текст из учебника, в котором представлены ошибки, наиболее часто допускаемые учениками данного класса. Перед началом выполнения упражнения необходимо повторить правила приветствия и прощания в письмах, оформления конверта и т.д. Рекомендуется организовать работу с текстами на слух: учитель читает текст первого письма (учебники закрыты) и задает учащимся вопросы: Понятно ли им из письма Сережи краткое содержание книги, которую он прочитал? Какие ошибки допустил мальчик? Затем учащиеся читают текст письма самостоятельно, после чего учитель предлагает назвать неточности и ошибки в письме мальчика. На этом этапе очень важно, чтобы учащиеся не столько сформулировали неточность, сколько заметили ее. Если ученики испытывают затруднение, учитель предлагает перечитать предложение (или последовательность предложений) и акцентирует внимание на нарушениях. Предложение У нас дома есть эта книга может предшествовать первому предложению. Правка: У нас дома есть книга Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Я начал ее читать (прочитал ее). Предложение Я ее уже прочитал повторяет по смыслу первое предложение второго абзаца: Я стал читать книгу...; также в этом предложении грамматическая ошибка – употреблен глагол другого вида, поэтому не ясно – мальчик только стал читать книгу (информация первого предложения) или уже ее прочитал (информация второго предложения). Учащиеся пока не знакомы с видом глагола как грамматической категорией, между тем они, как носители языка, способны выявить грамматическую ошибку, проанализировать и исправить ее. В любом случае предложение Я ее уже прочитал является избыточным. В следующем предложении: Там про одного юнгу, который стал капитаном, когда тот их предал – несколько недочетов: слово там (где?) не рекомендуется употреблять по отношению к слову книга. Целесообразно заменить: В этой книге рассказывается (говорится)Логическая неточность когда тот их предал связана с неправильным употреблением местоимения (попутно учитель может напомнить учащимся, что местоимения не называют, а только указывают на предмет или признак, поэтому местоимение тот может быть употреблено только тогда, когда ясно, о ком говорится). Правка: когда один из моряков. Следует учесть, что подобную правку самостоятельно могут провести те ученики, которые читали книгу Жюля Верна. Если учащиеся не читали роман, учитель предлагает свой вариант исправления. Предложение Тогда он стал командовать кораблем тоже содержит две ошибки: неправильное использование местоимения он (непонятно, кто стал командовать – юнга или тот, кто их предал) и избыточность информации: предложение по смыслу повторяет предшествующее, так как «стал капитаном» и значит «стал командовать кораблем». В последующих предложениях ошибки также в основном связаны с неправильным использованием местоимений. Необязательно редактировать письмо до конца, так как типичные ошибки неправильного использования местоимений и неоправданного повтора мысли уже найдены, проанализированы и исправлены.
Работать с текстом второго письма рекомендуется аналогично: учитель предлагает ученикам на слух определить ошибки и неточности в письме Тани. Важно, чтобы ученики заметили отсутствие информации в письме девочки. Это письмо не столько требует редактирования, сколько обращает внимание учеников на смысловую неточность текста.
Задание написать письмо соседу по парте может быть рекомендовано для домашней работы по желанию учащихся.

Рубрика «Обрати внимание» напоминает о важности письменного общения между людьми.

Упражнение 2 организует поиск, анализ и исправление различного рода смысловых, лексических, логических и грамматических ошибок. Выполняется фронтально. НЕ рекомендуется для самостоятельной работы.
Обратите внимание: в 4-м классе на уроках блока «Развитие речи» регулярно вводятся упражнения с различного рода нарушениями. Цель этих упражнений – не только развеселить учеников, но и обратить их внимание на возможные неточности и ошибки, а главное – предотвратить их появление в собственных текстах учащихся. При этом ученики на практическом уровне сталкиваются с использованием в текстах тех языковых единиц, с которыми они познакомились на уроках блока «Как устроен наш язык». Рекомендуется тщательно прорабатывать каждое подобное упражнение: поиск ошибки, ее анализ и исправление.

Анализ ошибок и их исправление:

1. Учительница подошла к ученице, взяла тетрадь и погладила ее по голове. Ошибка связана с неправильным использованием местоимения (ср. анализ первого письма из упражнения 1 при нарушенном порядке слов в предложении). Правка: Учительница подошла к ученице, погладила ее по голове и взяла тетрадь.

2. Я дал щенку молока, поел немножко и пошел под диван – пропущено местоимение. Правка: Я дал щенку молока. Он поел немножко и пошел под диван.

3. Оля сестра хорошая, но с плохим характером. Логическая ошибка связана с неправильным использованием антонимов: если сестра хорошая, то у нее не может быть плохой характер; необходимо подобрать синоним к слову плохой, например: но у нее неважный характер. Рекомендуется подробно остановиться на этом предложении и переформулировать его, так как замена синонимом все равно не вносит ясности, например: Оля сестра хорошая, но капризная (обидчивая, строгая и т.п.), то есть необходимо указать, в чем конкретно плохой характер у сестры.

4. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Речевая ошибка связана с неправильным употреблением слова пернатый, которое называет птиц. Правка: стал моим четвероногим другом.

КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК

Урок 6

Повторяем признаки имени существительного

Задачи урока: повторить и закрепить изученные признаки имени существительного.

Работа по учебнику

Упражнение 1 повторяет распределение существительных по родам на основе словообразовательных пар; расширяет словарный запас и формирует речевую культуру. Выполняется фронтально. Учитель может фиксировать на доске существительные, которые будут называть ученики, и отмечать суффиксы, при помощи которых эти слова образованы (не следует предлагать ученикам самостоятельно выделять суффиксы): учительница (суффикс -ниц-), массажистка (суффикс -к-), воспитанница (суффикс -иц-: при образовании этого слова у существительного воспитанник усекается суффикс -ик- и присоединяется суффикс -иц-). Если уровень подготовленности учащихся в классе невысокий, можно не останавливаться на словообразовательных особенностях данных существительных. Ученики должны прийти к выводу о том, что у существительного оса нет пары по роду. Учитель может дополнительно привести примеры, например белка, окунь, рысь, обратив внимание учеников на особенности распределения по родам существительных, называющих животных и рыб.

Упражнение 2 повторяет род имен существительных и образование существительных мужского и женского рода, развивает языковое чутье. Выполняется в парах в классах с высоким темпом работы, в остальных – фронтально, с комментариями учителя. Упражнение выполняется с опорой на упражнение 1 и языковой опыт учащихся. Если ученики испытывают затруднения, учитель может направить их рассуждения, приводя развернутые толкования слов, например: Как называется человек, который строит дома? (Строитель – суффикс -тель-.) Как называется профессия того, кто управляет самолетом, кто летает? (Летчик – суффикс -чик-.) Как называется вазочка для сахара? (Сахарница – суффикс -ниц-.) Как называется моя профессия? (Учительница – суффикс -ниц-.) Надо обратить внимание детей на многозначность суффикса -ниц-. Как называется качество, которым обладает смелый человек? (Смелость – суффикс -ость-.) Как называется маленькая кастрюля? (Кастрюлька – суффикс -к-.) Как называют жительницу Москвы? (Москвичка – суффикс -к-.) Следует обратить внимание на многозначность суффикса -к. Как называется маленький дом? (Домик – суффикс -ик-.) Ученики самостоятельно должны прийти к выводу о том, что суффиксы -оват- и -чив- не образуют имена существительные, так как это суффиксы имен прилагательных; ученики могут вспомнить материал 3-го класса или ответить на вопрос, опираясь на свой опыт; в случае затруднения учитель оказывает помощь: «Как называют того, кто много разговаривает? (Разговорчивый.) Какая это часть речи? Как назвать одним словом «чуть-чуть белый, немного белый»? (Беловатый.) Какая это часть речи?

Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит с происхождением имен. Перед началом работы с рубрикой учитель может напомнить происхождение слов, с которыми ученики познакомились во 2-м и 3-м классах (для этого необходимо заранее выписать некоторые примеры из учебников). Затем вводится информация о том, что имена людей тоже имеют свою историю, свое значение. Откуда, из каких языков пришли многие имена и что они раньше обозначали, расскажет рубрика «Путешествие в прошлое».

Упражнение 3 организует наблюдение за однокоренными словами, различными по значению, развивает языковое чутье, расширяет словарный запас и формирует речевую культуру. Выполняется фронтально. Ученики должны подробно анализировать значения приведенных слов, опираясь на прием развернутого толкования. Только в результате этой работы ученики придут к выводу о том, что вторые слова в парах не называют те же профессии, что и существительные мужского рода. Для некоторых слов потребуется комментарий учителя: машинистка – не «женщина-машинист», а женщина, которая раньше, пока не было компьютера, печатала тексты на специальной пишущей машинке (так называлась профессия, а мужчины такой профессией не владели); матроска – это не «женщина-матрос» и не «жена матроса», а форменная верхняя одежда матроса («свободная блуза с отложным воротником особого покроя»); электричка – это разговорное название электропоезда («электрический поезд»).

Обратите внимание: в современном русском языке (особенно в разговорной речи) достаточно продуктивным является такой способ словообразования, при котором новое слово образуется на базе словосочетания при помощи суффикса, однако один (реже – несколько) из компонентов словосочетания не представлен в новом слове ни корнем, ни частью основы, например: электричка – электрический поезд, подземка – подземная железная дорога, «Комсомолка» – газета «Комсомольская правда», копирка – копировальная бумага, касторка – касторовое масло и т.п. Такой способ словообразования называется «универбация». Учащимся начальной школы эту информацию приводить не следует, однако учитель должен знать данный способ, правильно устанавливая словообразовательные связи.

Упражнение 4 повторяет склонение имен существительных с опорой на таблицу. Выполняется фронтально, устно.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за родом имен существительных. Ученики, опираясь на таблицу упражнения 4, а также на материал 3-го класса, должны утвердительно ответить на вопрос. Трудность задания заключается в том, что в приведенных словах конечные гласные о и е не являются окончаниями. Выполняя его, ученики самостоятельно или с помощью учителя должны обратить на это внимание.

Упражнение 5 (по выбору) повторяет омонимы, а также собственные и нарицательные имена существительные. Может быть предложено для домашней работы. Ученики должны вспомнить материал 3-го класса: собственные имена существительные не изменяются по числам.

ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 7

Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения

Задачи урока: повторить два способа проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения; закрепить навык безошибочного написания безударных падежных окончаний.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни» вводит учащихся в тему урока, позволяет вспомнить, какие имена существительные относятся к 1-му склонению. Материал рубрики помогает вспомнить, что при написании безударных падежных окончаний имен существительных можно либо пользоваться таблицей падежных окончаний, либо подставлять опорные слова. При необходимости учитель может предложить учащимся открыть с. 25 учебника и повторить таблицу падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. При выборе опорных слов 1-го склонения важно обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения двух условий: 1) слово должно быть именно 1-го склонения; 2) у этого слова должны быть ударные падежные окончания. Учащиеся должны выбрать слова весна и земля и объяснить, почему они не выбрали слово книга.

Упражнение 1 организует работу по нахождению в тексте существительных 1-го склонения и объяснению написания окончаний. Последнее действие очень важно для развития осознанности письма. Первая часть задания – поиск слов – предлагается для самостоятельного письменного выполнения в парах: одна пара работает у доски, после этого результаты обсуждаются, учащиеся дописывают в тетрадь слова, которые не смогли найти самостоятельно. Слова 1-го склонения: деревня, дедушка, печка, мышка, крошка, птица, яблоня, Агриппина. Вторая часть задания выполняется устно фронтально. В качестве объяснения написания выделенных окончаний учащиеся могут или указать падеж и назвать окончание, которое пишется у существительных 1-го склонения в данном падеже, или подставить опорное слово 1-го склонения.
Возможная трудность связана со словом правда. В данном тексте оно является вводным и не характеризуется как имя существительное, тем не менее его правописание может быть объяснено правилом написания окончаний существительных 1-го склонения. Если учащиеся не обратят внимания на постановку запятой после слова правда или особенности его значения, специально оговаривать морфологический и синтаксический статус данного слова не следует. Если вопрос возник, можно дать краткий комментарий: в этом предложении слово правда не является существительным, оно вносит дополнительный оттенок значения и может быть заменено словами но, однако.

Упражнение 2 закрепляет оба способа проверки и навык написания безударных падежных окончаний. Выполняется устно фронтально с последующим самостоятельным письменным выполнением.

Упражнение 3 отрабатывает умение определять тип орфограммы в слове, подбирать проверочное слово или применять правило, выбирать нужную букву при записи текста с пропущенными буквами. Выполняется письменно фронтально с подробным комментированием. Учащиеся обосновывают выбор буквы.
Возможная трудность: учащиеся не опознают как словарные слова опять, очень, горизонт. В этом случае учитель предлагает проверить слово и напоминает, что есть слова с орфограммой «Непроверяемые гласные в корне слова».
Варианты выполнения: упражнение предлагается для дифференцированной работы.

Словарная работа: записать в тетрадь слова охотник и тайга, подобрать родственные слова (охотница, охотничий, охотиться, поохотиться; таежный), подчеркнуть орфограмму, записать по одному предложению со словами охотник и тайга.

Работа в тетради «Пишем грамотно»

Упражнения 1 и 2 уместно выполнить сразу после работы с рубрикой «Давай подумаем», так как они продолжают начатое в процессе работы с рубрикой «Повторение». Важно, чтобы при выполнении упражнения 1 учащиеся не ограничились найденными в рубрике словами весна и земля, а написали еще несколько своих примеров опорных слов. Выполняется фронтально.

Упражнение 2 организует заполнение таблицы окончаний имен существительных 1-го склонения. Перед началом выполнения учитель задает вопрос: «Как мы можем заполнить таблицу?» Ответы: «По памяти» и «Изменяя по падежам опорное слово». Таблица заполняется в ходе фронтальной работы.

Упражнение 3 осуществляет комплексное повторение орфографического материала. Выполняется в парах с обязательной последующей общей проверкой.

Варианты выполнения: учащиеся работают с упражнением фронтально, по очереди подробно объясняют, какую букву необходимо вставить; упражнение предлагается для дифференцированной работы. В качестве домашнего задания можно предложить списать стихотворение в тетрадь.

Упражнение 4 повторяет правописание словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. После этого учащиеся еще раз внимательно прочитывают слова, а потом по памяти записывают столько слов, сколько запомнили.

Дополнительное задание: найти среди слов и подчеркнуть имена существительные
1-го склонения.

Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоения самостоятельно выполняют упражнение 3 из учебника, учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем выполняют упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно».

Дополнительная работа: упражнение 35 из тетради «Учусь писать без ошибок».

ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 8

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения

Задачи урока: повторить таблицу окончаний имен существительных 2-го склонения, опорные слова 2-го склонения; закрепить навык безошибочного написания безударных падежных окончаний.

Словарная работа: целесообразно начать урок со словарного диктанта, продиктовав слова упражнения 4 урока 7 (с. 7 в тетради «Пишем грамотно»).

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни» организует повторение имен существительных 2-го склонения. Если у учащихся возникнут трудности, можно предложить им открыть с. 14 учебника и в рубрике «Вспомни» на этой странице выбрать нужное утверждение. При выборе опорных слов 2-го склонения учитель напоминает, что эти слова должны отвечать двум условиям. Учащиеся выбирают слова слон и колесо и объясняют, почему они не выбрали слово брат.

Упражнение 1 организует работу по нахождению в тексте существительных 2-го склонения и объяснению написания выделенных окончаний. Выполняется устно фронтально. Слова 2-го склонения: ворчун, место, крестьянин, тесто, год, мороз, дом, мистер, радикулит, супруг, тело.
Возможная трудность связана со словом дети: ученики могут задать вопрос о форме единственного числа – ребенок (2-е склонение). Учитель может дать краткий комментарий: в русском языке есть два имени существительных, форма множественного числа которых обозначается другими основами: ребенок – дети, человек – люди (супплетивные основы; термин при объяснении не используется). Так как тип склонения определяется по форме единственного числа, то слово ребенок должно быть выписано. Если вопрос не возник, рекомендуется специально не останавливаться на этом случае.
В качестве объяснения написания выделенных окончаний учащиеся указывают на то, что во всех трех случаях это существительные 2-го склонения (в качестве доказательства указывается на средний род), которые стоят в форме единственного числа именительного падежа – в этой форме у существительных среднего рода пишется окончание о. Еще одним способом доказательства, после указания на принадлежность этих существительных ко 2-му склонению может быть подстановка опорного слова.

Упражнение 2 закрепляет оба способа проверки и навык написания безударных падежных окончаний.
Возможная трудность: у учащихся может возникнуть затруднение с выбором нужной формы слова небо в последнем предложении – на небо или на небе. Учитель помогает детям определить, что правильно использовать форму винительного падежа – на небо (проверка: на двор, на дорогу – существительные в форме В. п., а не на дворе, на дороге – П. п.). Выполняется письменно, фронтально.

Упражнение 3 направлено на повышение осознанности при письме, на развитие орфографической зоркости. В классе выполняется устно, фронтально, для работы дома предлагается списать текст в тетрадь и приготовиться к письму под диктовку. Задания после устного выполнения упражнения в классе: «Назовите типы орфограмм, встретившиеся в тексте»; «Найдите в тексте имена существительные 2-го склонения с безударными падежными окончаниями» (в воздухе, багульником, запахом).

Рубрика «Вспомни» организует повторение орфограммы «Буквы ое после шипящих и и в окончаниях имен существительных». Учащиеся сначала предлагают свой ответ на вопрос, а потом сравнивают его с ответом Гали. Как доказательство правильности ответа учащиеся приводят свои примеры. Учителю стоит заранее написать на доске ряд примеров: свечой – рощей, парчой – тучей, борщом – ландышем, кирпичом – сторожем.

Упражнение 4 отрабатывает умение ставить слово в нужную форму, выбирать нужное падежное окончание, применять только что повторенную орфограмму. Выполняется фронтально, письменно.

Работа в тетради «Пишем грамотно»

Упражнения 1 и 2, как и на предыдущем уроке, уместно выполнить сразу после работы с рубрикой «Давай подумаем». Работа над упражнениями строится так же, как на прошлом уроке.

Упражнение 3 организует комплексное повторение орфографического материала. Выполняется в парах с обязательной последующей общей проверкой.
Варианты выполнения: упражнение выполняется фронтально, учащиеся по очереди подробно объясняют, какую букву необходимо вставить.

Упражнение 4 направлено на повторение правописания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. После этого учащиеся еще раз внимательно прочитывают слова, а потом по памяти записывают столько слов, сколько запомнили.

Дополнительное задание: найти среди слов и подчеркнуть имена существительные 2-го склонения.

Дифференцированная работа: тем, кто быстро справился с выполнением упражне-
ния 3 в тетради, учитель предлагает выполнить упраж-нение 36 в тетради «Учусь писать без ошибок».

Дополнительная работа:

1. Учитель диктует слова, учащиеся должны записать только те из них, в которых в окончании нужно писать букву о: зеркало, вышка, яблоком, кашей, плечом, врачом, шкафа, карандашом, ландышем, товарищем, лимоном, лужей, стулом, плачем, чайкой, продавцом, мякишем, небо, радуга.
Вариант выполнения: данные слова записаны на доске с пропуском буквы гласного в окончании; учащиеся должны списать только те слова, в которых нужно написать букву о.

2. Списать с доски загадки, вставляя пропущенные окончания и записывая отгадки:

1) В нашем дом… под окошк…
Есть горячая гармошк…:
Не поет и не играет –
Дом она обогревает.

2) Бьют его мяч… и палк…,
Никому его не жалко.

3) На пальц… одном
Ведерк… вверх дном.

ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 9

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

Задачи урока: повторить способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных; закрепить навык безошибочного написания безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения.

Урок начинается с письма под диктовку текста упражнения 3 предыдущего урока (с. 17 учебника). После того как текст записан, учитель просит выделить безударные падежные окончания имен существительных и еще раз проверить их. Далее учащиеся открывают с. 17 учебника и самостоятельно проводят проверку.

Работа по учебнику

Упражнение 1 организует работу по нахождению в тексте существительных 3-го склонения. В самом начале работы над упражнением учитель просит учащихся рассказать, какие существительные относятся к 3-му склонению. В тексте встречается только два слова 3-го склонения: мышь и ночь. Основная трудность при выполнении – разграничение слов, оканчивающихся на ь, но относящихся ко 2-му склонению (день, камень). Выполняется фронтально устно.

Упражнение 2 направлено на повышение осознанности при письме, на развитие орфографической зоркости. В классе выполняется устно, фронтально. После прочтения стихотворения целиком учащиеся по цепочке объясняют написание выделенных букв. Для работы дома предлагается списать текст стихотворения в тетрадь и приготовиться к письму под диктовку слов с выделенными буквами.

Упражнение 3 отрабатывает правописание словарных слов. Первые пять слов учащиеся записывают в тетрадь, подбирая к ним, если возможно, родственные слова. Непроверяемые орфограммы подчеркиваются. В качестве проверки того, как учащиеся запомнили слова, предлагается выполнить упражнение 3 в тетради.

Словарная работа: на уроке проводится словарный диктант, учитель диктует слова упражнения 4 урока 8 (с. 8 в тетради «Пишем грамотно»).

Работа в тетради «Пишем грамотно»

Упражнение 1 выполняется после работы с упражнением 1 из учебника. Перед выполнением упражнения учитель просит назвать опорное слово 3-го склонения. В 3-м классе учащиеся в качестве опорного пользовались словом рожь. В работе Даши учащиеся должны найти две ошибки: в винительном падеже у существительных 3-го склонения окончание нулевое, в предложном падеже – окончание -и.

Упражнение 2 организует комплексное повторение орфографического материала. Выполняется фронтально; учащиеся по очереди подробно объясняют, какую букву необходимо вставить.
Варианты выполнения: упражнение выполняется в парах с обязательной последующей общей проверкой.

Упражнение 3 закрепляет правописание словарных слов, отрабатываемых на уроке. Проводится самостоятельно сразу после выполнения упражнения 3 из учебника.

Упражнение 4 в нестандартной форме обобщает материал нескольких уроков. Перед выполнением упражнения учитель просит ответить на вопрос: «Имена существительные какого склонения не встретятся в этих словосочетаниях и почему?» Учащиеся должны догадаться, что в словосочетаниях не будет имен существительных 3-го склонения, потому что у этих существительных не бывает окончания -е. Выполняется в группах. После завершения результаты работы групп проверяются.
Вариант выполнения: упражнение предлагается для дифференцированной работы.

Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоения самостоятельно выполняют упражнение 4 в тетради «Пишем грамотно», учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем выполняют упражнение 37 в тетради «Учусь писать без ошибок».

Дополнительная работа: Выполнить упражнения 33, 34, 39 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Отгадать загадку. Определить, к какому склонению относится каждое существительное. Списать, вставляя пропущенные окончания.

В неб… облак… плывет,
С неб… капает и льет,
После – луж… лежит
Или же ручьем бежит.

(Р. Миннуллин)