Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Проверочные работы по математике
для 1–го класса

(авт. В.Н. Рудницкая)

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении контрольных работ текст каждой работы представлен в шести вариантах трех уровней сложности.
Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся. Их целесообразно предлагать слабо- и среднеуспевающим детям; третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем математической подготовки (имеющим по математике отметки «4» и «5»); пятый и шестой варианты рассчитаны на учащихся-отличников.
В тексты контрольных и проверочных работ (во все варианты) включены одно-два задания повышенной трудности, отмеченные звездочками. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. Оценивать правильность их выполнения нужно дополнительной отметкой («4» или «5»; «2» и «3» за них ставить не нужно). При этом оценка за контрольную работу не снижается, если учащийся не стал делать задание по выбору или выполнил его с ошибкой.
То, что каждая работа предложена в шести вариантах, вовсе не означает, что учитель должен непременно использовать их все. В зависимости от конкретных условий (в частности, от уровня математической подготовки детей) учитель может сократить число вариантов, выбрав из них те, которые соответствуют способностям и возможностям учащихся. Так, если учитель оценивает свой класс как средний по математическим способностям, он вправе ограничиться лишь первыми двумя вариантами. В более сильном классе целесообразно предлагать третий – шестой варианты или только третий – четвертый варианты. Если в классе учатся дети с разной подготовкой, можно распределить между ними все шесть вариантов работы.
Учителю предоставляется право самому решать, сколько работ проводить в течение учебной четверти и какие из них выбрать. Учитывая темп и интенсивность работы как в целом класса, так и отдельных детей, учитель может изменить объем той или иной работы (в частности, уменьшить число заданий). Если какой-либо материал, содержащийся в контрольной работе, к моменту ее проведения не был пройден, соответствующее задание может быть исключено или заменено другим.
Календарные сроки проведения каждой конкретной работы учитель определяет самостоятельно.
Оценивание контрольных работ производится учителем в соответствии с существующими нормами оценки.
После текста той или иной проверочной или контрольной работы даются ответы, решения и методические рекомендации. Они предлагаются не ко всем заданиям работ, а только к тем, которые могут вызвать у учителя вопросы. К некоторым заданиям даются решения; к трудным заданиям – способы рассуждения.

Итоговая проверочная работа

Вариант 1

1. Вычисли.

10 + 7
12 – 10

9 – 0
16 – 7

16 – 6
8 + 0

8 + 9
5 + 4

2. На столе лежит 8 книг и 5 журналов. На сколько книг больше, чем журналов?

3*. Проведи одну ось симметрии квадрата.

4*. За билетами в кино в очереди осталось 12 человек. Через несколько минут очередь уменьшилась на 4 человека. Сколько человек еще не купили билеты?

Вариант 2

1. Вычисли.

10 + 5
18 – 8

13 – 10
6 + 0

8 – 0
7 + 9

13 – 6
8 + 2

2. На шахматной доске стоит 7 черных и 4 белых фигуры. На сколько белых фигур меньше, чем черных?

3*. Проведи ось симметрии треугольника.

4*. На сколько углов у шестиугольника больше, чем у квадрата?

Вариант 3

1. Вычисли.

(10 – 7) + 10
(3 + 8) – 1

16 – (6 + 3)
9 + (14 – 7)

2. Юра решил налить в банку для цветов 6 стаканов воды. Но в нее вошло на 2 стакана меньше. Сколько стаканов воды налил в банку Юра?

3*. Проведи две оси симметрии квадрата.

4*. В песочнице играют 4 малыша. Мальчиков среди них меньше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек играют в песочнице?

Вариант 4

1. Вычисли.

(7 + 3) + 8
18 – (13 – 4)

(11 – 9) + 10
11 – (4 + 6)

2. Мама решила, что для вязания кофты ей хватит 8 клубков пряжи. Но на кофту ушло на 3 клубка пряжи больше. Из скольких клубков мама связала кофту?

3*. Проведи две оси симметрии четырехугольника.

4*. У Марины больше 6 открыток, но меньше 10. Сколько открыток может быть у Марины?

Вариант 5

1. Запиши и вычисли сумму и разность чисел: 10 и 9, 8 и 6, 7 и 5.

2. Ножницы дороже наперстка на 10 рублей. Сколько стоят ножницы, если наперсток стоит 5 рублей?

3. Проведи все оси симметрии квадрата.

4*. Даны два числа. Первое число – 7, а второе на 3 больше первого. Чему равна сумма этих чисел?

Вариант 6

1. Запиши и вычисли сумму и разность чисел: 8 и 7, 6 и 6, 10 и 9.

2. Длина гвоздя 5 см. Какова длина отвертки, если она длиннее гвоздя на 7 см?

3*. Проведи все оси симметрии четырехугольника.

4*. Даны два числа. Первое число – 8, а второе на 5 меньше первого. Чему равна разность этих чисел?

Ответы, решения, методические комментарии

Вариант 1

3*. Ученик должен привести один из вариантов:

Вариант 2

3*. Треугольник на рисунке имеет единственную ось симметрии:

4*. На 2.

Вариант 3

3*. Ученик выбирает и проводит любые две оси симметрии из четырех. Например:

 

4*. В данном случае нужно подобрать два числа (одно из них должно быть меньше другого), чтобы их сумма была равна 4. Такая пара чисел только одна: 3 и 1 (3 девочки, 1 мальчик).

Вариант 4

3*. Четырехугольник на рисунке имеет две оси симметрии:

4*. 7, 8, 9.

Вариант 5

1.

10 + 9 = 19
10 – 9 = 1

8 + 6 = 14
8 – 6 = 2

7 + 5 = 12
7 – 5 = 2

2. 15 рублей.

3*.

4*. 17.

Вариант 6

1.

8 + 7=15
8 – 7 = 1

6 + 6 = 12
6 – 6 = 0

10 + 9 = 19
10 – 9 = 1

2. 12 см.

3*.

4*. Многие дети, вероятно, сразу сообразят, что разность равна 5, не производя вычислений. В этом случае они сразу запишут ответ: 5. Требовать от них полной записи решения (8 – 5 = 3, 8 – 3 = 5) не надо. Если же дети сделали такую запись, с ней нужно согласиться. И в том и в другом случае дети справились с заданием.

Годовая проверочная работа

Вариант 1

1. Дети съели 16 порций манной каши, а гречневой на 6 порций меньше. Сколько порций гречневой каши съели дети?

2. Запиши результаты действий.

3 + 7
9 + 6

14 – 5
12 – 3

6 + 5
4 + 8

11 – 6
9 – 5

3. Измерь и запиши длину отрезка в сантиметрах.

4. Заполни пропуски.

1 дм 8 см = ___ см 16 см = __ дм __ см

5*. Хватит ли 4 двухместных лодок, чтобы разместить в них 10 человек?

Вариант 2

1. Туристы ехали в поезде 4 ч, а затем плыли на катере. На катере они были в пути на 1 ч дольше. Сколько времени туристы плыли на катере?

2. Запиши результаты действий.

15 – 7
7 + 2

11 – 3
6 + 5

5 + 8
10 – 6

9 + 8
16 – 8

3. Измерь и запиши длину отрезка в сантиметрах.

4. Заполни пропуски.

15 см = ___ дм ___ см
1 дм 7 см = ___см

5*. Сколько всего отрезков изображено на рисунке?

Вариант 3

1. У Павлика было 8 рублей. Когда папа дал ему еще денег, у него стало 12 рублей. Сколько рублей дал Павлику папа?

2. Выпиши примеры, которые решены верно.

6 + 6 = 12
18 – 9 = 9
7 + 9 = 15

15 – 8 = 6
9 + 5 = 14
11 – 4 = 9

8 + 7 = 13
12 – 7 = 5

3. Начерти отрезок длиной 8 см.

4. Запиши длины отрезков от самой маленькой до самой большой.

20 см, 1 дм, 1 дм 6 см, 12 см.

5*. Сумма двух чисел равна 8. Их разность тоже равна 8. Какие это числа?

Вариант 4

1. У Маши было 12 рублей. После покупки мороженого у нее осталось 4 рубля. Сколько стоит мороженое?

2. Выпиши примеры, которые решены верно.

8 + 7 = 15
11 – 9 = 3
17 – 9 = 8

4 + 8 = 13
5 + 9 = 13
15 – 6 = 9

14 – 8 = 5
6 + 5 = 11

3. Начерти отрезок длиной 7 см.

4. Запиши длины отрезков от самой большой до самой маленькой.

6 см, 1 дм 9 см, 15 см, 1 дм.

5*. В вазе лежало 5 леденцов и 8 ирисок. После того как Оля взяла тех и других конфет поровну, в вазе остались конфеты только одного сорта. Какого сорта эти конфеты и сколько их осталось?

Вариант 5

1. Кукла дороже машинки на 10 рублей. Машинка стоит 7 рублей. Сколько стоит кукла?

2. Вычисли.

(6 + 5) – 8
(10 + 7) – 9

12 – (4 + 8)
(18 – 9) – 8

3. Начерти отрезок длиной 1 дм 2 см.

4. Длина ручки больше 1 дм 8 см и меньше 2 дм 1 см. Сколько сантиметров может составить длина ручки?

5*. Соедини точки отрезками так, чтобы всего получилось 6 отрезков.

Вариант 6

1. Майка дешевле кепки на 8 рублей. Цена кепки 18 рублей. Какова цена майки?

2. Вычисли:

15 – (6 + 9)
(7 + 8) – 6

(12 – 2) – 5
(18 – 9) + 7

3. Начерти отрезок длиной 1 дм 1 см.

4. Длина карандаша больше 16 см и меньше 2 дм. Сколько сантиметров может составить длина карандаша?

5*. Найди на рисунке и раскрась один пятиугольник.

.

.Ответы, решения, методические комментарии

Вариант 1

1. Решение: 16 – 6 = 10. Ответ: 10 порций.

4. 1 дм 8 см = 18 см. 16 см = 1 дм 6 см.

5*. Нет.

Вариант 2

1. Решение: 4 + 1 = 5. Ответ: 5 ч.

4. 1 дм 7 см = 17 см. 15 см = 1 дм 5 см.

5*. 3.

Вариант 3

1. Решение: 12 – 8 = 4. Ответ: 4 рубля.

4. 1 дм, 12 см, 1 дм 6 см, 20 см.

5*. 8 и 0.

Вариант 4

1. Решение: 12 – 4 = 8. Ответ: 8 рублей.

8 + 7 = 15 17 – 9 = 8 6 + 5 = 11 15 – 6 = 9

4. 1 дм 9 см, 15 см, 1 дм, 6 см.

5*. Оля взяла все леденцы и 5 ирисок. Значит, осталось 3 ириски.

Вариант 5

1. Решение: 7 + 10 = 17. Ответ: 17 рублей.

4. 19 см, 20 см.

5*.

Вариант 6

1. Решение: 18 – 8 = 10. Ответ: 10 рублей.

4. 17 см, 18 см, 19 см.

5*. На рисунке можно найти три пятиугольника. Каждый ученик должен найти и раскрасить один (любой) из них.