Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Н.Ф. ВИНОГРАДОВА

УМК «Начальная школа XXI века»

Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа XXI века» разработан коллективом авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, автора интегрированного курса «Окружающий мир» Натальи Федоровны Виноградовой.
Н.Ф. Виноградова – хорошо известный в России и за рубежом ученый, автор более чем 200 научно-методических книг и статей, прекрасный лектор. По поручению Министерства образования и науки РФ она руководила коллективом по разработке Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Государственных стандартов начального общего образования. Наталья Федоровна является руководителем проекта «Предшкольная пора».
Авторский коллектив УМК удостоен премии Президента РФ в области образования.
УМК «Начальная школа XXI века» стал победителем конкурса Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников нового поколения.
Издательство «Вентана-Граф», выпускающее УМК, получило «Книжного Оскара» в номинации «Учебник XXI века» XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки.
Работа по учебно-методическим пособиям комплекта интересна и учителю, и ученику.

Современный взгляд

Школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сегодня сталкиваются в начальной школе, – это тревога младшего школьника по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции одноклассников и родителей на результаты учебы. Есть интересные психологические исследования (например, А.М. Прихожан), где доказывается отрицательное влияние тревожности ученика начальных классов, связанной с контролем и оценкой его учебной деятельности, на его психическое состояние. Данное явление, свойственное нашей школе, определяется в первую очередь тем, что на этой составляющей методической системы меньше всего отразилась общая тенденция к личностно ориентированному обучению: подходы учителя к контролирующей и оценочной деятельности сегодня такие же, как и прежде.

Анализ новых подходов к контролю и оценке («Начальное образование» № 1/2003) выявил возможность гуманизировать этот процесс, сделать его, как ни странно это звучит, радостным и желанным для ребенка. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико: ученик – прежде всего! – и все желающие (родители, директор и др.) получают представление о сформированности знаний, умений и навыков, что позволяет скорректировать процесс учения и обучения. В этом случае и ученик, и учитель ставят перед собой два вопроса: что я делаю не так, если...? как я должен изменить свою деятельность, чтобы...? Как видим, вопросы и для школьника, и для педагога одни и те же, и каждый задает их себе! Обычно все бывает наоборот: учитель предъявляет требования к ученику, а тот, в свою очередь, обвиняет в необъективности учителя. Это происходит потому, что мы упускаем важную функцию контроля и оценки – совместный анализ (и ученика, и педагога) характера ошибок, их причин, а также поиск путей преодоления этих ошибок.

Из сказанного следует важный вывод: чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.

Чему целесообразно учить младших школьников?

1. Осознавать мотив своей деятельности. Для этого ученик должен ответить себе на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь? что я приобрету, если это узнаю? что я потеряю, если этого не узнаю? Ребенок должен быть умеренно озабоченным своими успехами, оценивать свои ощущения от успеха (поражения).

2. Планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование – это дисциплина труда. Надо учить младшего школьника отвечать на вопросы: какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи? что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом)? какие средства мне понадобятся для этого? какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?

3. Анализировать достигнутый результат. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? как я могу проверить полученный результат? замечу ли допущенные ошибки? пойму ли, почему они возникли? Надо оценивать свои усилия при решении учебной задачи и их влияние на результат деятельности.

4. Знать характеристику отметок: за что каждая ставится.

Какие советы пригодятся учителю, чтобы решить все эти задачи?

Совет первый. Формировать у младших школьников уверенность в своих силах. Дети этого возраста учатся в ситуации успеха, поэтому любой, даже самый маленький, успех школьника учитель должен заметить и отметить прилюдно (!). Это позволяет не только снять детскую тревожность («Не умею, не получается, не буду...»), но и придать всем действиям ребенка оптимизм, уверенность в возможности выполнить задачу. Здесь еще раз обращаем внимание читателей на необходимость работать в «зоне ближайшего развития» (этот феномен обучения был открыт Л.С. Выготским). Обучение в «зоне ближайшего развития» означает постоянную гуманную (!) помощь ученику до тех пор, пока он самостоятельно не сможет решать поставленную перед ним задачу. Эти поддержка и помощь должны состоять не в формальной подсказке («Делай так, повторяй за мной!»), а в обучении последовательности тех шагов (действий, операций), которые необходимо осуществить школьнику, чтобы решить поставленную задачу. Также очень важно создавать ситуации интереса к оценке своей деятельности.

Совет второй. Предоставлять ученику право выбора трудности работы. Учитель знаком со способами дифференциации обучения и знает, что ученик работает успешнее, если поставленная перед ним задача соответствует его возможностям. Поэтому «слабым» детям педагог предлагает нетрудные задания, а наиболее успешным – трудные. Но это лишь один и, кстати, не самый эффективный путь повышения успешности обучения.
Дело в том, что младший школьник должен и может сам оценивать свои силы и возможности, поэтому более целесообразно предоставить ему самому выбор задания из предложенных разноуровневых. Конечно, учитель поможет советом («Начни сначала с простого», «Я советую тебе не тратить время на легкое задание, ты можешь выполнить и более сложное» и т.д.), но право выбора остается за детьми, поэтому все рекомендации учителя должны восприниматься ими как советы, а не как приказания. Именно такой подход к обучению становится условием формирования объективной самооценки ученика.

Совет третий. Разбирать с учащимися контрольные (самостоятельные) работы сразу после их выполнения. Учителя часто спрашивают, действительно ли сейчас не рекомендуется исправлять работы учащихся, а только отмечать место, где ребенок допустил ошибку. Например, педагог подчеркивает слово, где есть ошибка, а дети сами ее исправляют. Да, такая рекомендация высказана в Методическом письме Министерства образования и науки РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998. Следование ей положительно влияет на результаты обучения: по данным исследований, уже через 2–3 месяца работы по этой методике количество ошибок уменьшается на 20–25%. Также чрезвычайно важно задавать учащимся алгоритм пошагового контроля, а для этого использовать прием работы не в тетради, а на индивидуальной грифельной доске. В этом случае запись в тетрадь начинается тогда, когда определенное умение сформировано. Таким образом можно отрабатывать таблицу умножения, правила написания слов, классификацию предметов по группам и т.д.

Выполнение только этих советов очень быстро приведет к положительным изменениям в отношении младших школьников к контролю и оценке со стороны учителя.

89 учителей из 100 на вопрос: «Зачем вы проводите контроль?» – отвечают: «Чтобы узнать, что дети не знают, не усвоили, где ошибаются». А надо ученику показать, что успел, что получилось, что понял, где молодец, а потом, вместе разобраться где не молодец. «Посмотри, какой ты молодец! Написал правильно и это слово правильно проверил. А вот здесь давай разбираться». И тогда ученики контроля не боятся.