Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Серафима БЛЮЗ,
методист Истринского лицея,
Капитолина ЯКУНИНА,
психолог,
Нина ПЕТРОВА,
учитель начальных классов,
г. Истра

Трудно, но интересно!

О первых результатах работы по учебникам серии «К тайнам нашего языка» и о перспективах работы в 5-м классе

Три года назад первые «выпускники», закончившие заниматься по учебнику русского языка для начальной школы «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко, перешли в 5-й класс. По этому учебнику работают учащиеся лицеев, городских и сельских школ и результаты впечатляют. Словесники очень высоко отзываются о качестве знаний и умений детей. «Это другой уровень преподавания», – признают они. Дело даже не в более высоком уровне грамотности, хотя учителя говорят и об этом, а в том, что у ребенка пробуждается интерес к языку, желание думать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Остановимся несколько подробнее на собственно предметном содержании учебника. Для его авторов приоритетом в начальном обучении русскому языку является овладение ребенком структурой орфографического действия: 1) найти орфограмму; 2) определить ее тип; 3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы; 4) определить последовательность «шагов» решения задачи; 5) выполнить намеченную последовательность действий; 6) написать слово в соответствии с решением. Но именно первому шагу – умению находить орфограмму, то, что называется орфографической зоркостью, традиционные учебники, к сожалению, не учат. Они опираются на морфологический принцип письма, который начинает работать, когда учащиеся знакомятся с морфемой. В учебнике «К тайнам нашего языка» при работе над орфографией используется фонемная теория, которая еще до знакомства детей с морфемой дает возможность познакомить их с орфограммой (в этот период орфограмму называют «опасное место»). Может быть, учителю начальных классов, давно окончившему институт, покажутся сложными эти лингвистические вопросы, но учениками они великолепно усваиваются. Умению обнаруживать «опасное место» уделяется первостепенное значение: весь первый класс дети овладевают первым шагом – учатся видеть орфограмму. Вот как комментирует первоклассник понятие «опасное место»: «В слове дома ударение падает на второй гласный а, а первый гласный – безударный; безударному а доверять нельзя, потому что он может выслать на работу или букву А, или букву О. Это опасное место». Понятны удивление и восторг словесников, когда они присутствуют на этих уроках.

Оригинальная методика диктанта и списывания, разработанная авторами, дает ребенку возможность овладеть способом действия, позволяющим видеть «опасное место». Пожалуй, для учителя, работавшего по классическим учебникам, этот этап самый сложный: не всегда осознавая его ответственность (ведь этого мы никогда раньше не делали), он начинает беспокоиться, не теряет ли он зря время. Но уже к концу 1-го класса становится очевидным, что сделан первый шаг по развитию орфографической зоркости: нахождение орфограмм по освоенным признакам.

Уникальный алгоритм правильного письма разворачивает перед ребенком шаг за шагом структуру орфографического действия. Это дает возможность ученику оценивать свои умения: устанавливать границу собственного знания и незнания, находить причину своей ошибки, пути её устранения. Вот как рассуждает ученик, допустивший ошибку в слове «пишете»: «Орфограмму я обнаружил: поставил точку, но не смог определить морфему, поэтому не смог решить орфографическую задачу». А после выполнения работы над ошибкой он сам намечает, над чем ему надо поработать: «Мне надо учиться определять окончания глаголов и правильно решать эту орфографическую задачу». Именно пошаговость действий вырабатывает умение определять критерий своего знания и незнания.

Учебники «К тайнам нашего языка» рассматривают овладение грамотой как один из аспектов развития речи. Речевая работа представлена как работа над текстом, его структурой, а обучение изложению и сочинению проводится как обучение созданию авторского текста. Учебник не только ведет обучение как открытие «секретов» языка, но помогает ребенку организовывать свою деятельность: работать по алгоритму, видеть свои и чужие ошибки, выделять главное, сравнивать, классифицировать. В письме Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную» в разделе «Краткая характеристика целей обучения в 5–6-х классах» читаем следующее: «За время обучения в 5–6-х классах младшие подростки:

– выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;

– овладевают умениями учиться – определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем;

– владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение)...»

Именно таковы приоритеты обсуждаемого учебника. А эффективность преподавания в 5-м классе во многом определяется знанием того, чему и как учились дети в начальной школе. Какой учебник выбрать для 5-го класса? Несомненно такой, в котором:

– возможна преемственность в формировании учебной деятельности ребенка (овладение умениями учиться);

– обучение орфографии построено с позиций фонемной теории;

– реализована общая логика орфографической работы;

– близки требования к знаниям и умениям по морфемике и морфологии;

– речевая работа построена как работа над созданием текста.

На наш взгляд, этим требованиям в наибольшей степени отвечает учебный комплекс В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой (теория), А.Ю. Купаловой (практика, сборник задач и упражнений) и «Русская речь» Е.И. Никитиной. Ученик, выполняя задание по учебнику А.Ю. Купаловой и применяя известные еще из начальной школы правила, понимает, что способ действия, который давал возможность ему до сих пор решать орфографическую задачу, перестает действовать – приходится обратиться за помощью (причем ученик ее может самостоятельно сформулировать). В учебнике А.Ю. Купаловой есть и другие виды самостоятельной работы, необходимой для становления учебной деятельности: ученики 5-го класса учатся сравнивать, классифицировать, обобщать.

Учебник «Русский язык» (теория) В.В. Бабайцевой дает возможность учить детей работать с научным текстом: развивать способность выделять, характеризовать понятие, аргументировать теоретические положения. Данный комплект учебников, так же, как и книги М.С. Соловейчик, рассматривает овладение грамотой как один из аспектов развития речи. И в учебниках начальной школы «К тайнам нашего языка», и в учебниках для 5-го класса «Русская речь» Е.И. Никитиной речевая работа рассматривается как работа над текстом.

Разумеется, при выборе учебника для 5-го класса одним из наиболее важных критериев становится способ работы с орфограммой. Именно в учебниках В.В. Бабайцевой и А.Ю. Купаловой используется то же определение орфограммы как «выбор написания, что и в учебнике «К тайнам нашего языка». А это дает возможность использовать составленный авторами данного учебника уникальный алгоритм правильного письма, отражающий структуру орфографического действия.

Однако выбор учебника, совпадающий по своим содержательным и методическим параметрам с книгами для начальной школы, не снимает других, не менее сложных проблем организации преемственности при обучении. Недавно появилось в печати методическое пособие М.С. Соловейчик «Словеснику, принимающему 5-й класс». В нем даны важные рекомендации по созданию условий для безболезненного перехода детей к изучению программы средней школы. Обращение к этому материалу позволит учителям найти ответы на многие вопросы. При этом автор справедливо указывает на необходимость творческого подхода к организации учебной деятельности детей, ведь невозможно учесть все нюансы ситуации заранее, а педагогический поиск зачастую позволяет сделать важные открытия прямо в классной комнате. Так, одним из важных для адаптации моментов является точная диагностика учебных умений детей, позволяющая учителю грамотно и адресно построить свою деятельность с пятиклассниками. С целью «анализа сформированных умений и определения необходимых путей коррекции» в пособии «Словеснику, принимающему 5-й класс» дана методика проведения диагностической работы в адаптационный период.

Мы предлагаем свой вариант этой работы. Представляется целесообразным провести диагностику сформированности орфографического действия дважды – в конце 4-го класса и в начале 5-го. Идея итоговой и стартовой работы была предложена А.Б. Воронцовым и представляется нам очень продуктивной: при этом учителя и начальной, и средней школы получают возможность оценить результаты обучения и спланировать работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей (см. «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности»
(М., 2002. – С. 139–143)).

М.С. Соловейчик считает, что дети к концу 4-го класса владеют структурой орфографического действия (умеют выполнить намеченную последовательность действий: найти орфограмму, определить, к какой части слова она относится, выполнить нужные действия). Наш вариант итоговой и стартовой работ, позволяет оценить владение детьми каждым из этих компонентов, а также увидеть и то, насколько адекватно дети оценивают владение тем или иным компонентом действия (собственную компетентность). Акцент на самооценке представляется нам крайне актуальным, поскольку формирование способности правильно оценить границы своего знания является центральным моментом в становлении учебной деятельности.

Ниже в таблицах 1, 2 (см. Приложение на с. 38) приведены образцы итоговой диагностической работы в 4-м классе по результатам диктанта (видит «опасное место» – это значит оставляет «окошко» или графически указывает, что он над ним работает; * означает «иногда»).

Может быть, некоторым учителям такая схема покажется необоснованно громоздкой, но первые три умения и составляют «фундаментальные» основы орфографии. Над ними учитель и ученики работают на каждом уроке («Работа над ошибками». «Начальная школа», 2004, № 8, с. 40–45). А следующие три – обусловлены теми целями, которые мы поставили перед собой: учить ребенка давать оценку и самооценку, видеть границу своего знания и незнания, что и является определяющим в понятии «умение учиться». Полученные учителем 5-го класса такие сведения об ученике позволят узнать его возможности, а самому ребенку облегчат сложный адаптационный период.

Точно по этим параметрам в 5-м классе проводится в первые дни занятий «стартовая работа» (1). Это не контрольная работа, о чем ученики знают и поэтому не переживают по поводу отметки (она и не выставляется ни в журнале, ни в дневнике). Цель ее и для учителя, и для ученика – выяснить, с какими знаниями приступают к работе, что за летние каникулы забылось, над чем надо поработать, умеет ли ученик контролировать себя – «работать корректором», правильно оценивать свою работу. Именно результаты этой работы дадут возможность скорректировать учителю план повторения. А ученик, выполнив работу над ошибками так, как он выполнял ее в 4-м классе, может определиться с выбором заданий для того, чтобы отработать свои умения. Эта самостоятельная работа может контролироваться учителем или учениками: умеет ли ученик определиться с выбором заданий, их количеством и правильностью выполнения заданий. Она проводится в конце повторения материала начальной школы в 5-м классе.

Результаты и анализ этой работы становятся предметом совместного обсуждения учителей начальной школы и словесников. Конечно, такая работа возможна в том случае, если учитель 5-го класса примет особенности работы по учебнику «К тайнам нашего языка». Положительный опыт работы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой и др. показывает, что единая логика работы начального звена и среднего не только взаимно обогащает друг друга, но и делает переход плавным, спокойным, понятным для ребенка.

Итак, учебник «К тайнам нашего языка» не только выдержал экзамен, он занял достойное место в образовательном процессе. И высокой оценкой ему могут служить слова детей: «Русский язык – это интересно, хотя и трудно» и слова учителей: «По-другому работать уже не смогу».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Диагностика орфографических умений учащихся (запись под диктовку)

Фамилия,
имя

Не видит «опасного места», не решена орфографическая задача

Видит «опасное место», но не отмечает морфему, не решает орфографическую задачу

Видит «опасное место», отмечает морфему, но не решает орфографическую задачу

Все шаги выполнены правильно. Оставляет «окошки», выделяя морфему на месте неизученной орфограммы

Блохин Д.

 

*

*

*

Данилина И.

 

 

 

+

Никонова М.

*

*

*

*

Таблица 2. Диагностика орфографических умений учащихся (списывание с орфографическим заданием)

Фамилия,
имя

Умеет видеть орфограммы

Списывает логическими частями

Графически объясняет вставленные орфограммы

Блохин Д.

+

+

+

Данилина И.

+

+

+

Никонова М.

*

*

Устно с помощью учителя

Таблица 3. Диагностика орфографических умений учащихся (в процессе работы над ошибками)*

Фамилия,
имя

Умеет найти «опасные места» в отмеченном учителем
слове

Умеет определить морфемы «опасных мест»

Умеет в данном слове последовательно решить орфографические задачи (написать орфограммы, используя нужное правило)

Умеет дать самооценку пошагового выполнения орфографического действия

Умеет определить, почему допущена ошибка

Умеет самостоятельно определять выборочные задания

Блохин Д.

+

+

+

+

+

 

Данилина И.

+

+

+

+

+

Никонова М.

*

*

*

*

*

 

* По методике М.С. Соловейчик слово, в котором допущена ошибка, учителем не исправляется, а только указывается.