Ведущая рубрики Вера ИЛЮХИНА
Подготовка к уроку.
Анализ проведенного урока*
Подготовка к уроку – важный этап работы
учителя.Что значит подготовиться к уроку? На
какие моменты обратить особое внимание? Что
важно продумать непосредственно перед
проведением урока и как потом проанализировать
свою деятельность?
Материал, предлагаемый в рубрике, поможет
молодому специалисту грамотно подготовиться к
проведению урока, а более опытному педагогу –
успешно координировать и контролировать свою
наставническую работу.
Подготовка к уроку
Алгоритм действий учителя при
подготовке к уроку
1. Учет особенностей учащихся класса:
успеваемость (сильный, слабый,
неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
отношение учащихся к предмету;
темп работы;
сформированность учебных умений;
общая подготовленность учащихся;
отношение к разным видам учебной
деятельности;
отношение к разным формам учебной
работы, в том числе нестандартным;
общая дисциплина учащихся.
2. Учет своих индивидуальных
особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность при организации
учебной деятельности учащихся;
управление восприятием нового
учебного материала учащимися;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
наличие умений импровизации;
умение пользоваться различными
средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
3. Соблюдение правил, обеспечивающих
успешное проведение урока:
Общие
1. Определить место урока в теме, а темы
в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к
теме урока: научные, научно-популярные,
методические, познакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу,
перечитать объяснительную записку, выяснить, что
требуется от учителя по программе к данному
уроку.
4. Восстановить в памяти материал
учебника, выделить опорные знания, умения и
навыки.
5. Конкретизировать задачи урока,
выделить ведущую, сформулировать и
зафиксировать ее в плане.
6. Выделить главную идею урока.
Определить, что должен понять, запомнить ученик
на уроке, знать и уметь после урока.
7. Обозначить, какой учебный материал
сообщить ученикам, в каком объеме, какими
порциями; какие интересные факты, подтверждающие
ведущую идею, узнают на уроке школьники.
8. Отобрать содержание урока в
соответствии с его задачей, обдумать методы
ведения урока, выбрать наиболее эффективные
способы изучения нового материала, а также
формирования новых знаний, умений и навыков.
9. Записать предусматриваемый ход
урока в план урока и представить его себе как
целостное явление, как процесс, приводящий к
осуществлению задуманного урока.
Частные
1. Быть собранным, четко и ясно ставить
задачи перед учениками, последовательно вести
детей к намеченным целям.
2. Быть доброжелательным, не оскорблять
учеников, не возмущаться их незнанием или
непониманием. Помнить, что если большинство
учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку
надо искать в способах вашей организации
деятельности детей.
3. Не перебивать ученика, дать ему
договорить. Нечеткий ответ может быть следствием
неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны
даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением
того, как ученики поняли требования.
5. Внимательно наблюдать за откликом
учеников на рассказ, задание, требование. Потеря
внимания – сигнал о необходимости изменить темп,
повторить изложенное или включить в ход урока
дополнительный материал.
6. Помнить, что показателями внимания
могут быть активное слушание, сосредоточенность
на задании.
7. Экономить время, вовремя начинать
урок, заканчивать его со звонком, не допускать
длинных сентенций, «проработок» отдельных
учеников.
8. Темп урока поддерживать интенсивным,
но посильным для большинства.
9. Предъявленное требование к ученикам
обязательно реализовать. Ни одно требование на
уроке не следует декларировать.
10. Стимулировать учащихся задавать
вопросы , поддерживать инициативу, одобрять их
осведомленность.
Этапы планирования урока и
подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме
или разделу.
2. Определение
образовательно-воспитательно-развивающих задач
урока на основе программы, методических пособий,
школьного учебника и дополнительной литературы.
На основании этого идет определение учебных
задач урока.
3. Отбор оптимального содержания
материала урока, расчленение его на ряд опорных
знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала,
который ученик должен понять и запомнить на
уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока,
определение его типа и наиболее целесообразных
методов и приемов обучения на нем.
7. Нахождение связей с другими
предметами при изучении нового материала и
использование этих связей при изучении нового
материала и при формировании новых знаний и
умений учащихся.
8. Планирование всех действий учителя и
учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при
овладении новыми знаниями и умениями, а также при
применении их в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств урока
(кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек,
схем, вспомогательной литературы и др.).
10. Проверка оборудования и технических
средств обучения.
11. Планирование записей и зарисовок на
доске учителем и выполнение аналогичной работы
учащимися на доске и в тетрадях.
12. Предусмотрение объема и форм
самостоятельной работы учащихся на уроке и ее
направленность на развитие их
самостоятельности.
13. Приобретение форм и приемов
закрепления полученных знаний и приобретенных
умений на уроке и дома, приемов обобщения и
систематизации знаний.
14. Составление списка учеников, знания
и умения которых будут проверяться
соответствующими формами и методами с учетом
уровней их сформированности; определение
содержания, объема и форм домашнего задания,
продумывание методики домашнего задания.
15. Продумывание форм подведения итогов
урока.
Примерная схема
календарно-тематического плана
Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 –
номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5
– триединая задача урока; 6 – методы обучения;
7 – повторяемый материал, актуализирующий
опорные знания и умения учащихся; 8 – виды
контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые
знания, умения и навыки, формирование которых
будет происходить на уроке.
Частные вопросы, решаемые на уроке:
1 – реализация воспитательного потенциала урока;
2 – осуществляемая связь учебного материала
с жизнью, с практикой; 3 – дидактические
средства урока; 4 – самостоятельная работа
учащихся на уроке; 5 – методы закрепления
пройденного на уроке; 6 – домашнее задание
(репродуктивного характера и творческое).
Примерное содержание разделов
поурочного плана
I. Тема урока
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации,
ТСО, ЭВТ.
II. Повторение опорных знаний
1. Какие ранее изученные понятия,
законы надо активизировать в сознании учащихся,
чтобы подготовить их к восприятию нового
материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем,
смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к
предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных
учащихся.
III. Усвоение новых знаний
1. Новые понятия, законы и способы
усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики.
Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание
(дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
IV. Формирование умений и навыков
1. Конкретные умения и навыки для
отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных
работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее задание
1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания
(сообщить учащимся).
Планирование и конкретизация задач
урока
Действия педагога
1. Ознакомление со всем возможным
кругом задач образования, воспитания и развития
при изучении данного предмета, данного раздела и
темы данного урока. Осуществляется это путем
ознакомления с программой, содержанием учебника
и методическими пособиями.
2. Конкретизация задач изучения темы с
учетом возрастных и других особенностей
учеников данного класса, их учебной
подготовленности, воспитанности и развития.
3. Выделение ряда главных задач
образования, воспитания и развития школьников с
учетом сравнения их значимости и имеющегося на
их решение времени.
Планирование
образовательно-воспитательно-развивающих задач
урока
I. Образовательные задачи (какие
знания, умения и навыки возможно развивать на
учебном материале урока):
1. Проконтролировать степень усвоения
следующих основных знаний, умений и навыков,
изученных и сформированных на предыдущих уроках.
2. Обеспечить усвоение основных задач,
входящих в содержание темы урока.
3. Сформировать (продолжить
формирование, закрепить) следующие специальные
умения и навыки по данному учебному материалу
4. Сформировать (закрепить, продолжить
формирование) следующие общие учебные умения и
навыки на материале этого урока.
II. Воспитательные задачи (к какому
мировоззренческому выводу возможно подвести
учащихся и какие воспитательные возможности
реализовать на учебном материале урока):
1. Содействовать в ходе урока
формированию следующих мировоззренческих
понятий (например: причинно-следственные связи и
отношения, познаваемость мира и природы,
развитие природы и др.)
2. В целях решения задач трудового
обучения и воспитания.
3. Осуществлять нравственное
воспитание, обеспечить в ходе урока изучение
следующих вопросов: патриотизм,
интернационализм, гуманизм, товарищество,
этические нормы поведения.
4. Для решения задач эстетического
воспитания.
5. В целях решения задач физического и
санитарно-гигиенического воспитания, развития
работоспособности, профилактики утомления.
6. Формировать правильное отношение к
природе.
III. Задачи развития учащихся (какие
познавательные способности учащихся развивать
конкретно, как осуществлять развитие воли,
эмоций, познавательных интересов):
1. В целях решения задач развития у
учащихся умений выделять главное, существенное в
изучаемом материале (например, обучение
составлению схем, плана, формулирование выводов
или контрольных вопросов, формирование умений
сравнивать, классифицировать, обобщать
изучаемые факты и понятия).
2. Для решения задачи развития у
школьников самостоятельности мышления и в
учебной деятельности обеспечить в ходе урока.
3. Обеспечивая развитие речи учащихся.
4. Формировать у школьников умения
преодолевать трудности в учении, закалять волю;
обеспечивать ситуации эмоциональных
переживаний.
5. Для развития у учащихся
познавательного интереса.
6. В целях развития интеллектуальных
способностей, мыслительных умений, переноса
знаний и умений в новые ситуации.
Подготовка к уроку непосредственно
перед звонком
1. Мысленное воспроизведение основных
моментов урока.
2. Воспроизведение плана урока, мысленное
представление класса и отдельных учеников.
3. Стремление вызвать соответствующий
эмоциональный настрой.
Создание перед уроком соответствующего
эмоционального настроя
1. Мысленное воспроизведение
намеченных ранее эмоциональных акцентов.
2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого
момента в материале урока.
3. Мысленное представление ожидаемого восприятия
классом или отдельным учеником.
Психологическая подготовка к уроку
1. Осознание ее необходимости.
2. Мысленное переживание предстоящего урока.
3. Выработка своего эмоционального отношения к
материалу урока.
4. Использование для эмоционального освещения
учебного материала личных впечатлений из жизни
(встречи, случаи и т.п.).
5. Использование прочитанных книг, ассоциаций,
последних событий и т.п.
Способствуют успеху урока
1. Хорошее знание материала урока.
2. Бодрое самочувствие.
3. Продуманный план урока.
4. Чувство «физической» раскованности, свободы на
уроке.
5. Правильный выбор методов обучения.
6. Разнообразие методов обучения.
7. Занимательность изложения.
8. Ярко выраженное эмоциональное отношение
учителя к излагаемому материалу.
9. Богатство интонаций, выразительная мимика,
образная жестикуляция учителя.
Затрудняют проведение урока
1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Безразличное отношение.
3. Рыхлая композиция урока.
4. Скованность движений.
5. Неумение учащихся работать предложенными
методами обучения.
6. Однообразие методов обучения.
7. Бесстрастный рассказ учителя.
8. Монотонность и сухость при изложении нового
материала.
Анализ урока
Анализ урока – это мысленное
разложение проведенного урока на его
составляющие с глубоким проникновением в их
сущность, задачи с целью оценить конечный
результат своей деятельности путем сравнения
запланированного с осуществленным с учетом
успехов и продвижения учащихся.
Этапы анализа
Этап I
1. Каковы первые впечатления?
2. Какова общая оценка урока?
3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое,
очень плохое)?
4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?
5. Все ли задуманное выполнено или многое не
успели?
6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо
относились к учению?
7. Какова дисциплина на уроке? и др.
Этап II
1. Достигнуты ли на уроке поставленные
задачи?
2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение,
воспитание и развитие учеников?
4. Формировался ли познавательный интерес
школьников?
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании
знаний, умений, навыков учащихся?
6. Соблюдались ли на уроке требования научной
организации труда (экономия времени, четкость
организации рабочего места учителя и учащихся,
рациональность приемов деятельности школьников
и др.)?
7. Как работали учащиеся на уроке (активность,
работоспособность, мера их занятости, внимание,
отношение к делу, ответственность,
самостоятельность и др.)?
8. Удалось ли установить контакт с учащимися,
благоприятен ли психологический микроклимат, не
было ли безразличных учащихся?
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами
проведения урока?
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить
на следующем уроке?
Основные требования к анализу
урока учителем
1. Цель и задачи анализа.
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики,
программ, нормативных требований и методических
рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по
которым необходимо анализировать свой урок.
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет
в работе на уроке.
6. Обоснование образовательных, воспитательных и
развивающих задач урока.
7. Обоснованность намеченного плана урока, его
типа, структуры, содержания, методов и средств.
8. Психологическая и педагогическая оценка
системы учебных задач, заданий и упражнений,
выполняемых учащимися на уроке.
9. Оценка развития самостоятельности мышления
учащихся на различных этапах урока.
10. Выполнение намеченных задач урока.
11. Оценка не фактов или действий, а их
педагогической целесообразности.
12. Умение не только оценить этапы урока, но и
показать их взаимосвязь.
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность)
проведенным уроком (или его отдельными этапами).
14. Объективность оценки учителем результатов
своего урока.
15. Намечаемые учителем меры по устранению
недостатков.
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и
тематический планы по совершенствованию
своего мастерства.
Алгоритм анализа учителем
проведенного урока
1. Какими требованиями
руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том
числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Каковы приемы и методы работы учителя и
учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные
пособия, в том числе ТСО? Какова их
психолого-педагогическая ценность? Если нет, то
почему?
9. Что на уроке способствовало развитию
познавательных способностей, что это доказывает?
10. В чем заключалась самостоятельная работа
учащихся, какова ее педагогическая ценность?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения
учащихся, для воспитания их нравственных черт,
воли, характера, культуры, поведения?
12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у
отдельных учеников? Как они были преодолены?
Каковы причины затруднений, пути устранения?
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это
доказывает? Если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Доволен ли учитель уроком?
17. Направления совершенствования урока.
Примерная схема анализа проведенного
урока учителем
Общие сведения
1) класс;
2) дата проведения урока;
3) тема урока;
4) задачи урока.
Оборудование урока
1) какие средства обучения
использованы;
2) подготовлены ли наглядные пособия и
технические средства;
3) как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока
1) соответствует ли содержание
программе, задачам урока;
2) проведена ли его дидактическая обработка;
3) формированию каких знаний, умений и навыков он
способствует;
4) с каким материалом учащиеся работали впервые,
какие знания, умения и навыки формировались и
закреплялись на уроке;
5) как материал урока способствовал развитию
творческих сил и способностей учащихся;
6) какие общеучебные и специальные умения и
навыки развивались;
7) как осуществлялись межпредметные связи;
8) способствовало ли содержание урока развитию
интереса к учению.
Тип и структура урока
1) какой тип урока избран, его
целесообразность;
2) место урока в системе уроков по данному
разделу;
3) как осуществлялась связь урока с предыдущими
уроками;
4) каковы этапы урока, их последовательности и
логическая связь;
5) как обеспечивалась целостность и
завершенность урока.
Реализация принципов обучения
1) принцип направленности обучения на
комплексное решение задач;
2) в чем выразились научность обучения, связь с
жизнью, с практикой;
3) как реализовался принцип доступности обучения;
4) с какой целью использовался каждый вид
наглядности;
5) как соблюдался принцип систематичности и
последовательности формирования знаний, умений,
навыков;
6) как достигались сознательность, активность и
самостоятельность учащихся, как осуществлялось
руководство обучением школьников;
7) какой характер познавательной деятельности
преобладал (репродуктивный, поисковый,
творческий);
8) как реализовалась индивидуализация и
дифференциация обучения;
9) как стимулировалось положительное отношение
учащихся к учению.
Методы обучения
1) в какой мере применяемые методы
соответствовали задачам урока;
2) какой характер познавательной деятельности
они обеспечивали;
3) какие методы способствовали активизации
учения школьников;
4) как планировалась и проводилась
самостоятельная работа и обеспечивала ли она
развитие познавательной самостоятельности
учащихся;
5) какова эффективность использованных методов и
приемов обучения.
Организация учебной работы на уроке
1) как осуществлялась постановка
учебных задач на каждом этапе;
2) как сочетались разные формы проведения урока:
индивидуальная, групповая, классная;
3) осуществлялось ли чередование разных видов
деятельности учащихся;
4) как организовывался контроль за деятельностью
учащихся;
5) как оценивались знания и умения учащихся;
6) как учитель осуществлял развитие учащихся
(развитие логического мышления, критичности
мысли, умений сравнивать, делать выводы);
7) какие приемы использовал учитель для
организации учащихся;
8) как учитель подводил итоги этапов и всего
урока.
Система работы учителя
1) умения общей организации работы на
уроке: распределение времени, логика перехода от
одного этапа урока к другому, управление учебной
работой учащихся, владение классом, соблюдение
дисциплины;
2) показ учащимся рациональных способов учебной
работы;
3) определение объема учебного материала на урок;
4) поведение учителя на уроке: тон, такт,
местонахождение, внешний вид, манеры, речь,
эмоциональность, характер общения
(демократический или авторитарный),
объективность;
5) роль учителя в создании нужного
психологического микроклимата.
Система работы учащихся
1) организованность и активность на
разных этапах урока;
2) адекватность эмоционального отклика;
3) методы и приемы работы и уровень их
сформированности;
4) отношение к учителю, предмету, к уроку, к
домашнему заданию;
5) уровень усвоения основных знаний и умений;
6) наличие умений творческого применения знаний,
умений и навыков.
Общие результаты урока
1) выполнение плана урока;
2) мера реализации общеобразовательной,
воспитывающей и развивающей задач урока;
3) уровни усвоения знаний и способов деятельности
учащихся:
I уровень – усвоение на уровне
восприятия, понимания, запоминания;
II уровень – применение в аналогичной и сходной
ситуации;
III уровень – применение в новой ситуации,
то есть творческое;
4) общая оценка результатов и
эффективности урока;
5) рекомендации по улучшению качества урока.
* Материал носит
рекомендательный характер.
|