Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

 

Интеграция в изобразительном искусстве

Комплексное приобщение ребенка к миру искусства – важнейшая задача художественной педагогики. Среди ее главных целей – воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления. Введение интегрированных курсов искусства в практику общеобразовательной школы целесообразно с точки зрения познания самого искусства, в котором, как известно, редко встречаются «чистые» формы, не опосредованные внешними влияниями.
В период первого приближения к миру искусства в начальных классах учитель должен максимально использовать жизненные аналогии, больше внимания уделять содержательным, тематическим аспектам, художественный материал должен быть доступен и нагляден.
Воспитание любви к природе, доброго отношения к окружающему миру – вот главная цель урока, и она достигается путем интеграции изобразительного искусства, музыки, поэзии и кино. Но возможно объединение и с другими школьными предметами – иностранным языком, историей, окружающим миром, трудом.
Несомненно, интегрированные уроки интересны и вносят оживление и разнообразие в учебный процесс.

Тема МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА

Музыка & ИЗО

1 класс

Цели. Учить работать с акварелью (по сырому и сухому листу), подбирать краски, соответствующие настроению; развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся; воспитывать чувство прекрасного в музыке и живописи.

Оборудование. Аудиозапись произведений: И.С. Бах – «Шутка», Д.Б. Кабалевский – «На перемене», «Тихая песня»; репродукции картин: В. Ван Гог – «Красные виноградники в Арле», М. Сарьян – «Горы», К. Коро – «Воз сена», В.Э. Борисов-Мусатов – «Тополя в облаках»; цветные кружочки, рисунки радуги, нот; бумага, акварель, кисти.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы будем слушать и рисовать музыку. Но как же это сделать? Как нарисовать музыку в цвете? Для этого нам необходимо кое-что вспомнить о красках.

III. Повторение пройденного материала

У. Какими красками вы рисуете?

Дети отвечают.

– А теперь вспомните все цвета радуги. Какое предложение помогает нам запомнить ее цвета?

Учитель прикрепляет на доску рисунок радуги и цветные кружочки.

Дети. Каждый – красный; охотник – оранжевый; желает – желтый; знать – зеленый; где – голубой; сидит – синий; фазан – фиолетовый.

У. Посчитайте, сколько цветов у радуги.

Д. Семь.

У. А сколько нот мы знаем? Перечислите их и посчитайте.

Д. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Всего семь нот.

Учитель на доске вывешивает рисунки семи нот.

У. Посмотрите, как интересно! Нам известно семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины.

IV. Работа по теме урока

У. Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).
Мы знаем, что музыка бывает веселой и грустной. Давайте послушаем и определим это.

Учитель предлагает прослушать два музыкальных произведения Д.Б. Кабалевского – «На перемене» и «Тихая песня».

– Какое настроение у этих произведений?

Д. В первом – веселое, во втором – грустное.

У. Теперь посмотрите на эти живописные произведения. На каких из них передано радостное настроение?

Д. На картине Ван Гога «Красные виноградники в Арле» – яркий цвет, радостное настроение.
– На картине М. Сарьяна «Горы» – яркий цвет, радостное настроение.
– На картине К. Коро «Воз сена» – тусклые цвета, грустное настроение.
– На картине В.Э. Борисова-Мусатова «Тополя в облаках» – тусклые цвета, грустное настроение.

V. Самостоятельная работа учащихся

У. Теперь перейдем к самому интересному. Попробуйте самостоятельно подобрать краски к этому музыкальному произведению.

Прослушивание «Шутки» И.С. Баха.

– Произвольно, как вам нравится, нанесите краски на сырой лист бумаги.

Этапы работ учащихся

  • Этап 1. Смачивание кистью листа бумаги.

  • Этап 2. Нанесение соответствующих музыке и настроению красок на сырой лист.

  • Этап 3. Работа «по-сухому». Нанесение различных изображений на готовый цветовой фон.

V. Итог урока

Учитель вывешивает работы учащихся на доску и отмечает наиболее удачные из них.

Тема АНИМАЛИСТИКА В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Музыка & ИЗО

2 класс

Цели. Учить рисовать различных животных по предложенным схемам, передавать их характер; развивать ассоциативное мышление; воспитывать любовь к природе.

Оборудование. Аудиозапись произведения Сен Санса «Карнавал животных»; репродукции работ В. Ватагина (животные); фотографии наскальных рисунков первобытных людей (животные); книги о животных Е.И. Чарушина; видеокассеты с записями о животных, видеоаппаратура; тонированная бумага, карандаши, пастельные мелки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Учитель. Прежде чем обозначить тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства в зависимости от материалов, которые использует художник, нам известны.

Дети. Если художник работает краской – живопись.
– Если художник рисует линии и цвет не важен – графика.
– Если художник лепит и высекает из камня объемные изображения – скульптура.
– Если художник украшает разные предметы – декоративно-прикладное искусство.
– Если художник придумывает различные дома и постройки – архитектура.

У. Сколько всего получилось видов искусства?

Д. Пять.

У. Теперь давайте подумаем: что может изображать художник? Какие жанры нам известны?

Д. Природу – пейзаж; человека – портрет; предметы – натюрморт; сцены из жизни людей – жанровые сцены; сказку – сказочный жанр; животных – анималистика.

III. Сообщение темы урока

У. Итак, тема сегодняшнего урока – анималистическое искусство.

IV. Работа по теме урока

У. Но животных можно не только рисовать. Поэты, режиссеры и музыканты часто обращаются к этому замечательному и всеми любимому жанру.
Еще с древних времен первобытные люди изображали животных на стенах и потолках пещер. Для удачной охоты первобытному художнику необходимо было как можно более похоже изобразить различных зверей.

Учитель демонстрирует фотографии с изображениями животных, выполненными первобытными людьми.

– А теперь послушаем, как поэты отразили эту тему в своих произведениях.

Дети по очереди читают стихи о животных.

– А теперь давайте посмотрим, как животные снимаются в кино.

Просмотр видеофрагментов.

– Как же отражается эта тема в музыке? Давайте послушаем «Карнавал животных» известного композитора Сен-Санса и угадаем, каких животных изобразил композитор.

Прослушивание музыки Сен Санса «Карнавал животных» (слон, черепаха, лебедь, кенгуру и др.).

V. Самостоятельная работа

У. Осталось самое главное – попробовать самим нарисовать зверей. Но прежде посмотрим, как это выполнил замечательный художник-анималист В. Ватагин.

Показ репродукций работ В. Ватагина.

– Обратите внимание, с какой любовью нарисовал художник тигра, козленка, лису. А мы с вами будем рисовать слона.

Учитель показывает на доске, как рисовать слона. Учащиеся выполняют работу одновременно с учителем.

Звучит музыка Сен-Санса «Слон».

Этапы работы учащихся

  • Этап 1. Намечаем карандашом туловище (овал) и голову (круг).

  • Этап 2. Рисуем ноги (столбики) и соединяем голову и туловище с шеей.

  • Этап 3. Дорисовываем недостающие детали пастельными мелками: хобот, уши, бивни, глаза, хвост.

У. У всех зверей есть туловище, голова, шея, лапы (ноги) и т.д. Любое животное можно нарисовать, пользуясь подобными схемами. Возьмите второй лист и попробуйте нарисовать еще одно животное, какое захотите.

На втором листе бумаги учащиеся самостоятельно рисуют выбранное ими животное.

VI. Итог урока

Учитель вывешивает работы учащихся на доске, обсуждает с детьми наиболее удачные и проставляет оценки.

Ольга АЛЕКСЕЕВА,
учитель ИЗО
гимназии «Жуковка», Московская обл.

Тема ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОНИКА ИЗ ПОЛОСКИ БУМАГИ

Труд & ИЗО & Окружающий мир

3 класс

Цели. Научить изготавливать лошадку из полоски бумаги, расписывать под народную игрушку, составлять ярмарочную карусель; прививать любовь к русскому празднику, фольклору, народной игрушке.

Оборудование. Макет карусели, народные игрушки, ложки, подносы, свистульки, дудки; образцы различных товаров; рисунки «На ярмарке»; ТСО; видеозапись фильма «Конек-Горбунок»; аудиокассета «Русский народный фольклор»; костюмы скоморохов, Петрушки, торговцев; клеенка на парте, ножницы, клей, цветные фломастеры, полоски белой или цветной бумаги, маленькая полоска белой бумаги, салфетки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня наш урок посвящен традиционному торговому празднику на Руси. Как он называется?

Дети. Ярмарка.

У. Вы узнаете, что интересного можно было увидеть на ярмарках.

III. Вводная беседа

У. «Ярмарка» – слово, пришедшее из немецкого языка. Назовите синонимы этого слова.

Д. Торг, базар, рынок.

У. Веселили, зазывали народ на ярмарку скоморохи.

Выходят два скомороха.

Скоморох 1. Добро пожаловать на нашу ярмарку!

Скоморох 2. Приходите, поглядите да что-нибудь купите!

Скоморох 1.

Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая!

Скоморох 2.

Глянешь налево –
Лавки с товаром,
Глянешь направо –
Веселье даром!
Выходит Петрушка.

Петрушка.

Я знакомый вам Петрушка,
В яркой шапке на макушке,
С бубенцом на колпаке
И с колечками в руке.
Я танцую и пою
Песню звонкую свою!

У. Как проводились ярмарки в давние времена?

Д. В давние времена были праздники не только для горожан, но и для всей округи. Большие ярмарки проводились сначала один раз в год – Петровская ярмарка (на Петров день). Позднее – два раза в год: добавилась еще Рождественская ярмарка. А маленькие ярмарки – еще чаще. Отовсюду съезжались люди: торговцы, купцы – старые и малые – все в нарядной одежде.

Учитель обращает внимание детей на рисунки на доске.

У. На тех ярмарках чего только не было!

Скоморох 1.

Платки, игрушки,
Сладкие леденцы,
Пирожки, ватрушки,
Курочки-пеструшки,
Коровки-буренки,
Телятки, ягнятки, утятки!

Скоморох 2.

Ткани расписные,
Свистульки шумовые,
Ботинки дорогие,
Короба берестяные,
Бусы, лапти, соль и квас,
Мед и чай – все для вас!

У. А как веселились на тех ярмарках! Можно было увидеть скоморохов ряженых, веселых клоунов, фокусника, медведя-плясуна, побывать в незатейливом театре-балагане. Детишки катались на большой карусели. Все было ярко и весело! Играла музыка! Шумела, гудела ярмарка!

Учитель демонстрирует фрагмент «Приехал Иван в город» из кинофильма «Конек-Горбунок».

У. Ребята! Все у нас есть, а вот карусели не хватает.

Учитель открывает макет заранее приготовленной карусели.

– Кто возит детишек на карусели?

Д. Животные, звери, лошадки.

IV. Работа по теме урока

У. Сегодня на уроке мы изготовим лошадок для нашей карусели из полоски белой или цветной бумаги.

Учитель показывает образец, комментирует этапы работы.

– Возьмите лист бумаги, который вы выбрали для работы. Вырежьте из него полоску шириной 3 см, длиной 30 см. Сложите полоску пополам, второй раз пополам, еще раз пополам (всего 3 раза). Хорошо прогладьте сгибы. Разверните. На сколько равных частей вы разделили полоску?

Д. На восемь частей.

У. Теперь мы будем превращать ваши заготовки в животных. Из каждой части полоски получится какая-то часть коника: из 1-й части – голова, из 2-й – шея, из 3-й и 4-й – передние ноги, из 5-й – спина, из 6-й и 7-й – задние ноги, из 8-й – хвост.
Найдите 3-ю и 4-ю части полоски. Склейте их, промазав клеем изнутри. Так же склейте 6-ю и 7-ю части. Это ноги вашей лошадки. Сейчас вам понадобятся ножницы.

Дети вспоминают правила пользования ножницами.

– Разрежьте заготовки ног вертикально пополам. Что у вас получилось?

Д. Четыре ноги.

У. А теперь найдите 1-ю часть полоски. Загните ее передние углы и сформируйте голову лошади.
2-я часть полоски – шея. На ней у нас будут ушки. Для этого сделайте надрезы, как показано на рисунке, и отогните треугольники-ушки.
Следующим будем делать хвост лошади. На 8-й полоске вырежьте снизу вверх два треугольника, как показано на рисунке. Хвост нарежьте соломкой.

Чего еще не хватает нашему конику?

Д. Гривы.

У. Вырежьте маленькую полоску бумаги, нарежьте ее мелкой соломкой и приклейте к шее.
Какие у вас получились коники?

Д. Однотонные, невеселые.

У. Давайте раскрасим их. Возьмите цветные фломастеры, нарисуйте глаза вашим лошадкам и раскрасьте их фигурки по вашему желанию.

Дети раскрашивают.

– А теперь собираем карусель.

V. Итог урока

У. Завертелась наша карусель,

Забегали лошадки!
Весело ребятишкам!

Звучит аудиозапись народной музыки.

– Торговцы встают на места. Открываем нашу ярмарку!

Дети-«торговцы» читают заклички:

Ученик 1.

Становитесь в ряд,
Выбирайте подряд
Дудки, хлопушки,
Бубны, побрякушки!
Красиво, приятно!
Для детей занятно!

Ученик 2.

Эй, девчонки, эй, мальчишки!
Посмотрите, что за книжки!
Есть рассказы, есть стихи!
Подойди да и купи!

Ученик 3.

Платки, матрешки,
Тарелки, ложки –
Небольшой расход!
Покупай, честной народ!

Ученик 4.

Тары-бары растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад –
Забирайте нарасхват!

Ученик 5.

Кому пирожки?
Горячие пирожки
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!

Ученик 6.

Вот горячий пирожок!
Покупай его, дружок!
С капустой, с вареньем –
Покупай для наслажденья!
Пироги хороши,
Отдавай свои гроши!

Ученик 7.

Яблочки садовые,
Яблочки медовые!
Набирайте про запас!
Не забудьте и про нас!

Дети инсценируют покупку разных товаров на ярмарке.

У. Понравился вам урок? Чему вы научились сегодня на уроке? Где побывали?

Д. На ярмарке.

У. Что купили?

Дети отвечают.

– Расскажите о нашей ярмарке своим родителям.

Наталья ЮДИНА,
учитель начальных классов школы № 1938,
г. Москва