Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО начальных классов
школы № 199, г. Москва

Каждый народ — художник

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Китай – восточный сосед России, раскинувшийся на необъятных просторах Центральной и Восточной Азии. Это древнейшая цивилизация, зародившаяся около 6000 лет назад и оказавшая огромное влияние на развитие всех народов Дальнего Востока. Эта культура отличается большим многообразием и удивительной жизнестойкостью, несмотря на многочисленные иностранные вторжения. Чужие обычаи и традиции не прививались механически, а активно преобразовывались.

Очень важно показать ребятам, что наш восточный сосед, страна, которую весь мир знает по изобилию товаров, менее ста лет назад шагнул от древности к современности (буржуазная революция 1911 года – начало отсчета нового времени в истории Китая). Детям сложно объяснить исторические временные рамки, поэтому на помощь приходит «лента времени». На атласной ленте (около 5 метров в длину) в середине крепится красная точка – это мы с вами, современность, время, в которое мы живем. Все, что до этой точки, – история человечества на протяжении тысячелетий (ученые не берутся установить четкие границы), все, что после, – наше будущее: мы не знаем, каким оно будет, все зависит от того, насколько у человечества хватит разума сохранить себя. На этой наглядной модели хорошо видно, что 100 лет – это всего лишь мгновение, что Древний Китай существовал долгое-долгое время, и сегодня мы можем ощутить его незримое влияние.

Именно в Китае было положено начало философско-религиозному учению о природе как всеобъемлющем Космосе – живом и одухотворенном организме, живущем по своим законам. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека, что обусловило развитие символического метода в искусстве.

Несмотря на обилие разной информации, обрушивающейся на современного человека, Китай для нас был и остается страной-загадкой, полной удивительных тайн. Немного приоткрыть их завесу можно на дополнительных занятиях по ИЗО. Исходя из того что ребенку необходимо получить целостное представление о культуре того или иного народа, необходимо сделать оговорку, что на примере народного искусства Китая ученики получают прекрасную возможность ознакомиться с содержанием и образным языком декоративно-прикладного искусства, познать специфику декоративного искусства и его связь с жизнью человека, обществом, окружающим миром. Дети подводятся к пониманию того, почему декор имеет значение условного знака, символа, определяющего отношения между людьми. Ребенок незаметно для себя начинает раскрывать художественную идею и смысл образов, символических знаков в декоре, «зашифрованного» внутреннего смысла (тайны), которые несет в себе предмет.

Знакомство с культурой Китая позволяет учителю показать на примере истории одной страны тесную взаимосвязь развития искусства, науки и экономики, приоритет приобретения знаний (образования) в культурной традиции народа. Именно на этих занятиях начинает сниматься стереотип негативного бытового восприятия граждан Китая, а выражение «китайская грамота» меняет свой пренебрежительный оттенок чего-то лишенного смысла. Страна с тысячелетней историей, оказавшая основополагающее влияние на всю восточно–азиатскую цивилизацию, активно выходящая на экономическую и политическую арену современного мира, предстает перед российскими школьниками новыми гранями, приглашая к взаимопониманию и диалогу, который окажется неизбежным в будущем, во взрослой жизни.

Занятие 1

Тема. «Природа и ее образ в китайской графике».

Оборудование. Физическая карта мира; аудиокассеты с китайской народной музыкой; фотографии природы Китая; репродукции картин китайских художников, черная тушь, тонкие кисти, каллиграфический набор, шелк, деревянные рамки, кнопки (акварель, плотная бумага); предметы, «пришедшие» из Китая (фарфоровые вазочки, бамбук, рис, чай, веера, хризантемы и т.д.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы и целей занятия

На фоне китайской музыки учитель приветствует ребят китайским поклоном со сложенными перед грудью руками.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами необычно поприветствовали друг друга. Дело в том, что на наших ближайших занятиях мы отправимся в далекое путешествие. Из этой сказочной страны издавна в Европу и в Россию купцы привозили разные диковинные вещи. Рассмотрите их.

Дети рассматривают мотки шелка, фарфоровые пиалы, рисовые зерна, листочки чая, китайскую одежду, вышивку и т.д.

– Из каких краев прибыли купцы? Где находится эта чудесная страна?

Дети. Все эти товары привезены из Китая. Эта страна находится в Восточной Азии.

Учитель показывает расположение страны на Физической карте мира.

II. Беседа об образе природы в искусстве Китая

Учитель показывает фотографии с гористым рельефом и клубящимися облаками, китайскими садами и павильонами.

У. Китайцы на протяжении тысячелетий трепетно относились к природе, преклонялись перед ее красотой и совершенством, ощущая свое единство с ней. Именно на лоне природы в уединении предпочитали жить и творить китайские мудрецы, ученые, художники и поэты. Живописец Ли Жихуа около 400 лет назад писал о том, в каком месте он хотел бы поставить свою мастерскую:
«На том месте, где ручей струится между холмами, должно стоять несколько павильонов, откуда можно обозревать облака и туман. С одной стороны бамбук, с другой – ароматные травы и мох среди камней, слива с кривыми ветвями, высокая сосна, сквозь ветви которой выглядывает яркая луна».
В природе было важно все – от огромных безжизненных скал до маленькой былинки. Все это было живым, наполненным звуком, вкусом и запахом. Неудивительно, что в своих замечательных садах китайцы строили беседки специально, чтобы во время дождя можно было наслаждаться звуком капель, шумом бамбука, кваканьем лягушек, усиливавшимся во время дождя ароматом трав и цветов.

Учитель показывает репродукции работ китайских художников.

– Что для вас необычно и интересно в этих работах?

Д. На всех работах изображены пейзажи, на которых можно видеть причудливой формы горы, растения, клубящийся туман.

У. Это особый вид китайского пейзажа «шань-шуй» («горы – воды»), где художник символично соединяет небо и землю, причем вода может быть представлена не обязательно в виде речного потока, а например, в виде тумана или дождя. В этих образах отражается представление о единстве главных сил Вселенной, так как горы считались воплощением светлого мужского начала (янь), а воды – темного женского (инь).
Обратите внимание, что художники изображают пейзаж условно: они не стремятся передать перспективу пространства, свет и тень, так как считают, что освещение есть понятие сиюминутное, оно постоянно меняется. Художник редко писал с натуры, чаще работал по памяти, стремясь как можно точнее передать настроение картины.

III. Беседа о единстве живописи и каллиграфии

У. Если мы внимательно посмотрим на работы китайских художников, то заметим, что все картины имеют текст. Это древняя традиция, так как в Китае считали, что если художник не может выразить зрительный образ, он должен написать стихи, а поэт пусть рисует. Часто поэт и каллиграф были одним и тем же лицом. Что такое каллиграфия?

Д. Это искусство красивого написания текста.

У. Как писали в Китае?

Д. В Китае писали раньше и пишут сейчас иероглифами. Это знаки-рисунки, изображающие целое слово или понятие.

У. Китайские иероглифы были созданы около 4000 лет назад. По преданию, чиновник Кан Джи придумал первые знаки, изучая следы зверей и птиц. Конечно, с тех пор написание иероглифов изменилось, но мало. Современный китаец без особого труда может читать древние тексты.
Всего в китайском языке около 50 000 иероглифов, но чтобы быть грамотным человеком, достаточно знать около 3000.
Каждый иероглиф состоит из нескольких элементов, выполняемых в строгой последовательности.

Учитель на доске показывает последовательность написания иероглифа «йонг» – вечность, затем, убирая один его элемент, «превращает» в иероглиф «шуй» – вода, наконец, добавляет иероглиф «шань» – гора. (Рис. 1, 2, 3.)

Постижение искусства написания иероглифов было очень длительным: обучение мальчиков начиналось с трехлетнего возраста, но, даже вырастая и становясь известными и признанными каллиграфами, они не прекращали ежедневно тренироваться. Предание гласит, что знаменитый каллиграф Ван Хижи потратил 15 лет на совершенствование своего написания «йонга».
Чем работали китайские поэты и художники?

Д. Они писали и рисовали на бумаге и шелке, кисточками и тушью.

Учитель показывает китайский каллиграфический набор: тушница, брикетик туши, кисти, мисочка для воды.

У. Эти предметы по-китайски называются «сыбао» – четыре драгоценности (тушь, тушечница, кисти и бумага), ибо в Китае во все времена образование считалось высшей добродетелью, а эти предметы хранили на видном месте, чтобы они служили назиданием и пожеланием блага младшему поколению.
Брикетики туши сами по себе уже были предметами декоративно-прикладного искусства. Они имели различную форму, украшались рисунком и покрывались золотым лаком. Перед работой тушь растиралась на каменной тушечнице и разводилась водой. Добавление воды также помогало получать различные переливы серого цвета на бумаге или ткани.
Кисточки для письма и рисования были самые разные: их толщина могла быть от нескольких волосков до пучка, а делались они из шерсти белки или зайца, из крысиных усов.

Порядок написания иероглифов: «йонг» (рис.1), «шань» (рис.2), «шуй» (рис.3).

IV. Творческая работа детей

Дети создают пейзажи, используя материалы и технику китайских художников.

1. Подготовка материала

Шелковую (или хлопковую) ткань натягивают на рамку (пяльцы) и фиксируют кнопками. Если нет такой возможности, используют акварель и плотную бумагу.

2. Работа тушью

Работают без предварительной прорисовки карандашом. Кисть держат перпендикулярно рабочей поверхности, а капли туши каждый раз отжимают о край пузырька.
Работу начинают с изображения дальнего плана – гор. Для создания эффекта размытости вдоль линий, выполненных тушью, со стороны, противоположной затеканию, чистой кистью наносят водку.
По мере высыхания в работу добавляют другие элементы композиции: рыбачьи джонки, домики и беседки с «летящими» крышами, растения, фигурки людей (рис. 4). По желанию в изображение включают иероглифы, о которых говорилось выше.

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 4

3. Оформление работ

Готовые пейзажи проглаживают горячим утюгом без пара с целью закрепления туши на ткани.
Из цветного картона вырезают рамки, в которые затем вклеивают работы.

V. Подведение итогов занятия

Занятие 2

Тема. «Жанр “хуа-няо” (цветы – птицы) в декоративно-прикладном искусстве Китая. Благожелательная символика растительных мотивов».

Оборудование. Веера различной формы; фарфоровая посуда; образцы шелковых тканей (все с растительным рисунком); бамбуковая трость; фотографии живого бамбука, пионов, хризантем, цветов сливы, стилизованные изображения этих растений; бумага для рисования формата A3, гуашь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы и целей занятия

Учитель. На прошлом занятии мы с вами говорили о том, какое важное место занимает природа в мировоззрении китайцев.
Китайская традиция не знала противопоставления человека и природы, поэтому не обожествляла ее и не обесценивала. Человек был призван «давать завершение небесной природе», то есть стремиться сделать ее еще прекраснее согласно своему вкусу. Именно отсюда идет традиция изображения китайского сада с водоемами и беседками, где все заполнено деревьями, кустами и цветниками. (Интересно, что в китайском саду совсем нет газонов: формально выделенное пустое пространство считалось некрасивым.)
Если у китайца по той или иной причине не было возможности завести свой настоящий сад, он создавал «пян-дзинь» – пейзаж на тарелке, из которого и развилось удивительное искусство выращивания карликовых деревьев в горшочках – бонсаи.
Цветы китайцы высаживали в горшках на клумбах и просто на земле беспорядочно вдоль водоемов.
Сегодня на уроке мы будем создавать свои пейзажи.

II. Беседа о символике растительных мотивов

Учитель раскладывает веера и ткани, расставляет фарфоровую посуду.

У. Что вы можете сказать о предметах, находящихся перед вами? что у них общего?

Дети. Это предметы обихода, украшенные изображениями растений – цветов, веток.

У. Все росписи этих предметов выполнены в жанре «хуа-няо» (цветы – птицы). С каким жанром познакомились на прошлом занятии?

Д. Вода – горы.

У. Еще в древности в Китае сложилось поэтическое представление о значительности каждого явления природы. Идея «великого в малом» заключается в том, что одна ветка, один цветок, птица или бабочка как бы вмещают в себя всю Вселенную. Китайские художники достигли великого мастерства, останавливая мгновение красоты распускающегося пиона или грустного очарования увядающих листьев клена.
Любовь к цветам в Китае очень велика. Народная мудрость гласит: «Кто любит и охраняет цветы, тот приумножает свое счастье и получит вечное блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!»
Каждый мотив природы был напрямую связан с благожелательной символикой.
Любимейшим растением в Китае был и остается бамбук – символ стойкости, мужества и мудрости.
Учитель показывает бамбуковую трость и живое растение.

Бамбук

Бамбук

– Этот злак очень быстро растет. Благодаря своим мутовкам (фрагментам, из которых состоит стебель), побеги могут вытягиваться до 90 см в сутки. Бамбук очень прочен, его ветви не ломаются зимой под тяжестью снега, налипающего на зеленые листья. Удивительно, что плодоносит бамбуковая роща вся одновременно один раз в 50–100 лет, устилая землю созревшими зернами толстым слоем высотой около 15 сантиметров. После этого роща полностью отмирает.
Вот какие строки посвятила бамбуку поэтесса Хуан Шу около 1000 лет назад:

Славлю бамбук.
Верный себе и стойкий,
Он возвышается гордо.
Его величава стать.
Он не меняет красок
В разное время года,
Иней и снег не в силах
С ним совладать.

У. Когда вы вспоминаете про Новый год, какое растение всплывает в вашей памяти?

Д. Елка или сосна.

У. А в Китае встреча Нового года связана с цветущей сливой. Это неудивительно – ведь восточный Новый год приходит на месяц позже нашего, когда природа Дальнего Востока уже готовится к встрече весны. Цветущая слива является символом надежды и вечного обновления, ее почитают за смелость и энергию, способность противостоять зимним морозам.
Послушайте строки, посвященные этому растению:

Мэйхуа (слива)

Мэйхуа – словно снег.
Расцвела и белеет под снегом,
С ним соперничая белизной.
Мэйхуа вся в снегу.
Но ничто ее духа не сломит,
Нет предела упорству ее.

(Поэтесса Хун Хуэйин, XII век)

Падал снег. А в саду мэйхуа,
Как всегда в эту пору цвела.
Помню, веточку алых цветов
Я в прическу вплела.
Но осыпались эти цветы
И моих не украсят волос.

(Поэтесса Ли Цинчжао, XI век)

У. Самым излюбленным цветком в Китае является пион, олицетворяющий мужское начало. Более 1500 лет этот «царь цветов», символизирующий знатность и богатство, культивируется местными садоводами, принимая самые необычные формы. Пионы бывают белые, как лебеди, пурпурные, как солнечный заход, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые, с лепестками гладкими и завитыми, душистые и непахучие.
О пионах сложено много легенд и преданий. Послушайте одну из них.
Когда-то давно жил старик Хо Чи, который всю свою жизнь выращивал пионы. Каких только цветов у него не было! Но однажды сын знатного мандарина, грубиян и шалопай, проходя мимо чудесного сада, бросился на цветы и стал их ломать и топтать. Старик горько плакал, прося пожалеть сад, но его никто не слушал. Собрав все свои силы, Хо Чи больно побил хулигана палкой и выгнал. Но все было испорчено. Горю старика не было предела, как вдруг откуда-то появилась прекрасная девушка. Это был дух пионов. Все цветы ожили и стали еще прекраснее: простые превратились в махровые, а одноцветные – в пестрые. Старик был счастлив, весть о чудесном воскрешении облетела всю округу. Злой сын мандарина был раздосадован, старика обвинили в колдовстве и бросили в темницу. Хулиганы опять отправились ломать и портить цветы. Но в саду поднялся сильный ветер: пионы превратились в прекрасных молодых девушек в ярких платьях, рукава их нарядов заколыхались и раздулись, поднимая в саду настоящую бурю. Подхваченный сильным порывом ветра злодей с силой ударился о ствол могучего дерева, искололся его колючками и исхлестался ветвями так, что еле остался жив. Узнав о происшедшем, местный судья очень испугался, освободил старика из-под стражи и издал указ, чтобы никто и никогда не дотрагивался ни до одного цветка в его саду.

У. Попробуйте определить, о каком цветке идет речь в следующем стихотворении:

Твоя листва – из яшмы бахрома –
Свисает над землей за слоем слой.
Десятки тысяч лепестков твоих,
Как золото чеканное, горят...
О..., осени цветок,
Твой гордый дух, вид необычный твой
О совершенстве доблестных мужей
Мне говорят.

(Ли Цинчжао)

Д. Это хризантема: в стихах говорится о ее резных листьях, времени цветения и удивительных соцветиях.

У. Женское начало в цветочном царстве, по мнению китайцев, представляет хризантема. Этот удивительно красивый осенний цветок является символом покоя и долголетия.
Другим символом долголетия в Китае считается вечнозеленая сосна, а в сочетании с бамбуком и сливой она обозначет вечную дружбу.
Изображение цветов и плодов персика должно было служить напоминанием о бессмертии. Это связано с легендой о персиках вечной молодости, растущих в небесном саду.

Пейзаж с сосной

Пейзаж с сосной

III. Творческая работа детей «Китайский веер»

У. На сегодняшнем занятии мы с вами сделаем сувениры и украсим их в китайском стиле.
Мы уже говорили о том, что многие предметы, которыми люди пользуются во всем мире, впервые появились в Китае. Одним из них является веер. Круглый, шелковый, подобный полной луне, прикрепленный к бамбуковой палочке, китайский веер сыскал себе славу на всем Дальнем Востоке.
Учитель показывает круглый веер.
Затем в Японии придумали веер складной, который, перебравшись в Китай, прочно занял место в гардеробе не только женщин, но и мужчин.

Круглый и складной веера

Круглый и складной веера

1. Подготовка материала

Учащиеся складывают лист бумаги A3 вдоль так, чтобы образовались две длинные полосы – это поле вееров.

2. Работа с гуашью

Выбрав растительный мотив, учащиеся выполняют композицию без предварительной прорисовки карандашом, имея перед собой образцы приемов написания растений.
Гуашь предварительно смешивается с клеем ПВА, чтобы работа впоследствии не пачкалась.

3. Оформление работ

После высыхания лист бумаги разрезается по линии сгиба.
Веер складывается «гармошкой», дыроколом с краев проделываются дырочки для скрепления веера нитками. Веер украшается петлей для подвешивания и кисточкой.

IV. Подведение итога занятия

Оформление выставки сувениров.

ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ

К 4-му классу ребята уже ознакомились с различными видами изобразительного искусства, они имеют представление о живописи, графике, скульптуре и архитектуре.
Мастера Изображения, Постройки и Украшения стали для них добрыми давними друзьями. Но когда человек начал заниматься этими видами искусства, зачем? Возможно, было время, когда изобразительное искусство вовсе не существовало. Если это так, то с чего все началось? Эти вопросы волнуют младших школьников, стоящих на рубеже средней школы.
Для ответа на эти вопросы ребят можно пригласить в далекое путешествие в древний каменный век (палеолит), приблизительно на 32 тысячи лет назад. Младшему школьнику трудно, практически невозможно представить себе, как это было давно. Чтобы ему в этом помочь, необходимо продемонстрировать «ленту времени», где разными цветами отмечены моменты нашего сиюминутного пребывания и период каменного века (32–7 тысяч лет назад).
Уже на первом занятии, предвосхищающем длительный и захватывающий разговор о многообразии искусства разных народов Земли (III четверть), дети подводятся к тому, что именно природа, ее характер и особенности определяют художественные задачи в жизни людей, а искусство отображает целостное представление о мире, является зеркалом мировоззрения.

Оборудование. Фотографии или репродукции наскальных изображений в пещерах Испании и Франции; фотографии современных животных; свеча в безопасном подсвечнике; акварель, толстые кисти, банки с водой, клей ПВА; соленое тесто (мука и соль в равных пропорциях, вода); аудиозапись звучания ударных инструментов (африканских барабанов и т. п.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы и целей занятия

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в то время, когда искусство живописи и графики только зарождалось.

II. Вступительная беседа

Звучат барабаны, класс затемняется, учитель зажигает свечу.

У. Чуть более ста лет назад в Испании обнаружили пещеру, в глубине которой при свете факелов удалось разглядеть удивительные изображения животных.

Учитель показывает изображения рисунков. (Рис. 1.)

Рис. 1

Рис. 1

– Ученые задались вопросами: чьи это рисунки? Неужели древнего человека? Многие современники сочли это подделкой, но теперь уже с уверенностью можно сказать, что этим изображениям больше 30 тысяч лет.

Дети работают с «лентой времени».

– Что изобразил древний художник? Кого мы можем узнать?

Дети. Здесь изображены древние животные: зубры, дикие лошади, олени, дикие коровы.

У. Вас не удивляет, что вы так легко их узнали?

Д. Древний художник очень правдиво изобразил их: видны рога, копыта, даже шерсть.

У. Как вы думаете, для чего, с какой целью древний художник рисовал окружающих его животных?

Ответы детей могут быть самыми разными, но их надо подвести к тому, что изображены лишь те животные, которые имели для человека промысловое значение, обеспечивали его едой и одеждой. Важно отметить, что от добычи того или иного животного зависела жизнь всех членов племени.

– Древний человек уже в те далекие времена начал осмысливать все то, что его окружает, изображать значимые для него объекты, устанавливать между ними связь. Что необходимо человеку для успешной охоты?

Д. Надо найти зверя, выследить его, поразить копьем или стрелой.

У. Древний художник не просто рисовал то, что видел, – он совершал важное для жизни всего племени магическое действие: он рисовал предполагаемую добычу и «пронзал» ее изображение оружием, надеясь, что это поможет ему проделать то же самое на настоящей охоте.
Что еще могли проделывать древние люди, дабы «обеспечить» себе удачную охоту?

Д. Они могли произносить различные заклинания, устраивать пляски, повторяющие сцены охоты, изображающие поведение животных.

У. Древний художник в своем искусстве достиг большого мастерства: он умел наблюдать, что позволяло ему создавать правдоподобные изображения.
Чем мог рисовать древний художник?

Д. Он мог растирать сухую глину или сам делал краски. Рисовать могли голой рукой или использовать палочки, а затем и кисти.

У. Первые краски имели землистый цвет, так как делались из разведенной глины, затем, для того чтобы они не осыпались, в них стали добавлять мед, яйцо и даже кровь животных. Художник сначала изображал пятном обобщенную форму животного, затем черным цветом (возможно, углем) прорисовывал детали: ноги и копыта, рога, хвосты и гривы.

Учитель показывает этапы работы на доске. (Рис. 2.)

Рис. 2

Рис. 2

– Обратите внимание на позы, в которых запечатлены животные. Что вы можете о них сказать? Почему выбраны именно они?

Д. Одни животные мирно пасутся, другие изображены в движении. Возможно, этим художник хотел помочь охотникам незаметно подкрасться к добыче или точно и быстро ее настигнуть.

У. Интересно, что все животные изображены с боку. Так легче передать все их внешние особенности.
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли первобытных художников.

III. Творческая работа детей

1. Подготовка материала

Из куска соленого теста на куске полиэтилена дети лепят осколок скалы, лучше неправильной округлой формы. Затем выбирают два любых цвета акварели, кроме черного и красной гаммы. По мокрому тесту тонируют фон, вливая один цвет в другой.
Пока фон подсыхает, ребята рассматривают фотографии (реальные изображения) тех животных, которых они собираются рисовать.

2. Самостоятельная работа учащихся

Ребята начинают работу от пятна, используя для этого красно-коричневые оттенки, затем дорабатывают изображение черным цветом.

3. Оформление работ

Готовые «скалы» с рисунками сохнут при комнатной температуре, при необходимости их оправляют в рамочки и используют для оформления кабинетов истории и биологии.

IV. Подведение итогов занятия

КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЧУКОТКИ

Сегодня ряд ученых высказывают мысль о том, что каждая самобытная культура имеет свои особые задачи в развитии мира – бытия в широком эволюционном, образовательном процессе. Если же какой-то народ не решает эти задачи или перехватывает «бытийные ориентации» другой культуры, то он сходит с мировой арены, сливается с другими народами, разрушается, и на его обломках возникают новые этносы, новые культуры и цивилизации. С этой точки зрения большой интерес представляют малые народы России, старающиеся во что бы то ни стало сохранять свой язык, культуру и самобытное искусство.

Крайний Северо-Восток нашей Родины. Суровый климат Заполярья, бескрайние снежные дали, холодное, тонущее в болотах и в роях гнуса короткое лето и долгая полярная зима, освещаемая сполохами северного сияния, – это Чукотка. Народная поговорка гласит: «За что Бог обидел чукчей, поселив в таких холодных местах?» Действительно, что заставило этот народ более 2000 лет назад прийти на северо-восток Азиатского материка, в зону вечной мерзлоты, приспособиться к тяжелейшим природным условиям и с замечательной изобретательностью строить свой мир, передавать из поколения в поколение обычаи, обряды, художественные традиции?

Едва ли сейчас однозначно можно ответить на эти вопросы, но бесспорно, что культура и самобытное искусство народов Крайнего Севера являются неотъемлемой частью культурного наследия нашей планеты. В первой половине прошлого века известный исследователь Арктики Владимир Юльевич Визе писал, что подвиг чукчей, ненцев и многих народов Севера перед человечеством весьма велик, так как без жизненного опыта, реальной помощи многие полярные экспедиции вряд ли стали бы успешными. Но важнее всего, что при прикосновении к этой тысячелетней традиции полно и ярко высвечиваются лучшие стороны народного бытия, тяготение к доброте, красоте и гармонии. Это особенно важно при работе с современными школьниками, для многих из которых за словами «чукча» и «тундра» кроется насмешливое и уничижительное отношение к чему-то недалекому и пустому. Ребятам необходимо показать целостность и неповторимость мира образов культуры народов Севера, донести мысль о том, что его оригинальность не придумана искусственно, а прочно связана с природой и опытом жизни народа, его миропониманием, а потому прекрасна.

Классик чукотской литературы Виктор Рытхэу, анализируя творчество многих авторов, писавших о чукчах, отмечал: «...эти авторы не скрывали удивления от того, что чукчи, эскимосы, ненцы оказались такими же людьми, как все другие жители Земли. А вот написать бы такое, чтобы читатель удивился не тому, чем отличается чукча от другого человека, а тому, сколько между нами сходного!»

Действительно, осознавая самобытность другого народа, человек обогащается сам, крепнет и его самосознание, но в данном случае намного важнее сделать акцент именно на общечеловеческие ценности, что позволит снять симптомы проявления нетерпимости – стереотипы, насмешки и предубеждения.

Необходимо отметить, что четвероклассники фактически готовы к такому диалогу. У них накоплена достаточная информация о природных условиях Крайнего Севера, его флоре и фауне (тема «Природные зоны нашей страны» – природоведение, 4 класс). Но понять и прочувствовать, как эти факторы повлияли на мироощущение северных народов, на самобытное развитие их культуры и искусства, – задача наших занятий.

Занятие 1

Тема. «Образ человека и природы Крайнего Севера в искусстве».

Оборудование. Географическая карта; фотографии тундры и полярных животных; гуашь, кисти, ножницы, клей, банки с водой; чукотские костяные фигурки людей и животных (фотографии или предметы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня мы начинаем путешествие по северным районам нашей страны и отправляемся за Северный Полярный круг на Чукотский полуостров.

II. Беседа о природе и жизни людей на Чукотке

У. Что мы можем вспомнить об этом крае?

Дети. Это обширная тундра, тянущаяся до Северного Ледовитого океана, холодный климат. В условиях продолжительной полярной зимы и короткого лета здесь расположена зона вечной мерзлоты, когда верхний слой земли оттаивает лишь на полметра. Все это неблагоприятно влияет на скудную растительность.

У. Совершенно верно: это суровый и на первый взгляд неприветливый край. Но почему же более 5000 лет здесь живут люди, не пытаясь уйти от таких трудных условий?

Выслушиваются ответы детей.

– Коренное население – чукчи и эскимосы – не просто приспособились к суровым условиям вечных снегов. Тундра и океан стали их домом, неотъемлемой частью их жизни. Они не мыслят себя вне природы, существуют в гармонии и полном согласии с ней: для них природа живая, ее образ пронизывает всю жизнь и искусство. Совсем другими глазами, чем мы с вами, видит чукча окружающий его мир. Для него это не нагромождение льда и снега, а прекрасная поэтичная картина. Послушайте, как видит снег простой чукотский мальчик из романа Виктора Рытхэу:
«Прямо из-под ног, вниз, к морю, уходил ледник, словно огромная снежная река. Крупные кристаллы сверкали на солнце, горя всеми цветами северного сияния. Ледник полого уходил в воду, а дальше простиралась светло-зеленая морская гладь с неподвижно застывшими на ней белыми с голубизной понизу льдинами».
Как много оттенков, оказывается, можно увидеть в бесконечной белой снежной равнине! Давайте подумаем, что еще как художников может привлечь нас на необъятных просторах тундры?

Дети вспоминают о северном сиянии. Можно попросить их описать это явление природы, как они его представляют по книгам, фильмам и т.д.

Как и все народы на Земле, жители Севера пытались опоэтизировать окружающую их природу, найти сказочные объяснения всем явлениям и событиям. Так родилась легенда и о северном сиянии.
«Жили когда-то в тундре дедушка и внук. Была у них собака Айя, помогала она в тундре оленей пасти и охотиться. Как-то раз вернулся дед с охоты опечаленный: напал на него в тундре волк. Собака хозяина спасла, но волк ее ранил. Пока дед волка прогонял, Айя потерялась. Стемнело в тундре, не найти уже собаку. Горько заплакал мальчик, но, откуда ни возьмись, подлетел к нему сокол, велел поджечь в костре ветку. Сокол взял ветку в клюв и взмыл в небо высоко-высоко. Расступилась в небе тьма. Сокол кругами летал над тундрой, а мальчик с дедушкой искали собаку. Когда ветка уже догорала, Айя нашлась. Улетел сокол, а в северном небе с тех пор часто загорается кругами костер, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело».

Учитель показывает фотографии с изображением северного сияния.

– Какой яркий, красивый и добрый мир открывается перед нами!

У. Природа может быть и суровой, но именно она научила чукчей ценить и хранить тепло. Как?

Д. В холодных условиях людям необходимо теплое жилище. У чукчей оно называется чумом и похоже на шалаш из шкур.

У. Чум – это русское название жилища чукчей, более точно оно называется ярангой. Это удивительное сооружение, внешний вид и строение которого подсказала людям сама природа.
Чукчи весь мир представляли одной огромной тундрой, над которой раскинулся купол неба. Именно так и строится яранга: на поддерживающие жердины-треноги натягиваются шкуры оленей или моржей в два слоя летом и в четыре зимой. Яранга поднимается легко и быстро, за несколько часов жилье уже готово. К нему относились с огромным уважением. Яранга служила многим поколениям. Только в случае если весь род прекращался, ее сжигали. Установка яранги была праздником с танцами и заклинаниями.
Издавна на Чукотке живет искусство резьбы по кости моржа и оленя. Раньше оленеводы и охотники вырезали небольшие фигурки, а теперь этим занимаются мастера и художники.
Учитель показывает предметы или фотографии, обращает внимание на то, как точно переданы пропорции и движения животных и человека.
Как вы думаете, что это могло быть? Зачем люди это делали?

Д. В наши дни эти предметы являются декоративными, а раньше они могли служить для каких-нибудь обрядов.

Ребята вспоминают занятие по древнему искусству, разговор о магических действиях первобытного художника перед охотой.

У. Почему жители Чукотки так трепетно относятся к животным тундры и моря?

Д. Без этих животных невозможна жизнь. Охотники побережья все необходимое для жизни получают от моржа и нерпы, а оленеводы тундры – от оленя: еду, шкуры для жилища и одежды.

У. Верно. Жизнь этих людей раньше целиком зависела от промыслового зверя. Чукчи не отделяли себя от природы – они растворялись в ней, считая себя ее частью. Для чукчей природа была живой, ее обитатели были связаны незримой нитью. Эти люди считали себя потомками животных (для прибрежных охотников это был кит), а мир вокруг был полон злых и добрых духов, которые следили за тем, чтобы человек не причинял вреда окружающему миру.
Отсюда интересные обычаи, которые нам с вами могут показаться очень странными. Например, охотник, возвратившись с добытым морским зверем, перед ярангой обязательно останавливал нарты и поливал голову зверя чистой водой. Это объяснялось тем, что морского обитателя, пока его везли до стойбища, замучила жажда, и если его не напоить, дух морских зверей рассердится на охотника, и ему больше не будет удачи. А когда осенью чукчанки отыскивают мышиные кладовые со сладкими клубнями тундровых растений, они обязательно в знак благодарности кладут вместо припасов табачную жвачку, думая, что зимой мышь сможет обменять ее на еду.
Удачная охота всегда была праздником, на который приглашали соседей, чтобы отблагодарить дух убитого зверя. Попробуйте понять, о чем идет речь в таком приглашении: «Удача посетила нашу ярангу, приходите и воздайте должное хозяину ледяных просторов – умке».

Ребята догадываются, что речь идет о приглашении на праздник, посвященный добыче белого медведя.

III. Творческая работа детей

Ученики создают свой образ тундры, какой они себе ее представляют. Вариантов работы может быть несколько.

Вариант 1. Ребята составляют собственную композицию в живописной или графической технике.

Вариант 2. Живописная работа может быть коллективной. В этом случае одни дети изображают саму тундру (снега, небосвод, северное сияние, море и льдины), а другие – арктических животных, яранги, людей. В конце работы необходимые элементы вырезают и наклеивают на общий фон.

Вариант 3. Работу выполняют индивидуально или малыми группами по 2–3 человека в технике аппликации из ткани, меха и кожи.

Во время работы учитель может рассказывать детям чукотские и эскимосские сказки, что не только стимулирует их фантазию и создает благоприятный эмоциональный фон, но и четко соответствует чукотской традиции: сказитель не только рассказывал сказку, но при этом еще делал прутиком на земле рисунки-изображения.

IV. Подведение итогов занятия

Проводится общее обсуждение работы. Ребятам можно предложить дома составить небольшой рассказ или сказку о тех сюжетах, которые они изобразили.

Занятие 2

Тема. «Образ человека в искусстве народов Крайнего Севера».

В ходе подготовки эта тема вызвала ряд трудностей. Дело в том, что образ человека не разработан в народном искусстве Крайнего Севера. Общественное сознание коренных жителей не отделяло человека от природы: человек как бы сливался с животными, растениями, явлениями природы, отдельно его не изображали. Ученым известны церемониальные фигурки зверей, птиц, бытовой утвари, духов – все они имеют возраст около 1000 лет, но среди них нет изображений человека. Все изменилось в 30-е годы XX века, когда началось активное освоение Заполярья и «приобщение» коренного населения к цивилизации. В этот период стали создавать артели народных художественных промыслов (резьба и гравировка по кости), которые были нацелены на развитие народного искусства. Основной темой работы мастеров стал быт местных жителей («Охота на медведя», «Разделка кита», «Народные сказки» и т.д.). Именно в таких сюжетных композициях стали появляться изображения людей, но художественный образ не сложился. Национальные черты нашли свое отражение только в костюме и роде деятельности.

Оборудование. Фотографии коренных жителей Чукотки и Крайнего Севера, национальной одежды; образцы меха полярных животных, лоскуты ткани и кожи; клей ПВА; ножницы, цветной картон, гуашь, кисти, бумага для рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы занятия

На доске прикреплены работы, выполненные на предыдущих занятиях: изображения тундры и ее обитателей.

Учитель. Мы с вами попытались рассказать в картинах об удивительном и красивом северном крае. Как вы думаете, удалось ли нам создать полный самобытный образ Крайнего Севера?

Дети. Мы не создали образ человека, живущего здесь.

У. Действительно, увидеть и почувствовать красоту природы, осмыслить и одухотворить ее способен только человек. Без него нет искусства. Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, живущих на Крайнем Севере.

II. Беседа о жизни людей на Крайнем Севере

У. Что же заставило более 2000 лет назад прийти в эти холодные неприветливые места людей и остаться здесь жить? Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно: что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособившись к ней.

Учитель показывает портреты представителей разных народностей.

– Ребята, можете ли вы определить, кто является коренным жителем Севера? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являются глаза – черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь». Как вы это понимаете?

Д. Чукчи живут в условиях, где постоянно лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

Рис. 1

Рис. 1

Учитель может показать фотографии костяных или кожаных защитных чукотских «очков», которыми пользовались чукчи, когда природная защита была недостаточной.

У. Мы с вами уже говорили, что северные народы, как никто, умеют ценить тепло. Это и повлияло на особенности их национальной одежды. (Рис. 1.)

Учитель показывает фотографии элементов национального костюма.

Покрой одежды, ее внешний вид и материал диктовались природными условиями и основными занятиями людей.
Каковы требования к одежде на Севере?

Д. Она должна быть теплой, в ней должно быть легко передвигаться по снегу, пасти оленей, ездить на нартах и ходить на охоту.

У. Что интересного вы подметили в национальной одежде Севера, в чем ее особенности?

Д. Одежда очень свободная, без пуговиц, напоминает шубу. Нет отличий в мужской и женской одежде.

У. Действительно, мужская и женская одежды очень похожи. Это меховая верхняя одежда – кухлянка, которая надевалась через голову, штаны, сшитые ворсом книзу, головной убор – малахай, меховые сапоги – торбасы. Эта одежда была очень удобной: при необходимости, втянув голову и руки вовнутрь, человек в таком облачении мог спать прямо на снегу и не замерзнуть – получалась маленькая палатка, внутри которой можно было согреться своим дыханием и теплом своего тела. Зимняя одежда была многослойная: нижнюю шили мехом к телу, а верхнюю мехом наружу.
Что еще интересного вы можете сказать, глядя на эту одежду?

Д. Она очень нарядная: оторочена пушистым мехом и украшена орнаментом.

Дети подмечают, что узор идет по горловине, краю рукавов и опушке – так же одежду украшают и другие народы, например, русские.

У. Зачем украшали одежду?

Д. Все народы обязательно украшают свой костюм или его элементы. Издавна это несет в себе магическую функцию и служит оберегом от недобрых сил.

У. Из каких элементов состоит чукотский орнамент? Мы с вами уже говорили на примере русского народного костюма о том, что геометрический орнамент является «посланием» из далекого прошлого. (Рис. 3.) Давайте попробуем «прочитать» северный орнамент.

Рис. 3

Рис. 3

Учитель показывает укрупненные образцы орнамента.

Д. Все чукотские орнаменты очень разные, хотя и состоят из нескольких геометрических фигур: квадратов, ромбов, треугольников, кругов и крестов.

У. Прочитайте, что символизируют эти фигуры.

На доске:

квадраты четыре стороны света;
ромбы земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
треугольники снежные горы или рябь волн океана;
круги и кресты символы солнца;
«рогатинки»напоминают рога северного оленя – источника богатства и благополучия.

– Обратите внимание на солнечные «розетки» с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. (Рис. 2 а, б, в). Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию. Интересно, что в народном костюме нет ничего сделанного просто так, чтобы было просто красиво. Эти маленькие розеточки играют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.
Что вы можете сказать о подборе цветов, почему выбраны именно они?

Д. Все узоры состоят из белых, серых, черных и коричневых фрагментов. Это цвета меха северного оленя и полярных животных.

У. Совершенно верно, но мастерицы умели не только делать для украшения одежды прекрасные аппликации из меха и замши, вышивать волосками шерсти северного оленя. Они еще знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – желтый и оранжевый.
Для окраски использовали отвар коры полярной ольхи.
Умение шить одежду было одним из самых важных – от сохранения тепла зависела жизнь человека. И, конечно, самым ценным предметом в семье была металлическая иголка. Иголки появились у северных народов только тогда, когда их стали привозить из России и Америки и обменивать на мех, так как металл местные жители не умели добывать.
Интересно об этом рассказывает одна сказка. Послушайте ее:
«По тундре кочевал один человек. Были у него жена, ребенок и огромное стадо оленей. Как-то раз отправился он на охоту. Когда он вернулся, то застал свою жену горько плачущей. Она рассказала, что пришли злые люди, угнали всех оленей, а она с ребенком чудом спаслись, чуть не погибли. На эти слова муж облегченно вздохнул: “Ох, как ты меня напугала! Я-то подумал, что ты потеряла иголку”».
В старинные времена женщина имела только одну иголку: если она терялась, нечем было шить одежду, и вся семья погибала.

III. Творческая работа детей

Варианты выполнения работы могут быть самыми разнообразными.

Вариант 1. Ребята индивидуально создают образ жителя Крайнего Севера в графической или живописной технике.

Вариант 2. На прошлом занятии ребята уже создали коллективное панно с изображением тундры и ее фауны. Теперь можно «заселить» тундру людьми. Причем необходимо обратить внимание на то, что фигуры не должны быть статичными каждый человек должен быть чем-то занят: охотник притаился в засаде, рыболов терпеливо ждет улова, дети играют с животными, люди танцуют на празднике и т. д. Важно показать, что природа и человек составляют единое целое, а не противопоставлены друг другу.

Вариант 3. В технике аппликации из бумаги или ткани можно предложить ребятам составить декоративные работы из узоров в полосах и квадратах, розетки с бахромой. Это в дальнейшем можно использовать для оформления рамы коллективной работы «Тундра» или выставки работ, посвященных Северу.

IV. Подведение итога занятия

Дети вместе с учителем обсуждают работы.