Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Искусство разных народов
(по программе Б.М. Неменского)

Изобразительное искусство

4 класс

«…Искусство очеловечивает не назиданием...
оно открывает путь к освоению огромного
многовекового людского опыта восторга и презрения,
любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений...
сугубо личных критериев нравственного и безнравственного».

Б.М. Неменский

Различные культуры все больше проникают друг в друга. Как следствие, возникает серьезная проблема – воспитание способности относиться с уважением к каждому. Именно толерантность является этической основой безопасности и мирного диалога между культурами. Воспитание наших детей в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур, в духе основополагающих принципов общности человечества в наше время выходит на первый план.

Эта проблема сегодня стоит перед многими школами, где полиэтнический состав учащихся ярко выражен. В сложном процессе воспитания толерантности большую роль играет учебный предмет «Искусство». Важно, что из всех школьных предметов именно оно в своей основе ориентированно на становление духовного мира ребенка, на развитие эстетического восприятия окружающей действительности, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни.

Изобразительное искусство дает детям широкие возможности для творчества, вводя ребенка в состояние уподобления сопереживания. Основная задача педагога – найти способ, как создать полный художественный образ абсолютно разных, так не похожих друг на друга народов, помочь найти и почувствовать себя частицей одного народа, сделать чужое и далекое близким и понятным.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под научным руководством академика РАО, народного художника Б.М. Неменского, предлагает средствами изобразительного искусства вести учащихся «от очага родной культуры в огромный разноречивый мир духовных представлений», от «родного порога в мир общечеловеческой культуры». Эти дороги ведут на Восток и на Запад, в глубину эпох: палеолит, древние славяне и Святая Русь, Россия, Крайний Север, Китай и Япония, Ближний Восток и Средняя Азия, Западная Европа. В результате работы под руководством учителя дети получают большой стимул к самостоятельной творческой и поисковой деятельности.

Программа предоставляет большое поле для деятельности и творчества учителя, оставляя за ним право самостоятельно подбирать материал и разрабатывать занятия по тем культурам, которые не вошли ни в учебник, ни в методические разработки.

Нельзя объять необъятное, но если бы удалось охватить все вопросы культурного многообразия Земли, «какой бы был у ребенка цветник культур, как духовно богаче могли бы стать дети нашей страны»! Эти слова адресованы Б.М. Неменским ко всем, кто осознает роль искусства в развитии и воспитании детей, в их защите от агрессивной окружающей среды и изо дня в день работает в этом направлении.

Вашему вниманию предлагаются разработки занятий по ИЗО, знакомящие школьников с искусством первобытных людей, с искусством народов Севера (Чукотка) и Китая. Материалы могут использоваться как на уроках, так и на внеклассных занятиях.