Искусство разных
народов
(по программе Б.М. Неменского)
Изобразительное искусство
4 класс
«…Искусство очеловечивает не
назиданием...
оно открывает путь к освоению огромного
многовекового людского опыта восторга и
презрения,
любви и ненависти для формирования собственного
опыта отношений...
сугубо личных критериев нравственного и
безнравственного».
Б.М. Неменский
Различные культуры все больше
проникают друг в друга. Как следствие, возникает
серьезная проблема – воспитание способности
относиться с уважением к каждому. Именно
толерантность является этической основой
безопасности и мирного диалога между культурами.
Воспитание наших детей в духе открытости и
понимания других народов, многообразия их
культур, в духе основополагающих принципов
общности человечества в наше время выходит на
первый план.
Эта проблема сегодня стоит перед
многими школами, где полиэтнический состав
учащихся ярко выражен. В сложном процессе
воспитания толерантности большую роль играет
учебный предмет «Искусство». Важно, что из всех
школьных предметов именно оно в своей основе
ориентированно на становление духовного мира
ребенка, на развитие эстетического восприятия
окружающей действительности, творческое
самовыражение, формирование интереса к жизни.
Изобразительное искусство дает детям
широкие возможности для творчества, вводя
ребенка в состояние уподобления сопереживания.
Основная задача педагога – найти способ, как
создать полный художественный образ абсолютно
разных, так не похожих друг на друга народов,
помочь найти и почувствовать себя частицей
одного народа, сделать чужое и далекое близким и
понятным.
Программа «Изобразительное искусство
и художественный труд», разработанная под
научным руководством академика РАО, народного
художника Б.М. Неменского, предлагает
средствами изобразительного искусства вести
учащихся «от очага родной культуры в огромный
разноречивый мир духовных представлений», от
«родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Эти дороги ведут на Восток и на Запад,
в глубину эпох: палеолит, древние славяне и
Святая Русь, Россия, Крайний Север, Китай и
Япония, Ближний Восток и Средняя Азия, Западная
Европа. В результате работы под руководством
учителя дети получают большой стимул к
самостоятельной творческой и поисковой
деятельности.
Программа предоставляет большое поле
для деятельности и творчества учителя, оставляя
за ним право самостоятельно подбирать материал и
разрабатывать занятия по тем культурам, которые
не вошли ни в учебник, ни в методические
разработки.
Нельзя объять необъятное, но если бы
удалось охватить все вопросы культурного
многообразия Земли, «какой бы был у ребенка
цветник культур, как духовно богаче могли бы
стать дети нашей страны»! Эти слова адресованы
Б.М. Неменским ко всем, кто осознает роль
искусства в развитии и воспитании детей, в их
защите от агрессивной окружающей среды и изо дня
в день работает в этом направлении.
Вашему вниманию предлагаются
разработки занятий по ИЗО, знакомящие школьников
с искусством первобытных людей, с искусством
народов Севера (Чукотка) и Китая. Материалы могут
использоваться как на уроках, так и на
внеклассных занятиях.
|